Татьяна Терентьева: «Успех приходит, когда есть цель и эффективная команда»

Татьяна Терентьева: «Успех приходит, когда есть цель и эффективная команда»

Владивостокский государственный университет

Наше первое – еще в середине 2000-х – редакционное впечатление о Владивостокском университете связано с заседанием Аккредитационной коллегии Рособрнадзора. После большой комплексной проверки вуз вышел на итоговую процедуру государственной аккредитации. Хорошо запомнилось сказанное одним из членов Аккредколлегии рядом сидящему коллеге: «Сильный университет!» Мы, журналисты, ставшие случайными свидетелями столь краткой и позитивной неформальной оценки, информацию, что называется, «намотали на ус» – с тех пор ВВГУ (до сентября 2022 года – ВГУЭС) является для нас своеобразным примером и олицетворением отечественной высшей школы на Дальнем Востоке: ее динамики, ее достижений, ее практик работы с масштабными вызовами…

Вызов для университета

АО. Татьяна Валерьевна, тема будущего университетов и высшего образования сегодня остается одной из актуальных. В 2010 году авторы известной книги «Дорога к академическому совершенству» заявили, что мир с нетерпением ждет появления новой большой идеи в области трансформации университетов как образовательного пространства. Можно ли сейчас, в 2023 году, сказать, что эта идея наконец появилась? Есть на что опираться ректорам, взявшимся трансформировать свои вузы?

– Будущее университетов всегда волновало умы, во все времена. На каждом этапе развития общества рождаются новые идеи трансформации вузов, которые потом воплощаются в конкретные цели и результаты. Университеты постоянно меняются, и сегодня мы уже говорим об университетах 4.0. и даже 5.0. Для меня главный смысл трансформации заключается в том, чтобы создать модель университета, которая соответствует и сегодняшним требованиям, и способна достойно ответить на вызовы будущего. На практике это означает, что университет должен развиваться с учетом государственных приоритетов и общественных трендов. 

События, которые задали курс на трансформацию нашего университета, произошли в 2015 году. Тогда вузу резко снизили контрольные цифры приема и, соответственно, долю бюджетного финансирования. От двухмиллиардного бюджета осталась ровно половина, из 1000 бюджетных мест всего 250. Это был глобальный и по-настоящему драматичный вызов, который ставил на кон будущее университета. 

Путь перемен

АО. Что тогда было самым трудным, и что дало силы преодолеть кризис? Какие меры стали спасательным кругом, позволившим вузу добраться до твердой почвы? 

– У нас не было никаких других вариантов, кроме как меняться, идти вперед или безнадежно увязнуть. Мы выбрали путь перемен. Надо сказать, что для меня тот период был особенно сложным. В 2015 году меня впервые избрали ректором, я только начала осваиваться в новой должности, и тут грянул этот кризис. 

Но за мной был большой опыт работы в университете (от завкафедрой до первого проректора университета), и я имела ясное представление, как функционируют его механизмы. Очень к месту пришлась профессия. Как экономист, я легко ориентируюсь в цифрах. После анализа показателей финансово-экономической деятельности вуза стало ясно, что нужно предпринять. 

Начали с того, что сократили некоторые виды деятельности, отказались от всех неэффективных затрат, перераспределили свои внутренние ресурсы таким образом, чтобы вуз мог сохранить устойчивость. И хотя мотало нас изрядно, мы, как детская игрушка-неваляшка, всё равно возвращались в положение устойчивого равновесия. 

Мы кардинально изменили модель управления университетом, взяв за основу бизнес-подходы. Все подразделения ВВГУ: каждый институт, каждая кафедра рассматриваются сегодня как бизнес-структура, которая должна быть рентабельной, приносить доход, выполнять все задачи, которые вписываются в парадигму бизнеса.

Во многом благодаря этому наш университет сегодня входит в первую десятку лучших российских вузов в рейтинге качества финансового менеджмента Минобрнауки РФ. Ни один вуз Дальнего Востока не попал даже в топ-100 в этом рейтинге. 

При этом государственное финансирование ВВГУ остается минимальным – 15-20% в общей структуре доходов. Таких университетов – с долей собственных доходов более 80% – у нас всего пять-шесть на всю Россию. 

У нас не было никаких других вариантов, кроме как меняться, идти вперед или безнадежно увязнуть. Мы выбрали путь перемен…

Ректор: ученый или прораб?

АО. Наверное, секрет успеха ВВГУ в том, что ректор – экономист? 

– Это один из секретов. Ректор должен быть не только ученым, но и обязательно грамотным управленцем, сильным администратором. Это раньше на посту ректора видели исключительно человека из профессуры, а многие и до сих пор в этом убеждены. 

Вспоминаю, как скептически воспринимали коллеги по цеху первого избранного коллективом ректора нашего университета Геннадия Иннокентьевича Лазарева. Практически все руководители местных вузов были доктора наук, и они воспринимали его как прораба, хоть и с кандидатской диссертацией. Им казалось странным, что человек в должности ректора самолично занимается всеми хозяйственными вопросами: стройкой, ремонтом, налаживанием быта, формированием инфраструктуры… Но время и, самое главное, результаты показали, кто прав и что важнее для руководителя – научная степень или талант хозяйственника. Благодаря Лазареву в середине 90-х ВВГУ, тогда еще Дальневосточный институт бытового обслуживания, был единственным вузом в регионе, который затеял глобальную стройку. Мы практически с нуля создали прекрасный университетский кампус, который и сегодня считается одним из лучших на Дальнем Востоке. ВВГУ стал одним из первых российских вузов, отказавшихся от бумажных учебников. Мы открыли электронную библиотеку, приобрели самые современные компьютеры, реализовали концепцию электронного кампуса университета. По большому счету, именно с этого технологического прорыва у нас началась цифровизация, без которой теперь невозможно представить современный вуз. 

Кстати, докторскую диссертацию Геннадий Иннокентьевич блестяще защитил в 2003 году. Человек на своем месте, он успевал заниматься и университетом и наукой, очень многое сделал для усиления нашей научной базы, и сегодня как президент ВВГУ активно занимается процессами стратегического развития. 

Управление изменениями: все держится на людях!

АО. В чём сегодня состоит «большая идея» для вашего университета? Развивать бизнес-модель как залог успеха? 

– Бизнес-модель – это всего лишь инструмент, который позволяет эффективно управлять университетом и успешно решать стратегические задачи: открывать новые направления подготовки, новые лаборатории, приглашать топовых преподавателей со всей страны, трансформировать университет.

Все эти задачи составляют ту самую «большую идею», которая работает на успех и на будущее нашего университета. Но одних идей мало, их нужно уметь продвигать, преобразовывать в реальные проекты. А для этого необходима эффективная команда единомышленников. Без команды невозможно добиться успеха – все держится на людях! Поэтому, когда меня спрашивают, какие управленческие новации помогают руководить таким невероятно сложным организмом, как университет, всегда привожу известное высказывание Ньютона: «Если я видел дальше, чем Декарт, то это потому, что я стоял на плечах гигантов». Вокруг меня много таких гигантов – незаурядных, талантливых, успешных людей, профессионалов своего дела. Каждый из них – сильная личность. Моя задача – объединять, мотивировать, создавать синергетический эффект, который работает на успех университета, помогает реализовать самые амбициозные проекты. 

Мне очень нравится известный афоризм: «Никто не может насвистывать симфонию. Нужен весь оркестр, чтобы ее сыграть». У нас получилось создать прекрасный оркестр. 

От нишевого вуза к классическому

АО. Татьяна Валерьевна, осенью 2022 года ВГУЭС получил новое название «Владивостокский государственный университет». Вы долго шли к ребрендингу. Наверное, для этого были весомые мотивы, и вы все точно просчитали?

– Мы давно уже вышли за рамки, изначально заданные названием «Владивостокский университет экономики и сервиса». Если раньше экономические и сервисные направления подготовки были для нас приоритетными, то сегодня их доля составляет всего 20% и продолжает снижаться. У нас представлен почти весь спектр образовательных программ, за исключением узкоспециальных, связанных с медициной, сельским хозяйством, военным делом. 

Сегодня университет реализует более 20 УГСН из 55 существующих в высшей школе, в том числе, самые актуальные, соответствующие приоритетам государства и запросам реальной экономики: инженерные, экономические, педагогические.

АО. Вы предпочли классическую модель университета, в которой должны сочетаться две обязательные характеристики: широкий спектр подготовки и сильный научно-исследовательский сектор…

– Наверное, это самый минимум ключевых признаков классического университета. Вообще понятие это достаточно размытое и вызывает много вопросов. Одно из часто встречающихся определений звучит примерно так: «Классический университет – учебное научное заведение, имеющее длительную историю существования, порядка 100 лет. В нем накоплены глубокие традиции обучения, которые пронизывают все стороны университетской жизни и формируют особую атмосферу университетского сообщества».

Получается, если нашему университету 55 лет, а не 100, мы не накопили никаких традиций, не создаём особую вузовскую среду и не можем называться классическим?

В моем понимании, классический университет – это многопрофильный, многоуровневый вуз, который дает качественное, конкурентоспособное образование, развивает науку, приносит реальную пользу региону. Вся деятельность ВВГУ сегодня выстроена в соответствии с этой характеристикой. 

К 2030 году, согласно стратегии развития, Приморский край должен стать транспортно-логистическим, туристическим, промышленным, сельскохозяйственным и гуманитарным центром Востока России. ВВГУ продолжит курс на развитие новых направлений подготовки, следуя запросу диверсифицированной экономики региона

Решая дальневосточную сверхзадачу

АО. Ваш университет отличает максимальная вовлеченность в региональную повестку. Вы позиционируете себя как «кузницу кадров» для Дальнего Востока, готовите специалистов практически для всех ключевых отраслей экономики, реализуете уникальные для региона образовательные программы, как например, в Институте креативной индустрии, Высшей школе кино и телевидения ВВГУ…

– Мы не просто «кузница кадров». Наша сверх задача – удержание и закрепление молодежи в регионе, и мы её выполняем: большинство выпускников ВВГУ остается жить и работать в Приморском крае и других субъектах ДФО. Это успешные молодые люди, которые за время учёбы в университете получили и крепкую теорию, и современные компетенции, и гибкие навыки, которые сегодня невероятно важны для карьерного и личного роста. У нас практически нет проблемы с трудоустройством ребят. В рейтинге отечественной рекрутинговой компании hh.ru за 2021-2022 годы ВВГУ входит в топ-100 лучших вузов России по востребованности выпускников у работодателей региона. 
 

Университет готовит кадры для семи из топ-10 отраслей экономики – приоритетных для региона, отличающихся самым высоким спросом на специалистов. Больше половины выпускников остаются жить и работать в ДФО.
 

ВВГУ: три ключа от будущего

АО. В портфеле вуза более 200 образовательных программ. Тем не менее, вы анонсировали развитие еще трех направлений подготовки: педагогики, ИТ, инженерии. Чем обусловлено это решение? 

– Наши стратегические ориентиры, в первую очередь, связаны с подготовкой кадров для тех направлений, которые сегодня являются государственным приоритетом. Мы соотносим эти задачи с региональным запросом, постоянно анализируем структуру местного рынка труда, отслеживаем тенденции, и уже на основе этих данных решаем, какие новые программы стоит открыть в университете. Поэтому сделали ставку на педагогику и инженерное дело. 

АО. Расскажите о них чуть подробнее. Каких новых трансформационных и материальных ресурсов потребуют новые направления?

– Собственно, мы не только анонсировали, но уже приступили к реализации этих направлений. В 2022 году Институт транспорта ВВГУ был преобразован в Институт нефтегазового дела, транспорта и логистики. Осенью состоялся первый набор студентов. Мы начали с «неф­тянки», поскольку в быстроразвивающейся неф­тегазовой отрасли Дальнего Востока особенно остро ощущается потребность в кадрах. Сегодня в списке вакансий порядка 5000 предложений от нефтегазовых компаний, работающих в регионе. В молодых профессионалах нуждаются крупнейшие предприятия ДФО: «Транснефть-Дальний Восток», подразделения «Газпрома», «РН-Востокнефтепродукт». Более того, в Амурской области строятся газоперерабатывающий и газо-химический заводы, в Хабаровском крае – завод по производству сжиженного природного газа, в Приморье – комплекс сжижения природного газа и сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. 

Кроме того, сейчас мы готовим к лицензированию программу «Горное дело». Это тоже очень актуальная история. В 2023 году отмечается 300-летие горного образования на Дальнем Востоке, и университет намерен продолжить традиции подготовки специалистов горного дела, качеством которой всегда славился наш край. В конце прошлого года мы подписали соглашение с ассоциацией «Горнопромышленники России» и ведущими отечественными университетами о создании консорциума, который объединит науку и высшую школу в области подготовки кадров, реализации научных и научно-технологических проектов, имеющих первостепенное значение для отрасли. Нашими партнёрами стали РГУ нефти и газа (НИУ) им. Губкина, МИСиС, Институт проблем комплексного освоения недр им. Мельникова и Хабаровский федеральный исследовательский центр ДВО РАН. 

Еще одно новое направление подготовки – педагогическое, будем развивать в новом открывшемся год назад филиале ВВГУ в Уссурийске – одном из крупнейших городов Приморья. Сейчас здесь готовят бакалавров по нескольким
направлениям: физической культуре, иностранным языкам, истории и обществознанию, информатике и математике, русскому языку и литературе – будущих предметников, которые сейчас в самом большом дефиците в школах. В общей сложности только у нас в Приморье не хватает около 1000 учителей, аналогичная картина практически по всему Дальнему Востоку. Наша задача – переломить ситуацию, поэтому планируем увеличить количество студентов филиала. Рассчитываем, что и нам государство увеличит КЦП на эти специальности как приоритетные для региона, в буквальном смысле жизненно важные для его развития. 

И третье направление подготовки, которое мы выделяем как приоритетное, – это ИТ-сфера. Институт информационных технологий ВВГУ – на пике популярности. У нас сильные преподаватели, мы используем в обучении новейшее оборудование. На базе университета создан Центр обработки данных, Цифровая лаборатория прототипирования и 3D моделирования «Фаблаб». 

Сегодня в стране и на Дальнем Востоке ИT-специалисты среди самых дефицитных профессий. Вакансий – порядка 170 тысяч. Эксперты считают, что потребность в «айтишниках» будет нарастать и дальше. Исходя из этого, мы поставили задачу расширить подготовку специалистов в области информационных технологий, подключив среднее профессиональное образование. На базе нашего университета в 2022 году открылся IThub колледж – первое на Дальнем Востоке учебное заведение, которое работает по уникальной образовательной модели. Мы, конечно, рискнули, купив франшизу, но не ошиблись: первый набор прошел с полным аншлагом. Что не удивительно: колледж кардинально меняет стандарты среднего профессионального образования, систему подготовки ИТ-специалистов. Здесь все по-другому – от окружающей обстановки до формата преподавания. Уже с первых курсов студенты погружаются в профессию, в бизнес-историю, в реальные кейсы. Они не только учатся, но и думают по-другому. Несмотря на скромную рекламу, интерес к колледжу огромный. При том, что обучение исключительно платное. Набор-2023 еще не стартовал, а у нас уже сейчас нет отбоя от желающих учиться. Абитуриенты и их родители понимают, какие специальности сулят успех, признание, достаток. 

Более половины выпускников университета получают приглашения на работу от компаний, где они проходили практику. Это показательный факт признания работодателями высокого качества подготовки в ВВГУ

Образование и наука: тандем & трансфер 

АО. В классическом университете на особом счету наука. В ВВГУ создано восемь научных школ. Как бы вы оценили их потенциал, в том числе с точки зрения трансфера результатов в экономику региона?

– Без науки невозможно представить не только классический, но и любой другой, по-настоящему сильный университет. Научные школы – мощный драйвер развития вузовской науки, великолепная возможность генерировать идеи, реализовать коллективные проекты, растить молодых ученых. 

Мы создали научные школы по самым знаковым направлениям: экономика и развитие региона, глобальные и национальные тренды развития права, анализ больших данных в биомедицине и здравоохранении, психология и педагогика. Только за последний год 10 преподавателей ВВГУ защитили кандидатские диссертации. Причем, тематически все они ориентированы на регион или связаны с инновационным развитием нашего университета. Почти все диссертанты в возрасте 27-35 лет. 

Мы очень много внимания уделяем молодым ученым, даём им возможность реализовать себя в науке. В ВВГУ действует программа целевой подготовки для обучающихся по программам магистратуры и аспирантуры. Участники программы получают от университета серьезную поддержку во время обучения: аспирантам компенсируется 95% стоимости обучения, обеспечивается трудоустройство в университете, за ними сохраняются рабочие места с гарантированной заработной платой. Соискатели учёной степени получают единовременные выплаты, им оплачиваются научные публикации, командировки, предоставляются места в общежитии. 

Со своей стороны, аспиранты берут на себя обязательство защититься в срок и остаться работать в университете в течение 5 лет. Опыт показал, что мы выбрали верное направление. Модель сформированных нами научных школ совместно с целевой аспирантурой гарантирует своевременное выполнение аспирантами своих обязательств. Все выпускники целевой аспирантуры защитились за год до ее окончания или точно в срок. С каждым годом у нас прибавляется число молодых успешных ученых, и в настоящее время готовят диссертации к защите 43 аспиранта и соискателя.

И еще немного цифр. В развитие научных школ и повышение квалификации молодых ученых мы ежегодно вкладываем более 10 миллионов рублей. Но мы понимаем, что это инвестиции в репутацию университета, в нашу конкурентоспособность, кадровый потенциал, поэтому и далее будем по максимуму вкладываться в молодых перспективных ученых и научную материально-техническую базу. К слову, только в создание новых лабораторий за последние два года мы вложили более 50 млн рублей. И это всё внебюджетные деньги.

Мы очень много внимания уделяем молодым ученым, даём им возможность реализовать себя в науке. В ВВГУ действует программа целевой подготовки для обучающихся по программам магистратуры и аспирантуры…
 

АО. Татьяна Валерьевна, успехи вашего университета впечатляют: ВВГУ входит в топ-100 лучших вузов России в Национальном рейтинге Интерфакс, университет уверенно держится в «тройке» лидеров высшей школы Дальнего Востока, которую представляют 39 вузов. Что позволяет региональному вузу сохранять свои конкурентные позиции в условиях сложнейших вызовов? Каково ваше резюме?

– Новейшая история нашего университета показывает, что успех приходит, когда есть понимание необходимости трансформации, кардинальных перемен и есть команда, нацеленная на эти перемены.
 

ФОТО в статье Марины Ещенко

10.04.2023
Наверх