Говорить на одном языке
АО. Сергей Михайлович, позвольте для начала задать вводный вопрос, на который мы просим ответить всех героев рубрики «Реформаторы образования». Итак, в начале 2010 года вышла известная книга «Дорога к академическому совершенству» под редакцией Ф.Альтбаха и Дж.Салми. В предисловии ее авторы отмечали: «Мир с нетерпением ждет появления новой большой идеи в управлении научным сообществом и трансформации университетов как образовательного пространства». Теперь, спустя десятилетие, можно ли сказать, что такая мировая «новая большая идея» – некие ясные общемировые маяки, критерии, концепты изменений – наконец появилась? Есть на что опираться ректорам-практикам трансформации вузов?
– Думаю, главной точкой опоры при трансформации вуза должно быть сотрудничество с промышленными партнерами. Ведь трансформация ведется не ради самого процесса, а для того чтобы выпускать специалистов с нулевым периодом адаптации и выполнять НИОКР мирового и выше мирового уровня, востребованные нашими высокотехнологичными предприятиями.
АО. В 2017 году университет стал финалистом конкурса опорных вузов России, в 2021-м – победителем программы академического лидерства «Приоритет-2030», в 2022-м – финалистом проекта ПИШ. При этом НГТУ – ключевой участник Нижегородского НОЦ мирового уровня «Техноплатформа-2035»… Каковы главные условия для побед регионального университета в столь серьезных национальных проектах? В чем оказались главные конкурентные преимущества НГТУ?
– Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, который принимал участие в защите конкурсных программ нижегородских вузов, отмечал, что именно программа Политеха наиболее тесно интегрирована в экономику региона.
Пять стратегических проектов, которые положены в основу программы развития университета «Приоритет-2030», реализуются нами в сотрудничестве с Российским федеральным ядерным центром в Сарове, АО «ОКБМ Африкантов», Институтом прикладной физики РАН, НИЯУ МИФИ, КБ «Лазурит» и производителем интегральных микросхем компанией ПКК «Миландр». Совместные проекты направлены, в том числе, на развитие Северного морского пути и прилегающих к нему территорий. Это ледоколы, атомные станции малой мощности, метеорадары, средства спасения для нефтяных буровых платформ. Эти магистральные направления стали драйверами развития Нижегородского государственного технического университета.
АО. Лично вам принадлежит определяющая роль в создании 19 базовых кафедр НГТУ, которые действуют на крупнейших предприятиях Нижнего Новгорода и обеспечивают подготовку будущих специалистов в соответствии с потребностями конкретных производств города. Как университету удалось найти «общий язык» с промышленниками? Ведь не секрет, что работа по воссозданию подобных структурных подразделений на предприятиях давалась российской высшей школе непросто, в том числе по объективным причинам: у производственников – свои цели, у высшей школы – свои правила и ограничения?
– Проблемы поиска «общего языка» с представителями реального сектора экономики у нашего вуза никогда не существовало. Он, если обратиться к истории, 125 лет назад «получил прописку» в Нижнем Новгороде во многом именно благодаря усилиям нижегородских промышленников и купечества, которые осознавали потребности развивающейся промышленности в инженерных кадрах. А в довоенные годы вуз, который тогда носил название индустриального института, целенаправленно обеспечивал кадрами первый советский автогигант на Волге, авиастроительные и химические предприятия региона.
Так что сильной стороной НГТУ с первых лет его существования было тесное сотрудничество с промышленными предприятиями. За годы деятельности нижегородский Политех выпустил более 300 тысяч инженеров, и сегодня почти 80% руководителей промышленных предприятий региона имеют диплом нашего вуза. Искать общий язык с ними не приходится – мы просто вместе решаем общие задачи.
В НГТУ сформирована система сетевого взаимодействия с предприятиями высокотехнологичных секторов, которая включает создание базовых кафедр вуза на производстве и базовых лабораторий – в стенах вуза. У Политеха сегодня 19 базовых кафедр на крупнейших предприятиях области. Это позволяет приблизить процесс обучения к условиям реального производства и готовить специалистов в соответствии с запросами высокотехнологичных промышленных предприятий. Высокое качество образования наших выпускников подтверждается тем, что 95% из них трудоустраиваются в первый же год после выпуска из вуза, причем 90% – по специальности.
Давним партнером университета является крупнейшее предприятие региона «Группа ГАЗ». В основе сотрудничества не только совместная работа в области подготовки кадров, но также и в сфере перспективных разработок, без которых невозможно развитие современной автомобильной отрасли России. В настоящее время большинство исследовательских работ для «Группы ГАЗ» выполняются учеными и студентами Политеха.
Мы оказываем промышленникам региона широкий спектр научных, инженерных услуг. В настоящее время очень востребованным оказалось выполнение заказов предприятий на разработку технической документации на изделия, выпускаемые в рамках импортозамещения.
«За годы деятельности нижегородский Политех выпустил более 300 тысяч инженеров, и сегодня почти 80% руководителей промышленных предприятий региона имеют диплом нашего вуза».
Нижегородский государственный технический университет – победитель конкурса федерального проекта «Передовые инженерные школы». Нижегородский политех стал единственным вузом страны, который заявил тематику атомной водородной энергетики
Горизонты-2030: программа глубокой трансформы
АО. Программа развития университета до 2030 года – многостраничный и при этом продуманный, конкретный документ. Это 10-летний план действий, который охватывает буквально все сферы деятельности вуза: от образовательной и научно-исследовательской до управленческой и финансовой. Сергей Михайлович, не могли бы вы немного приоткрыть «ректорскую кухню» планируемых трансформационных прорывов по некоторым ключевым направлениям?
– Для нашего университета победа в конкурсе программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» стала мощным импульсом для развития. Действительно, усилия всего коллектива сегодня направлены на выполнение программы развития на ближайшие 10 лет, которая описывает текущее положение дел по всем ключевым направлениям работы вуза: от науки и образования до молодежной политики, финансовой модели и управления кампусом, и, главное, формулирует цели и конкретные шаги по развитию этих направлений на ближайшее десятилетие.
Преобразования должны привести к созданию вуза совершенно другого уровня с абсолютно новой системой управления. В управленческой сфере эти преобразования связаны с созданием команды, способной адаптироваться к изменяющимся реалиям, стремящейся к новациям, но при этом не забывающей об интересах коллектива всего университета, где благополучие каждого создает благополучие всего вуза.
Что касается трансформации научной деятельности, то она направлена на активное вовлечение молодежи, начиная со студенческой скамьи, в научную работу, причем организованную совместно с индустриальными партнерами. Выполняя конкретные задания, мы таким образом готовим специалиста под потребности конкретного предприятия. Это уже инженер нового типа, которого так ждут сегодня на производстве.
Мы последовательно реализуем в своей практике принцип «Образование через науку». Более половины студентов нашего университета вовлечены в научную работу, и, что важно отметить, большинство получает за нее вполне приличное денежное вознаграждение.
Безусловно, в университете обязательно появятся новые магистерские программы, будет создан международный научный совет, планируется расширять набор абитуриентов из других регионов…
Наша стратегическая программа формировалась с учетом всех существующих в вузе заделов и лучших практик, но обращена она в будущее. Сейчас у нас есть стратегия и четкий план действий по глобальной трансформации университета. Она подразумевает, в том числе, большую кадровую реорганизацию, изменения в политике вуза и еще более активное участие в работе промышленных предприятий. Цифровая трансформация также коснется всех сфер жизни университета: образования, науки, управления вузом.
Поэтому, отвечая на вопрос, какое значение имеет для университета победа в конкурсе программы «Приоритет-2030», подчеркну, что это возможность вкладывать больше средств в обновление нашей материальной базы.
Есть еще и фактор престижа. Статус участника столь престижной федеральной программы делает НГТУ более привлекательным для абитуриентов.
Уверен, что программа «Приоритет-2030» обеспечивает университету территориальное и отраслевое лидерство и сделает его центром притяжения молодежи и рождения новых научно-технических инициатив.
«Выполняя конкретные задания, мы таким образом готовим специалиста под потребности конкретного предприятия. Это уже инженер нового типа, которого так ждут сегодня на производстве».
«Мы последовательно реализуем в своей практике принцип «Образование через науку». Более половины студентов нашего университета вовлечены в научную работу…»
Конгресс молодых ученых и финал Года науки и технологий, декабрь 2021 года
АО. В программе развития университета до 2030 года среди прочих больших целей поставлена и такая: профессиональной общественной аккредитацией (ПОА) к 2030 году будет охвачено 85% образовательных программ, из них четверть должны пройти международную аккредитацию. Это немалая доля, учитывая, что прохождение процедуры ПОА, в том числе с участием международных экспертов, – это для вуза настоящий экзамен, на который университеты идут, если действительно уверены в качестве подготовки! Что НГТУ дает такую уверенность?
– Уверенность основана на том, что мы очень ответственно относимся к этой работе. Нам важно руководствоваться в нашей деятельности мнением профессионального сообщества, которое мы очень ценим, и именно профессиональная общественная аккредитация дает нам обратную связь. Мы рассматриваем процедуру прохождения ПОА как присвоение своеобразно-
го знака качества. В настоящее время процедуру уже прошли 15 наших образовательных программ, еще 5 находятся на стадии рассмотрения экспертами. Всего аккредитации у нас подлежат 110 образовательных программ, и думаю, что в соответствии с графиком прохождения процедуры мы выдержим определенные нам сроки. При этом нужно очень внимательно относиться к выбору организаций, которые осуществляют аккредитацию, чтобы не столкнуться с фирмами-однодневками.
Удивить президента…
АО. На встрече президента РФ с представителями вузов-участников проекта ПИШ, состоявшейся 21 сентября 2022 года в Новгороде, реакция главы государства на рассказ о том, над чем работает передовая инженерная школа НГТУ, была очень примечательна. «Дух захватывает», – признался он. Сергей Михайлович, несколько слов об этих инженерных проектах Нижегородского Политеха…
– Наш Нижегородский технический университет стал одним из 30 вузов России, которым, по результатам конкурсного отбора, доверено право формировать свою передовую инженерную школу. Причем, мы стали единственным вузом страны, который заявил для нее ядерно-водородную тематику. Перспективы, которые она открывает, действительно, произвели впечатление даже на президента России. Мы по сути уже сегодня вторгаемся в пространство будущего, сами его создавая. Поэтому слоган НГТУ «Университет, устремленный в будущее» приобретает вполне конкретное содержание. Так в 2022 году нашим ключевым партнерам и заказчикам НИОКР (АО «ОКБМ Африкантов» и ФГУП РФЯЦ-ВНИИЭФ) переданы первые критические суверенные решения. В 2023 году будут проведены исследования теплогидравлических характеристик элементов нового реактора, выполнены работы по моделированию оборудования и систем для обеспечения работоспособности реакторных установок, планируется проведение исследований макета системы охлаждения квантово-каскадного лазера с высокими удельными характеристиками. Это уникальные исследования, которые в практике атомного машиностроения реализуются впервые.
С момента начала реализации проекта ПИШ в университете также начата активная работа по созданию уникальной модели инженерной подготовки кадров для ГК «Росатом» с нулевым периодом адаптации на предприятии. В 2023 году ПИШ НГТУ осуществит зачисление 40 магистров на 4 новые программы высшего образования, которые разработаны вузом в тесной кооперации с предприятиями ГК «Росатом».
Таким образом, проект ПИШ динамично развивается как в плане научных исследований, так и в образовательной сфере. Первые положительные результаты и высокий интерес со стороны промышленности свидетельствуют о том, что мы не ошиблись в выборе вектора развития.
НГТУ им. Р.Е. Алексеева готовит белорусских студентов – будущих специалистов для первой Белорусской АЭС в рамках международного сотрудничества
«Кулибинско-алексеевская школа»
АО. Еще одна особенность НГТУ – богатые исследовательские традиции и крепкие научные школы…
– Да, Нижегородский Политех по праву гордится своими учеными, их открытиями, научными школами, которые внесли весомый вклад в научно-техническое развитие страны. Напомню, имя одного из своих выпускников – выдающегося конструктора, создателя судов на подводных крыльях и экранопланов Ростислава Алексеева – носит наш университет. Сегодня «исследовательскую эстафету» достойно приняло молодое поколение политехников. Они побеждают в престижных конкурсах, таких как WorldSkillsRussia, FormulaStudent, Вузпромэкспо, международного инженерного чемпионата «CаseIn», получают гранты и премии Президента и Правительства России.
Разработки ученых вуза были не раз удостоены премии имени нашего земляка Ивана Кулибина, наград международных выставок и салонов инноваций и изобретений. Самый свежий пример – восемь медалей, которыми отмечены все представленные университетом разработки на Московском международном Салоне изобретений и инновационной деятельности «Архимед-2023».
АО. Мы знаем, что у вуза есть интересный опыт в сфере ранней профориентации школьников. Расскажите об этом чуть подробнее!
– НГТУ им. Р.Е. Алексеева постоянно проявляет заботу о тех, кто придет в студенческие аудитории завтра. Не будет преувеличением сказать, что мы растим наших будущих абитуриентов. В вузе создана эффективная система профориентационной работы, действуют структуры, которые занимаются популяризацией науки. На площадке университета работает первый в регионе центр «Дом научной коллаборации», где занимаются не только школьники, но и их педагоги, проходящие переподготовку и повышение квалификации. Вуз регулярно проводит просветительские акции, олимпиады, конкурсы исследовательских работ и фестивали, привлекающие всех, кто интересуется наукой.
Три года назад наш университет совместно с Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) и заводом «Красное Сормово» подписал соглашение о создании в школе №79 инженерно-судостроительных классов. Развитием этого начинания в 2021 году стало появление в одном из районов Нижнего Новгорода образовательного судостроительного кластера. Здесь старшеклассники получают углубленные знания по отдельным предметам, но и слушают лекции ведущих специалистов-судостроителей и преподавателей НГТУ. Непосредственно на предприятии ребята учатся решать реальные производственные задачи, а в старших классах получают возможность начать разработку своих проектов в судостроении. Такая форма сотрудничества школы, вуза и предприятий дает возможность школьникам получить хорошее образование, раньше определиться с будущей профессией, а наиболее подготовленным – не только поступить в вуз по интересующему направлению, но и получить гарантированное трудоустройство на «Красном Сормове» или другом предприятии ОСК.
Идея совместной работы вуза, школы и организаций СПО отлично себя зарекомендовала, и сейчас в регионе появились, также с нашим участием, специализированный класс по атомной тематике в одной из гимназий Нижнего Новгорода, металлургические классы в городе Кулебаки. Рассчитываем, что в ближайшее время к нам придут их выпускники, мотивированные на поступление именно в Нижегородский технический университет.
Лекция для учащихся инженерного класса нижегородской школы №183 имени Р.Е. Алексеева на территории завода «Красное Сормово», апрель 2023 года
АО. Не можем не спросить о сотрудничестве НГТУ не только со школами, но и другими образовательными центрами региона. В частности, по поручению президента РФ в Нижегородской области, в Сарове формируется Национальный центр физики и математики, на который возлагается миссия – стать передовым научно-исследовательским центром по ряду современных технологических направлений. Есть ли у НГТУ планы по сотрудничеству с коллегами из НЦФМ?
– Такие планы, безусловно, существуют и уже успешно реализуются. Я по распоряжению Правительства РФ вошел в Совет по развитию Национального центра физики и математики (НЦФМ). Это совещательный орган, который определяет стратегию развития НЦФМ в Сарове. Вместе с коллегами мы обсуждаем совместные программы. Студенты НГТУ им. Р.Е. Алексеева активно общаются со своими сверстниками из НЦФМ, участвуют в образовательных программах и в научных конференциях, организуемых в Сарове.