Всероссийский форум среднего профессионального образования

Смузи для сварщика

Конкуренция за кадры будет усиливаться. Какие шансы это открывает для системы СПО?

На одной из многочисленных площадок Московского урбанистического форума в нынешнем году состоялся Всероссийский форум среднего профессионального образования. В течение двух дней в Гостином дворе шли панельные дискуссии, кейс-сессии и лекции, в которых участвовали международные, а также российские федеральные и региональные эксперты, представители власти и бизнеса, обсуждавшие влияние СПО на развитие экономики нашей страны. Среди основных задач, стоящих перед профессиональным сообществом, выделили реформу СПО и роль в ней государства, бизнеса и регионов.

Требуются тысячи рабочих

Поскольку форум СПО проходил в рамках Московского урбанистического форума, столице была уделена львиная доля внимания спикеров. Заместитель мэра г. Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова на пленарном заседании на тему «Вклад СПО в технологический суверенитет страны» отметила, что за последние 5 лет объем промышленного производства в городе вырос в два раза, а в ближайшие годы его ждет еще больший рост. Сегодня реализуются огромные проекты по строительству кластеров, нацеленных на развитие высокотехнологичного наукоемкого производства в области электрооборудования, микроэнергетики, микроэлектроники, автомобилестроения, авиастроения и многих других. Для запуска этих промышленных объектов потребуются тысячи новых высококвалифицированных рабочих. 

– Наконец-то люди начали понимать, что не обязательно иметь высшее образование для того, чтобы обеспечить себя, свою семью, сделать успешную карьеру, – порадовалась Анастасия Ракова. – Вообще, весьма спорно, что в будущем оно будет гарантировать успешность в жизни. Уже сейчас сварщики, электромонтеры, машинисты очень востребованы и получают вполне достойную зарплату, о которой многие «белые воротнички» могут только мечтать. И самое главное – понятен их карьерный трек. Мы живем в пору искусственного интеллекта, и в ближайшее время он нас существенно подвинет, но только не в тех сферах, где человек делает что-то своими руками или взаимодействует с другим человеком, не в сфере услуг. Поэтому всем нужно серьезно задуматься, по какому треку идти. Перед государством стоит сложная задача сформировать принципиально новую современную систему среднего профессионального образования, которая соответствовала бы потребностям работодателя с одной стороны, а с другой стороны – высоким запросам студентов и их родителей. 

Целый год представители Москвы вместе с работодателями отрабатывали новые подходы к развитию столичного СПО и вышли на три базовых принципа, на которых будет строиться система.

Первый принцип – ориентированность на практику. В Москве хотят, чтобы молодые профессионалы после колледжей имели возможность сразу идти на реальное производство. Чтобы работодатели не доучивали и не переучивали их, тратя на это собственные силы и средства. Поэтому с 2023 года увеличена доля практико-ориентированных часов в обучении, и 30% времени, отведенного на профориентацию и профессиональное развитие, в новых образовательных программах дорастет до 70%.

Второй принцип – мультиспециальность. Было бы хорошо, чтобы выпускники колледжей имели не одну, а как минимум три или даже пять профессий. Это повышает конкурентоспособность на рынке труда и делает их положение более устойчивым в его быстро меняющейся конъюнктуре.

Третий принцип – задать обязательный уровень качества подготовки по каждой профессии. Минимальный стандарт уровня квалификации, который выбрали в Москве, – третий, а по некоторым профессиям и четвертый. Анастасия Ракова призналась, что сегодня выпускники московских колледжей не поднимаются выше второго разряда, что подразумевает их дальнейшее доучивание на производстве, из-за этого они автоматически теряют в зарплате. Поэтому желание пойти работать на реальное производство, а не носить, как выразилась спикер, мешки с едой, у многих не возникает. 

Изменить всю инфраструктуру

Эти принципы в колледжах Москвы уже воплотили в 94 образовательных программах. Так как принципы полностью согласуются с подходами на федеральном уровне, все колледжи, которые будут реализовывать эти программы, войдут в «Профессионалитет». «Колледжей, которые не в «Профессионалитете», у нас в ближайшее время просто не останется», – предрекает заместитель мэра. 

По ее мнению, кардинально трансформировать среднее профессиональное образование только за счет обновления программ не получится. Для реальной трансформации необходимо изменить всю инфраструктуру, которая обеспечивает среднее профессиональное образование. А она в Москве устарела по всем параметрам. Поэтому градоначальник своим решением выделил крупное финансирование на ближайшие 5 лет для тотального обновления инфраструктуры СПО, чтобы она позволяла сочетать поточную, проектную и групповую работу, чтобы колледж максимально был похож на производство, куда студенту придется прийти после учебы. Конечно же, большая роль отводится цифровизации СПО, что позволит колледжам высвободить как можно больше времени на практико-ориентированные курсы. 

– Если мы собираемся всерьез заниматься средним профессиональным образованием, то должны понимать, что надо полностью пересмотреть отношения с работодателями, – предлагает Анастасия Ракова. – Многие думают: «Мы же и так с ними дружим, все время приглашаем, спрашиваем, что им надо». Мы делаем именно так, но надо поставить их во главу наших представлений о том, что делать. Связка с работодателям должна быть плотная и долгосрочная. Мы должны научиться мобильно и быстро перестраивать свои образовательные подходы, чтобы отвечать их зап­росам сегодняшнего дня, а не позавчерашнего. И это не простой процесс. Если не будет другого формата вовлеченности работодателей в эти процессы, нам одним не удастся добиться результатов. Мы не можем иметь таких мастеров производственного обучения, которые 30 лет работают в одном колледже, а на заводе последний раз были неизвестно когда. Мастерами должны быть люди, работающие на производстве и параллельно, в силу своего внутреннего желания, совмещающие работу с преподаванием в колледже. Естественно, что они должны получать совершенно иную зарплату. 

В отношениях с работодателями столичные колледжи будут активно переходить на заключение целевых договоров с гарантированным трудоустройством. А еще предполагается вынести оценивание квалификации студентов из внутренней среды исключительно на площадку работодателя. «Должен быть действительно реальный, независимый экзамен на стороне работодателя, к которому эти ребята пойдут. Вопрос непростой, но без движения в этом направлении вряд ли удастся добиться кардинальных изменений», – уверена Анастасия Ракова.

«Кардинально трансформировать СПО только за счет обновления программ не получится. Для реальной трансформации необходимо изменить всю инфраструктуру, которая обеспечивает среднее профессиональное образование. А она <даже> в Москве устарела по всем параметрам».

Нужен взрывной рост

О том, как крупный бизнес умеет прогнозировать свои кадровые потребности, высказался член совета директоров АО «Римера», член правления Российского союза промышленников и предпринимателей Андрей Комаров. В своем докладе он сообщил, что РСПП проводит опросы работодателей на протяжении многих лет, и давно известно, что более половины из них не удовлетворено подготовкой кадров. По мнению Андрея Комарова, проект «Профессионалитет», в конце концов, соединил работодателя и систему СПО. Предприятия поверили и захотели в нем участвовать, получив должное место в системе СПО, а также инструменты по вхождению в управление колледжем и налоговые вычеты за финансовые вложения в образование. 

– Очень важно увеличивать объем целевого обучения, – предлагает Андрей Комаров. – Сегодня по стране всего 2% людей охвачены целевым обучением. Это критически мало. «Профессионалитет» подразумевает, что 85 % выпускников будет иметь трудовой договор на срок от 3 до 5 лет. Это очень важно для них, так как им нужна стабильность в виде контракта с работодателем. И системе СПО это тоже критически важно, потому что она получает возможность планировать в горизонте от 3 до 5 лет, а значит, запрашивать инвестиции на свое развитие, выстраивать процесс подготовки преподавателей. Так мы стабилизируем процесс развития СПО. Потребности экономики в квалифицированных кадрах такие, что мы не успеваем системой СПО удовлетворить эту потребность, поэтому ее включение в процесс быстрой подготовки и переподготовки взрослого населения тоже критически важно начать как можно скорее. Мы видим, как и развитые страны сталкиваются с теми же проблемами. Например, Германия заявила о ежегодной потребности в квалифицированных кадрах в количестве 400 тысяч человек, Япония – миллион. В Китае только в обрабатывающей промышленности к 2027 году дефицит составит 30 миллионов человек. Мы не единственные, кто сталкивается с этим, и проект «Профессионалитет» отвечает на эти вызовы.

Чтобы быстро наладить систему подготовки и переподготовки взрослого населения, Андрей Комаров предлагает принять несколько программ в рамках страны. Во-первых, предоставить гражданам налоговый вычет за переподготовку, что особенно актуально для регионов со слаборазвитой системой СПО, и льготный кредит на подготовку и переподготовку в рамках СПО, поскольку потребности экономики таковы, что нужен взрывной рост системы. 

Как рассказал министр просвещения РФ Сергей Кравцов, на съезде РСПП министр финансов РФ Антон Силуанов поддержал введение налогового вычета для системы СПО в регионах, где такие решения принимаются. Сегодня в России более десяти таких регионов, в которых понимают, что инвестиции в образование и колледжи способствуют развитию региональной экономики. 

Главная проблема

Первый заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Осьмаков дефицит кадров назвал главной проблемой: 

– В стране есть деньги, инвестиционный ресурс, масса возможностей для реализации промышленных проектов, есть воля – и политическая, и предпринимательская – для запуска долгосрочных программ развития промышленности и новых проектов. Потребность в этом имеется. И мы за полтора года в режиме санкций практически исчерпали все возможные «зазоры» с точки зрения подготовки кадров. Надо понимать, что среднее профессиональное образование и рабочие профессии – это системно дефицитная позиция на протяжении ближайших 10-15 лет, что связано с массой демографических причин. И это системная проблема. Значит, давление на рынок будет нарастать, а престиж и зарплаты в этом сегменте будут неизбежно расти. Мне кажется, для ребят, которые решают, чем заняться в будущем, это важный момент. Ставка на среднее профессиональное образование – хорошая инвестиция в собственную жизнь. Полностью согласен с тезисом, что искусственный интеллект поубивает массу гуманитарных и окологуманитарных специальностей. При этом система профессионального образования и рабочие профессии естественным образом адаптируются к современным технологиям. 

Василий Осьмаков поделился, что только в проекте по развитию беспилотных систем, которым он лично занимается, потребность в кадрах до 2030 года составляет миллион человек. Причем в большинстве это простые операторы дронов. Огромный рынок! С учетом того, что страна нацелена на обеспечение технологического суверенитета, проектируются долгосрочные программы с горизонтом 30-35 лет. Например, по воссозданию российского авиастроения. И кадровые потребности в этой сфере исчисляются, как заверил Василий Осьмаков, пятизначными цифрами. А еще в России есть огромная программа по судостроению, планы по воссозданию сферы мало- и среднетоннажной химии – длинные инвестиционные программы, которые в рамках кластерного подхода обязательно должны быть увязаны с подготовкой кадров. 

– Недавно мы утвердили перечень из 5110 рабочих профессий и должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение как в учреждениях СПО, так и в различных центрах, в том числе, созданных на предприятиях, – добавил министр просвещения РФ Сергей Кравцов. – В нем появилось более 250 новых востребованных профессий, в частности, операторы беспилотных авиационных систем с максимальной взлетной массой 30 кг и менее, автомехатроник, инспектор подразделения транспортной безопасности, оператор трехмерной печати, добровольный спасатель, флорист. А еще в перечень возвращены исключенные ранее профессии, по которым предусмотрена льготная пенсия, в том числе, электрогазосварщик, газорезчик. 

Сергей Кравцов
Сергей Кравцов
Министр просвещения РФ

– Мы утвердили перечень из 5110 рабочих профессий и должностей служащих <…>. В нем появилось более 250 новых востребованных профессий, в частности, операторы беспилотных авиационных систем, автомехатроник, инспектор подразделения транспортной безопасности, оператор трехмерной печати, добровольный спасатель, флорист.

«Среднее профессиональное образование и рабочие профессии – это системно дефицитная позиция на протяжении ближайших 10-15 лет <…>  Значит, давление на рынок будет нарастать, а престиж и зарплаты в этом сегменте будут неизбежно расти».

Источник кадров иссяк    

Продолжая тему, телеведущий, шеф-редактор телеканала РБК-ТВ Кирилл Токарев отметил, что ситуация с кадрами в экономике сложилась непростая. С одной стороны, фиксируется беспрецедентно низкий уровень безработицы. С точки зрения службы занятости, казалось бы, можно вздохнуть спокойно – большая безработица Россию в ближайшее время не ожидает. Но, получается, что иссяк привычный источник кадров для работодателей – безработные, которых можно переобучить и принять на работу. Теперь основной источник – те, кто готовы занимать соответствующие позиции, кто учатся по соответствующим программам, а значит, это среднее профессиональное образование. 

– Мы всегда предлагали, предлагаем и будем предлагать возможности переобучения, стимулирования трудоустройства той или иной категории граждан для работодателей, которые по каким-то причинам не могут по-другому найти себе работников, или работники не могут по-другому трудоустроиться, – рассуждает Кирилл Токарев. – Но все механизмы требуют переосмысления и переработки. Возьмем, например, переобучение. У нас есть очень хорошие государственные механизмы его поддержки, но достаточно ли людей, готовых переобучиться по темам, которые сейчас нужны работодателям? А кто нужен будет работодателю через год? Через пять лет? Готов ли он ответить? Не каждый работодатель готов ответить на этот вопрос.

Андрей Комаров напомнил, что увеличивается по стране процент выпускников школ, выбирающих среднее профессиональное образование. Сегодня средняя доля по России – 60%. Цифра каждый год неуклонно растет, и, по прогнозам РСПП, достигнет 75%. Прежде всего, это связано с тем, что молодой человек понимает – он получает профессию и возможность зарабатывать гораздо раньше, чем после вуза. Благодаря этому он может себя развивать, создать семью, планировать свое будущее. 

– Мы говорим об активной части населения, которая хочет выбрать новый путь, новую карьеру, более высокую заработную плату и другие условия труда, – рассуждает представитель РСПП. – Конкуренция между работодателями смещается не только в заработную плату. Услышьте, пожалуйста! Конкуренция смещается в сторону создания более качественных, более интересных, более высокопроизводительных рабочих мест. Это совершенно другие инвестиции, другое качество конкуренции. Нужно давать несколько профессий молодому человеку. Мы должны как можно раньше говорить молодому человеку о будущем и как можно раньше готовить его к этому будущему. 

«Процент выпускников школ, выбирающих среднее профессиональное образование, в стране увеличивается. Сегодня средняя доля по России – 60%. Цифра каждый год неуклонно растет, и, по прогнозам РСПП, достигнет 75%. Прежде всего, это связано с тем, что молодой человек понимает – он получает профессию и возможность зарабатывать гораздо раньше, чем после вуза».

Новая «нефть» экономики 

Начиная пленарное заседание «Кадровый потенциал СПО для рынка труда», первый заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы Александра Александрова назвала СПО «новой нефтью экономики», главным ресурсом, который поможет российской экономике обеспечить технологический прорыв. 

Директор по кибербезопасности и связи с государственными органами власти компании «Head Hunter» Виталий Терентьев в своем выступлении попытался «подсветить» то, что происходит на рынке труда, чтобы коллегам дать почву для обсуждения конкретных проблемных мест. Говоря о демографической яме, он отметил «провал» в численности населения в возрасте от 20 до 30 лет. Эта категория трудоспособного населения самая популярная у работодателя, и она сократилась больше чем на 1,5 млн человек, причем каждый год эта цифра будет только увеличиваться. Бизнесу придется искать трудовые ресурсы в других категориях. Он уже активно интересуется когортой людей до 20 лет, в которую входят студенты СПО и все, кто получают образование. Вторая категория – старше 45 лет. При этом 30- и 40-летних тоже будет становиться меньше по целому ряду причин. 

– На СПО ложится гигантская нагрузка, – говорит Виталий Терентьев. – Сейчас этих людей нужно будет учить совершенно по-другому, не по текущим лекалам. На них будет большая ответственность. За ними будут больше охотиться. Они будут больше разбалованы. Когда на рынке дефицит, подбирать будут всех. Выбора не останется. 

Компании с начала 2022 года, поняв, что находятся в страшном дефиците во всех профессиональных категориях, начали обращать внимание на молодежь, в том числе, на студентов СПО. Поэтому постоянно растет число вакансий для выпускников колледжей. По словам Виталия Терентьева, 47% выпускников вузов не идут работать по профессии, а многие из них впоследствии начинают конкурировать с выпускниками колледжей за «их» профессии. Одна из самых популярных и востребованных профессий в текущем году в России отнюдь не менеджер, не юрист, не еще кто-то с высшим образованием. Сварщик! Эта профессия в своей категории ставит рекорды по зарплатам – до 300 тысяч рублей. За хорошего сварщика, обученного соответствующим образом, компании готовы платить большие деньги.

– Речь идет не только о зарплате, а еще и о том, что хорошим сварщикам предоставляют условия для вхождения в компанию, – удивляется спикер. – Сварщик отработал смену, и ему смузи подают. У него комната отдыха появилась. Я говорю это, не просто «с луны» взяв, разговаривал с представителями компаний, которые занимаются производством металла и нефтедобычей. Они вынуждены на это идти. Если это не сделаешь ты, у тебя сварщика перекупят. Поэтому компании будут вынуждены вкладывать все больше и больше в этих людей и их обеспечение. Компании будут все больше обращать внимания на учебные заведения, в которых учатся эти люди, где можно их достать, будут вкладывать инвестиции в учебный процесс, и это даст очень мощный импульс для развития. 

Чего не хватает СПО? Банального пиара, промоушена и авторитета. Пока еще профессия сварщика остается непрестижной. Но практика показывает, что если в непрестижные профессии щедро добавить денег, они приобретут хороший престиж. Сегодня топ-10 самых востребованных профессий по России среди «синих воротничков» возглавляют сварщик, фрезеровщик и электромонтажник. За этими специалистами будут охотиться, предрекает Виталий Терентьев. А еще, по его прогнозу, все возрастные когорты и все профессиональные специальности в ближайший год вырастут по стоимости поиска как минимум на 50%. То есть каждый найденный специалист будет стоить дороже, чем раньше, и рост стоимости будет, скорее всего, экспоненциальным. Подбор будет усложняться. Будет война за таланты. Людей будут правдами и неправдами заманивать, создавать особые условия. Многие работодатели окажутся в безвыходном положении, но им придется это делать. 

«Каждый найденный специалист будет стоить дороже, чем раньше <…>. Подбор будет усложняться. Будет война за таланты. Людей будут правдами и неправдами заманивать, создавать особые условия. Многие работодатели окажутся в безвыходном положении, но им придется это делать».

Люди ищут смыслы

Операционный директор компании ANCOR Алексей Миронов подтвердил, что спрос на выпускников системы СПО растет в геометрической прогрессии. И, очевидно, будет расти. Речь идет о предприятиях, где открыты тысячи вакансий, и их производственные планы под угрозой фактически из-за того, что штатная численность не заполнена. Они испытывают огромный кадровый голод.

– По нашим ощущениям, рынок труда очень сильно изменился, – говорит Алексей Миронов. – На рынок пришло несколько новых поколений, их ожидания от работы в целом иные. Мы были воспитаны в парадигме, что смысл жизни во многом заключается в работе. Было очень странно, если человек не работал. Сейчас у молодых специалистов смыслы немножко другие, и работа во многом становится инструментом достижения каких-то целей. Не самим по себе смыслом. Поэтому и их ожидания от работы другие. И это невозможно игнорировать. При этом огромное количество людей хотело бы иметь собственное дело, а привлекательность крупных работодателей, в том числе, российских компаний, к сожалению, снижается. Зато с каждым годом растет привлекательность государственной службы – большая доля выпускников и вузов, и среднепрофессиональных учебных заведений хотела бы поступить на государственную службу или работать в бюджетных организациях. Подчеркну, что предпочтения молодых специалистов при выборе работы особенные. Эти люди ищут смыслы, хотят быть причастными к какому-то результату деятельности их организации. И основное послание к работодателям в данном случае связано с тем, что это не просто замещение вакантного рабочего места, не просто человек, выходящий на какую-то вакансию. Это человек, который хочет быть причастным к какому-то результату, хочет понимать связь своей работы с тем, что делает организация, в которую он приходит на работу. Даже если это сварщик. Все равно продукт, который производит соответствующий завод, крайне важен для этого специалиста. 

«На рынок пришло несколько новых поколений, их ожидания от работы в целом иные <…>. Это не просто человек, выходящий на какую-то вакансию. Это человек, который хочет быть причастным к какому-то результату, хочет понимать связь своей работы с тем, что делает организация, в которую он приходит на работу».

Повысить престиж СПО

На сервисе «Авито. Работа», как рассказал его директор по продажам Роман Губанов, число вакансий в сфере производства увеличилось в 2,9 раза. Это связано со многими причинами, в том числе, с большим гособоронзаказом, перестройкой промышленности, уходом зарубежных компаний с российского рынка или сменой собственника, обновлением цепочек поставок и т. д. 

– Производство – лидер по количеству дефицитных специалистов, – заявляет Роман Губанов. – Мы недавно выпустили аналитический инструмент, который называется «Индекс рынка труда», где можно в режиме онлайн увидеть, как сейчас характеризуется рынок труда, какие специальности наиболее востребованы, в том числе и для того чтобы корректировать образовательные программы и выпускать специалистов нужных сейчас. Позиции, которые находятся в абсолютном дефиците, это, например, токарь, машинист и наладчик. Со стороны работодателей есть колоссальный спрос, а со стороны соискателей – дефицит. 

Один из способов реагирования на дефицитное состояние рынка со стороны работодателей – увеличивать предлагаемую зарплату. Например, по специальности токарь предлагаемая зарплата выросла на 70%. Фактически работодатели готовы платить вдвое больше, чем раньше. Но достаточно ли этого для того, чтобы победить дефицит? Безусловно, нет. Все это характеризует состояние рынка труда как «рынок соискателя». (Рекрутеры знают, что рынок фактически бывает в двух положениях: «рынок работодателя» и «рынок соискателя». Сейчас – абсолютный «рынок соискателя»: у него есть веер предложений, и он может выбирать наиболее ему понравившиеся). 

Для решения проблемы Роман Губанов предлагает заниматься популяризацией СПО, рассказывать о возможностях, которые дает это образование, показывать успешные примеры трудоустройства, карьерного пути внутри крупнейших или, может быть, небольших, но специфических, компаний. Важно делать интернет-страницы, рассказывающие о том, какие возможности дает СПО и конкретное образовательное учреждение. 

Сервис «Авито. Работа» проводил опрос среди 10 тысяч соискателей, и 72% опрошенных отметило, что видит среднее профессиональное образование перспективным для поиска работы. И наиболее перспективно оно в сфере строительства, сельского хозяйства, HoReCa (гостинично-ресторанный бизнес), красоты, транспорта, логистики,  менее перспективно – в IT и консалтинге. Считает ли соискатель, что диплом колледжа поможет им найти работу, облегчит их путь? Да, 12% отмечает, что можно найти хорошую работу, имея среднее профессиональное образование. Кроме того, 27% считает, что образование, может быть, в меньшей степени важно, чем навыки. При этом в ситуации, когда есть выбор, пойти ли учиться в высшее учебное заведение, пройти какие-либо курсы повышения квалификации, отправиться на практику за прикладными навыками или получить среднее профессиональное образование, СПО занимает только четвертое место. Применение маркетинговых инструментов, советует Роман Губанов, поможет повысить престиж.

Аванс для системы

– Школьники выбирают систему СПО все чаще, и мы видим, что спрос на нее есть, – говорит директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения РФ Виктор Неумывакин. – Главное, чтобы она адекватно отвечала на этот запрос. Мы понимаем, что этот запрос фактически нам дается авансом. Если работодатель не найдет ответа на свой вопрос, взаимодействуя с колледжем год или два, он будет искать другие инструменты. И школьник, который придет к нам и поймет, что учиться у нас скучно, и, оказывается, трудоустройство у нас негарантированное, и учиться долго, и практико-ориентированности нет, которой мы хвалимся, он тоже развернется и уйдет. А еще расскажет об этом своим братьям, сестрам, учителям, бывшим одноклассникам, и люди вообще к нам перестанут приходить. Какие шаги предприняло министерство для того, чтобы колледжи адекватно отвечали на задачи современного мира? Пересмотрели перечни профессий и специальностей. Дольше всего бились над перечнем программ профессионального обучения 2013 года, там было 6 тысяч позиций, и наконец мы выпустили новый перечень. Перечни и на уровне СПО, и на уровне профессионального обучения, мне кажется, хоть немного догнали свое время. Старый ФГОС был похож больше на шаблон. Новый стандарт мы попытались сделать более широким, чтобы дать свободу колледжам, чтобы они во взаимодействии с конкретным работодателем, могли максимально менять программу. Мы вкладываем серьезные средства, чтобы в колледжах было оборудование не хуже, чем на предприятиях. Ключевые фигуры в повышении качества образования: мастер производственного обучения и преподаватель специальных дисциплин – поэтому обучаем их и будем обучать в тех же объемах, которые запланировали. 

Виктор Неумывакин
Виктор Неумывакин
Директор Департамента государственной политики в сфере профессионального образования и опережающей подготовки кадров Министерства просвещения РФ

– В 2014 году мне поручили заниматься колледжами. Я был на Дне открытых дверей в одном из колледжей. Увидел, как рядом села женщина и горько расплакалась. Спрашиваю: «Что вы плачете?» Отвечает: «Сын в колледж собрался идти». А в нынешнем году, когда был на таком же Дне открытых дверей и разговаривал с родителями, то они спрашивали, кому надо позвонить, чтобы ребенок точно попал в этот колледж. Девятиклассники, которые выбирают свой профессиональный путь и колледж для дальнейшего обучения, зачастую поступают умнее нас – для своей карьеры и своего жизненного пути. Поэтому хочется сказать родителям, чтобы они больше доверяли своим детям.

Результат – через 5 лет

– Быстрые результаты в изменении системы СПО невозможны, – с этих отрезвляющих слов начала панельную дискуссию «Новые модели партнерства СПО и бизнеса» заместитель руководителя Департамента образования и науки г. Москвы Ирина Швец. – Изменения, которые мы начинаем, свой результат дадут минимум через 5 лет. Но это 5 лет не ожиданий, а тяжелой работы, так как 30 лет система не развивалась, выполняя социальную функцию передержки молодежи. Никогда раньше колледжи, несмотря на то, что повестка звучала, не ощущали такого пристального внимания к себе. Сейчас есть ожидания того, что мы уже научились разговаривать с бизнесом, поняли ценность этого взаимодействия, полностью перестроили всю свою инфраструктуру, «перестроили» головы педагогов и научились разговаривать со всеми. Так быстро это не сделать. 

Как уверяет Ирина Швец, за период чуть больше года в Москве достаточно глубоко переосмыслен путь в сфере СПО. Раньше, формируя конт­рольные цифры приема, Департамент образования и науки направлял запросы в органы исполнительной власти о том, какие специалисты и в каком количестве им нужны. А в ответ обычно получали список существующих вакансий. В нынешнем году подход был пересмотрен, и для формирования контрольных цифр приема представители Департамента образования встречались с каждой отраслью. Особенность Москвы в том, что в ней не один работодатель на конкретную специальность, а десятки и сотни. В ходе ревизии были обнаружены специальности, которых уже нет на рынке, а им в столице продолжали обучать. И наоборот, вместе с работодателями выявили актуальные специальности, по которым ранее не учили. 

– Чтобы действительно качественно готовить специалистов, нужна инфраструктура, – уверяет Ирина Швец. – Но прежде, чем купить хоть один станок или одну лабораторию в наши колледжи, мы осмысливаем: зачем, сколько ребят и сколько часов отработают навыки на этом оборудовании, чтобы получить как минимум третий разряд, который сейчас требует рынок. И важно, чтобы у работодателя было такое же оборудование. Здесь мы тоже спрашиваем у наших партнеров, что покупать и в каком объеме. 

Борьба за соискателя

Начальник отдела по работе с персоналом ПАО НПО «Алмаз», АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» Александр Чугунов рассказал о своем, где-то даже уникальном, опыте работы с системой СПО: 

– У нас достаточно много учебных заведений, с которыми мы работаем, но особое место занимают политехнические колледжи имени Овчинникова и Годовикова, которые нам дают возможность регулярно пополнять ряды сотрудников новыми квалифицированными кадрами. Все начальники цехов всегда с большим удовольствием берут на практику студентов, но мы работаем и с мастерами от колледжей, предоставляя им возможность бывать на предприятии, видеть производство, общаться с нашими мастерами и начальниками цехов. У нас в течение года проходят практику от 250 до 350 человек, и из них порядка 30-40% в дальнейшим к нам трудоустраивается. В чем сложность работы с колледжами? Промышленных предприятий много, а колледжей и ребят, которые там обучаются, достаточно мало. 

В нынешнем году концерн в содружестве с колледжами Овчинникова и Годовикова запустил программу трехстороннего взаимодействия меж­ду школой, колледжем и предприятием. Преимущество заключается в том, что у многих ребят в дальнейшем есть возможность получить высшее образование на одной из четырех базовых кафедр предприятия. Так выпускник колледжа после получения диплома, уже работая, может учиться в вузе. На выходе получается и специалист, и руководитель, который прошел все этапы становления. Он знает производство, трудясь на рабочих должностях, и в дальнейшем может стать хорошим начальником цеха. В пример Александр Чугунов привел одного из выпускников колледжа, который в 27 лет уже занимает должность заместителя начальника цеха, у него в подчинении 350 человек, и он прекрасно справляется с поставленными задачами. При этом речь идет о цехе, из которого выходит уже готовая продукция.

Совет молодых специалистов и ученых предприятия тесно взаимодействует с учащимися колледжей. Промышленники проводят различные спортивные соревнования, на них приглашают студентов колледжей, и между молодыми работниками и студентами происходит неформальное общение, в котором можно подробно расспросить о том, каково работать в НПО «Алмаз». Одно дело, когда говорит «взрослый дядечка», другое – когда тебе честно обо всем рассказывает такой же, как ты, молодой человек. Это работает. Понятно, что рассказывать тоже есть о чем – например, о компенсации за снимаемое жилье и по ипотечному кредитованию, о возможности молодым людям до 25 лет абсолютно бесплатно питаться в столовых и заниматься спортом, о льготных путевках на юг, когда 80% оплачивает предприятие. 

Александру Чугунову задали вопрос о том, что делать, когда работодатель не хочет взаимодействовать с СПО, и получили ответ: «А сейчас у работодателя выбора нет, по большому счету. Нужно работать и взаимодействовать». 

– «Алмаз» – крупное объединение, – продолжил он, – но есть еще более крупные структуры, они могут себе позволить немного больше, чем мы. Двадцатилетняя практика работы с колледжами и хорошее взаимодействие с директорами как раз и позволяет нам набирать квалифицированные кадры. Основной стимул заключается в том, что если работодатели не будут работать с СПО, то мы в дальнейшем получим одних менеджеров, а не тех людей, которые могут работать за станками. Рынок труда немного изменился, и мы за каждого соискателя буквально боремся. Поэтому работодатель должен сам задуматься, нужно ему это или нет. 

Костяк рабочих кадров

Директор по управлению персоналом госкорпорации «Ростех» Юлия Цветкова тоже поделилась моделями взаимодействия с СПО: 

– Мы понимаем, что те направления подготовки рабочих кадров, которые максимально востребованы нашими предприятиями, не всегда оказываются у колледжей. Они зачастую пытаются реализовать на своей базе более популярные направления, не требующие качественной системной подготовки, серьезного материально-технического обеспечения, подготовки преподавательского состава и мастеров производственного обучения. Это серьезная болевая точка для нас, опираясь на которую, мы выстраивали используемые у нас модели. Мы понимаем, что зачастую выпускники колледжей очень серьезно не дотягивают по общему базовому уровню знаний по таким профильным предметам, как математика, информатика, черчение и так далее. Я не говорю про гуманитарный блок. И в этой ситуации нам, как высокотехнологичной промышленности, важно было эту тенденцию каким-то образом переломить. Потому что высококвалифицированный рабочий должен иметь определенный уровень знаний и системное мышление – как минимум, проводить связь между предметами и явлениями, потому что иначе ему на производственном предприятии нечего делать. Но даже если решены все вопросы в рамках подготовки и обучения, материально-технического оснащения, есть еще одна серьезная проблема на стороне работодателя, связанная с длительным периодом адаптации выпускников колледжей – от 3 до 5 лет, что серьезно снижает скорость разработки и производства и приводит, как минимум, к потере в результате.

Кроме того, устоявшиеся трудовые коллективы (средний возраст работника на предприятиях «Ростеха» порядка 50 лет), не особо заинтересованы в молодежи. А если заинтересованы, то используют молодых людей, скорее, как вспомогательный персонал, нежели как полноценных членов команды. И от этой проблемы тоже исходили в «Ростехе», строя свои модели. А дефицит рабочих кадров в корпорации нешуточный – примерно 23 тысячи человек. Это цифры, которые необходимо набрать дополнительно с учетом специальной военной операции, потому что в целом по году цифры набора значительно выше с учетом текучести. Например, в 2022 году «Ростех» с учетом СВО дополнительно набрал порядка 30 тысяч человек. И, тем не менее, потребность в рабочих кадрах остается крайне острой. Корпорации нужны, прежде всего, универсальные станочники, операторы станков с числовым программным управлением, наладчики этих станков, слесари механосборочных работ, слесари, электромонтажники. То есть потребность вполне базовая, никакой «экзотики». 

В качестве успешного примера Юлия Цветкова привела то, что с недавнего времени «Ростех» плотно отрабатывает региональную повестку с Министерством просвещения РФ как в рамках проекта «Профессионалитет», так и в рамках «классического» СПО. Например, в Ярославской области присутствуют двигателестроительные предприятия ОДК «Сатурн», на которых кадровый дефицит в 2023 году составил 776 человек. Из них по «пятерке» востребованных профессий дефицит достигал на начало эксперимента 565 человек. Эту потребность нужно было закрыть незамедлительно. По результатам слаженной работы Минпросвещения, региональных органов исполнительной власти, организаций госкорпорации на местах, центров занятости, Минтруда и колледжей эту цифру за полтора месяца удалось снизить до 209 человек. Отличный результат с учетом того, что закрыть потребность не так просто в регионах, где людей требуемой квалификации может не хватать просто физически. Благодаря взаимодействию всех заинтересованных сторон дефицит был закрыт на 63%.

– Делали мы достаточно простые вещи, но очень активно, – раскрывает секрет Юлия Цветкова. – Вместе с центрами занятости населения активно привлекали с рынка специалистов, соответствовавших нашим требованиям. Если по той или иной причине специалисты или новобранцы не дотягивали до уровня, быстро переобучали их в наших производственных учебных центрах с последующим присвоением разряда. Практически на производстве! Далее обучали их на базе колледжей по сокращенным программам. Этот момент мы отрабатывали с колледжами практически в режиме онлайн. И заключали договоры со студентами после поступления в СПО, чтобы ребята, уже выбравшие профессию, приходили работать на ОДК «Сатурн». Весь этот пул инструментов совокупно дал хороший результат. 

Понятно, что это оперативный метод для закрытия краткосрочной потребности. В среднесрочной и долгосрочной перспективе работать надо по-другому, с использованием более системных подходов. 

Системные меры, которые «Ростех» определил по регионам присутствия предприятий, включают долгосрочное соглашение о сотрудничестве с организациями СПО, что позволяет вместе с ними дорабатывать учебные программы, настраивать их под запрос работодателя как с точки зрения наполнения профессиональными компетенциями, так и с точки зрения сроков подготовки и прохождения практики на предприятиях. 

Чтобы решить проблему, связанную с базовым уровнем знаний молодых специалистов, которые выходят из СПО, «Ростех» предлагает повышать его еще в школе. Для этого, например, в Москве создаются инженерные классы, которые, прежде всего, используются как смычка с высшим образованием. Но их рассматривают и как важную платформу и как ступень, в том числе, для подготовки ребят для колледжей. Чтобы выпускники инженерных классов и после девяти лет обучения, и после одиннадцати могли связать свою жизнь не только с высшим образованием, но и составить костяк рабочих кадров. 

Связка сработала!

Президент Ассоциации работодателей внеуличного транспорта России, заместитель начальника метрополитена по управлению персоналом ГУП «Московский метрополитен» Павел Ковалев рассказал о взаимодействии с системой СПО на примере московского метрополитена, в котором трудится порядка 70 тысяч человек. Говоря о разрыве между работодателем и СПО, он подчеркнул, что положение метрополитена было усугублено тем, что в этой системе профессии, востребованные в метрополитене, вообще отсутствовали как класс. Рабочий персонал для метрополитена никто комплексно не готовил. В СПО присутствовали только профессии железнодорожного транспорта. Поэтому для обучения персонала еще с советских времен метрополитен содержит собственный учебный центр – корпоративный университет для массовой профессиональной подготовки, повышения квалификации, разных видов ДПО. Ранее выпускников колледжей трудоустраивали на общих основаниях и сразу отправляли в свой университет, переобучали и только после этого допускали к производственным процессам. 

При поддержке социального блока правительства г. Москвы метрополитен в 2021 году начал проект «Нам с тобой по пути» на базе Московского колледжа городского и железнодорожного транспорта. На первом этапе метрополитен «взял в оборот» выпускной курс, который большую степень учебного времени находился на практике. На предприятие по срочному трудовому договору трудоустроили без малого 600 человек – практически весь списочный состав колледжа! Сформировали из студентов группы в корпоративном университете, каждого прикрепили к наставнику и по похожим профессиям, которым они обучались в колледже, переподготовили их под производство. Приняли демонстрационный экзамен на площадках электродепо. И это сработало. Из тех, кто закончил колледж, 64% остались и продолжают работать в метрополитене. Хотя на тот момент, по статистике Департамента образования Правительства г. Москвы, конверсия составляла обычно менее 10%. И это оказалось огромной победой. 

– Мы организуем эту работу на базе метрополитена, – поясняет Павел Ковалев. – На базе Ассоциации работодателей внеуличного транспорта действует Совет по профессиональным квалификациям на городском пассажирском транспорте. Этот орган совместно с Минтруда и НАРКом занимается разработкой и применением профессиональных стандартов. Программы, которые мы внедрили и будем внедрять, отрегулированы и пересмотрены в соответствии с профстандартами, то есть с теми требованиями и той квалификации, которые нужны работодателю. Это очень важный момент. Мы не используем старые программы. И в этом году, уже в сентябре, благодаря такой совместной работе запущены четыре программы обучения по рабочим профессиям, которые до этого ни разу не реализовывались. По новым профстандартам, новым профессиям, прямо с нуля. То есть связка образования и производства сработала!

Успех позаботится о себе

В АО «Силовые машины» работает более 14 тысяч человек. Например, в Санкт-Петербурге персонал составляет более 8 тысяч сотрудников, и 40% из них – рабочие, представляющие 141 профессию. Ежегодно компания с учетом текучки кадров трудоустраивает порядка 600 рабочих. Топ самых востребованных профессий возглавляют станочники, слесари механосборочных работ, сварщики, обмотчики и сборщики.

– Если раньше мы принимали только тех, кто соответствовал нашим требованиям, то теперь берем всех и готовим для себя, – делится руководитель учебного центра управления развития персонала АО «Силовые машины» Эльгиза Кайкина. – В рамках «Профессионалитета» два работодателя – «Силовые машины» и «КАРТЭКС» – сотрудничают с семью колледжами. По проекту мы, как и коллеги, принимаем студентов СПО, но что делаем не как все? При трудоустройстве студентам даем подъемные в размере 35 тысяч рублей, считая, что это немаловажно для ребят на старте их карьеры.

Проблема, с которой столкнулись «Силовые машины» – несоответствие выпускников колледжей квалификации. В связи с этим компания в 2022 году организовала обучающую программу для мастеров колледжей и стажировку преподавателей и мастеров в производственных цехах. Вторая программа направлена на развитие амбассадоров «Профессионалитета»: компания готовит ребят и направляет в школы, где они рассказывают о колледже и предприятии. В рамках третьей программы в прошлом году состоялась конференция, посвященная СПО совместно с проектом «Россия – страна возможностей». 

– Можно все время требовать, решая проблемы, можно доказывать свою позицию и отстаивать ее, – поделилась мнением Эльгиза Кайкина. – А можно просто сесть за стол переговоров и начать сотрудничать. Как сказал Генри Форд: «Если все вместе идут вперед, то успех позаботится о себе сам».

Во время форума все обсуждения, касавшиеся решения кадровых проблем, пронизала красной нитью тема сотрудничества между системой СПО и работодателями. 

– Безусловно, готовить специалистов необходимо с учетом требований, которые выставляют работодатели, – резюмирует модератор Виталий Терентьев. – У работодателя надо спрашивать, кто ему нужен, – не у госпрограммы и не у специалистов, создающих профстандарты. Пока стандарт сделают, время уйдет. А учить нужно здесь и сейчас, а не завтра и не послезавтра. И нужны взаимные стажировки – как студентов у работодателя, так и преподавателей, которые их учат. Если работодатели и преподаватели поймут, что на этой волне нужно успевать сотрудничать, потому что так они развивают друг друга космическими темпами, то оба будут в выигрыше. 

Подготовил Алексей Батанов

30.11.2023
Наверх