Искусственный интеллект для высшей школы: угрозы и возможности

ИИ грянул гром?.. Искусственный интеллект для высшей школы: угрозы и возможности

Экспертный совет «АО». Большой репортаж с пленарной сессии «Искусственный интеллект: тренды, риски, регулирование» ХХIV Ясинской конференции ВШЭ

Тема для очередного выпуска Экспертного совета «АО» неслучайно перекликается с названием знаменитого рассказа Рэя Брэдбери. Действительно, дискуссия о возможном неоднозначном влиянии стремительно развивающихся технологий ИИ на глобальную экономику и человеческое общество сегодня только набирает силу. Вот и в этом 146-м номере «АО» один из ключевых материалов – большой репортаж с пленарной сессии «Искусственный интеллект: тренды, риски, регулирование» ХХIV Ясинской конференции ВШЭ. «Сейчас для университетов тяжелый момент, – говорит один из ее участников. – Нам надо как-то определиться в роли университета и понять, куда двигаться <…> Кто-то говорит, что образования не будет – зачем нужно образование, если все будут с помощью искусственного интеллекта суперумными?..»

Столь пристальное внимание к теме вполне закономерно: эксперты утверждают, что технологии ИИ имеют «сквозной» характер и потому, как в свое время электричество и Интернет, способны в ближайшие десятилетия полностью изменить весь технологический уклад и мировой экономики, и базовых социальных институтов, в том числе высшей школы. 

Один из последних примеров такого влияния – возможности использования в образовательном процессе ChatGPT. Надо отметить, что академическое сообщество пока не пришло к общему мнению и не выработало единого подхода к использованию данной технологии. Например, как сообщают СМИ, Парижский университет Sciences Po&RV University в Бангалоре (Индия) запретил своим студентам использование ChatGPT. Аналогично поступили китайские власти, подготовив законопроект «об отмене результатов, достигнутых студентами при написании выпускных работ с использованием искусственного интеллекта». И, напротив, в некоторых колледжах в США использование ИИ разрешено официально и мотивируется тем, что «студенты должны владеть современными технологиями».

В Российской Федерации заинтересованность в технологиях ИИ подтверждена на уровне президентского указа [1] (Указ Президента РФ от 10.10.2019 №490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации»). В документе, в частности, обозначено, что Россия «обладает существенным потенциалом для того, чтобы <к 2030 году> стать одним из международных лидеров в развитии и использовании технологий искусственного интеллекта», в том числе – в использовании ИИ в сфере образования, включающего «адаптацию образовательного процесса к потребностям обучающихся и потребностям рынка труда» (см. п.22-б). Однако, на практике первая из этого ряда громкая публичная новость о том, что «московский студент бакалавриата написал дипломную работу с помощью чат-бота ChatGPT и смог успешно защитить её в вузе», – вызвала скандальный резонанс и даже требования ограничить доступ к ChatGPT в образовательных организациях. Потому не менее резонансной оказалась следующая новость, но уже с «обратным знаком» – в августе, всего полгода спустя после признания московского студента-выпускника, другой московский вуз – Московский городской педагогический университет решением Ученого совета официально разрешил [2] студентам использовать чат-боты и другие инструменты ИИ для подготовки выпускных квалификационных работ (правда, со строгими правилами «для недопущения прямого списывания с помощью ИИ»). Собственно, два этих события лишь подтверждают существующую ситуацию, о которой сказано выше – не только мировое, но и отечественное академическое сообщество пока не достигло консенсуса по поводу «пользы/вреда», а также возможностей использования технологий ИИ в образовательном процессе. 

Обсудить данную проблематику мы предложили нашему Экспертному совету.

АО. Какие потенциальные риски и возможности для отечественной высшей школы несет активное внедрение технологий искусственного интеллекта? Как вы оцениваете уровень готовности российских университетов к этим технологиям?

Александр Павлович Горбунов
Александр Павлович Горбунов
Ректор Пятигорского государственного университета

– Не следует паниковать и преувеличивать опасности, которые несет использование технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе. Чего-то экстраординарного не произойдет, так как эти технологии упростят и ускорят сбор и обработку информации – но не более того: умственных способностей они не прибавят.

Не следует забывать, что технологии ИИ являются инструментом, но не сущностью, и, как любой инструмент, могут быть использованы как во благо, так и во вред – а это уже зависит от нас.

Сергей Иванович Горлов
Сергей Иванович Горлов
Ректор Нижневартовского государственного университета, доктор физико-математических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук, академик Академии информатизации образования

– В настоящее время технологии искусственного интеллекта (далее ИИ) являются одними из наиболее обсуждаемых и перспективных направлений развития современных информационных технологий. ИИ проникает во все сферы жизнедеятельности современного человека. Но в этом процессе важно правильно оценивать баланс рисков и возможностей, которые дают такие технологии. Существующие исследования применения технологий ИИ в системе высшего образования затрагивают в основном технологические аспекты темы, оставляя без должного внимания, возникающие экономические, этические и педагогические вопросы. Следует отметить, что внедрение самых перспективных цифровых технологий в образовательный процесс должно проходить только с целью повышения его качества и совершенствования процесса обучения.  

ИИ в образовании выполняет две роли: он может являться средством или предметом обучения. И если изучение ИИ как предмета вполне понятно, то использование ИИ в качестве средства стоит пояснить.

По нашему мнению, его применение необходимо рассматривать в двух направлениях. Первое связано с использованием ИИ в организации образовательного процесса: это автоматизация рутинных информационных процессов, планирование и управление образовательными процессами, упрощение и оптимизация административных задач. Второе связано непосредственно с учебным процессом, с изменением взаимоотношений между педагогами и обучающимися. Вот это направление, на наш взгляд, самое важное. Нельзя допустить полную автоматизацию обучения инструментами технологий ИИ. Необходимо отметить важность сочетания традиционных форм образования с использованием возможностей искусственного интеллекта, и никак по-другому. Конечно, ИИ постепенно трансформирует традиционные модели обучения, подстраивая их под изменяющиеся реалии; интеграция технологий ИИ в образовательный процесс может значительно улучшить доступность, эффективность и качество образовательного процесса.

Проекты на основе искусственного интеллекта, такие как, например, интеллектуальные системы обучения и оценивания, геймификация, концепция глобального образования, голосовые помощники, виртуальные ассистенты и другие инструменты, открывают большое количество возможностей для формирования инновационной образовательной практики.

Технологии позволяют обогатить традиционный учебный процесс и в полной мере реализовать концепцию персонализированного и адаптивного обучения в условиях цифровизации для обеспечения равного доступа к возможностям образовательного пространства. К основным тенденциям использования технологий ИИ в образовании также можно отнести автоматизацию оценивания, виртуальное обучение, аналитику данных, развитие навыков будущего. Перспективным направлением развития образовательных технологий ИИ в ближайшие годы станут комплексные системы автоматизации, управляющие всеми без исключения элементами образовательного процесса.

Тем не менее, несмотря на то, что искусственный интеллект представляет собой огромный ресурс, который открывает богатые возможности совершенствования образовательного процесса, необходимо обратить внимание на потенциальные риски, с которыми может столкнуться система образования. На наш взгляд, процесс внедрения технологий ИИ в образовательное пространство затрудняется рядом проблем и ограничений этического и технического характера, которые только предстоит решить современной науке.

Пока применение ИИ в системе высшего образования проходит начальный этап. Он характеризуется внедрением отдельных программ ИИ в организацию учебного процесса, в проверку знаний студентов по отдельным курсам, в установление обратной связи и контроля прогресса каждого обучающегося. Многие вопросы взаимодействия ИИ и системы высшего образования требуют дальнейших исследований. 

На наш взгляд, высшие учебные заведения готовы к использованию активно развивающихся технологий ИИ, позволяющих персонализировать процесс обучения, создать электронную среду обучения и смарт-контент, автоматизировать учебный процесс. Но данный процесс будет эффективным и результативным только в том случае, если технологии искусственного интеллекта не заменят педагогов в учебном заведении, а выступят в качестве дополнительного инструмента, существенно улучшая и совершенствуя образовательный процесс.

Вероника Васильевна Ефремова
Вероника Васильевна Ефремова
Ректор Тюменского индустриального университета

– Любая системообразующая технология, которая ложится в основу очередной технологической революции, рано или поздно перестает быть конкурентным преимуществом и становится необходимым условием организации и осуществления деятельности. Примером могут служить электричество и железнодорожный транспорт. 

Электричество изначально упростило доставку энергии до потребителя или станка на производстве, исключило необходимость сложных механических приводов и устройств, значительно снизило себестоимость продукции у предприятий. Теперь электричество – «безальтернативный» способ выполнения практически любой работы и улучшения социально-бытовых условий.

Железнодорожный транспорт изначально давал огромное преимущество владельцам отдельных линий и особенно горнодобывающим предприятиям, удешевляя логистические расходы. В наше время отказ от такого вида перевозок ведет к потере конкурентности предприятия.

Искусственный интеллект уже сейчас значительно снижает затраты на отдельные виды человеческой деятельности в интеллектуальной сфере, имитируя эту деятельность и решая узкие слабоинтеллектуальные задачи, такие как компьютерное зрение, распознавание и имитация голоса, поиск и систематизация информации. 

Университеты в этом смысле находятся под давлением прогресса. Можно защищаться, запрещать, игнорировать ИИ, но факт остается фактом – многие рутинные задачи образовательного и даже научного процесса университетов можно решать эффективнее с использованием ИИ.

Главное при этом не поддаться соблазну и не использовать результаты работы ИИ как конечный интеллектуальный продукт. В основном, это результат обобщения уже имеющихся данных в мировом информационном пространстве, на извлечение и систематизацию которых человек потратил бы несоизмеримо и неразумно больше времени. 

Таким образом, использование ИИ в университетах должно уже сейчас становиться неотъемлемой частью образовательного и научного процессов. С помощью ИИ нужно сокращать затраты на поиск и подбор материалов для проектирования, научных изысканий, освобождать преподавателей от рутинных запросов студентов на общие знания по отраслям и профессиям. В организационных процессах, таких как выбор траектории и методики обучения, ИИ может оказать помощь в обобщении накопленных знаний об успешности предыдущих выпусков студентов и т.п.

Задач, которые не решались традиционными методами из-за их высокой трудоемкости и информационной, алгоритмической сложности вокруг деятельности университетов, – огромное количество. ИИ делает их решение целесообразным и в перспективе принесет огромный практический и экономический эффекты.

Можно защищаться, запрещать, игнорировать ИИ, но факт остается фактом – многие рутинные задачи образовательного и даже научного процесса университетов можно решать эффективнее с использованием ИИ. Главное при этом – не поддаться соблазну и не использовать результаты работы ИИ как конечный интеллектуальный продукт.

Владимир Алексеевич  Зернов
Владимир Алексеевич Зернов
Ректор Российского нового университета

– В настоящий момент многие вопросы, связанные с искусственным интеллектом, в значительной степени не проработаны. Поэтому реальное решение задач, стоящих перед высшей школой, просто пытаются подверстать под модную терминологию.

Например, можно использовать искусственный интеллект для оценки качества образования. Идея замечательная. Но подтверждены ли алгоритмы, которые позволяют это качество проверить, или мы просто говорим: а здесь мы применили искусственный интеллект. И при этом не вкладываем в это понятие сути.

Большинство российских образовательных организаций не в полной мере готовы к использованию искусственного интеллекта, потому что нет полноценной архитектуры, качественно разработанных модулей.

Дмитрий Олегович Иванов
Дмитрий Олегович Иванов
Ректор Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета

– Тема, которую определили для экспертного рассмотрения, может нести крайние оценки. С одной стороны, искусственный интеллект чреват возвышением над человеческим, если его полностью отпустить и оставить без внимания. Это угроза.

Но, с другой стороны, молодежь уже вовсю использует искусственный интеллект (ИИ) для составления рисунков, «просит» его видоизменить свои портреты, то есть, применяет возможности ИИ со свойственным молодому поколению юмором и задором.

Высшая школа, на мой взгляд, по-крупному пока не до конца осознала, – какую позицию относительно ИИ занимать. Между тем, консолидированная позиция нужна. Она должна ответить на вопросы: от простейших – возможно ли принимать работы, написанные с применением ИИ к защите, до сложных – допустимо ли применение ИИ в сфере управления, на производстве, и где же остаётся место человеку…

Сфера здравоохранения, наверное, одной из первых в России определила практическую позицию относительно границ и возможностей применения ИИ. Суть реализации этих планов – в словосочетании «ИИ на службе человечеству», а не наоборот.

Министр здравоохранения России Михаил Альбертович Мурашко отметил, что на сегодняшний день уже зарегистрировано более 20 медицинских изделий с использованием ИИ, еще пять таких изделий находятся на регистрации. Создается определённый ландшафт для разработчиков, которые могут использовать запросы отрасли на потребности в разработке новых продуктов. Это очень перспективно – ИИ позволяет проработать множество алгоритмов для выработки решений при создании современных лекарств, расходных материалов, для имплантации органов. Уже сегодня произошло внедрение технологий искусственного интеллекта в описание изображений с рентген-аппаратов, с МРТ-томографов, кардиографов. Следующие этапы – это ультразвуковые и эндоскопические исследования. 

Комплекс исследований с использованием ИИ становится всё более эффективным, повышается качество и скорость диагностики: у этих программ нет утомляемости в отличие от врача, а есть возможность проведения большого массива исследований, не снижая их качество. Сокращается время работы программных продуктов: установлены временные лимиты на описание – не более 6 минут, а по факту они справляются в два раза быстрее. Использование ИИ в качественной диагностике с сокращением времени позволяет, в конечном итоге, повысить и экономическую эффективность.

Безусловно, получая большие объёмы данных, например, в обработке изображений, можно обрести новые диагностические возможности, обогатить рутинные исследования новыми данными. ИИ «не забудет» никаких нюансов, проанализирует всё, предложив обобщенный вариант. Это откроет хорошие возможности для планирования диагностики и лечения. 

Обобщая сказанное, можно отметить: ИИ не подменяет человека, но дает хорошие дополнительные возможности в реализации профессиональных компетенций. Предоставив результаты человеку, ИИ должен «знать свое место», дождаться решения о применении достигнутых результатов. И вот это прерогатива специалистов – доверить далее выполнение работ ИИ или взять его наработки и использовать их самому. Безусловно, этому нужно учить и в высшей школе: не уходя от перспектив ИИ, продолжить готовить критически мыслящих, грамотных профессионалов, интеллектуалов, способных принять ИИ, диалог с которым они поведут на равных.

Сейчас идёт интеграция информационных «медицинских» систем в единую государственную информационную систему, повторюсь, что это надо делать оперативно. Поэтому требуется единая система подходов в высшей школе к вопросу применения ИИ и его службы обществу.

Сфера здравоохранения, наверное, одной из первых в России определила практическую позицию относительно границ и возможностей применения ИИ. Суть реализации этих планов – в словосочетании «ИИ на службе человечеству», а не наоборот.

Александр Петрович Карпик
Александр Петрович Карпик
Ректор Сибирского государственного университета геосистем и технологий

– В настоящее время студенты активно применяют элементы искусственного интеллекта, нейросети, чат-боты в качестве вспомогательных инструментов для обучения.

Основные преимущества применения технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе следующие: 

  • обеспечение обратной связи в формате диалога в режиме реального времени, что позволяет студентам самостоятельно выявлять свои ошибки в процессе освоения заданного материала и вносить необходимые коррективы дистанционно, без общения с преподавателем, что значительно ускоряет и совершенствует процесс самообучения;
  • ИИ может обеспечить персонализированную поддержку студентов с помощью обработки естественного языка, а также устраняет языковой барьер в процессе обучения для иностранных студентов.

Однако, есть и потенциальные риски внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, в частности:

  • высокая специализация дисциплин, включенных в общеобразовательные программы подготовки по техническим направлениям, не позволит корректно применять готовые инструменты ИИ, т.к. их использование приведет к большому проценту ошибочных ответов со стороны искусственного интеллекта. В этом случае необходимо будет разрабатывать и создавать свои чат-боты и датасеты для обучения нейронных сетей, что займет большое количество времени и создаст необходимость привлечения специалистов со стороны;
  • постоянное применение технологий искусственного интеллекта в процессе обучения развивает информационную зависимость студентов от ИИ, что влечет за собой частичную потерю таких компетенций, как критическое и логическое мышление, умение логически выстраивать устную и письменную речь, коммуникативные способности и т.п.;
  • использование технологий ИИ не обеспечивает конфиденциальность данных, что может быть причиной утечки информации.

Безусловно, внедрение технологий ИИ в образовательный процесс имеет стратегическое значение для подготовки высококвалифицированных специалистов разных направлений и сфер деятельности. Но процесс внедрения должен проходить поэтапно, включая принятие нормативно-правовой основы на законодательном уровне, разработку индивидуальных, специализированных инструментов ИИ для использования в преподавании дисциплин высокой специализации, обучение преподавательского состава работы с технологиями ИИ. 

Внедрение ИИ в учебный процесс будет безусловно эффективным при условии создания среды обучения, в которой максимально используются классические формы обучения под руководством преподавателя и коррелируются с технологиями искусственного интеллекта.

Внедрение технологий ИИ в образовательный процесс имеет стратегическое значение <…> Но процесс внедрения должен проходить поэтапно, включая принятие нормативно-правовой основы, разработку индивидуальных инструментов ИИ для использования в преподавании дисциплин высокой специализации, обучение преподавательского состава…

Елена Николаевна Макаренко
Елена Николаевна Макаренко
Ректор Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

– Применение технологий искусственного интеллекта, безусловно, обладает большим потенциалом и игнорировать данное направление сегодня не представляется правильным. Высокотехнологичные отрасли экономики уже активно их используют и даже классические отрасли находят эффективные способы применения ИИ в своей практической деятельности. Например, сфера здравоохранения, в которой ИИ используется для диагностики и прогнозирования заболеваний, разработки индивидуальных планов лечения, анализа медицинских изображений и данных. В банковской системе используют ИИ для автоматизации процессов анализа возможных рисков и прогнозирования рыночных трендов. В логистике ИИ применяется для управления сложными системами, для оптимизации трафика и систем навигации.

Что касается высшей школы, то уже сейчас в научных лабораториях университетов, на профильных факультетах, занимающихся подготовкой специалистов для высокотехнологичных отраслей, технологии ИИ применяются и показывают свою эффективность. Например, в Ростовском государственном экономическом университете (РИНХ) технологии ИИ используются при подготовке специалистов направления «Прикладная математика и информатика», занимающихся программным обеспечением и разработкой прикладных решений искусственного интеллекта. 

Мы частично используем ИИ при анализе больших данных, связанных с образовательным процессом университета. Это позволяет нам быстрее и лучше понимать картину освоения предметов студентами, выявлять точки роста и оптимизировать процесс формирования знаний и компетенций у обучающихся. 

Если говорить о возможных рисках активного внедрения ИИ в учебный процесс, стоит отметить, что, во-первых, необходима соответствующая техническая инфраструктура, включая вычислительные мощности и доступ к облачным ресурсам для обучения и запуска ИИ-систем. Во-вторых, необходимо учесть юридические аспекты использования ИИ в учебных целях, включая вопросы конфиденциальности, авторских прав. Не забывая, что при работе с ИИ может возникнуть риск утечки конфиденциальной информации и злоупотребления ею, поэтому важно предусмотреть строгие правила политики безопасности данных и обеспечивать их соблюдение. В-третьих, важно создать механизмы мониторинга и оценки воздействия ИИ на образовательные результаты и учебный процесс в целом, обеспечив при этом готовность преподавателей и административного персонала к использованию ИИ, что потребует дополнительных затрат средств и времени.

Мы частично используем ИИ при анализе больших данных, связанных с образовательным процессом университета. Это позволяет быстрее и лучше понимать картину освоения предметов студентами, выявлять точки роста и оптимизировать процесс формирования знаний и компетенций у обучающихся.

Муртазали Хулатаевич Рабаданов
Муртазали Хулатаевич Рабаданов
Ректор Дагестанского государственного университета

– По мнению большинства экспертов, внедрение в учебный процесс образовательных IT-продуктов на основе искусственного интеллекта (ИИ), больших данных и машинного обучения станет реальностью. Мы можем говорить о значительных преимуществах внедрения ИИ, которые отражаются на качестве обучения и навыках, соответствующих требованиям современности. Но применение подобных технологий неизбежно влечет за собой определенные риски, которые важно учитывать. 

Как преимущество можно отметить возможности адаптивного и персонализированного обучения, которые позволяют вести эффективный контроль успеваемости, определить алгоритм демонстрации материала в соответствии с интересами и потребностями участников образовательного процесса, делать акцент на развитие личностного потенциала обучающихся. Данный подход открывает доступ к оптимизации и дифференциации задач и темпа подготовки, методов и форм работы, применяемых в ходе образовательного процесса. 

Бесспорным преимуществом использования технологий ИИ является и возрастание эффективности научно-педагогической деятельности, что связано с экономией времени, эмоциональным удовлетворением от использования достижений научно-технического прогресса и переходом на более высокий уровень профессионального развития. Научно-педагогические работники значительно расширяют собственный профессиональный инструментарий за счет применения цифровых учебных материалов на базе ИИ.

Необходимо отметить, что, трансформируя традиционную систему высшего образования посредством персонализации обучения, можно в будущем говорить об эффективности единого учебного плана в высшей школе, о переходе от стандартов и унификации образовательного процесса к его индивидуализации. Однако, подобная трансформация требует ответов на некоторые вопросы. В частности, возможны ли разработка и внедрение в практику методик обучения, которые удовлетворяют общественным запросам, без соответствующего нормативно-правового контроля? Каков уровень доверия к цифровым программам по разработке методик обучения? Какой уровень безопасности для личности и общества допускается при внедрении таких технологий в образовательный процесс?

Широкое приобщение современной образовательной системы к стремительно развивающемуся ИИ заключает в себе ряд угроз относительно эффективного выстраивания учебного процесса и сохранения благополучия всех его участников. Во-первых, надо обратить внимание на риски формирования «цифрового неравенства», приводящего к определенному социальному расслоению. Такое неравенство возникает ввиду отсутствия равномерного доступа к информационно-коммуникационным технологиям у всех субъектов образовательного процесса. Во-вторых, возникают риски обеспечения безопасности из-за высокой вероятности утечки и несанкционированного использования персональных данных, включающих не только сведения о личности обучающегося, но и некоторые учебные параметры в виде посещаемости занятий, успеваемости, портфолио и т.д. В-третьих, по мнению некоторых специалистов в области психологии и социальной педагогики, внедрение машинных технологий обучения приведет к дегуманизации образовательного процесса, требующего таких человеческих качеств, как сочувствие и сострадание.

Надо обратить внимание на риски формирования «цифрового неравенства», приводящего к определенному социальному расслоению. Такое неравенство возникает ввиду отсутствия равномерного доступа к информационно-коммуникационным технологиям у всех субъектов образовательного процесса.

Владимир Николаевич Иванов
Владимир Николаевич Иванов
Проректор по научной и инновационной работе Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева

– О рисках. Во-первых, использование ИИ может создать проблему с защитой персональных данных и утечку личной информации студентов и сотрудников. И, во-вторых, использование ИИ может привести к потере у студентов навыков принятия самостоятельных решений и зависимость от непредсказуемых рекомендаций.

Ирина Игоревна Шереметьева
Ирина Игоревна Шереметьева
Ректор Алтайского государственного медицинского университета

– Если говорить о внедрении искусственного интеллекта в медицинское образование, думаю, можно выделить следующие ключевые возможности. Высокотехнологичная медицинская помощь основана на использовании новых уникальных технологий, в том числе ИИ для автоматического анализа цифровых снимков, результатов ЭКГ, МРТ и МСКТ. За последние несколько лет эти технологии стали использоваться при обработке больших данных о состоянии здоровья пациентов, хранящихся в медицинских информационных системах. В связи с этим практическое применение big data и ИИ является современной реальностью медицины.

Один из потенциальных рисков использования ИИ в медицинском образовании заключается в следующем: основанный на алгоритмах машинного обучения ИИ может быть подвержен ошибкам и недостаткам, особенно если используются неверные или неполные данные. Результаты, полученные с его помощью, всегда должны просматриваться и проверяться врачами или специалистами с учетом контекста и индивидуальных особенностей пациента. Неправильная интерпретация результатов или применение может привести к серьезным ошибкам.

Сейчас довольно сложно оценить готовность российских вузов к использованию технологии ИИ в образовании. С одной стороны, во многих технических университетах соответствующие дисциплины преподаются уже давно, ими накоплен обширный исследовательский и практический опыт использования этих технологий для различных приложений. Однако применение ИИ в образовательных целях остается ограниченным. Может быть это связано с тем, что данные технологии стали доступны широкому кругу пользователей сравнительно недавно, а их возможности еще не до конца осмыслены преподавательским сообществом.

АО. Московский городской педагогический университет – первый в России – официально разрешил своим студентам использовать чат-боты и другие инструменты ИИ для подготовки выпускных квалификационных работ. Намерен ли ваш вуз последовать этому примеру?

Александр Павлович Горбунов
Александр Павлович Горбунов
Ректор Пятигорского государственного университета

– Пока у нас нет ощущения, что это нечто выходящее за рамки, драматичное и потому требующее отдельного регулирования. Какой бы материал ни использовался для подготовки ВКР – неважно, какого рода интеллектом он подобран – он должен пройти экспертную оценку на наличие качественного уровня и, что особенно важно, личного авторского вклада.

Какой бы материал ни использовался для подготовки ВКР – неважно, какого рода интеллектом он подобран – он должен пройти экспертную оценку на наличие качественного уровня и, что особенно важно, личного авторского вклада.

Сергей Иванович Горлов
Сергей Иванович Горлов
Ректор Нижневартовского государственного университета, доктор физико-математических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук, академик Академии информатизации образования

– Согласно пункту 13 «Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры», утвержденного приказом Минобрнауки РФ, вуз имеет право самостоятельно определять правила выполнения выпускных квалификационных работ.

Технологии ИИ дополняют систему цифровых инструментов, доступных современному студенту для подготовки выпускных квалификационных работ. Как показывают результаты исследований, многие российские студенты используют нейросети для учебных целей, а именно инструменты на основе ИИ для получения данных и тестов, к примеру, такие чат-боты, как ChatGPT.

Думается, если официально разрешить студентам использовать чат-боты и другие инструменты ИИ для подготовки выпускных квалификационных работ, то должна быть выстроена четкая система требований и правил, регламентирующих их использование.

Технологии ИИ позволяют сформировать у студентов актуальные компетенции по применению новых инструментов, навыки анализа больших данных, но в долгосрочной перспективе есть риски того, что на фоне развития индустрии голосовых помощников и креативных чат-ботов молодым поколением могут быть утрачены навыки письма и работы с большими объемами информации, способность к анализу информации.

Технологии ИИ позволяют сформировать у студентов актуальные компетенции <…>, но в долгосрочной перспективе есть риски того, что на фоне развития индустрии голосовых помощников и креативных чат-ботов молодым поколением могут быть утрачены навыки письма и работы с большими объемами информации, способность к анализу информации

Вероника Васильевна Ефремова
Вероника Васильевна Ефремова
Ректор Тюменского индустриального университета

– Как было сказано ранее, наш вуз не намерен препятствовать прогрессу. Использование ИИ для облегчения решения рутинных задач, таких как поиск и систематизация информации, разрешено.
 

Владимир Алексеевич  Зернов
Владимир Алексеевич Зернов
Ректор Российского нового университета

– Да, готов. Студенты могут использовать технологии искусственного интеллекта при подготовке выпускной квалификационной работы. Вспоминаю экзамены на Физтехе. Можно было пользоваться любой литературой, принести на экзамен любые учебники и справочники. Но тем, кто в течение семестра не учился, это не помогало. То же самое с искусственным интеллектом: им надо уметь пользоваться, а еще лучше – управлять им.

Искусственный интеллект должен быть помощником в образовательном процессе. Например, в системе СПО искусственный интеллект может применяться для обучения токарному делу или другим рабочим специальностям. А решать задачи высокого уровня он не способен.

Студенты могут использовать технологии искусственного интеллекта при подготовке выпускной квалификационной работы. Вспоминаю экзамены в Физтехе. Можно было пользоваться любой литературой, принести на экзамен любые учебники и справочники. Но тем, кто в течение семестра не учился, это не помогало. То же самое с искусственным интеллектом…

Александр Петрович Карпик
Александр Петрович Карпик
Ректор Сибирского государственного университета геосистем и технологий

– Студенты СГУГиТ активно используют инструменты ИИ и часто сами занимаются созданием чат-ботов, например, для обучения иностранным языкам, обучения программированию и т.п., для упрощения использования информационных ресурсов университета, например, обращение к расписанию занятий, обращение в деканат, приемную комиссию и др. 

Вуз положительно оценивает внедрение чат-ботов и в целом инструментов ИИ в процесс обучения и приветствует инициативу студентов. Однако, в целях сохранения и развития таких компетенций студентов, как системное и критическое мышление, командная работа и лидерство, коммуникация, межкультурное взаимодействие, считаем, что применение искусственного интеллекта в обучающем процессе вуза должно быть не основным инструментом, а вспомогательным средством для качественного обучения. Официальное разрешение на использование студентами чат-ботов и нейронных сетей для написания текстов рефератов, курсовых, выпускных квалификационных работ в целях повышения уровня оригинальности текстов может быть использовано при условии принятия решений на законодательном уровне.

Елена Николаевна Макаренко
Елена Николаевна Макаренко
Ректор Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

– По сути, никто не запрещает использование таких инструментов ИИ как ChatGPT и аналогов для подготовки выпускной квалификационной работы, контрольной и прочих видов работ. Вопрос больше в формате использования этого инструмента. Если чат-бот сгенерирует текст, а обучающийся просто вставит данный текст в работу, не читая, то скорее всего ничего хорошего из этого не получится. Если обучающийся сделает с помощью инструментов ИИ выжимки по теме своей ВКР из, например, 10 часов записанных лекций эксперта, он сможет выделить важные моменты и идеи и сэкономить при этом 8-9 часов времени.

Муртазали Хулатаевич Рабаданов
Муртазали Хулатаевич Рабаданов
Ректор Дагестанского государственного университета

– Вопросы использования платформ ИИ и чат-ботов при написании выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций в последнее время активно обсуждаются в сфере образования. При этом важно понимать, для каких целей используется ИИ и в каких областях науки ведется учебная и научно-исследовательская деятельность. Технологии ИИ хорошо могут заменить рутинный труд исследователя, снизить трудоемкость часто повторяющихся операций, выполнить сложные математические расчеты и т.п. В решении таких задач он является действительно хорошим инструментом, и его применение должно быть регламентировано соответствующими методическими рекомендациями. Но в любой научно-исследовательской работе должна быть часть исследования, которая подразумевает, что человек что-то делает своими руками, и в любом случае ИИ за него это не сделает. В квалификационной работе новизну и творческий подход ИИ не обеспечит, сформулировать и описать новое, очевидно, может только человек.

Необходимо отметить, что при проверке текста, написанного студентом, существует опасность, что сервисы, осуществляющие проверку на оригинальность, могут выдать самостоятельно написанный текст за сгенерированную ИИ работу.

Владимир Николаевич Иванов
Владимир Николаевич Иванов
Проректор по научной и инновационной работе Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева

– Чат-боты должны стать важным средством в автоматизации рутинных процессов в системе подготовки педагогических кадров и в обработке больших баз данных. Надо исходить из того, что ИИ станет повсеместным явлением, в том числе, в системе образования. Подготовка педагогов к профессиональной деятельности в среде, обновленной искусственным интеллектом, станет явной необходимостью.
 

Ирина Игоревна Шереметьева
Ирина Игоревна Шереметьева
Ректор Алтайского государственного медицинского университета

– Несмотря на значительные перспективы использования чат-ботов при обработке больших объемов данных, упрощении поиска информации и ее систематизации, при использовании этой технологии существуют высокие риски получения недостоверных данных. В медицине профессиональный опыт и квалификация врача не могут быть полностью заменены цифровым решением. Каждый результат обработки медицинских данных пациента искусственным интеллектом должен подвергаться экспертному анализу врача. Поэтому использование чат-бота для написания квалификационных работ в сфере медицины, где достоверность и точность информации о заболевании и состоянии здоровья пациента является приоритетом, представляется маловероятным.

Медицинские статьи и квалификационные работы являются, прежде всего, результатом аналитического клинического мышления. Обучая студентов, мы формируем специалиста, способного самостоятельно сравнивать различные терапевтические подходы, подбирать, анализировать и проводить инструментальную и лабораторную диагностику. Выполнение студентом-медиком или уже практикующим врачом квалификационной работы по подтверждению категории является проявлением умения оценивать, анализировать и обобщать клинические данные с учетом индивидуальных особенностей пациента. Таким образом, чат-боты могут использоваться только как вспомогательная технология для быстрого поиска неспецифических данных, оставляя ответственность за постановку диагноза и интерпретацию медицинских данных на медицинском работнике.
 

АО. В президентском указе «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (№490 от 10.10.2019) отдельным пунктом (п.47) отмечено: «К 2030 году в России должны реализовываться образовательные программы мирового уровня для подготовки высококвалифицированных специалистов и руководителей в области ИИ». Какие образовательные программы по направлениям ИИ реализуются (или готовятся к реализации) в вашем вузе?

Александр Павлович Горбунов
Александр Павлович Горбунов
Ректор Пятигорского государственного университета

– В Пятигорском государственном университете реализуются две основные профессиональные образовательные программы высшего образования, непосредственно посвященные изучению технологий искусственного интеллекта как профессии: программа бакалавриата 45.03.04 «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере», профиль «Разработка и программирование интеллектуальных систем в гуманитарной сфере» и программа магистратуры 45.04.04 «Интеллектуальные системы в гуманитарной среде», профиль «Цифровые технологии и искусственный интеллект».

А также с 1 сентября 2022 года приказом ректора во все учебные планы всех образовательных программ бакалавриата и специалитета внедрена дисциплина «Системы искусственного интеллекта», а в учебные планы всех программ магистратуры – дисциплина «Методы и технологии искусственного интеллекта».

При этом в рамках образовательных программ в сфере информационных технологий, реализуемых в университете («Информационная безопасность», «Прикладная информатика», «Бизнес-информатика»), технологиям искусственного интеллекта студенты обучаются в большем объеме. 

В начале 2023 года в университете открыт Центр развития искусственного интеллекта, деятельность которого включает научные, образовательные и практические направления в сфере ИИ с участием как научно-педагогических и научных работников, так и студентов.

Сергей Иванович Горлов
Сергей Иванович Горлов
Ректор Нижневартовского государственного университета, доктор физико-математических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук, академик Академии информатизации образования

– Подготовка специалистов в области искусственного интеллекта в НВГУ реализуется на факультете информационных технологий и математики в рамках образовательных программ бакалавриата: «Информатика и вычислительная техника», «Информационные системы и технологии», «Прикладная математика и информатика», «Информационная безопасность» и магистратуры «Информатика и вычислительная техника». Студенты изучают все аспекты технологии ИИ, «Интернета вещей», анализа данных, машинного обучения, робототехники и способны проектировать и разрабатывать новые технологии на основе искусственного интеллекта. Включенная в учебный план дисциплина «Основы искусственного интеллекта» предполагает изучение и освоение методологических основ применения теории ИИ к анализу произвольных предметных областей, изучение вопросов теории и практики разработки экспертных систем, освоение методов извлечения экспертных знаний в заданной предметной области, знакомство с различными программно-инструментальными средами представления и обработки знаний. Также в учебные планы всех направлений подготовки бакалавриата включена дисциплина «Искусственный интеллект в профессиональной деятельности». На гуманитарном факультете реализуется магистерская программа «Педагогическое образование» с профилем «Искусственный интеллект в моделировании речевой деятельности».

Вероника Васильевна Ефремова
Вероника Васильевна Ефремова
Ректор Тюменского индустриального университета

– ТИУ организовал Высшую школу цифровых технологий, в задачи которой входит продвижение цифровой культуры и использование ИИ в отраслях народного хозяйства. Также университет намерен организовывать сетевое взаимодействие с лидерами в области ИИ и развивать научный и практический потенциал преподавателей и студентов.

Владимир Алексеевич  Зернов
Владимир Алексеевич Зернов
Ректор Российского нового университета

– В РосНОУ реализуется направление подготовки 09.04.03 «Прикладная информатика», профиль «Системы искусственного интеллекта». Вуз также является провайдером федеральных программ по подготовке профессионалов в области цифровых технологий, предлагает повышение квалификации в сфере ИИ в рамках программы «Код будущего». По окончании коротких курсов (250 академических часов) можно получить специальность аналитика данных или технического аналитика.

Александр Петрович Карпик
Александр Петрович Карпик
Ректор Сибирского государственного университета геосистем и технологий

– СГУГиТ с 2020 года ведет подготовку высококвалифицированных специалистов в области ИИ по образовательной программе магистратуры 09.04.02 «Информационные системы и технологии», профиль «Мультиагентные системы и технологии».

Елена Николаевна Макаренко
Елена Николаевна Макаренко
Ректор Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

– В РГЭУ (РИНХ) с 2021 года ведется подготовка бакалавров по профилю «Математическое и программное обеспечение систем искусственного интеллекта» и магистров по профилю «Искусственный интеллект в цифровой экономике». В 2022 году был начат набор на еще один профиль магистратуры «Искусственный интеллект: математические модели и прикладные решения», а в 2024 году планируем к запуску профиль бакалавриата «Математическое моделирование и искусственный интеллект».

В университете также развивается ряд научных направлений, связанных с ИИ. В том числе, работа в области разработки интеллектуальных рекомендательных систем в сфере образования, выявление направлений применения ИИ для формирования и аудита политик информационной безопасности организации, а также исследования в области эффективного мониторинга интернет-контента на наличие экстремистской лексики с использованием гибридных нейросетей.

Муртазали Хулатаевич Рабаданов
Муртазали Хулатаевич Рабаданов
Ректор Дагестанского государственного университета

– В ДГУ совместно с Донским государственным техническим университетом с 2022 года на факультете информатики и информационных технологий реализуется программа магистратуры 09.04.02 «Информационные системы и технологии», профиль «Искусственный интеллект, математическое моделирование и суперкомпьютерные технологии в разработке информационных систем».

Программа обеспечивает углубленное образование по программированию, базам данных, проектированию информационных и интеллектуальных систем, программированию распределенных решений, управлению разработкой программных проектов, программным и аппаратным технологиям Интернета вещей (Internet of Things) и Умного города; получение исследовательских навыков в области компьютерных технологий.

Также реализуется программа бакалавриата 09.03.04 «Программная инженерия», профиль «Программное обеспечение вычисли­тельной техники и автоматизированных систем». Программа представляет собой симбиоз фундаментальных знаний и набора современных, прикладных компетенций. Фундаментальная составляющая обеспечит ей конкурентоспособность на протяжении десятилетий, а современные прикладные навыки – гарантию успешного трудоустройства выпускников прямо сейчас.

Образовательные программы составлены с учетом современных требований рынка разработки программных решений в области ИИ на основе рекомендаций представителей реального сектора экономики, непосредственно занимающихся разработкой программного обеспечения на федеральном и мировом уровне.

Владимир Николаевич Иванов
Владимир Николаевич Иванов
Проректор по научной и инновационной работе Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева

– ЧГПУ им. И.Я. Яковлева планирует использовать системы ИИ не только в образовательном процессе, но и в оценке качества подготовки будущих педагогов. В рамках реализации «третьей миссии» университета планируется использование цифровых технологий в создании педагогического кластера региона, включающего систему профориентационной работы в школах, преемственности педагогических колледжей и вуза, центров дополнительного образования школьников и педагогов.

Ирина Игоревна Шереметьева
Ирина Игоревна Шереметьева
Ректор Алтайского государственного медицинского университета

– В нашем университете в 2023-2024 учебном году технологии искусственного интеллекта изучаются по ряду дисциплин, таких как «Основы цифровой медицины» на третьем курсе, «Медицинские информационные системы. Электронное здравоохранение» на пятом курсе, «Информационные технологии в медицине (углубленное изучение)» на шестом курсе.

Следующим шагом внедрения искусственного интеллекта в образовательный процесс является вхождение вуза в консорциум образовательных организаций высшего образования, созданный на базе Санкт-Петербургского политехнического университета для реализации проекта «Цифровые кафедры» в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и стратегической инициативы «Приоритет-2030». В частности, кафедра физики и информатики АГМУ стала участником проекта «Развитие человеческих ресурсов в ИТ-индустрии». 

Запуск данного проекта является важным шагом в развитии образования и сотрудничества между медицинскими и техническими университетами. В рамках проекта «Цифровые кафедры» студенты третьего курса и старше могут бесплатно получить дополнительную квалификацию по ИТ-профилю за счет реализации программ профессиональной переподготовки. С октября текущего года студенты третьего курса специальности «Лечебное дело» начали обучение по программам «Python». Анализ данных в маркетинге» и «Цифровизация бизнес-процессов на базе технологий 1С». Этот опыт обещает стать важным шагом на пути к профессиональному успеху, в том числе по программе «Цифровая трансформация здравоохранения и личностный рост для каждого студента». 

В перспективе также рассматривается подготовка высококвалифицированных специалистов в области искусственного интеллекта в медицине и фармации с использованием сетевой формы реализации образовательных программ/модулей.

[1] http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201910110003 
[2] https://www.mgpu.ru/mgpu-razreshil-studentam-ispolzovat-ii-pri-podgotovke-vkr/

15.11.2023
Наверх