Московский международный Салон образования: подготовка технологических предпринимателей

Предпринимательству не научиться, сидя за партой

(Репортаж с круглого стола «Университет нового типа, или Как готовить серийных технологических предпринимателей?» 10-го Московского международного Салона образования

Одна из самых ярких дискуссий на Московском международном Салоне образования в 2023 году развернулась вокруг темы «Университет нового типа, или Как готовить серийных технологических предпринимателей?» Обсудить актуальность программы «Университет предпринимателей», внесенной Агентством стратегических инициатив в феврале нынешнего года, предложили председателю Совета директоров фармацевтической компании ЦВТ «ХимРар» Андрею Иващенко, вице-президенту по стратегическим коммуникациям Института науки и технологии «Сколково» Алексею Ситникову, директору платформенных решений и образовательных продуктов АО «Деловая среда» Ивану Комарову и директору Департамента развития технологического предпринимательства и трансфера технологий Министерства образования и науки Олегу Чурилову. Экспертные мнения прозвучали разные. Все понимают, что стране нужны технологические предприниматели, мало кто уверен в том, что их получится массово готовить в университете как на конвейере. Высказывались даже мнения о том, что это «абсолютно дутая история».

Кто выживет после «мясорубки»?

Напомним, что 9 февраля на наблюдательном совете Агентства стратегических инициатив прозвучала идея о создании Университета предпринимателей, основная задача которого состоит в платформенном образовании по подготовке серийных технологических предпринимателей. Новая институция должна обеспечить высшее образование уровня бакалавриата и магистратуры на базе существующих вузов с рядом расширенных возможностей. Среди этих возможностей – венчурное финансирование студенческих проектов и специализированные мастерские, направленные на подготовку серийных предпринимателей через трансфер образования и опыт от существующего серийного предпринимателя к предпринимателю будущему. 

Председателя Совета директоров ЦВТ «ХимРар» Андрея Иващенко трудно самого назвать «серийным» предпринимателем, но успешным можно однозначно. Свой путь в крупный бизнес он начал именно в студенческом возрасте, а немного позднее повлиял на то, что в МФТИ, где учился, сложилась продуктивная среда по созданию предпринимателей. Одна из особенностей этой среды заключается в формировании проактивной позиции студента – будущего предпринимателя. На эту модель МФТИ намерены ориентироваться создатели нового предпринимательского университета. Поэтому Андрея Иващенко попросили рассказать об опыте развития предпринимательской среды и составляющих, которые влияют на ее создание в вузе.

Отвечая на вопрос, гендиректор «ХимРар» обратил внимание коллег на то, что сейчас наша страна переживает времена, похожие на 90-е годы прошлого века, когда он закончил МФТИ. Андрей Иващенко охарактеризовал это время как «огромное количество неопределенности и возможностей». По его словам, в аналогичных условиях прошлого века многие выпускники Физтеха (МФТИ, г. Долгопрудный) стали успешными предпринимателями, в том числе, технологическими. 

– Физтех организовывали именно для технологического предпринимательства, – объясняет Андрей Иващенко. – Просто в советское время оно было другим с ролевыми моделями типа Королёва и Туполева. Не такими моделями технологических предпринимателей, которые есть сейчас. Можно выделить три основных столпа системы Физтеха. Первое – очень сильный набор. До сих пор, как и в советское время, самые одаренные дети в области естественных наук приходят в Физтех. Второе – первые три года обучения служат своеобразным фильтром на трудолюбие, когда программа физфака и мехмата, объединена и сжата в три года. То есть отбираются самые талантливые дети, дальше они проходят через «мясорубку», и, можно сказать, выживает процентов семьдесят. Это и сейчас, и в советское время так было. После третьего курса у них уже в хорошем смысле «сломана голова», и им кажется, что все самое сложное, что в мире есть, они уже изучили, а если что-то не знают, то возьмут книжечки, почитают и разберутся. Дальше они идут на базовое предприятие, на базовую кафедру, где в режиме «мастер – подмастерье» решают конкретную технологическую задачу, как правило, новую. 

«Можно выделить три основных столпа системы Физтеха. Первое – очень сильный набор. <…> Второе – первые три года обучения служат своеобразным фильтром на трудолюбие, когда программа физфака и мехмата, объединена и сжата в три года <…>.  Дальше они идут на базовое предприятие, на базовую кафедру, где в режиме «мастер – подмастерье» решают конкретную технологическую задачу, как правило, новую».

«Почитаем книжечку и всё поймем»

Как считает Андрей Иващенко, массовую подготовку инженеров в советское время на себя взяли Бауманка, МАИ, а Физтех всегда был маленьким, бутиковым, готовя не простых, а главных инженеров. Но в 90-е годы все физики и математики перестали быть востребованными, потому что остановилось большинство производств. 

– Многие выпускники МФТИ стали быстро находить «место в строю», – вспоминает Андрей Иващенко. – Им в этом смысле как бы все равно, какой задачей заниматься в силу состояния ума, широкого научного мировоззрения, сформированного на младших курсах. Они ориентируются на решение сложных новых задач, все равно каких: физика, математика, торговля креветками, утеплительными материалами для кровли, кефиром, сталью, созданием оффшорных программистских компаний или IT-продуктов. Для них это предметные области, в которых можно разобраться, «почитав книжечки». Такой настрой показал свою эффективность в том, что мы сейчас называем подготовкой технологических предпринимателей. 

Андрей Иващенко в 90-е годы поступил в аспирантуру, отучился в ней три года, но не защитился, потому что занимался бизнесом. Начав с торговли компьютерами, спустя несколько лет основал группу компаний «ХимРар» по разработке и производству лекарств, в которой работает до сих пор. В 2008 году он вернулся в МФТИ состоявшимся предпринимателем, участвовал в создании кафедры инновационной фармацевтики, медицинской техники и биотехнологии, но реально, поскольку это была инновационная отрасль, на ней на протяжении 10 лет новейшей истории пытались готовить предпринимателей.  

– В этом смысле, плохая новость для университета, который создается, в том, что физика – наука экспериментальная, и наш эксперимент показал, что из студентов предпринимателей делать нельзя, – признался спикер. – Потому что студенты еще не сталкивались с болью жизни. Предприниматель из студента получится только тогда, когда он столкнется с реальностью, с болью, проработает ее, и после этого он реально может создать свой стартап. Через нашу и другие кафедры, которые были созданы – Роснано, РВК, «Сколково», прошли сотни студентов. Из них свои компании, у которых доход больше расхода, дай Бог, создал один процент. Но это не означает, что не надо учить технологическому предпринимательству, и это хорошая новость. Большинство наших студентов где-то работает корпоратами в науке, но в какой-то момент полученные навыки, связанные с технологическим предпринимательством, бизнесом, помогают им принять решение сделать стартап либо внутри корпорации, либо собственный.

По мнению Андрея Иващенко, перед современным студентом, который учится в ведущем техническом вузе, по большому счету, открываются три карьеры. Одна –  карьера ученого, и их, если говорить про МФТИ, 10-20%. Вторая карьера – это корпораты, их большинство, так как почти всех выпускников буквально «высасывают» современные IT-компании. Треть студентов – на базовых кафедрах «Яндекса», «Сбера», «1С». А еще можно попытаться создать собственный стартап, то есть стать технологическим предпринимателем. Но делать это прямо с университетской скамьи очень тяжело. 

 

Не мешаем, но и не помогаем;

Какие же составляющие должны быть для подготовки хорошего технологического предпринимателя? 

– У него должны быть хорошее естественнонаучное образование и мировоззрение, чтобы он не занимался «заряженной водой», – делится рецептом глава «ХимРар». – У него должны быть экономические навыки. То есть он должен понимать, что антенную решетку можно сделать из золота, она будет прекрасно работать, но будет очень дорогостоящей. И третье, что у него должно быть – раньше называлось умением работать с коллективом, сейчас – софт-скиллс. То есть у них должны быть навыки общаться, организовывать команду, вести переговоры, делать презентацию. На сегодня в Физтехе мы, как бы имея советский и новейший опыт, в том числе в области технологического предпринимательства, создали экспертный совет при ректоре, возглавить который пригласили нашего выпускника, основателя «ВкусВилла» Андрея Кривенко. Выработан некий подход – каких технологических предпринимателей хочет и может готовить Физтех. Мы говорим о технологических предпринимателях, которые в будущем станут современными Королёвыми и Туполевыми. В этом смысле обычные стартапы по продаже кофе или аренде мест в общежитии, конечно, могут быть, если студенты захотят их делать, но для нас это «попутный газ». То есть мы не мешаем, но и не помогаем особо. 

«У <технологического предпринимателя > должны быть хорошее естественно-научное образование и мировоззрение, чтобы он не занимался «заряженной водой», – делится рецептом глава «ХимРар». – У него должны быть экономические навыки. То есть он должен понимать, что антенную решетку можно сделать из золота, она будет прекрасно работать, но будет очень дорогостоящей. И третье, что у него должно быть – раньше называлось умением работать с коллективом, сейчас – софт-скиллс…»

Евгений Кузнецов
– Основные стартапы, которые получаются в университетах, – профессорские, когда профессора со своим опытом, не только научным, но и индустриальным, то есть контрактами с крупными компаниями, другими стартапами или еще с кем-то, находят актуальные для рынка индустрии задачи и начинают их решать. Это они создают компании, как правило, вместе со своими студентами, постдоками, становящимися «рабочими руками» этого профессора, который кроме этого делает, может быть, еще два-три других стартапа. А они становятся в этих стартапах CEO, бизнесдевелопментом и так далее. И в этом смысле любой венчурный инвестор, конечно же, с удовольствием даст деньги под профессора, у которого есть опыт работы с индустрией, жизненный опыт и так далее. Именно отсюда берутся знаменитые цифры о том, что возрастной пик создания стартапов в лучших экосистемах мира приходится на 45-летних основателей.
Евгений Кузнецов
Сооснователь венчурного фонда «Орбита Капитал Партнерз»

Основные стартапы – профессорские

Одной из основ предпринимательского университета должен стать механизм венчурного финансирования, чтобы студенты могли не просто предложить идею и благополучно забыть о ней, а имели реальные возможности для ее реализации. О возможной модели венчурного финансирования в стенах университета предпринимателей спросили сооснователя венчурного фонда «Орбита Капитал Партнерз» Евгения Кузнецова. 

– Работая в Российской венчурной компании, где мы довольно много занимались вопросами университетского предпринимательства, я сделал вывод о том, что в России не совсем верно понимается, что такое университетское предпринимательство, – рассказал Евгений Кузнецов. – У нас под этим подразумевается студенческое предпринимательство и как форма самозанятости. Но предприниматели из студентов получаются в исключительных случаях. Я бы даже сказал, что это, скорее, не правило, а исключение. Основные стартапы, которые получаются в университетах, – профессорские, когда профессора со своим опытом, не только научным, но и индустриальным, то есть контрактами с крупными компаниями, другими стартапами или еще с кем-то, находят актуальные для рынка индустрии задачи и начинают их решать. Это они создают компании, как правило, вместе со своими студентами, постдоками, становящимися «рабочими руками» этого профессора, который кроме этого делает, может быть, еще два-три других стартапа. А они становятся в этих стартапах CEO, бизнес-девелопментом и так далее. И в этом смысле любой венчурный инвестор, конечно же, с удовольствием даст деньги под профессора, у которого есть опыт работы с индустрией, жизненный опыт и так далее. Именно отсюда берутся знаменитые цифры о том, что возрастной пик создания стартапов в лучших экосистемах мира приходится на 45-летних основателей. 

По мнению Евгения Кузнецова, главная проблема российских университетов в том, что наша профессура либо «не заточена» на работу с индустрией, либо делает это через разного рода «серые» схемы. Как правило, через создание какого-нибудь ООО вне университета, в которое выводятся бюджетные средства и становятся частными. Инвестор смотрит на эти схемы, понимает, что ему грозит 5-7 лет с конфискацией имущества и, будучи разумным, отказывается сотрудничать. Главная задача университетов – корректная упаковка интеллектуальной собственности, произведенной профессорами, превращение ее в инвестиционно-пригодные активы и создание коммуникационно-финансовой инфраструктуры. Основная задача университетского венчура не столько в обучении предпринимательству и не в том, чтобы дать денег «на попробовать», что финансируется грантами и т.п. Это прежде всего деньги на корректное структурирование интеллектуальной собственности, стартапа и создание инвестиционно-пригодных объектов, а дальше уже работу с сетями других инвестиционных субъектов. 

 

Инвесторы, как хищные птицы

Именно эту нишу занимают университетские венчурные фонды за рубежом. Они помогают профессору вместе со студентами правильно создать компанию, урегулировать вопросы соотношения прав между университетом и профессором. Существуют стандарты, оговаривающие, сколько процентов получает профессор, сколько – университет, и они сильно различаются по странам. Как правило, для активного стимулирования профессоров им дается большая доля. Но если проект уже работает так, что инвесторы кружатся вокруг, как хищные птицы, мечтая тут же вложить деньги, как только вылупится «птенец», университет начинает брать на себя большую долю, считая, что это заслуга не конкретного профессора, а целой системы.

– Если отрегулировать эти вопросы, то внешним инвесторам становится понятно, с кем работать, – советует Евгений Кузнецов. – Задача такого фонда – дать первые деньги, которые в основном идут не на разработку, а на структурирование. Это небольшие деньги. Поэтому венчурные фонды, как правило, достаточно компактные, быстрые, и вся их задача – превратить разработку в стартап. Мы в России пытались запустить такой механизм. Мне кажется, что эту тему надо возвращать, потому что если внутри университета из людей, понятных ректору и понятных профессорам, не будет собрано такой «машинки», то внешнему фонду зайти в университет всегда очень сложно и по правовым причинам, и просто потому, что чужой человек – это всегда чужой человек, со своими работать проще. В венчуре все работают только по доверию, знакомству, понятию и так далее. 

Параллельные процессы

Обращаясь к опыту создания в России технологических предпринимателей, попросили высказаться вице-президента по стратегическим коммуникациям Института науки и технологии «Сколково» Алексея Ситникова, так как в Сколтехе уже существует программа по технологическому предпринимательству. 

– Еще рано говорить про какой-либо из текущих проектов, потому что времени прошло еще недостаточно много, – сказал Алексей Ситников. – Есть некие примеры, есть достижения, но общую верификацию того или иного подхода делать рано. Сколтех изначально строился на трех китах, которые должны были иметь равный вес – это исследования, инновации и предпринимательство. Именно в таком порядке эти направления всегда упоминались и объяснялись, и можно предположить, что исследование – номер один, образование – номер два, предпринимательство – номер три. Хотя это преподносится как равнозначные направления, на самом деле в этой последовательности всегда неизбежно скрывается приоритетность тех или иных направлений. Хотя даже Сколтех декларирует равноправие этих направлений, все равно некий перекос в сторону исследований и классического образования не может не присутствовать. Он будет присутствовать до тех пор, пока мы изначально, на берегу, не определим права и обязанности каждой из сторон, участвующих в процессе. Это то, что мы хотим сделать в проекте «Университета предпринимателей». Условно, если использовать аналогию со Сколтехом, из трех составляющих компонента предпринимательства и образования должна занимать две трети от условной нагрузки внутри этого образовательного процесса. Необходимо поставить предпринимателей во главу угла, дать им возможность самим проектировать свои образовательные программы, свои мастерские с учетом специфики технологического предпринимательства, технологических разработок, которые ведутся в университете, чтобы мы ушли от стереотипа, что сначала ты должен стать умным, а потом можешь заниматься предпринимательством. Сначала ты должен овладеть основами определенных наук, а только потом можешь позволить себе что-то делать. Процессы могут и должны идти параллельно. 

В Сколтехе так и происходит, но только с магистрами и аспирантами. Задача же спустить процессы на уровень бакалавров и разложить по всем уровням, чтобы вести работу со студентами с самого начала. Так они параллельно с освоением курса по искусственному интеллекту будут заниматься, например, изучением рынка ритейла. И получать эти азы студенты должны не в теории, а на практике – от настоящих опытных предпринимателей. Казалось бы, идея очень простая, но никому в России и мире, уверяет Алексей Ситников, этого не удавалось сделать. Большинство вузов Европы, США и Азии все равно пользуется классической университетской траекторией. 

«…если использовать аналогию со Сколтехом, <в проекте «Университета предпринимателей»> из трех составляющих  компонента предпринимательства и образования должна занимать две трети от условной нагрузки внутри этого образовательного процесса. Необходимо поставить предпринимателей во главу угла, дать им возможность самим проектировать свои образовательные программы, свои мастерские <…>, чтобы мы ушли от стереотипа, что сначала ты должен стать умным, а потом можешь заниматься предпринимательством. <…> Процессы могут и должны идти параллельно».

Не до конца поняли

Министерство науки и высшего образования РФ второй год реализует федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства», в котором уже участвуют 270 университетов из 70 российских регионов. Гипотеза этого федерального проекта в том, что предпринимательству нельзя научиться, сидя за партой. Предпринимательству, тем более, технологическому, можно научиться только в деятельности. Для этого проект предусматривает множество разных мероприятий для студентов и преподавателей: и тренинги предпринимательских компетенций, где в формате деловой игры студенты могут попробовать себя в роли технологического предпринимателя, и акселерационные программы, куда приходят ребята со своими идеями. Национальная технологическая инициатива участвует в этом проекте, а также организует предпринимательские «точки кипения» и проводит акселерационные программы. НТИ помогает ребятам собрать проектные команды и научиться продуктовым навыкам и взаимоотношениям с клиентами.

Недавно Минобрнауки запустило принципиально новый формат создания стартапов под названием «Стартап-студии». Это отдельные юридические лица, созданные университетом на конкурсной основе с технологическими партнерами и государственными средствами от министерства. Такие студии, создавая и развивая стартапы, не только задействуют результаты университетской науки, но и транслируют повестку научным группам, которым нужно заниматься созданием нового бизнеса. Плюсом ко всему Фонд содействия инновациям выдал студентам в прошлом году тысячу грантов в размере 1 млн рублей, и они в реальной деятельности через создание юридических лиц познают, что такое «бизнес по-настоящему».

– Сейчас мы работаем над улучшением качества всех проводимых мероприятий, – отчитался директор Департамента развития технологического предпринимательства и трансфера технологий Министерства образования и науки РФ Олег Чурилов. – Мы пока не до конца поняли, что такое Университет предпринимателей и что там предприниматели делают – то ли они учат, то ли они учатся сами. 

«Минобрнауки запустило принципиально новый формат создания стартапов под названием «Стартап-студии». Это отдельные юридические лица, созданные университетом на конкурсной основе с технологическими партнерами и государственными средствами от министерства. Такие студии, создавая и развивая стартапы, не только задействуют результаты университетской науки, но и транслируют повестку научным группам, которым нужно заниматься созданием нового бизнеса».

Алексей Парабучев
– Насколько мне известно, никто не знает, как готовить серийных технологических предпринимателей. И вполне возможно, что задача невыполнима. Но это отнюдь не означает, что ей не нужно заниматься. Наоборот. Если говорить про Москву, у  нас есть два интересных трека. Первый – подготовка венчурных инвесторов, сама по себе безумная задача. Что значит готовить венчурного инвестора? К чему? Очевидно, к провалу и потере денег – к чему еще можно готовить? Тем не менее, мы провели уже вторую академию. К нам приходят ребята и вполне состоявшиеся мужчины и дамы, которые приносят деньги и говорят: «Мы готовы проинвестировать, у нас есть депозит в банке, нам надоело, хотим что-то новое».
Алексей Парабучев
Генеральный директор фонда «Московский инновационный кластер»

Большая интрига

Говоря о предпринимательской активности, в дискуссии не могли не вспомнить о Москве, которая, вне всяких сомнений, является флагманом в этом направлении. Как представителя региона с высокими предпринимательскими образованием и активностью, о новом университете спросили мнение у генерального директора фонда «Московский инновационный кластер» Алексея Парабучева. 

– Это очень большая интрига, – признался спикер. – Вполне возможно, что это абсолютно дутая история. А может быть, наоборот, большой успех. Надо четко отдавать себе отчет в том, что это поисковая деятельность. Есть кейсы, на которые ориентируются коллеги, которые запускают это, есть в Штатах интересные кейсы, но, насколько мне известно, никто не знает, как готовить серийных технологических предпринимателей. И вполне возможно, что задача невыполнима. Но это отнюдь не означает, что ей не нужно заниматься. Наоборот. Если говорить про Москву, у нас есть два интересных трека. Первый – подготовка венчурных инвесторов, сама по себе безумная задача. Что значит готовить венчурного инвестора? К чему? Очевидно, к провалу и потере денег – к чему еще можно готовить? Тем не менее, мы провели уже вторую академию. К нам приходят ребята и вполне состоявшиеся мужчины и дамы, которые приносят деньги и говорят: «Мы готовы проинвестировать, у нас есть депозит в банке, нам надоело, хотим что-то новое». И инвестируют. У меня это вызывает большое удивление. В прошлом году люди, которые пришли к нам, проинвестировали в реальные московские компании 100 миллионов рублей. 

Казалось бы, не такая большая цифра для Москвы, но, учитывая, что это самый ранний этап, вполне неплохо. По словам Алексея Парабучева, было совершено 17 сделок. 

– Для нас был большой челлендж, к чему их готовить? – продолжает спикер. – И этот же челлендж ожидает Предпринимательский университет. Потому что второй трек – это, собственно, работа с людьми, которые хотят запустить свой стартап. Наша первая задача – отговорить их это делать. Если ты можешь не делать стартап, не надо его делать. Эта задача очень сложная. Тем не менее, у нас есть вторая прог­рамма – по запуску стартапов. В прошлом году было сформировано порядка 70 компаний, которые пришли к нам в программу, и часть из них до сих пор жива. Причем большая часть. Это тоже удивительно! Эти задачи мы решаем на локальном уровне. То есть у нас порядка 100 человек проходит Академию венчурных инвесторов и порядка 170 – Академию стартапов. А сегодня мы говорим про целый университет, то есть про машину, которая будет отвечать и на первый, и на второй вопросы и будет работать на постоянной основе. Это серьезный вызов. Москва с удовольствием готова в этом проекте принимать участие и делиться наработками, но мы видим, что, с одной стороны, миссия невыполнима, а с другой стороны, без этой миссии у нас не будет стартапов, не будет технологических компаний, не будет новых «Яндексов», «Озонов» и так далее. 

 

Важен предпринимательский опыт

Директор платформенных решений и образовательных продуктов АО «Деловая среда» Иван Комаров выступил как представитель успешной платформы по обучению. Его спросили о том, необходимо ли для подготовки технологических предпринимателей фундаментальное образование или же достаточно точечных курсов? 

– Согласно исследования аналитического центра НАФИ, вышедшего в нынешнем году, лишь 12% студентов собираются создавать высокотехнологические компании, – поделился Иван Комаров. – Порядка 43% хочет открыть свой бизнес, занимаясь услугами, торговлей, мелкосерийным производством и какими-то простыми вещами. Это говорит о том, что студенческое технологическое предпринимательство тоже вост­ребовано, но, чтобы прийти туда, требуется опыт. Мы в прошлом году провели несколько пилотных программ с вузами, и задачей студентов было выйти на первые продажи. Студентам и студенческим командам, которые действительно вышли на первые продажи, было задано несколько вопросов, чтобы узнать, что их объединяет. Оказалось, их объединяет одна простая вещь – у них уже был предпринимательский опыт! То есть это либо не первый проект, который они реализовали, либо у них родители занимаются предпринимательством, и они этот опыт получили в семье. Поэтому для старта важнее практический опыт, чем высшее или краткосрочное образование. И в целом очень важно, чтобы этот опыт передавался из первых рук, а в числе преподавателей курсов, менторов, трекеров, наставников были действующие предприниматели. 

«Согласно исследования аналитического центра НАФИ, вышедшего в нынешнем году, 12% студентов собираются создавать высокотехнологические компании <…>. Порядка 43% хочет открыть свой бизнес, занимаясь услугами, торговлей, мелкосерийным производством…».

«Студентам и студенческим командам, которые действительно вышли на первые продажи, было задано несколько вопросов, чтобы узнать, что их объединяет. Оказалось, их объединяет одна простая вещь – у  них уже был предпринимательский опыт! То есть это либо не первый проект, который они реализовали, либо у них родители занимаются предпринимательством, и они этот опыт получили в семье…».

В заключение Иван Комаров напомнил об интересном исследовании платформы «Россия – страна возможностей». Эксперты сравнили профиль компетенций преподавателей и студентов, которых они обучают, и оказалось, что GAP, или «бреши», в компетенциях преподавателей и студентов совпадают. То есть то же самое, чего не хватает преподавателям, явно проявилось у студентов после того, как они у этих преподавателей обучились. Поэтому теоретики на предпринимательском поприще всегда будут уступать практикам, которым постоянно приходится решать новые задачи, формируя соответствующие навыки. Как считает Иван Комаров, в связи с этим важно, чтобы в образовательный процесс, направленный на подготовку предпринимателей, в том числе, конечно же, технологических, в том или ином виде участвовали в качестве преподавателей действующие представители бизнеса, съевшие собаку или знающие место, где она зарыта.

Подготовил Алексей Батанов

10.05.2023
Наверх