Итоги IХ Всероссийского конкурса «Пресс-служба вуза»

«Мы имеем дело с профессионалами!»

Подведены итоги IХ Всероссийского конкурса «Пресс-служба вуза»

Год 2023-й для конкурса – особенный: большому редакционному проекту исполнилось 10 лет (лишь однажды, в год пандемийного форс-мажора, была взята временная «пауза»). Поэтому мы решили не только подвести ежегодные конкурсные итоги, выбрав финалистов «Пресс-служба вуза»-2023, но и сделать небольшой анализ: как изменились пресс-службы вузов за прошедшее 10-летие? Результаты нас порадовали!..

В 2013 году, задумав первый всероссийский ежегодный конкурс «Пресс-служба вуза», мы провели небольшое предварительное исследование: а, собственно, какие качества – профессиональные и личностные – более всего ценят наши вузовские коллеги? На основе полученных ответов тогда довольно легко определилась «тройка» самых значимых.

Изменились ли эти позиции за прошедшее 10-летие? (Кстати, ответ на этот вопрос инициатора и организатора конкурса, директора журнала Екатерины Шигаповой смотрите в финале публикации!).

Итак, задавшись этим вопросом, мы провели аналогичный опрос в рамках нынешнего конкурса. Анализ ответов позволил выделить следующий топ самых важных профессиональных и личностных характеристик, которыми, по мнению наших конкурсантов, должны обладать сотрудники вузовских пресс-служб (для более полной картины не ограничиваемся «первой тройкой» и приводим несколько позиций, которые наиболее часто встречались в ответах участников).

Итак, коммуникабельность, владение новыми технологиями, креативность – эти ценности, как и 10 лет назад, остаются в топе профессиональных и личностных характеристик сотрудников информационных подразделений вузов. А вот необходимость мониторить новости и тренды в сфере образования, а также в смежных отраслях (маркетинг, социальные медиа) указывалась в опросе 2023 года неизмеримо чаще по сравнению с опросом 10-летней давности, тогда пресс-службы были сильнее сфокусированы на собственных цеховых интересах.

И впервые наши респонденты обозначили такие качества, как умение предвидеть и прогнозировать, чтобы «действовать на опережение», а также – способность к эмпатии.

Коммуникабельность, владение новыми технологиями, креативность – эти ценности, как и 10 лет назад, остаются в топе профессиональных и личностных характеристик сотрудников информационных подразделений вузов <…>  И впервые наши респонденты обозначили такие качества, как умение предвидеть и прогнозировать, а также – способность к эмпатии.

Прогноз, который сбылся…

Вообще, это один из самых любопытных моментов нынешнего опроса участников конкурса: профессиональные и личностные качества в ответах респондентов выступили яркой взаимосвязанной парой – профессиональное знание потребностей и требований целевых аудиторий четко обуславливается личностной способностью к эмпатии. Из этого напрашивается простой вывод: включение в специальность «Связи с общественностью» курса обучения эмоциональному интеллекту стало бы хорошим решением лиц, ответственных за содержание высшего образования. Это, во-первых. 

Во-вторых, хотелось бы поздравить авторов доклада «О будущем коммуникаций», написанного по результатам проектно-аналитической сессии известного отраслевого фестиваля «Дни PR». Поздравить с тем, что один из ключевых прогнозов доклада, опубликованного в 2017 году, уже сбылся. «В ближайшие годы в нашей профессии будут востребованы специалисты широкого профиля, широкого охвата и при этом знающие конкретные инструменты, – прогнозировали авторы. – Технологизация приведет к тому, что будет увеличиваться значимость творчества, стратегического мышления, эмпатии и, наравне с этим, математических компетенций. Во многих ситуациях выходят на первый план персональные компетенции. При этом хорошо владеть всеми инструментами не обязательно. Скорее надо уметь быстро находить и осваивать новые знания и навыки под задачи, а также быть способным привлекать дополнительные внешние ресурсы».

Итак, судя по ответам наших респондентов, финалистов конкурса «Пресс-служба вуза», к 2023 году эмпатия уже стала актуальным – осознанным и востребованным – атрибутом профессии. 

Сбудутся ли и другие прогнозы доклада? Например, вот еще один ключевой момент, цитируем: «Конкуренцию за минуты в жизни окутанного информацией и живущего в цейтноте человека будет проще выигрывать тем, кто сможет заинтересовать его взаимодействием в оффлайне. <…> Способность вывести потребителя в нецифровую коммуникацию станет высшим пилотажем PR-работы благодаря её эффективной конверсии в эмоциональный маркетинг – основу долгосрочного доверия и репутации».

Что значит репутация вуза и каковы инструменты ее формирования? Как и в каких форматах конкурировать «за минуты в жизни окутанного информацией и живущего в цейтноте человека»? Об этом далее рассказывают победители конкурса «Пресс-служба вуза»-2023. 

Репутационные активы: пять условий роста

«Невозможно вот так «взять и сформировать имидж», это долгий, скрупулезный, тонкий процесс», – так говорят все наши финалисты. И здесь должно быть задействовано несколько обязательных условий. 

Первое – формирование репутации вуза, это, прежде всего, общее дело.

 – В этой работе принимают участие все: основатель университета, люди, принимавшие участие в открытии вуза, преподаватели, которые делились своими знаниями на протяжении всех лет, студенты прошлых лет и сегодняшние, руководители, профессорско-педагогический состав, сотрудники и даже служба охраны, – делится проректор по связям с общественностью Университета управления «ТИСБИ» Диляра Гапсаламова. – Когда есть слаженная работа всех этих структур, каждый четко понимает свою задачу и прикладывает все силы, чтобы помочь студенту в сложном процессе получения качественного образования, то постепенно положительный имидж формируется сам. Пресс-службе «остается» красиво написать, показать, сфотографировать, рассказать о работе университета… 

В необходимости взаимодействия с другими вузовскими подразделениями убеждена и руководитель пресс-службы Владивостокского государственного университета (ВВГУ) Лариса Прохорова:

– Действия пресс-службы напрямую зависят от умения работать «единым фронтом» с коллегами-маркетологами, преподавателями, сотрудниками, студенческим активом для достижения общей цели – выгодно представить свой вуз. 

Условие второе – «любовь к своей работе, к коллегам, к студентам, к людям, которые обращаются за помощью, делятся своими идеями». 

– Самой базовой вещью, на которой выстраивается система личных и профессиональных качеств сотрудников пресс-службы, на наш взгляд, является любовь к университету. Как бы громко это ни звучало. Чтобы формировать положительный имидж вуза, ты должен верить в него и любить его, – в этом уверена Людмила Чунёва, начальник Управления по связям с общественностью Тверского государственного университета (ТвГУ). – А еще, нам кажется, что здесь не обойтись без неугасаемого интереса и любопытства к тому, что могут дать миру образование и наука. Это самые главные составляющие.

«Чтобы информировать, надо быть информированным» – это третье обязательное правило для формирования сильной репутации. 

– Важно аккумулировать как можно более полную и позитивную информацию о вузе, а затем доносить её до абитуриентов, демонстрируя им весь спектр возможностей, которые предоставляет вуз. Необходимо хорошо ориентироваться на рынке образовательных услуг, понимать интересы и нужды целевой аудитории, смотреть на жизнь оптимистично и, конечно, хорошо писать, – отмечает начальник Управления информационной политики Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ) Ксения Егорова.

– Чтобы быть привлекательным для абитуриентов, нужно мыслить с ними на одной волне: изучать тренды в социальных сетях, обогащать собственный лексикон новыми словами сов­ременного сленга, ловить так называемый молодежный вайб, – продолжает тему начальник Отдела по связям с общественностью Нижневартовского государственного университета (НВГУ) Нина Погорелова. – С другими целевыми аудиториями ситуация аналогичная. Специалист пресс-службы – это разносторонний, образованный, безбашенный, современный, очень гибкий специалист.

Четвертое условие – вовлечение в формирование и поддержку имиджа образовательной организации всех значимых внешних аудиторий. При доброжелательном и постоянном внимании они могут стать надежными союзниками университетских пресс-служб.

– Успешные и довольные выпускники являются одной из лучших рекламных кампаний учебного заведения, – подчеркивает начальник Управления по связям с общественностью и СМИ Болгарской исламской академии (БИА) Ринат Нуриев. – Поддержка и связь с выпускниками, создание альянсов и сетей профессионалов помогут университету повысить свою привлекательность в глазах абитуриентов. 

И совершенно права руководитель пресс-службы Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ) Татьяна Лякина, напоминая о важности сотрудничества со средствами массовой информации: 
– Безусловно, пресс-служба должна быть надежным источником достоверной информации <…> Отдел всегда должен быть готов оперативно среагировать на запросы СМИ и предоставить актуальную информацию о достижениях студентов и преподавателей, иных важных событиях. <…> В формировании привлекательного имиджа сложно обойтись без следования последним тенденциям в области маркетинга и социальных медиа. Важно уметь использовать новые платформы и инструменты для продвижения университета. 

И, пожалуй, пятое важнейшее условие для репутации – умелая антикризисная информационная стратегия.

– Пиарщик всегда должен быть в курсе происходящего, видеть и понимать тренды в инфополе и уметь прогнозировать развитие событий, – рекомендует директор Департамента информационной политики НИУ «БелГУ» Вероника Смирнова. – Сотрудники пресс-службы вуза должны не только информировать о том, что сегодня происходит в университете, находить выигрышные позиции, но и заглядывать в будущее, предвидеть и предотвращать кризисные ситуации и негативные комментарии, уметь нивелировать негатив в социальных сетях.

Какие идеи намерена реализовать ваша пресс-служба в ближайшее время?

Десятилетний опыт проведения конкурса позволил нам как организаторам выявить еще одну, на наш взгляд, важную закономерность: у каждого вуза-финалиста имеется своя индивидуальная стратегия информационной политики, «заточенная» под конкретные условия, в которых действует образовательная организация. Эта «тонкая настройка» медиапозиционирования и способов коммуницирования со своими аудиториями – отличительная черта всех наших победителей [1].  Именно поэтому мы попросили участников конкурса «Пресс-служба вуза»-2023 поделиться своими ближайшими рабочими идеями и планами [2]…

[1] Более подробно о примерах подобных индивидуальных «настроек» мы рассказали в одном из выпусков журнала (см. «Парадоксы информационной открытости системы образования», «АО», № 101).

[2] Более подробные интервью с руководителями информационных подразделений вузов см. на официальном сайте АО.

Татьяна Лякина, руководитель пресс-службы ННГАСУ:

– В планы отдела на ближайшее время входит запуск цикла интервью с ведущими преподавателями нашего вуза, где они расскажут о профессиональном становлении и карьерном успехе в областях строительства, архитектуры и дизайна. Планируется также старт цикла публикаций о достижениях и первом профессиональном опыте выпускников последних лет. Эта идея поможет создать эмоциональную связь с аудиторией и показать, как университет влияет на жизнь людей. Кроме того, разрабатывается инновационная стратегия использования социальных медиа-платформ для продвижения вуза. Нашими специалистами создается интересный, информативный и полезный контент – яркие фотографии, графика и видео, которые будут подчеркивать уникальность университета. 

В стратегию развития пресс-службы было включено обновление технологий визуальной коммуникации для создания качественных видео-презентаций предлагаемых программ и достижений вуза. 

Планируется регулярное приглашение журналистов и представителей СМИ для освещения научных конференций, фестивалей и конкурсов, проводимых на площадке нашего вуза, расширение контактов с информационными агентствами.

Вероника Смирнова, директор Департамента информационной политики НИУ «БелГУ»:

– Наш департамент вошел в новый учебный год со встроенной в коммуникационную стратегию Министерства науки и высшего образования РФ стратегией университета, в которой учтены перспективы развития медиакоммуникаций вуза. В этом году департамент приступает к разработке ребрендинга университета, продолжит содействовать развитию студенческого медиацентра, деятельность которого была не очень активной в условиях трёхлетнего дистанционного обучения.

Ринат Нуриев, начальник Управления по связям с общественностью и СМИ БИА: 

– Создание привлекательного имиджа и эффективной коммуникации с публикой могут сильно повлиять на восприятие университета. Вот несколько идей: в ближайшее время наше управление планирует усилить присутствие вуза в информационном пространстве и сделать Болгарскую исламскую академию более отк­рытой для общественности. В частности, в планах сделать серию публикаций с нашими именитыми выпускниками и рассказать о том, как обучение в стенах академии поменяло их жизнь; рассказать об уникальных рукописных трудах, которыми богата наша библиотека и которые могут принести пользу, в том числе в сфере изучения и популяризации отечественного богословского наследия; запустить цикл материалов по профилактике экстремистских проявлений среди молодёжи, а также для знакомства с нашей деятельностью. 

Наш вуз может выступать в роли эксперта в вопросах, связанных с религией и образованием. Мы планируем организовать лекции, публичные дебаты или панели обсуждения на актуальные религиозные темы. Это поможет привлечь внимание как студентов, так и общественности.

Лариса Прохорова, руководитель пресс-службы ВВГУ: 

– Большие перемены в жизни Дальнего Востока и Приморья несет в себе «курс на Восток», объявленный Президентом России. Меняются приоритетные сферы деятельности, появляются новые возможности. Какие профессии окажутся наиболее перспективными в ближайшем будущем, наиболее востребованными в регионе – эти вопросы находятся в сфере внимания вуза. Новые для университета направления подготовки – инженерно-технические, педагогические – это наши точки роста. Наша задача – продвигать эти специальности, рассказывать о них абитуриентам, привлекать в наш университет молодежь со всего региона. Как сказал кто-то из медиаисследователей: если вы хотите победить в игре под названием имидж, не стоит почивать на лаврах – ведь, пока вы расслабляетесь, вас обходят соперники! 

Нина Погорелова, начальник Отдела по связям с общественностью НВГУ:

– В нынешнем году университет отметит круглую дату – 35 лет, поэтому большинство наших идей посвящены именно этому проекту.

Диляра Гапсаламова, проректор по связям с общественностью Университета «ТИСБИ»:

– На новый учебный год у нашего отдела, как и у вуза в целом, огромные планы. Кроме насыщенной ежедневной образовательной и творческой студенческой деятельности, в нашем вузе проводятся множество значимых в научной среде мероприятий – это различные конференции, заседания международной кафедры «ЮНЕСКО», международный чемпионат «АБИЛИМПИКС» и т.д. Также в 2023/2024 учебном году в Университете управления «ТИСБИ» будут реализованы 7 проектов в рамках грантовой поддержки молодёжных инициатив «Росмолодёжь. Гранты». Все проекты отражают приоритетные направления воспитательной и молодежной политики вуза. Они встроены в общую систему реализации молодежной политики на территории Республики Татарстан и отвечают ключевым направлениям реализации молодежной политики Российской Федерации.

Работа отдела всегда тесно связана с деятельностью структурных подразделений, руководства, студенческого актива вуза. Наша цель – рассказать как можно большему количеству людей о проводимых мероприятиях, об успехах нашего университета. Здесь очень важна поддержка руководства, и нам очень повезло, что все идеи нашего отдела находят одобрение у ректора Дмитрия Владимировича Полякова, а также у основателя и Президента Университета управления «ТИСБИ» Нэллы Матвеевны Прусс. К слову, со своими предложениями и идеями к руководству может подойти любой студент и быть услышанным. Наверное, это один из принципов вуза, благодаря которому каждый обучающийся чувствует особое отношение, заботу. (Это огромное преимущество малых вузов, когда каждый студент – в центре внимания).

Людмила Чунёва, начальник Управления по связям с общественностью ТвГУ:

– Прямо сейчас мы разрабатываем концепцию брошюры об университете, которую будем дарить нашим гостям, партнерам, абитуриентам. Делаем ставку на нестандартный подход в подаче основной информации о вузе, а также на красочность и универсальность издания. Кроме того, есть идеи по обновлению нашего корпоративного издания, газеты «Вестник ТвГУ». И, конечно, много планов по развитию соцсетей. Сейчас важно помочь первокурсникам влиться в большую студенческую семью, для этого запланирован большой блок контента.

Советы непосторонних: от победителей – будущим победителям

И в заключение мы задали нашим финалистам еще один вопрос: что бы вы посоветовали тем, кто планирует принять участие в конкурсе «Пресс-служба вуза»-2024 …и, конечно, победить!?

Татьяна Лякина,руководитель пресс-службы ННГАСУ:

– Перед тем, как начать подготовку к конкурсу, погрузитесь в глубины вашего учебного заведения, изучите его историю, достижения, академические программы, исследования и другие интересные моменты. Таким образом вы сможете создать красочную картину жизни вашего университета. Постарайтесь использовать необычные факты, статистику, рассказы о личном опыте коллег, чтобы создать эмоциональную связь с аудиторией. Трудитесь над своими навыками, продолжайте учиться и стремиться к совершенству. Удачи вам на вашем красноречивом пути!

Вероника Смирнова, директор Департамента информационной политики НИУ «БелГУ»:

– Развивать медиакоммуникации университета, тесно взаимодействовать со всеми структурными подразделениями, со СМИ и партнёрами. Нужно проявлять фантазию, предлагать креативные решения, быть постоянно в инфопространстве и анализировать свою работу, а также работу коллег других вузов. Самое важное и самое сложное – делать контент, который будет максимально востребован всеми целевыми аудиториями университета: студентами, преподавателями и сотрудниками, партнёрами, абитуриентами и их родителями. Желаем всем успехов и удачи!

Лариса Прохорова, руководитель пресс-службы ВВГУ: 

– Самый весомый аргумент для участия в профессиональных конкурсах – это получение нового конкурентного преимущества и информационного повода. Поэтому участвовать стоит! Желаю конкурсу «Пресс-служба вуза» долгой и счастливой жизни, увеличения качества и количества работ, а его участникам – победы и реализации их проектов.

Нина Погорелова, начальник Отдела по связям с общественностью НВГУ:

– Я бы посоветовала не побеждать, а участвовать. Победа в каком-либо конкурсе – это очень субъективная оценка работы, зависит от многих факторов, а участие в конкурсах профессионального мастерства, новые знакомства с коллегами, перенимание опыта, рост и развитие зависят только от тебя самого.

Диляра Гапсаламова, проректор по связям с общественностью Университета «ТИСБИ»:

– Как бы банально не звучало, главное – это участие в конкурсе. Ведь во время участия начинаешь сравнивать итоги своей работы с итогами коллег, находишь какие-то новые решения и идеи, вдохновляешься и внедряешь их в свои планы. Работая в пресс-службе вуза, приходится быть на шаг впереди, ведь это всегда заранее написанные статьи и утвержденный медиаплан. В то же время возникает множество требующих «сиюсекундного» решения задач, обращения различных людей, а также вопросов, не касающихся нашей деятельности. Всегда нужно ставить себя на место других людей, стараться помочь, дать совет, всегда оставаться на позитиве, а для этого важно не выгорать. Благодаря таким конкурсам, общению с коллегами и поддержке команды, работа всегда будет доставлять удовольствие и приносить отличные результаты! Всем желаю успехов!

Ксения Егорова, начальник Управления информационной политики и маркетинга СПбГАСУ:

– Успех приходит к тем, кто много работает, поэтому главный совет – быть трудолюбивыми, уверенно идти к своей мечте, не бояться трудностей. Важен позитивный настрой!

Людмила Чунёва, начальник Управления по связям с общественностью ТвГУ:

– Быть активными и не бояться пробовать. Вы уже делаете большую работу. Остается только показать ее результаты. И, конечно, следить за изданием «Аккредитация в образовании», быть открытыми к предложениям от его координаторов, участвовать в мероприятиях, общаться с коллегами.

Ринат Нуриев, начальник Управления по связям с общественностью и СМИ БИА: 

– Если вы планируете принять участие в конкурсе «Пресс-служба вуза», то у вас есть прекрасная возможность продемонстрировать свои навыки в области управления связями с общественностью и СМИ. Вот несколько советов, которые могут вам пригодиться:

1. Изучите свой вуз. Тщательно изучите особенности и ценности вашего университета. Чем больше информации вы знаете о вашем вузе, его истории, программе и деятельности, тем лучше сможете описать его достоинства и привлекательность в своих материалах и презентациях.

2. Разработайте стратегию. Определите основные цели и целевую аудиторию вашей пресс-службы. Разработайте стратегию связей с общественностью, которая будет учитывать потребности и ожидания вуза, а также требования конкретного конкурса.

3. Качественная подготовка материалов. Составьте список ключевых сообщений, которые хотите передать о вашем вузе. Создайте информативные и качественные материалы, такие как пресс-релизы, статьи или презентации. Обратите особое внимание на ясность, структуру и стиль написания.

4. Демонстрация креативности. Попробуйте использовать нестандартные идеи в вашей работе. Можете предложить новые подходы к коммуникации, интересные форматы материалов или оригинальные мероприятия для привлечения внимания прессы и аудитории.

5. Работа в команде. Если конкурс предполагает работу в команде, старайтесь активно взаимодействовать с коллегами и делиться идеями. Совместная работа может привести к более креативным и эффективным результатам.

6. Следуйте требованиям конкурса. Внимательно ознакомьтесь с правилами и требованиями конкурса «Пресс-служба вуза». Убедитесь, что ваша работа соответствует всем указанным параметрам и срокам представления материалов.

7. Постоянное самосовершенствование. Развивайте свои навыки в области связей с общественностью, узнавайте о новых тенденциях и методах коммуникации. Внедряйте инновации в вашей работе и стремитесь к постоянному улучшению.    

Не забывайте, что пресс-служба вуза – это команда специалистов, и ваша роль заключается в создании убедительного и привлекательного образа вашего университета. Удачи в конкурсе!

Екатерина Шигапова
Екатерина Шигапова
Директор журнала «Аккредитация в образовании»

– В 2025 году наш журнал будет отмечать свое 20-летие, а конкурсу «Пресс-служба вуза» в этом году исполнилось 10 лет. Надо сказать, что за прошедшее десятилетие ситуация поменялась кардинально! Долгие годы мы поднимали проблемы значимости информационных служб в структуре вуза, необходимости выстраивания взаимоотношений между структурными подразделениями.

И что мы видим? Сегодня, когда общаемся с сотрудниками информационных служб вузов, чувствуется – мы имеем дело с профессионалами! У них стало больше полномочий, больше энтузиазма, осведомленности, из чего мы делаем вывод, что отношение административного корпуса к данной структуре изменилось. Выросла значимость!

Работать стало интереснее. 

Отрадно видеть среди победителей тех,  кто годами держит высокую планку и не теряет свои позиции даже в сложные для России времена. Искренне поздравляю с победой! Хочу сказать, что вы ее достойны, а наши страницы всегда открыты для вас!

Итоги конкурса «Пресс-служба вуза»

30.11.2023
Наверх