Российская академия музыки имени Гнесиных

О «колоссальной тяге к преодолению препятствий» …и других миссиях проректора Гнесинки

Святослав Голубенко, проректор по учебной и воспитательной работе РАМ имени Гнесиных

Дата, место рождения: 26 июля 1979 года, Москва.

Образование: в 2001 году с отличием окончил Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского (класс А.В. Корнеева).

Ученая степень, звания, награды: кандидат искусствоведения, лауреат международных и всероссийских конкурсов. Отмечен рядом отраслевых почетных грамот и благодарностей.

Краткий послужной список: с 2003 по 2012 годы работал в Московской государственной консерватории, а также в Центральной музыкальной школе при консерватории. С 2010 по 2019-й – на руководящих должностях департамента науки и образования Министерства культуры РФ. Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса. 

Ведет активную преподавательскую деятельность: с 2005 года – преподаватель кафедры истории и теории исполнительского искусства МГК имени П.И. Чайковского; с 2020 – доцент кафедры деревянных духовых инструментов РАМ имени Гнесиных. 

В 2021 году избран вице-президентом Ассоциации музыкальных образовательных учреждений.

Научные интересы, профессиональные проекты: научные интересы связаны с изучением истории развития музыкального образования в нашей стране, а также исполнительством на флейте, ансамблевым творчеством.

Инициатор создания (1998 год) и руководитель квартета флейт «Сиринкс».

Член жюри ряда всероссийских и международных исполнительских конкурсов. Участвует в проведении курсов повышения квалификации для педагогических работников в рамках национального проекта «Культура».

Хобби: формирование флейтовой библиотеки, шахматы, отдых на море, походы.

Кредо: делать мир вокруг себя лучше, быть оптимистом, выполнять свою работу честно, стараясь сделать больше, чем возможно.

Первая миссия. Принципы

«Великие темы дня»

АО. Святослав Сергеевич, если позволите, зададим рамки нашей беседы своеобразным призывом министра науки и высшего образования Валерия Фалькова о необходимости изменений в отечественной высшей школе.  Если предметно ответить на этот призыв, то каких первоочередных желаемых изменений вы бы ожидали?

– Обновления в системе образования необходимы – с этим трудно поспорить. Меняется время, меняется окружающий нас мир, мы невольно становимся свидетелями того, как темп жизни растет. И в такой ситуации чрезвычайно важно, чтобы не появлялась пропасть между системой образования и реальной жизнью. Другое дело, что часто обновление приводит к игнорированию отличительных особенностей отечественного творческого образования, что впоследствии приходится долго и мучительно исправлять. Упорядочивание системы не может строиться на формуле «одной гребенки». Наша уникальная система творческого образования, воспитавшая несколько поколений великих деятелей искусства и культуры, востребованных во всем мире, – сложна, требует очень бережного отношения к себе со стороны государства. В творческом образовании необычайно важна установка на сохранение традиций, их трансформация должна быть очень осторожной. 

К примеру, о вопросе сокращения сроков обучения, время от времени появляющемся на повестке дня. Артист балета будет настоящим профессионалом только, если он выучится всему, что необходимо, в определенной последовательности. Но – соразмерно своему возрасту: мы не можем заставить человеческий организм развиваться быстрее, чем он развивается! 

И в музыкальном образовании так же: пока ты не переиграл огромный репертуар (и даже не по одному разу!), пока не проникся им, не осознал, не пережил, не прочувствовал, не сопоставил с другими явлениями в искусстве – из тебя вряд ли получится хороший профессионал, сколько бы ты механически не занимался на инструменте. 

Да, в системе творческого образования тоже необходимы изменения, которые помогали бы подрастающему поколению адаптироваться к окружающей действительности, быть более подкованным и универсальным, знающим и умеющим применять свои знания. Например, к тому репертуару, который игрался обучающимися лет 30-40 назад, сегодня добавляется много новой музыки, которую тоже нужно уметь играть. Следовательно, этому нужно научить молодых музыкантов. Меняются подходы к интерпретации музыки разных эпох – и этому тоже нужно уделять внимание. Увеличиваются требования к оркестровым музыкантам: нужно уметь играть на видовых инструментах, обладать очень тонкими качествами игры в коллективе… Очень важно развивать в студенте и качества будущего педагога, умеющего передать опыт своего педагога и личный опыт своему ученику (этой составляющей квалификации многие пренебрегают, а совершенно напрасно).

Появляются новые требования, которые диктуются как раз запросами государства и общества. Например, композитор. Сегодня это должен быть не просто профессионал, а суперуниверсал, умеющий пользоваться всем арсеналом средств. Он должен уметь работать не только в привычных классических жанрах, знать тонкости инструментовки, но и создавать музыку для кино – а это отдельное искусство. В Российской академии музыки имени Гнесиных, например, с прошлого года открыта магистратура по направлению «Медиакомпозиция». 

Открываются новые востребованные направления подготовки. Например, в этом году открыта новая специальность на уровне СПО 53.01.01 «Мастер по ремонту и обслуживанию музыкальных инструментов (по видам)». Сегодня это начало подготовки мастеров по ремонту органа и клавесина, а в следующем году – мастеров по ремонту фортепиано (очень востребованная на сегодня профессия настройщика!) и по ремонту баяна и аккордеона.

В целом, изменения, которых мы ждем, заключаются в усилении внимания и поддержке творческих вузов со стороны государства. Всесторонней. Речь, конечно же об  инфраструктуре – той среде, в которой будет комфортно обучаться, с достойными учебными концертными залами, оборудованными всем необходимым, современными общежитиями. И ведь речь идет не о роскоши, а о том, чтобы студенты чувствовали заботу государства, понимали, что они нужны стране.

Учитывая, что мы сильно зависимы от абитуриентов, мы очень ждем изменений, которые усилили бы среднее профессиональное образование. Многие колледжи и училища на грани выживания в материальном отношении, что уж говорить о единой общегосударственной идеологии подготовки специалистов в профессиональных образовательных учреждениях! Все держится только на подвижниках – педагогах и руководителях, которые искренне переживают за свое дело.

Высшая школа в идеале должна заниматься (фигурально выражаясь) «огранкой алмазов». Сейчас же очень многое приходится исправлять и дополнять в знаниях, полученных (а часто – недополученных) на предыдущем этапе обучения.

Изменения, которых мы ждем, заключаются в усилении внимания и поддержке творческих вузов со стороны государства. Всесторонней. Речь, конечно же об  инфраструктуре – той среде, в которой будет комфортно обучаться <...>. И ведь речь идет не о роскоши, а о том, чтобы студенты чувствовали заботу государства, понимали, что они нужны стране.

АО. Хотелось бы услышать ваш ответ на еще одно обращение, прозвучавшее нес­колько десятилетий назад, но до сих пор, по-видимому, актуальное… В 1930 году увидела свет знаменитая статья «Миссия университета» Хосе Ортеги-и-Гассета. «Университет должен участвовать в современности, рассуждая о великих темах дня», – писал в ней великий мыслитель.
Итак, «жизненные идеи», «великие темы дня» – как бы вы их сформулировали сегодня? Что должен сказать обществу университет через свою первую миссию, в том числе?  

– Нам в каком-то смысле повезло больше, чем другим. Мы – музыкальный вуз, и идеи просветительства заложены в самом фундаменте Гнесинки. 

Наши научные школы всесторонне изучают музыку как явление и как вид искусства, формируют исследовательскую «повестку» – это тоже объективная данность. Неслучайно именно на базе академии создан межвузовский Координационный совет по научному взаимодействию творческих вузов.

Академия – участник федеральной программы «Творческие люди» национального проекта «Культура». Благодаря этому уже тысячи педагогов по всей стране смогли повысить свою квалификацию, знакомясь с передовыми методиками, которые реализуют наши педагоги.

Академия является базой Координационного совета Минобрнауки России по области образования «Искусство и культура», а также базой федерального УМО по УГСН 53.00.00 «Музыкальное искусство».

Гнесинка – инициатор создания и ключевой вуз Ассоциации музыкальных образовательных учреждений, объединившей все музыкальные вузы нашей страны, многие музыкальные училища (колледжи искусств). 

Таким образом, благодаря своей профессиональной репутации и активной академической образовательной политике, академия во многом продолжает формировать актуальные «темы дня». Напомню, в свое время к советам Е.Ф. Гнесиной прислушивались люди, облеченные властью, благодаря чему и сформировалась наша уникальная отечественная система музыкального образования. Поэтому нет ничего удивительного, что любые изменения, касающиеся сферы музыкального образования, творческого образования, отправляются сегодня на верификацию в наш вуз. И это позволяет государству избежать многих ошибок.

Первая миссия. Опыт

«Оно того стоило!»

АО. «Было трудно, но оно того стоило!» – какой университетский проект вы как проректор охарактеризовали бы именно этой фразой? 

– Я пока скромно не стал бы отвечать на этот вопрос. Все, чем хотелось бы гордиться – это всегда то, что еще впереди. Поводом для гордости, мне кажется, может быть процесс информатизации всех этапов нашей работы. Да, процесс не идет идеально и всеохватно, но он идет и помогает очень многое упорядочить, организовать, сделать лучше нашу рутинную работу.

АО. Как показывают ежегодные результаты проекта «Лучшие программы инновационной России», доля качественных образовательных программ, которые реализует отечественная высшая школа, все-таки ежегодно увеличивается – в 2023 году их доля составила 18,7% (4758 образовательных программ) – почти в три раза больше, чем, например, десятилетие назад, в первые годы проекта. Как проректор по образовательной деятельности назовите, пожалуйста, «топ» лучших программ вашего вуза.

– Не стал бы выделять какие-то программы конкретно. Основной наш ресурс – педагоги. Наш «золотой фонд» – профессора с огромным опытом работы, наши молодые и активные музыканты-практики. Отмечу наиболее успешно развиваются кафедры, где представлены разные поколения преподавателей – за этим балансом мы следим. 

А показатель успешности у нас в общем-то, один – наличие «звезд» и «звездочек» на каждом курсе. Гнесинка всегда могла похвастаться своими выпускниками – вокалистами, пианистами. Есть очень яркие выпускники, играющие на оркестровых инструментах. Наше эстрадно-джазовое направление, факультет народных инструментов, факультет фольклорного искусства, звукорежиссеры – это вообще законодатели мод. Традиционно сильными являются школа хорового дирижирования и композиторская школа. И отдельно нужно сказать о наших музыковедах – здесь целая палитра специальностей, в каждой из которых достойные выпускники – это музыкальные историки и теоретики, музыкальные педагоги, музыкальные журналисты и этномузыкологи. Ну, а два «молодых» направления – менеджеров и продюсеров – постепенно набирают высоту.

Основной наш ресурс – педагоги. Наш «золотой фонд» – профессора с огромным опытом работы, наши молодые и активные музыканты-практики. Отмечу наиболее успешно развиваются кафедры, где представлены разные поколения преподавателей – за этим балансом мы следим.

Первая миссия. Процессы

«Три ключа» для проректора…

АО. Эксперты выделяют три основные составляющие образовательного процесса, от которых напрямую зависит качество подготовки: цели обучения (для чего учить?), содержание обучения (чему учить?) и принципы организации учебного процесса (как учить?). В связи с этим вопрос: какая из этих трех составляющих, на ваш взгляд проректора, наиболее проблемная, требующая особого внимания, поиска адекватных решений?

– Все три составляющих, на мой взгляд, важны. Но вот принципы организации учебного процесса – это проблема, пожалуй, самая острая. Тут человеческий фактор проявляется в полной мере. Особенно это касается привычек («я так преподавал всегда!»), некоторого ослабления внимания к своей работе и целеустремленности с течением времени или возрастом.

Проблема обостряется также и тогда, когда педагоги, ведущие разные профессиональные дисциплины, делают это обособленно, как говорят музыканты – не симфонично и не ансамблево. Теряется сквозная линия, образовательная траектория обучающегося. А ведь качественное обучение может быть только тогда, когда мы знаем у конкретного обучающегося его сильные и слабые стороны – подтягиваем слабые, поддерживаем сильные, обеспечивая в итоге его гармоничное развитие. Умеем выбрать нужную скорость передачи наших знаний, настроить обучающегося на эту скорость. И конечно, жизненный опыт. Педагог должен им делиться. Без этого нельзя.

 

Качественное обучение может быть только тогда, когда мы знаем у конкретного обучающегося его сильные и слабые стороны – подтягиваем слабые, поддерживаем сильные, обеспечивая в итоге его гармоничное развитие. Умеем выбрать нужную скорость передачи наших знаний, настроить обучающегося на эту скорость.

Первая миссия. Стейкхолдеры

Как найти общий язык?

АО. В ходе недавнего опроса выяснилось, что 85% работодателей высказались о необходимости улучшить практическую подготовку студентов… Вот лишь одно из высказываний работодателей в этом контексте: «На самом деле бизнес довольно внятно говорит о своих пожеланиях вузу, университет просто не слышит это или не умеет перевести это на понятный для себя образовательный язык». Согласны ли вы с этим мнением?

– Не согласен с этим мнением. Но соглашусь, что проблема существует и ее нужно решать сов­местно с работодателями. Система практической подготовки не идеальна, с этим трудно спорить. Хотя практико-ориентированность заложена в самой природе нашей профессии.

Практическая подготовка студентов в нашей сфере, если мы говорим, например, об инструменталистах или певцах, это работа в творческом коллективе – оркестре, театре. Или работа в школе – если мы говорим о таком типе практики. 

Что мы имеем в реальности? Очень многие студенты, еще обучаясь, работают. (Почему работают – вопрос, ответ на который очевиден). Но заставить студента не работать в момент обучения, мы вряд ли сможем – на стипендию прожить сегодня невозможно. Одно из решений – «тонкая настройка» взаимодействия и договоренностей с коллективами и организациями, где студенты работают, о приоритетности задач их обучения. Работают в тех или иных коллективах, иногда даже самых лучших и известных, чему, в общем-то, можно и порадоваться, но… Эта работа не всегда лучшим образом отражается на их обучении, я уже не говорю о том, что ситуация совмещения работы и учебы многих из них не учит дисциплинированности. Начинаются проблемы с освоением учебного плана, появляется избирательность – это люблю, это не люблю. И об этом не первый год говорят все ректоры музыкальных вузов. К примеру, вокалист, работающий в театре, конечно, получает замечательную практику, однако он зависим от репертуара и ролей, которые ему предлагает театр. Театру же не важно, что этот вокалист еще студент. Он ему важен как солист на ту или иную роль в зависимости от конкретной потребности. А тот объем и характер материала (репертуар), который он должен освоить за время обучения в вузе, сформированный в учебной программе как раз для того, чтобы по окончании обучения он был востребован всегда и везде, не осваивается им в полной мере. 

Также и с играющим на струнных и духовых инструментах. За время обучения студент должен освоить определенный оркестровый репертуар, играя в студенческом симфоническом, камерном оркестре, оркестре Оперной студии – везде есть своя специфика. А если он уже работает в симфоническом оркестре, то играет он то, что предусмотрено программой этого оркестра. А времени для полноценного выполнения учебных требований с учетом графика работы оркестра у него точно не будет. И на выходе мы видим, что его профессиональные качества не являются полностью универсальными. Что-то не успел освоить или освоил «на троечку».

Есть и еще одна проблема. Учеба в вузе (и особенно это хорошо проявляется на таких дисциплинах как «Инструментальный ансамбль» и «Оркестр») – это всегда возможность слабо «подкованному» в определенный момент студенту нарастить свой потенциал, ориентируясь на опыт и мастерство более «подкованного», играя вместе с ним. А «подкованные» – это как раз те, самые востребованные, играющие в профессиональных оркестрах музыканты – тоже еще наши студенты. Вот и получается крен и разбалансировка… Но, конечно, я не снимаю ответственности и с вуза, и с преподавателей, которые порой увлекаются в преподавании той стороной профессии, которая им больше по нутру. Такое тоже бывает.

Тем не менее, мне кажется, в последнее время ситуация понемногу исправляется. Мы (я имею ввиду административный аппарат вуза) все чаще начинаем общаться с работодателями напрямую, говорить о проблемах, думать, как их решать. Как раз, очень скоро, в октябре 2023 года в Екатеринбурге на VII Симфоническом форуме, организуемом Союзом концертных организаций России (это объединение концертных организаций и оркестров нашей страны), с участием ректоров вузов «лицом к лицу» будут обсуждаться самые острые и наболевшие вопросы.

Первая миссия. Стандарты

«Настроить» УМОнастроение…

АО. «Умение учиться», «развитое критическое мышление», «способность эффективно коммуницировать и работать в команде» [1] – об этих компетенциях как обязательном профессиональном багаже будущих выпускников и, следовательно, как о новом «ядре» высшего образования говорят сегодня ректоры, специалисты в сфере высшей школы. Если вспомнить выражение С.С. Аверинцева: «Университет – время и место «переделки» человека», то насколько высшая школа готова к такой «переделке»? Есть ли в ее арсенале необходимые – методические, образовательные, ресурсные – «инструменты»?

– Обозначенные компетенции относятся к тому, как мы формируем личность человека. И здесь его профессия не важна. Это базовые вещи. Вуз, как часть образовательной системы, здесь заложник определенной ситуации. Что заложено в нашем абитуриенте в школе, в училище? Далеко не все, что нужно, или не в достаточном количестве. Это, прежде всего, общий гуманитарный уровень знаний. К этому добавляется тонкость натуры, характерная для обладателей музыкальных специальностей, а также зачастую обособленность даже друг от друга. Что мы можем сделать? Попытаться исправить, дополнить знания, развить некоторые компетенции, почувствовать себя частью команды, раскрыть у студента то хорошее, что есть внутри, но по каким-то причинам пока не раскрыто… Ресурсные же возможности – это наши педагоги и сотрудники, это актив нашего студенчества – студсовет.

 

Первая миссия. Преподаватели

Ресурсы «человеческих ресурсов»

АО. Одна из самых острых, давно обсуждаемых тем – чересчур высокая нагрузка на преподавателей отечественной высшей школы (примерно 900 часов против средней нагрузки в 350-400 часов у преподавателей зарубежных университетов). Все-таки с чего начать «распутывать» этот системный непростой вопрос, как вы считаете?
– Не отвечу на этот вопрос применительно ко всей отрасли образования, но в нашем сегменте – музыкальном, художественном, творческом – мне кажется, корень проблемы лежит в экономической плоскости.

Все прекрасно знают, насколько важна индивидуальная подготовка музыканта, художника, актера и т.д. и т.п. Без этого невозможно подготовить профессионала в своем деле. Поэтому доля индивидуальных занятий у нас значительно выше, чем доля занятий групповых и мелкогрупповых. В реальности любой творческий вуз (а они ведь, как правило, небольшие!) находится в условиях, при которых обеспечить нагрузку педагога так, чтобы не нарушалась целостность подготовки, невозможно без привлечения собственных ресурсов (внебюджетных источников). Так устроено финансирование, не учитывающее реального соотношения студентов и педагогического состава по той или иной творческой специальности. А ведь еще есть концертмейстеры (без них в любой музыкальной профессии невозможно) – о них частенько забывают в высоких кабинетах…

АО. «Ключевой вопрос эффективности наших усилий – это повышение мотивации студентов и преподавателей», – отмечал спецпредставитель Президента РФ по цифровому и технологическому развитию Дм. Песков еще в «доковидный» период. Сейчас, накануне новых перемен, очевидно, что вопрос мотивации также архиважен. Если не секрет, какой инструментарий для такой мотивации имеется сегодня в руках проректора по образованию?

– Мне кажется, мотивировать нужно тех, кто теряет вдохновение. Но это не про педагогов Гнесинки. У нас коллектив достаточно вдохновлен и воодушевлен: мы же представители одной из самых вдохновляющих профессий! А вот мотивация студентов – это гораздо более сложный вопрос. К нам ведь поступают разные студенты: из разных городов, по-разному подготовленные профессионально, обладающие не всегда еще сформированными человеческими качествами, и, тем более, с разным мировоззрением.

Мотивировать их можно только собственным примером, правильными поступками, настроем. И здесь, конечно, роль педагогов и всех, кто их окружает, как никогда важна. 

Инструментом же мотивации может служить реакция на то, что волнует студента. Помочь поехать ему на конкурс, чаще организовывать для тех, кто к этому стремится, мастер-классы ведущих музыкантов, постараться улучшить быт и так далее.

Первая миссия. Цели-2030

«Пожалуйста, расскажите нам!» 

АО. Одним из самых, на наш взгляд, ярких примеров вузовской трансформации представляется история Манчестерского университета. Как он смог войти в категорию ведущих университетов, в свое время рассказал его вице-президент А. Фернс. Суть изменений заключалась в том, чтобы «определить те качества и характеристики, которые отличали бы Манчестерский университет от других организаций». А необходимость в этом выборе возникла после заявления университетских стейкхолдеров: «Мы не знаем, что значит Манчестер, и чем он выделяется из других университетов. Пожалуйста, расскажите нам!» [2]. После этого вопроса вузовская команда приступила к обретению «своего лица» – выработке и четкому определению университетских образовательных и исследовательских приоритетов и фронтиров…

Какие характеристики вы как проректор дали бы своему вузу? В чем его главные конкурентные преимущества?

– Кратко я определил бы их так: это наши педагоги, это наши стены, это наша «огромность» и универсальность, это наша динамичность и скорость развития.

Гнесинка – один из ведущих и старейших вузов Российской Федерации в сфере музыкального искусства. По сути, академия – это многоуровневый образовательный комплекс. Здесь есть и своя музыкальная школа, и два училища, и музыкальный лицей имени А.В. Александрова, в котором обучаются талантливые молодые ребята, играющие на духовых музыкальных инструментах. 

По численности обучающихся (более 3000) и количеству реализуемых образовательных программ академия – самый большой музыкальный вуз не только среди отечественных, но и европейских образовательных учреждений того же профиля. В академии обучается около 500 иностранных граждан из 44 стран мира.

Здесь на деле реализуется модель непрерывного образования, и есть практически все направления подготовки и специальности в сфере музыкального искусства (академические, народные, эстрадные), а также на факультете современной музыкальной индустрии – менеджеры и продюсеры. И такое разнообразие создает преимущества: обстановка очень демократичная, студенты «варятся в большом котле», в каком-то смысле обогащая друг друга знаниями, которые помогут выпускникам Гнесинки быть лучшими. 

Здесь невероятное количество выдающихся педагогов, которые являются гордостью не только отечественной, но и мировой музыкальной педагогики. Именно на таких педагогов и идут учиться – часто именно по этой причине среди других вузов очень многие выбирают Гнесинку.

Здесь и аура, атмосфера места. Она тоже привлекательна и вовсе не потому, что это центр Москвы. Поварская улица, как и Арбат, не менее значимы для музыкантов чем Большая Никитская улица, где расположена Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского. Такое близкое расположение вузов позволяет чувствовать не только дыхание друг друга, но и ощущать биение пульса. А значит – дает дополнительный стимул добиваться успехов и идти вперед.

АО. Эксперты в сфере высшей школы уверены, что «вузовские команды должны иметь продуманную «длинную повестку», куда дальше идти…». Какие пункты новой «длинной повестки» определены вашей командой?

– Как у любой сильной образовательной организации, у Гнесинки есть стратегия развития. И во многом она заложена теми, кто долгие годы вкладывался в становление вуза с момента его основания. Стратегия Гнесинки – это идея просветительства, идея подготовки профессиональных музыкантов, которые могут быть не только высококлассными исполнителями-практиками, но и замечательными педагогами, способными воспитывать новые поколения музыкантов. Так видела миссию и цель академии основательница вуза Елена Фабиановна Гнесина. 

Конечно, каждый исторический период заставляет делать те или иные акценты, чтобы вуз, сохраняя свои традиции, был востребованным. К примеру, сейчас многие планы развития академии включены в программу «Приоритет-2030», участником которой является Гнесинка. Именно поэтому командой вуза, во главе с ректором А.С. Рыжинским и президентом Г.В. Маяровской, запущены процессы привлечения молодых педагогов-практиков: артистов ведущих творческих коллективов нашей страны, учреждений культуры, представителей работодателей. Идет процесс открытия новых образовательных программ (например, только за последнее время открыты программы «Медиакомпозиция» и «Мюзикл и шоу-программы»). Развивается образовательная среда, в которой молодому поколению студентов и выпускников Гнесинки дается карт-бланш для реализации своих творческих, образовательных и научных проектов. Но при этом главное, о чем мы должны всегда помнить, как сохранить традиции в новых реалиях, как поддерживать наших ведущих профессоров, хранителей этих традиций.

У академии  <…>стратегия развития <…> во многом заложена теми, кто долгие годы вкладывался в становление вуза с момента его основания. У Гнесинки это – идея просветительства, идея подготовки профессиональных музыкантов, которые могут быть не только высококлассными исполнителями-практиками, но и замечательными педагогами…

Первая миссия. Проректор

Рersona grata!

АО. «Вдохновлять и учить». Говорят, у хороших учителей именно это получается лучше всего. А что лучше всего должен уметь делать (и делает) проректор по образованию?

– Так уж исторически сложилось, что проректор по учебной работе, как правило, – первый проректор. Это не только стратегическое и самое важное направление любого вуза. Это ответственность за реализацию самого главного направления деятельности учреждения – образовательного. Проректор по учебной работе должен быть самой надежной опорой ректора в реализации стратегии развития вуза.

А учитывая то, что это Гнесинская академия, ответственность еще выше. Здесь невозможно быть замкнутым в своей «коробочке проблем». Здесь все, что происходит внутри вуза и вокруг него, соприкасается с образовательной деятельностью. Поэтому думать и вникать приходится не только в проблемы учебного процесса, но и в смежные вопросы, вплоть до бытовых. И на первый план, конечно, выходит выстраивание коммуникаций и горизонтальных связей. Всё начинает работать только тогда, когда все делают свою работу в одном ключе и в одном темпе. Тогда всё начинает получаться хорошо, как в слаженном оркестре.

А учитывая, что Гнесинка – ведущий творческий вуз, проректор обязан соответствовать вузу и как «творческая единица», должен вести и педагогическую, и творческую деятельность. Поэтому главные умения и качества: быть коммуникабельным, хорошо организованным и организующим, «включенным» в проблемы.

АО. Как-то известный специалист в области коучинга Р. Кордок отметил, что для жизненного успеха необходим «внутренний стальной стержень, на котором выгравированы слова: упорство, храбрость, мечта, желание, страсть и решительность». Каким обязательным перечнем качеств – человеческих и профессиональных – должен обладать проректор университета?

– К упомянутым здесь словам (высказывание Р. Кордока) я мог бы добавить еще человечность, доброту, открытость к общению, творческий подход, неиссякаемую энергию, а также колоссальную тягу к преодолению препятствий, которых никогда не бывает мало.

Авторы фото: Анна Бобрик, Антон Варенцов, Илья Климкин, Петр Колчин, Эмиль Матвеев

[1] См. напр., интервью с ректором ТГУ Э. Галажинским https://news.tsu.ru/projects/word-to-the-rector/besedy-o-slozhnom-formirovanie-natsionalnoy-sistemy-vysshego-obrazovaniya-poisk-konsensusa/

[2] См. подробнее: М. Гаете «Репутация – это не продукт, который можно изготовить, а плод, который необходимо вырастить» // «Аккредитация в образовании», №115 (2019) https://akvobr.ru/reputatsiya_vuzov.html

20.09.2023
Наверх