Обучение инженеров в РНИМУ им. Н.И. Пирогова

Как обучить инженера в медицинском вузе?

Опыт создания и успешной реализации образовательных программ в сфере инженерии в Инжиниринговом центре РНИМУ им. Н.И. Пирогова

В Российском национальном исследовательском медицинском университете имени Н.И. Пирогова Минздрава России в рамках реализации федерального проекта «Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров» национального проекта «Наука и университеты» было создано новое научно-образовательное подразделение Инжиниринговый центр. Основными задачами центра являются не только разработки уникальных медицинских технологий, но и формирование исследовательской повестки, развитие теоретических и методических подходов к междисциплинарному взаимодействию инженеров и врачей.

Междисциплинарный подход

Создание и успешная реализация образовательных программ в сфере инженерии в непрофильных вузах требует комплексного подхода. За пару лет существования нашего центра мы открыли более десяти программ. Это была долгая и кропотливая работа, которая продолжается и сейчас. Нам есть чем гордиться, и мы можем поделиться с коллегами своим опытом, наработанным путем проб и ошибок.

Несмотря на то, что РНИМУ – медицинский вуз, в его стенах собралась уникальная команда из врачей, фармацевтов, биологов, генетиков и программистов. Инжиниринговый центр поддержал командную идею междисциплинарности. Теперь в вузе представлены и инженеры, которые готовы в тандеме с медицинскими работниками и учеными отвечать на вызовы современности. Такой же междисциплинарный подход сохранился и при разработке образовательных программ. Научная экспертиза сотрудников университета, опыт и реальные кейсы индустриальных партнеров – вот залог создания успешного курса. 

В целом, можно выделить шесть основных этапов разработки каждой программы:

  1. Анализ потребностей сферы здравоохранения, образования, рынка труда и определение целевой аудитории. Нужно понимать, какие специальности в области инженерии востребованы в наших сферах и какие группы населения нуждаются в обучении инженерным наукам.
  2. Разработка образовательных программ. На этом этапе необходимо определить содержание обучения, выбрать методы и формы обучения, разработать учебные планы и курсы.
  3. Подбор преподавателей. Преподаватели должны иметь соответствующую квалификацию и опыт работы, а также способность передавать свои знания и навыки студентам. 
  4. Организация учебного процесса. Нужно определить место обучения, создать условия для комфортной работы студентов и преподавателей, организовать систему контроля учебного процесса.
  5. Оценка эффективности программ. После окончания обучения следует провести оценку эффективности программы, уровня знаний и навыков студентов, а также выявить проблемы и недостатки в организации учебного процесса.
  6. Постоянное совершенствование программ. На основе результатов оценки эффективности программ необходимо провести анализ и внести изменения в образовательную программу, чтобы улучшить ее качество и эффективность.

Успешная реализация образовательных программ требует постоянного совершенствования процесса обучения, привлечения квалифицированных преподавателей, создания комфортных условий для обучения и расширения работы с индустриальными партнерами.

Подготовка узкопрофильных специалистов

Еще на этапе анализа потребностей сфер и рынка труда мы всегда помним, что наши программы должны помогать подготавливать узкопрофильных специалистов, обладающих компетенциями, необходимыми для реализации стратегии импортозамещения в области здравоохранения. Сегодня в Инжиниринговом центре РНИМУ реализуются следующие образовательные программы:

  • Программа профессиональной переподготовки

– Промышленный дизайн медицинских изделий

  • Программы повышения квалификации:

– Аддитивные технологии. 3D-печать;
– BIM-технологии в управлении процессами архитектурно-строительного проектирования;
– Внедрение, поддержание и оценка системы управления качеством медицинских изделий в зависимости от потенциального риска их применения;
– 3D-моделирование, 2D-черчение в российском программном комплексе T-FLEX;
– Дизайнер-3D-модельер;
– Дизайнер-визуализатор;
– Тестирование в области информационных технологий;
– Организация и проведение технического обслуживания гастроэнтерологических медицинских изделий;
– Макетирование в предметном дизайне.

Стоит отметить, что эти программы созданы не только для обучающихся и сотрудников РНИМУ, но и для всех желающих. 

Дмитрий Вячеславович Перевощиков
Дмитрий Вячеславович Перевощиков
Заведующий лабораторией промышленного дизайна Инжинирингового центра РНИМУ им. Н.И. Пирогова

– В апреле этого года меня позвали выступить экспертом на 18-м Международном фестивале молодежного научно-технического творчества «От винта!». Организаторов заинтересовало именно направление промышленного дизайна, которое появилось в медицинском вузе. Значит, мы идем в верном направлении. Даже для медицинской техники прошло то время, когда потребители обращали внимание лишь на функциональность продукта. Сегодня на рынке можно встретить десяток изделий, выполняющих одинаково хорошо одну и ту же функцию. В серьезной конкуренции добиться успеха помогает промышленный дизайнер, и его работа отнюдь не красивая картинка: в первую очередь он занимается аналитикой. Необходимо узнать о других производителях, составить портрет целевой аудитории, изучить пользовательский опыт и многое другое. Лишь потом дизайнер приступает к выбору линий, форм, материалов, оттенков из которых сложится образ изделия, которое предпочтут всем другим. Без этого продукт «не взлетит»! Отдельное внимание гости фестиваля уделили программе профессиональной подготовки «Промышленный дизайн», созданной Инжиниринговым центром университета. На нашем курсе каждый сможет научиться проводить дизайн-исследования, ис­кать форму, цвет и стилистические решения, а также освоить 3D-моделирование и визуализировать свои идеи с помощью скетчинга. Думаю, все это (в совокупности с удобным форматом обучения в виде видеолекций) привлекает участников нашей программы. Представьте, как удобно приобретать знания не по расписанию, а в любое время.

Результаты работы

За 2022 год по программам профессиональной переподготовки Инжинирингового центра прошли обучение 45 человек, а по программам повышения квалификации – 74. В 2023 году мы планируем к запуску еще несколько новых и актуальных курсов, среди которых есть и несколько программ в IT-сфере. 

Создание инжиниринговых центров в таких узкопрофильных вузах, как медицинские, позволяет на одной площадке реализовать взаимодействие между будущими потребителями результатов работы инженеров, врачей, фармацевтов и потенциальных производителей медицинских изделий. Их совместная работа позволит грамотно использовать имеющиеся ресурсы, повысить качество медицинской помощи. Будущее совместной деятельности инженерии и медицины выглядит очень перспективным и интересным. И мы рады участвовать в его создании совместно с коллегами.
 

21.06.2023
Оксана Александровна Доронина
Оксана Александровна Доронина, И. о. директора Инжинирингового центра Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова
Читать полностью
Наверх