Опыт старших, дерзость молодых

Опыт старших, дерзость молодых

Честное интервью с ректором классического вуза

Ректор – ключевая фигура в вузе. От того, насколько грамотно он принимает управленческие решения, зависит и эффективность работы вуза, и качество подготовки выпускников. Вы – ректор первого вуза, открытого в 1988 году в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. За 35 лет от филиала Тобольского государственного педагогического института им. Д.И. Менделеева вуз вырос до классического университета, обеспечивающего подготовку специалистов по широкому спектру гуманитарных, естественных, технических направлений подготовки. Сегодня на 6 факультетах реализуется 80 образовательных программ. Это очень солидный прирост. Как вам это удалось?

– Кадры решают все. У нас профессиональная команда руководителей, замечательный и сильный профессорско-преподавательский состав, много талантливой и перспективной молодежи. Мы сами растим свои кадры. Моя задача как руководителя – создать и обеспечить функционирование системы наставничества, включающей вопросы отбора наставников и их подопечных, их обучение, мотивацию и всестороннюю поддержку.

Благодаря этой эффективной системе сегодня наши выпускники руководят четырьмя факультетами из шести: Е.С. Долгина – гуманитарным, С.А. Давыдова – факультетом физической культуры и спорта, О.И. Истрофилова – факультетом педагогики и психологии, О. И. Пащенко возглавляет факультет информационных технологий и математики. В наставнической работе важно достичь гармоничного баланса между опытом старших и позитивной дерзостью младших.

Сегодня мы растим уже второе поколение будущих руководителей. А.В. Ежукова – заместитель декана по воспитательной работе гуманитарного факультета, К.В. Меркулова – старший специалист Управления по работе с персоналом и документационному обеспечению, А.В. Кузьмин – ведущий инженер-программист Управления информатизации, Ю. В. Сорока – начальник отдела по работе с абитуриентами. Так что кадрового голода мы не испытываем, да и текучки у нас тоже нет. Уверен, что именно кадры определяют устойчивость и стабильность образовательной организации. Основываясь на позитивном опыте развития университета в минувшие десятилетия, мы с оптимизмом смотрим в будущее, потому что комплексно выстраиваем его уже сегодня, воспитывая следующую команду единомышленников, способных повести вуз дальше и успешно адаптироваться в системе современного образования, которая претерпевает глобальные изменения.

– Кадры решают все. У нас профессиональная команда руководителей, замечательный и сильный профессорско-преподавательский состав, много талантливой и перспективной молодежи. Мы сами растим свои кадры. Моя задача как руководителя – создать и обеспечить функционирование системы наставничества, включающей вопросы отбора наставников и подопечных, их обучение, мотивацию и всестороннюю поддержку.

 Славу университету приносят, прежде всего, его выпускники. За 35 лет получили высшее образование в вашем вузе 20798 студентов и 501 аспирант. Это много. Гордитесь ли вы выпускниками?

– Конечно. Мы не теряемся в жизни, поддерживаем связь. Многие наши выпускники занимают руководящие должности в весьма солидных компаниях. В.А. Коноплев, обучавшийся по специальности «Прикладная математика», сейчас работает техническим директором Тинькофф Банк в Москве. А.В. Прохоренко, по специальности учитель истории, сейчас ответственный секретарь Молодёжной палаты при Думе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Б.Т. Мамбетов, наш выпускник по специальности «Физико-математическое образование», возглавляет Югорский физико-математический лицей-интернат. И.В. Святченко, по специальности учитель истории, является заместителем директора Департамента образования и молодёжной политики ХМАО-Югры. К.Г. Букренева, историк по специальности, – финалист Всероссийского профессионального конкурса «Директор года России – 2022». Д.П. Хомяков, наш выпускник по специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», стал старшим экспертом по технологиям ПАО «Сбербанк России». Е.М. Макаренко – в прошлом выпускник факультета физической культуры и спорта – депутат Тюменской областной Думы. Он 8-кратный чемпион России по боксу, 2-кратный чемпион мира и Европы, участник Олимпийских игр в Афинах.

А сколько выдающихся спортсменов выросли в стенах нашего вуза! А.И. Малетин – тренер-консультант спортивной сборной команды ХМАО – Югры по боксу, чемпион мира, чемпион Европы, бронзовый призер Олимпийских игр. Р.Р. Куштанов – директор Нижневартовской спортивной школы олимпийского резерва, заслуженный тренер России по кикбоксингу и боксу. Это и олимпийский чемпион по боксу А. Батыргазиев, и олимпийский чемпион по тхэквондо М. Храмцов, и победитель первенства мира по прыжкам на батуте А. Калашникова, и чемпион России по плаванию Е. Агапитова, и победитель первенства России по гребному слалому С. Комков. Да всех и не перечислить. Это наше созвездие лучших.

Сегодня одним из главных запросов общества к современной системе образования является формирование гражданина нового формата: человека, знающего и уважающего традиции Отечества, любящего свою страну и вместе с тем самостоятельного, инициативного, со сформированной образовательной и профессиональной траекторией. Как в вашем вузе реализуется этот запрос общества?

– На плечах системы образования всегда лежала ответственность за воспитание гражданина Отечества, и современные реалии не являются исключением. Коренные преобразования, происходящие сегодня в мировом пространстве, сопровождаются изменениями во всех сферах общества и в сознании граждан. На этом фоне мы не должны допустить снижения воспитательного потенциала российского образования, культуры, поскольку они являются важнейшими факторами формирования патриотизма и гражданской позиции. 

В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации определены цели, задачи и принципы, в соответствии с которыми и реализуется в нашем вузе воспитательная деятельность по формированию гражданско-патриотического сознания студенчества. Основными направлениями работы по гражданско-патриотическому воспитанию являются поисковая деятельность, сохранение объектов культурно-исторического наследия, благоустройство памятных мест, аллей славы и воинских захоронений, музейно-экспозиционная работа, волонтёрская деятельность, организация и участие в проведении патриотических акций всех уровней. У нас активно работают поисковый отряд «Следопыт» и отряд «Волонтеры Победы».

Реализуемая сегодня в вузе система гражданского и патриотического воспитания неоднократно отмечена в числе лучших. Наш поисковый отряд «Следопыт» является призёром межрегиональных военно-поисковых сборов «К поиску готов!». Члены команды принимают активное участие во всех городских патриотических акциях: «День неизвестного солдата», «Дерево Победы», «Свеча Памяти», «День вывода советских войск из Афганистана», в качестве модераторов в 2022 году они участвовали в международной патриотической акции «Бессмертный полк».

Ребята активно работали в рамках межрегиональной поисковой экспедиции «Сталинградский рубеж-2022», в ходе которой совместно с другими поисковиками из Нижневартовска были обнаружены, задокументированы и переданы для перезахоронения останки более 100 защитников Сталинграда; удалось установить имена двух военнослужащих, числившихся пропавшими без вести. В августе 2022 года командир нашего отряда «Следопыт» принял участие в международном военно-историческом фестивале «Заоблачный фронт». Поисковые работы велись на Эльбрусе, где были обнаружены и переданы для перезахоронения останки четырёх бойцов Красной армии.

Евгений Михайлович Макаренко
– Не только моя спортивная жизнь, но и жизнь во всех её проявлениях связана с альма-матер. Открытие вуза в Нижневартовске подняло статус города и, главное, позволило реализовать молодежи славного Самотлора свои возможности. Теперь не нужно ехать за образованием на «большую землю». А действующим спортсменам учиться всегда сложнее по известным причинам: постоянное участие в соревнованиях и сборах, разъезды, жизнь урывками. Тут не то что учиться, тут и жениться не всегда время найдешь.  Открытие факультета физической культуры и спорта сделало институт зоной притяжения спортсменов всей Югры и даже Тюменской области. Я с благодарностью вспоминаю первого ректора Анатолия Карпова, его заботу и о вузе, и о нас, грешных, спортсменах-студентах. Лично мне он оказывал методологическую помощь в работе над кандидатской диссертацией, которую я успешно защитил. А ведь когда брался за эту работу, она казалась мне невыполнимой. Но Анатолий Карпович вывел меня на ринг науки.  И сегодня я продолжаю сотрудничать с родным институтом. Это сотрудничество взаимно и многогранно. Как депутат Тюменской областной Думы стараюсь отзываться на проблемы и запросы вуза. В свою очередь, ректор Сергей Иванович Горлов, продолжая традиции теперь уже университета, внимательно относится к судьбам спортсменов. Именно благодаря всесторонней работе не только развивается массовый спорт, но и рождаются новые звезды первой величины, прославляющие наш город, Югру, Россию. Студенческое время – это всегда самые добрые и светлые воспоминания, которые почти каждый человек называет «лучшим временем в своей жизни». Я не исключение. Когда захожу в родной университет, напитываюсь этой энергией молодости и верю в новые победы. Спасибо моим учителям, преподавателям за их терпение и благородный труд.
Евгений Михайлович Макаренко
Депутат Тюменской областной Думы, заслуженный мастер спорта России по боксу, 8-кратный чемпион России по боксу, 2-кратный чемпион мира и Европы, участник ХХVIII Олимпийских игр в Афинах
Ксения Геннадьевна Букренева
– НВГУ – это мой билет в будущее. Обучение в Нижневартовском государственном университете было моим осознанным выбором. Университет дал мне базовые знания, которые стали залогом моего дальнейшего профессионального успеха. Прошло 20 лет с того момента, как я стала дипломированным специалистом. Наш университет в далеком 1997 году был главным высшим учебным заведением города и одним из крупнейших вузов нашего региона, имел несколько корпусов, лабораторий, богатейшую библиотеку и легендарный педагогический состав. Университет для меня стал, прежде всего, центром учебы и науки, важной частью моей жизни. Полученное образование на специалитете и в аспирантуре, позволило сформировать не только систему знаний и навыков: искусство самопрезентации и коммуникации, тайм-менеджмент, ведение деловой документации и переписки, умение работать в команде, необходимое для дальнейшей профессиональной деятельности, но и получить ценный жизненный опыт. Особую благодарность хочу выразить ректору нашего университета Сергею Ивановичу Горлову. Для меня он являлся и является примером опытного и компетентного руководителя, менеджера новой формации, примером бескорыстного служения науке, человеком мобильным, открытым, с ответственным отношением к делу, позволяющим добиваться высоких целей, что подтверждается результатами деятельности нашего родного университета. Я благодарна альма-матер за полученные знания, возможность каждый день узнавать много нового, за счастливые, полные впечатлений дни, за воспоминания и за возможность быть причастной к  великому делу науки и образования!
Ксения Геннадьевна Букренева
Директор Центра образования № 7 имени Дунина-Горкавича Александра Александровича

Известно, что наиболее значимыми видами экономической деятельности при формировании валового регионального продукта Ханты-Мансийского автономного округа-Югры являются такие, как добыча нефти и газа, энергетика. Как вы полагаете, сегодняшняя структура подготовки кадров в системе высшего образования Югры соответствует структуре потребностей экономики округа?

– Современное высшее образование обязательно должно соответствовать требованиям инновационной экономики. Мы должны обеспечивать оперативное реагирование системы высшего образования на запросы рынка труда и создавать оптимальные условия для подготовки востребованных специалистов, которые и формируют сегодня конкурентоспособную национальную экономику.

Учреждения высшего образования в ХМАО – Югре (а их всего 5) имеют разную ведомственную принадлежность: 2 университета подведомственны Министерству науки и высшего образования РФ, а 3 – Департаменту образования и науки ХМАО – Югры. Несмотря на это уровень вовлеченности в региональные процессы у всех вузов достаточно высокий. Это относится и к вопросу подготовки квалифицированных кадров для региона. Только наш вуз за последние 5 лет выпустил 489 специалистов по направлению подготовки «Электроэнергетика и электротехника», 272 специалиста – «Нефтегазовое дело», 264 специалиста – «Информатика и вычислительная техника», 185 специалистов – «Экология и природопользование».

 Сегодня как никогда значимой стала необходимость создания в системе образования таких условий, которые гарантировали бы подготовку не просто специалистов в различных сферах экономики, но и граждан, способных обеспечивать государственный суверенитет. Что вы можете сказать о политике Нижневартовского государственного университета по этому вопросу?

– На современном этапе развития международного сообщества проблема территориальной целостности и суверенитета становится все более значимой. Суверенитет – это исходная точка построения всей международно-правовой системы. Это не только полновластие народа и свобода выбора своего политического, экономического и социального пути развития, но и гарант независимости государства на мировой арене. При этом особую значимость приобретает суверенитет национальный, обеспечивающий право всех наций на культурное самоопределение для сохранения своей самобытности, сохранение и развитие языка, культуры.

Мы, жители Ханты-Мансийского автономного округа, не должны забывать о необходимости обеспечения национального суверенитета обских угров, коренных жителей Югры. Для этого в нашем вузе по направлению подготовки «Педагогическое образование» реализуется магистерская программа «Хантыйская филология». Мы стремимся формировать у современных югорчан интерес к творчеству писателей из числа коренных малочисленных народов. Дважды на базе нашего университета проводился ежегодный заочный окружной конкурс-премия им. Е.Д. Айпина. Победителей награждал сам Еремей Данилович Айпин – хантыйский, советский и российский писатель, государственный деятель. В 2022 году мы открыли научно-исследовательскую лабораторию этнофилологии народов Севера, целью которой является организация и проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований.

Хочется отметить, что наша страна является суверенным государством с древней и богатой историей. Все населяющие ее народы стремятся к достижению демократии. Мы не приемлем навязывания тех или иных моделей построения общества и отстаиваем интересы России и всего ее населения без унизительного для нас противопоставления другим народам и странам.

– Хочется отметить, что наша страна является суверенным государством с древней и богатой историей. Все населяющие ее народы стремятся к достижению демократии. Мы не приемлем навязывания тех или иных моделей построения общества и отстаиваем интересы России и всего ее населения без унизительного для нас противопоставления другим народам и странам.

Распоряжением Правительства России еще в 2015 году была утверждена «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Расскажите, пожалуйста, какие педагогические практики применяются в вашем вузе для эффективной реализации современных воспитательных стратегий?

– В процессе культурного развития России сформировалась сложная система духовных и нравственных ценностей, в основе которой лежат принципы толерантности, справедливости, личного достоинства, стремления к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьей, Отечеством. Эти принципы легли в основу концептуальных положений «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Для решения стратегических задач, определенных в данном документе, раскрытия индивидуальности каждого студента, формирования нравственных качеств в вузе создана среда, основу которой составляет выбор образовательной и досуговой деятельности. На современных педагогов возложена особая воспитательная миссия по формированию не только творческого, но и гражданско-патриотического сознания личности.

Культурно-творческая деятельность наряду с образовательной является обязательной и важнейшей составляющей деятельности университета. В структуре вуза стабильно функционируют 8 студенческих творческих объединений. В 2022 году наши студенты приняли участие и стали организаторами более 42 мероприятий творческой направленности. Они получили Гран-при на окружном фестивале «Студенческая весна-2022», народный хореографический ансамбль «Кавказ» стал победителем международного детского, взрослого и профессионального конкурса-фестиваля проекта «Дивный остров» в Санкт-Петербурге и победителем российско-китайского студенческого фестиваля творчества «Симфония молодости». Эстрадная студия «Аллегро» – победитель международного конкурса-фестиваля «Страна Магнолий», который проходил в Сочи. Театр моды «НИЛ» – золотой лауреат окружного фестиваля «Студенческая весна-2022» и лауреат 1 степени номинации «Folk Fashion» всероссийского конкурса молодых дизайнеров и стилистов «Подиум: Новый Взгляд-2022», прошедшего в Екатеринбурге. Эти результаты обеспечены сформированной в вузе атмосферой сотворчества преподавателей и студентов.

НВГУ является участником федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» госпрограммы «Научно-технологическое развитие РФ». Расскажите, пожалуйста, о целях этого проекта и степени участия в нем вашего вуза.

– Особую ценность современных образовательных стратегий представляет направленность на развитие креативного мышления при решении различных проблем. Именно это является концептуальной основой реализации данного проекта. Прежде всего, он направлен на раскрытие предпринимательского потенциала молодежи и подготовку профессионалов в области технологического предпринимательства. Перед университетами страны поставлена задача – к 2030 году подготовить плеяду выпускников, способных запускать в условиях современной экономики стартапы или актуальные бизнес-проекты.

В 2022 году ученым советом университета было принято решение о создании пространства коллективной работы «Точка кипения». Основной задачей «Точки кипения» является решение вопросов по разработке и реализации в университете предпринимательских проектов технологической направленности, развитию и популяризации Национальной технологической инициативы, развитию профессиональных сообществ, повышению эффективности взаимодействия государственных органов, коммерческих и некоммерческих организаций, граждан, профессиональных сообществ, рабочих групп в области развития науки и техники, совершенствования образования и просвещения.

В настоящее время идет подготовка к официальному открытию «Точки кипения» НВГУ. Уже создано структурное подразделение, проведен аудит необходимых ресурсов, подана заявка команды НВГУ на обучение онлайн-курса «Открыть точку кипения» от «Платформы НТИ», который стартует весной 2023 года. Более 200 студентов уже зарегистрированы и проходят акселератор для студентов от Сбера по созданию и развитию технологического бизнеса. 16 студентов прошли акселерационную образовательную программу «Бизнес СТАРТ» в ХМАО от Фонда поддержки предпринимательства Югры «Мой бизнес» и Деловой среды Сбера, стали финалистами проекта. В рамках Школы социального предпринимательства Фонда поддержки предпринимательства ХМАО-Югры, в ходе реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» студентами подготовлены 3 стартапа, активно ведется апробация программы «Стартап как диплом». На платформе университетского технологического предпринимательства можно освоить курс «Стань технологическим предпринимателем».

Это долгосрочный проект, в котором задействованы и обучающиеся, и преподаватели, и партнеры вуза, и представители бизнес-сообщества. Говоря о последних, хотелось бы отметить, что они активно включились в проект. Мы гордимся тем, что многие из них – наши выпускники, сегодня – успешные предприниматели. Это Э.М. Панфилова – генеральный директор Школы иностранных языков «Полиглот», В. . Пестряков – начальник отдела автоматизированных систем управления технологическими процессами компании «Нижневартовское пассажирское автотранспортное предприятие №2», И.Ю. Саяпин – генеральный директор компании «Варт-Авто». Вера в собственные силы и возможности, креативность – это то универсальное и вместе с тем уникальное, что лежит в основе успешной реализации данного проекта.

– «Точка кипения» НВГУ – долгосрочный проект, в котором задействованы и обучающиеся, и преподаватели, и партнеры вуза, и представители бизнес-сообщества, которые активно включились в проект. Мы гордимся тем, что многие из них – наши выпускники, сегодня – успешные предприниматели.

Все прекрасно понимают, что лимит времени ректора университета весьма ограничен и большая его часть отводится на выполнение непосредственных трудовых функций: принятие управленческих решений, осуществление контроля над образовательной, финансовой и производственной деятельностью вуза. И все же, наверняка, и у вас бывает «свободная минутка». Чему вы отдаете предпочтение вне рабочего пространства?

– Лукавить не стану, конечно, и у меня бывают «свободные минутки». Это время я посвящаю сыновьям. Они – мое главное достижение в жизни. Люблю мудрые книги, иногда выбираюсь в театр. Очень люблю готовить. По мнению моих друзей, я не самый заурядный повар. Это процесс творческий. Когда удается создать произведение кулинарного искусства, это доставляет искреннюю радость. Но, честно говоря, и в эти редкие минуты относительной свободы от работы я думаю о ней. Если работа любима, от нее не устаешь. А я люблю свою работу, своих коллег, своих студентов.
 

10.04.2023
Сергей Иванович Горлов
Сергей Иванович Горлов, Ректор Нижневартовского государственного университета, доктор физико-математических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук, академик Академии информатизации образования
Читать полностью
Наверх