Профессиональная ориентация – это важнейшее направление социализации лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), являющееся подготовкой к сознательному выбору профессии. Численность обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в Ямальском многопрофильном колледже остается традиционно высокой (в 2022/2023 учебном году она составила 31 и 79 человек соответственно), что говорит о доступности профессионального образования для учащихся со всеми формами нарушения здоровья.
Ямальский многопрофильный колледж как базовая профессиональная образовательная организация предлагает следующие формы профориентационной работы:
- Проект «Первая профессия», реализуемый в рамках договора о сетевом взаимодействии со школами-интернатами или школами коррекционной направленности Ямало-Ненецкого автономного округа. Обучающиеся 8 – 9-х классов имеют возможность пройти курс обучения по таким востребованным профессиям, как столярное дело, слесарь-сантехник, швея, младший воспитатель, получив по его окончании свидетельство о профессии рабочего/должности служащего. Проект реализуется с февраля 2022 года и за это время охватил учеников десяти школ из трех районов ЯНАО. Планируется реализация проекта во всех 13 муниципалитетах автономного округа.
- Региональный фестиваль профессиональных талантов «Я – профи»! для детей с ментальными нарушениями, который также имеет профориентационную направленность. В декабре 2022 года фестиваль объединил 45 ребят (студентов и школьников) с различными ментальными нарушениями по пяти направлениям: швея, плотник, слесарь-сантехник, вязание спицами и обработчик текста.
- Профессиональные пробы в рамках региональных чемпионатов «Абилимпикс» и Дней открытых дверей. VIII региональный чемпионат, проведенный в марте 2023 года, включал профессиональные пробы по 11 направлениям: слесарь-сантехник, плотник, швея, повар, помощник воспитателя и другим.
- Федеральный проект «Билет в будущее» в настоящее время активно развивается и вовлекает все большее число участников. В 2022 году в проекте приняли участие в среднем 6% школьников с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья от общего количества участников.
- Виртуальные мастер-классы, экскурсии по мастерским в онлайн-формате с целью знакомства с архитектурной доступностью и организацией учебного процесса в Ямальском многопрофильном колледже и его филиале в городе Лабытнанги. Ознакомление с информацией происходит в рамках классных часов.
- Создание альманаха «Атлас доступных профессий». Альманах содержит список рейтинговых профессий/специальностей среднего профессионального образования и профессионального обучения в разрезе образовательных организаций. Указаны адреса, ссылки на социальные сети, категории архитектурной доступности для различных нозологий, перечень потенциальных партнеров-работодателей, примерный размер заработной платы. Доступная информация по каждой образовательной организации автономного округа дает возможность рассмотреть перспективы обучения не только в родном городе, но и за его пределами.
- Проведение профориентационных смен. Ямальский многопрофильный колледж организовал работу по направлению «Абитуриент => колледж», а не наоборот, как это принято традиционно: осенью («осенняя смена») проводятся профориентационные вебинары с подробным рассказом о предлагаемых направлениях профессионального обучения с демонстрацией видеороликов и т.п. Будущим абитуриентам предлагается заполнить анкету по выявлению их образовательных потребностей: готовы ли они обучаться по предложенным профессиям или хотят предложить свой вариант. Результаты анкетирования учитываются при подготовке предложений по установлению контрольных цифр приема и перечня программ профессионального обучения на следующий учебный год.
Весной («весенняя смена») школьникам снова предлагается соприкоснуться с выбранной профессией. Организуются профессиональные пробы по перечню программ профессионального обучения, в том числе с учетом пожеланий выпускников. В отдаленных районах организуются выездные мероприятия, преподаватели и мастера производственного обучения Ямальского многопрофильного колледжа и его филиала в городе Лабытнанги выезжают в школы-интернаты или коррекционные школы. Школьники города Салехарда и близлежащих районов приглашаются в мастерские Ямальского колледжа и филиала.
Таким образом, охват профориентационной работой учеников 6 – 11-х классов, имеющих статус инвалидов и лиц с ОВЗ, в базовой профессиональной образовательной организации составил 38% по итогам мониторинга за 2022 год. Учитывая уже проведенные и запланированные мероприятия, охват школьников и вместе с тем их информированность о будущей профессии и заинтересованность в ней, несомненно, будут повышаться.