В 2013 году, задумав первый всероссийский ежегодный конкурс «Пресс-служба вуза», мы провели небольшое предварительное исследование: а, собственно, какие качества – профессиональные и личностные – более всего ценят наши вузовские коллеги? На основе полученных ответов тогда довольно легко определилась «тройка» самых значимых.
Изменились ли эти позиции за прошедшее 10-летие? (Кстати, ответ на этот вопрос инициатора и организатора конкурса, директора журнала Екатерины Шигаповой смотрите в финале публикации!).
Итак, задавшись этим вопросом, мы провели аналогичный опрос в рамках нынешнего конкурса. Анализ ответов позволил выделить следующий топ самых важных профессиональных и личностных характеристик, которыми, по мнению наших конкурсантов, должны обладать сотрудники вузовских пресс-служб (для более полной картины не ограничиваемся «первой тройкой» и приводим несколько позиций, которые наиболее часто встречались в ответах участников).
Итак, коммуникабельность, владение новыми технологиями, креативность – эти ценности, как и 10 лет назад, остаются в топе профессиональных и личностных характеристик сотрудников информационных подразделений вузов. А вот необходимость мониторить новости и тренды в сфере образования, а также в смежных отраслях (маркетинг, социальные медиа) указывалась в опросе 2023 года неизмеримо чаще по сравнению с опросом 10-летней давности, тогда пресс-службы были сильнее сфокусированы на собственных цеховых интересах.
И впервые наши респонденты обозначили такие качества, как умение предвидеть и прогнозировать, чтобы «действовать на опережение», а также – способность к эмпатии.
Коммуникабельность, владение новыми технологиями, креативность – эти ценности, как и 10 лет назад, остаются в топе профессиональных и личностных характеристик сотрудников информационных подразделений вузов <…> И впервые наши респонденты обозначили такие качества, как умение предвидеть и прогнозировать, а также – способность к эмпатии.
Прогноз, который сбылся…
Вообще, это один из самых любопытных моментов нынешнего опроса участников конкурса: профессиональные и личностные качества в ответах респондентов выступили яркой взаимосвязанной парой – профессиональное знание потребностей и требований целевых аудиторий четко обуславливается личностной способностью к эмпатии. Из этого напрашивается простой вывод: включение в специальность «Связи с общественностью» курса обучения эмоциональному интеллекту стало бы хорошим решением лиц, ответственных за содержание высшего образования. Это, во-первых.
Во-вторых, хотелось бы поздравить авторов доклада «О будущем коммуникаций», написанного по результатам проектно-аналитической сессии известного отраслевого фестиваля «Дни PR». Поздравить с тем, что один из ключевых прогнозов доклада, опубликованного в 2017 году, уже сбылся. «В ближайшие годы в нашей профессии будут востребованы специалисты широкого профиля, широкого охвата и при этом знающие конкретные инструменты, – прогнозировали авторы. – Технологизация приведет к тому, что будет увеличиваться значимость творчества, стратегического мышления, эмпатии и, наравне с этим, математических компетенций. Во многих ситуациях выходят на первый план персональные компетенции. При этом хорошо владеть всеми инструментами не обязательно. Скорее надо уметь быстро находить и осваивать новые знания и навыки под задачи, а также быть способным привлекать дополнительные внешние ресурсы».
Итак, судя по ответам наших респондентов, финалистов конкурса «Пресс-служба вуза», к 2023 году эмпатия уже стала актуальным – осознанным и востребованным – атрибутом профессии.
Сбудутся ли и другие прогнозы доклада? Например, вот еще один ключевой момент, цитируем: «Конкуренцию за минуты в жизни окутанного информацией и живущего в цейтноте человека будет проще выигрывать тем, кто сможет заинтересовать его взаимодействием в оффлайне. <…> Способность вывести потребителя в нецифровую коммуникацию станет высшим пилотажем PR-работы благодаря её эффективной конверсии в эмоциональный маркетинг – основу долгосрочного доверия и репутации».
Что значит репутация вуза и каковы инструменты ее формирования? Как и в каких форматах конкурировать «за минуты в жизни окутанного информацией и живущего в цейтноте человека»? Об этом далее рассказывают победители конкурса «Пресс-служба вуза»-2023.
Репутационные активы: пять условий роста
«Невозможно вот так «взять и сформировать имидж», это долгий, скрупулезный, тонкий процесс», – так говорят все наши финалисты. И здесь должно быть задействовано несколько обязательных условий.
Первое – формирование репутации вуза, это, прежде всего, общее дело.
– В этой работе принимают участие все: основатель университета, люди, принимавшие участие в открытии вуза, преподаватели, которые делились своими знаниями на протяжении всех лет, студенты прошлых лет и сегодняшние, руководители, профессорско-педагогический состав, сотрудники и даже служба охраны, – делится проректор по связям с общественностью Университета управления «ТИСБИ» Диляра Гапсаламова. – Когда есть слаженная работа всех этих структур, каждый четко понимает свою задачу и прикладывает все силы, чтобы помочь студенту в сложном процессе получения качественного образования, то постепенно положительный имидж формируется сам. Пресс-службе «остается» красиво написать, показать, сфотографировать, рассказать о работе университета…
В необходимости взаимодействия с другими вузовскими подразделениями убеждена и руководитель пресс-службы Владивостокского государственного университета (ВВГУ) Лариса Прохорова:
– Действия пресс-службы напрямую зависят от умения работать «единым фронтом» с коллегами-маркетологами, преподавателями, сотрудниками, студенческим активом для достижения общей цели – выгодно представить свой вуз.
Условие второе – «любовь к своей работе, к коллегам, к студентам, к людям, которые обращаются за помощью, делятся своими идеями».
– Самой базовой вещью, на которой выстраивается система личных и профессиональных качеств сотрудников пресс-службы, на наш взгляд, является любовь к университету. Как бы громко это ни звучало. Чтобы формировать положительный имидж вуза, ты должен верить в него и любить его, – в этом уверена Людмила Чунёва, начальник Управления по связям с общественностью Тверского государственного университета (ТвГУ). – А еще, нам кажется, что здесь не обойтись без неугасаемого интереса и любопытства к тому, что могут дать миру образование и наука. Это самые главные составляющие.
«Чтобы информировать, надо быть информированным» – это третье обязательное правило для формирования сильной репутации.
– Важно аккумулировать как можно более полную и позитивную информацию о вузе, а затем доносить её до абитуриентов, демонстрируя им весь спектр возможностей, которые предоставляет вуз. Необходимо хорошо ориентироваться на рынке образовательных услуг, понимать интересы и нужды целевой аудитории, смотреть на жизнь оптимистично и, конечно, хорошо писать, – отмечает начальник Управления информационной политики Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ) Ксения Егорова.
– Чтобы быть привлекательным для абитуриентов, нужно мыслить с ними на одной волне: изучать тренды в социальных сетях, обогащать собственный лексикон новыми словами современного сленга, ловить так называемый молодежный вайб, – продолжает тему начальник Отдела по связям с общественностью Нижневартовского государственного университета (НВГУ) Нина Погорелова. – С другими целевыми аудиториями ситуация аналогичная. Специалист пресс-службы – это разносторонний, образованный, безбашенный, современный, очень гибкий специалист.
Четвертое условие – вовлечение в формирование и поддержку имиджа образовательной организации всех значимых внешних аудиторий. При доброжелательном и постоянном внимании они могут стать надежными союзниками университетских пресс-служб.
– Успешные и довольные выпускники являются одной из лучших рекламных кампаний учебного заведения, – подчеркивает начальник Управления по связям с общественностью и СМИ Болгарской исламской академии (БИА) Ринат Нуриев. – Поддержка и связь с выпускниками, создание альянсов и сетей профессионалов помогут университету повысить свою привлекательность в глазах абитуриентов.
И совершенно права руководитель пресс-службы Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ) Татьяна Лякина, напоминая о важности сотрудничества со средствами массовой информации:
– Безусловно, пресс-служба должна быть надежным источником достоверной информации <…> Отдел всегда должен быть готов оперативно среагировать на запросы СМИ и предоставить актуальную информацию о достижениях студентов и преподавателей, иных важных событиях. <…> В формировании привлекательного имиджа сложно обойтись без следования последним тенденциям в области маркетинга и социальных медиа. Важно уметь использовать новые платформы и инструменты для продвижения университета.
И, пожалуй, пятое важнейшее условие для репутации – умелая антикризисная информационная стратегия.
– Пиарщик всегда должен быть в курсе происходящего, видеть и понимать тренды в инфополе и уметь прогнозировать развитие событий, – рекомендует директор Департамента информационной политики НИУ «БелГУ» Вероника Смирнова. – Сотрудники пресс-службы вуза должны не только информировать о том, что сегодня происходит в университете, находить выигрышные позиции, но и заглядывать в будущее, предвидеть и предотвращать кризисные ситуации и негативные комментарии, уметь нивелировать негатив в социальных сетях.
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Тверской государственный университет
Владивостокский государственный университет
Университет управления «ТИСБИ»
Болгарская исламская академия
Десятилетний опыт проведения конкурса позволил нам как организаторам выявить еще одну, на наш взгляд, важную закономерность: у каждого вуза-финалиста имеется своя индивидуальная стратегия информационной политики, «заточенная» под конкретные условия, в которых действует образовательная организация. Эта «тонкая настройка» медиапозиционирования и способов коммуницирования со своими аудиториями – отличительная черта всех наших победителей [1]. Именно поэтому мы попросили участников конкурса «Пресс-служба вуза»-2023 поделиться своими ближайшими рабочими идеями и планами [2]…
[1] Более подробно о примерах подобных индивидуальных «настроек» мы рассказали в одном из выпусков журнала (см. «Парадоксы информационной открытости системы образования», «АО», № 101).
[2] Более подробные интервью с руководителями информационных подразделений вузов см. на официальном сайте АО.
Татьяна Лякина, руководитель пресс-службы ННГАСУ:
– В планы отдела на ближайшее время входит запуск цикла интервью с ведущими преподавателями нашего вуза, где они расскажут о профессиональном становлении и карьерном успехе в областях строительства, архитектуры и дизайна. Планируется также старт цикла публикаций о достижениях и первом профессиональном опыте выпускников последних лет. Эта идея поможет создать эмоциональную связь с аудиторией и показать, как университет влияет на жизнь людей. Кроме того, разрабатывается инновационная стратегия использования социальных медиа-платформ для продвижения вуза. Нашими специалистами создается интересный, информативный и полезный контент – яркие фотографии, графика и видео, которые будут подчеркивать уникальность университета.
В стратегию развития пресс-службы было включено обновление технологий визуальной коммуникации для создания качественных видео-презентаций предлагаемых программ и достижений вуза.
Планируется регулярное приглашение журналистов и представителей СМИ для освещения научных конференций, фестивалей и конкурсов, проводимых на площадке нашего вуза, расширение контактов с информационными агентствами.
Вероника Смирнова, директор Департамента информационной политики НИУ «БелГУ»:
– Наш департамент вошел в новый учебный год со встроенной в коммуникационную стратегию Министерства науки и высшего образования РФ стратегией университета, в которой учтены перспективы развития медиакоммуникаций вуза. В этом году департамент приступает к разработке ребрендинга университета, продолжит содействовать развитию студенческого медиацентра, деятельность которого была не очень активной в условиях трёхлетнего дистанционного обучения.
Ринат Нуриев, начальник Управления по связям с общественностью и СМИ БИА:
– Создание привлекательного имиджа и эффективной коммуникации с публикой могут сильно повлиять на восприятие университета. Вот несколько идей: в ближайшее время наше управление планирует усилить присутствие вуза в информационном пространстве и сделать Болгарскую исламскую академию более открытой для общественности. В частности, в планах сделать серию публикаций с нашими именитыми выпускниками и рассказать о том, как обучение в стенах академии поменяло их жизнь; рассказать об уникальных рукописных трудах, которыми богата наша библиотека и которые могут принести пользу, в том числе в сфере изучения и популяризации отечественного богословского наследия; запустить цикл материалов по профилактике экстремистских проявлений среди молодёжи, а также для знакомства с нашей деятельностью.
Наш вуз может выступать в роли эксперта в вопросах, связанных с религией и образованием. Мы планируем организовать лекции, публичные дебаты или панели обсуждения на актуальные религиозные темы. Это поможет привлечь внимание как студентов, так и общественности.
Лариса Прохорова, руководитель пресс-службы ВВГУ:
– Большие перемены в жизни Дальнего Востока и Приморья несет в себе «курс на Восток», объявленный Президентом России. Меняются приоритетные сферы деятельности, появляются новые возможности. Какие профессии окажутся наиболее перспективными в ближайшем будущем, наиболее востребованными в регионе – эти вопросы находятся в сфере внимания вуза. Новые для университета направления подготовки – инженерно-технические, педагогические – это наши точки роста. Наша задача – продвигать эти специальности, рассказывать о них абитуриентам, привлекать в наш университет молодежь со всего региона. Как сказал кто-то из медиаисследователей: если вы хотите победить в игре под названием имидж, не стоит почивать на лаврах – ведь, пока вы расслабляетесь, вас обходят соперники!
Нина Погорелова, начальник Отдела по связям с общественностью НВГУ:
– В нынешнем году университет отметит круглую дату – 35 лет, поэтому большинство наших идей посвящены именно этому проекту.
Диляра Гапсаламова, проректор по связям с общественностью Университета «ТИСБИ»:
– На новый учебный год у нашего отдела, как и у вуза в целом, огромные планы. Кроме насыщенной ежедневной образовательной и творческой студенческой деятельности, в нашем вузе проводятся множество значимых в научной среде мероприятий – это различные конференции, заседания международной кафедры «ЮНЕСКО», международный чемпионат «АБИЛИМПИКС» и т.д. Также в 2023/2024 учебном году в Университете управления «ТИСБИ» будут реализованы 7 проектов в рамках грантовой поддержки молодёжных инициатив «Росмолодёжь. Гранты». Все проекты отражают приоритетные направления воспитательной и молодежной политики вуза. Они встроены в общую систему реализации молодежной политики на территории Республики Татарстан и отвечают ключевым направлениям реализации молодежной политики Российской Федерации.
Работа отдела всегда тесно связана с деятельностью структурных подразделений, руководства, студенческого актива вуза. Наша цель – рассказать как можно большему количеству людей о проводимых мероприятиях, об успехах нашего университета. Здесь очень важна поддержка руководства, и нам очень повезло, что все идеи нашего отдела находят одобрение у ректора Дмитрия Владимировича Полякова, а также у основателя и Президента Университета управления «ТИСБИ» Нэллы Матвеевны Прусс. К слову, со своими предложениями и идеями к руководству может подойти любой студент и быть услышанным. Наверное, это один из принципов вуза, благодаря которому каждый обучающийся чувствует особое отношение, заботу. (Это огромное преимущество малых вузов, когда каждый студент – в центре внимания).
Людмила Чунёва, начальник Управления по связям с общественностью ТвГУ:
– Прямо сейчас мы разрабатываем концепцию брошюры об университете, которую будем дарить нашим гостям, партнерам, абитуриентам. Делаем ставку на нестандартный подход в подаче основной информации о вузе, а также на красочность и универсальность издания. Кроме того, есть идеи по обновлению нашего корпоративного издания, газеты «Вестник ТвГУ». И, конечно, много планов по развитию соцсетей. Сейчас важно помочь первокурсникам влиться в большую студенческую семью, для этого запланирован большой блок контента.
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)
Нижневартовский государственный университет
Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова
Сибирский федеральный университет
Адыгейский государственный университет
И в заключение мы задали нашим финалистам еще один вопрос: что бы вы посоветовали тем, кто планирует принять участие в конкурсе «Пресс-служба вуза»-2024 …и, конечно, победить!?
Татьяна Лякина,руководитель пресс-службы ННГАСУ:
– Перед тем, как начать подготовку к конкурсу, погрузитесь в глубины вашего учебного заведения, изучите его историю, достижения, академические программы, исследования и другие интересные моменты. Таким образом вы сможете создать красочную картину жизни вашего университета. Постарайтесь использовать необычные факты, статистику, рассказы о личном опыте коллег, чтобы создать эмоциональную связь с аудиторией. Трудитесь над своими навыками, продолжайте учиться и стремиться к совершенству. Удачи вам на вашем красноречивом пути!
Вероника Смирнова, директор Департамента информационной политики НИУ «БелГУ»:
– Развивать медиакоммуникации университета, тесно взаимодействовать со всеми структурными подразделениями, со СМИ и партнёрами. Нужно проявлять фантазию, предлагать креативные решения, быть постоянно в инфопространстве и анализировать свою работу, а также работу коллег других вузов. Самое важное и самое сложное – делать контент, который будет максимально востребован всеми целевыми аудиториями университета: студентами, преподавателями и сотрудниками, партнёрами, абитуриентами и их родителями. Желаем всем успехов и удачи!
Лариса Прохорова, руководитель пресс-службы ВВГУ:
– Самый весомый аргумент для участия в профессиональных конкурсах – это получение нового конкурентного преимущества и информационного повода. Поэтому участвовать стоит! Желаю конкурсу «Пресс-служба вуза» долгой и счастливой жизни, увеличения качества и количества работ, а его участникам – победы и реализации их проектов.
Нина Погорелова, начальник Отдела по связям с общественностью НВГУ:
– Я бы посоветовала не побеждать, а участвовать. Победа в каком-либо конкурсе – это очень субъективная оценка работы, зависит от многих факторов, а участие в конкурсах профессионального мастерства, новые знакомства с коллегами, перенимание опыта, рост и развитие зависят только от тебя самого.
Диляра Гапсаламова, проректор по связям с общественностью Университета «ТИСБИ»:
– Как бы банально не звучало, главное – это участие в конкурсе. Ведь во время участия начинаешь сравнивать итоги своей работы с итогами коллег, находишь какие-то новые решения и идеи, вдохновляешься и внедряешь их в свои планы. Работая в пресс-службе вуза, приходится быть на шаг впереди, ведь это всегда заранее написанные статьи и утвержденный медиаплан. В то же время возникает множество требующих «сиюсекундного» решения задач, обращения различных людей, а также вопросов, не касающихся нашей деятельности. Всегда нужно ставить себя на место других людей, стараться помочь, дать совет, всегда оставаться на позитиве, а для этого важно не выгорать. Благодаря таким конкурсам, общению с коллегами и поддержке команды, работа всегда будет доставлять удовольствие и приносить отличные результаты! Всем желаю успехов!
Ксения Егорова, начальник Управления информационной политики и маркетинга СПбГАСУ:
– Успех приходит к тем, кто много работает, поэтому главный совет – быть трудолюбивыми, уверенно идти к своей мечте, не бояться трудностей. Важен позитивный настрой!
Людмила Чунёва, начальник Управления по связям с общественностью ТвГУ:
– Быть активными и не бояться пробовать. Вы уже делаете большую работу. Остается только показать ее результаты. И, конечно, следить за изданием «Аккредитация в образовании», быть открытыми к предложениям от его координаторов, участвовать в мероприятиях, общаться с коллегами.
Ринат Нуриев, начальник Управления по связям с общественностью и СМИ БИА:
– Если вы планируете принять участие в конкурсе «Пресс-служба вуза», то у вас есть прекрасная возможность продемонстрировать свои навыки в области управления связями с общественностью и СМИ. Вот несколько советов, которые могут вам пригодиться:
1. Изучите свой вуз. Тщательно изучите особенности и ценности вашего университета. Чем больше информации вы знаете о вашем вузе, его истории, программе и деятельности, тем лучше сможете описать его достоинства и привлекательность в своих материалах и презентациях.
2. Разработайте стратегию. Определите основные цели и целевую аудиторию вашей пресс-службы. Разработайте стратегию связей с общественностью, которая будет учитывать потребности и ожидания вуза, а также требования конкретного конкурса.
3. Качественная подготовка материалов. Составьте список ключевых сообщений, которые хотите передать о вашем вузе. Создайте информативные и качественные материалы, такие как пресс-релизы, статьи или презентации. Обратите особое внимание на ясность, структуру и стиль написания.
4. Демонстрация креативности. Попробуйте использовать нестандартные идеи в вашей работе. Можете предложить новые подходы к коммуникации, интересные форматы материалов или оригинальные мероприятия для привлечения внимания прессы и аудитории.
5. Работа в команде. Если конкурс предполагает работу в команде, старайтесь активно взаимодействовать с коллегами и делиться идеями. Совместная работа может привести к более креативным и эффективным результатам.
6. Следуйте требованиям конкурса. Внимательно ознакомьтесь с правилами и требованиями конкурса «Пресс-служба вуза». Убедитесь, что ваша работа соответствует всем указанным параметрам и срокам представления материалов.
7. Постоянное самосовершенствование. Развивайте свои навыки в области связей с общественностью, узнавайте о новых тенденциях и методах коммуникации. Внедряйте инновации в вашей работе и стремитесь к постоянному улучшению.
Не забывайте, что пресс-служба вуза – это команда специалистов, и ваша роль заключается в создании убедительного и привлекательного образа вашего университета. Удачи в конкурсе!
Кубанский государственный технологический университет
Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна
Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева
Российский новый университет
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва
Северо-Кавказский федеральный университет
– В 2025 году наш журнал будет отмечать свое 20-летие, а конкурсу «Пресс-служба вуза» в этом году исполнилось 10 лет. Надо сказать, что за прошедшее десятилетие ситуация поменялась кардинально! Долгие годы мы поднимали проблемы значимости информационных служб в структуре вуза, необходимости выстраивания взаимоотношений между структурными подразделениями.
И что мы видим? Сегодня, когда общаемся с сотрудниками информационных служб вузов, чувствуется – мы имеем дело с профессионалами! У них стало больше полномочий, больше энтузиазма, осведомленности, из чего мы делаем вывод, что отношение административного корпуса к данной структуре изменилось. Выросла значимость!
Работать стало интереснее.
Отрадно видеть среди победителей тех, кто годами держит высокую планку и не теряет свои позиции даже в сложные для России времена. Искренне поздравляю с победой! Хочу сказать, что вы ее достойны, а наши страницы всегда открыты для вас!