– Видимо, человек так устроен, что в стрессовой ситуации он начинает активнее работать, искать новые подходы, ставить и решать задачи, которые раньше невозможно было и представить. Сейчас такая же стрессовая ситуация, как в 1990-е годы и начале 2010-х. И она заставляет искать ответы на новые вызовы. Никогда не останавливайся на достигнутом, двигайся вперед: процесс совершенствования системы является непрерывным.
Масштаб мышления, амбиции и горизонт планирования – обязательные условия успешной трансформации.
Владимир Наводнов, директор (ныне – президент) Национального центра профессионально-общественной аккредитации (проект «Реформаторы образования», «АО», № 137)
Татьяна Терентьева
ректор Владивостокского государственного университета
АО-блиц: 5 вопросов лидеру
1. Назовите несколько обязательных компетенций ректора-трансформатора.
– Не бояться перемен, разумных рисков, нестандартных решений, не пасовать перед кризисом, быть готовым выйти из зоны комфорта. Иметь качества лидера, способного вдохновить и мотивировать людей, объединить их в команду. Обладать стратегическим мышлением и личной эффективностью.
2. Сформулируйте трансформационный девиз ВВГУ.
– Я бы выбрала для этого известное изречение Шиллера: «Ставьте перед собой большие цели: в них легче попасть».
3. Назовите ключевые трансформационные события, которые произошли в университете в период вашего руководства.
– Первое. Заняли и уверенно сохраняем лидерство среди 39 вузов Дальневосточного федерального округа. Мы опережаем все региональные вузы, занимаем третью позицию в списке лидеров, вместе с двумя федеральными университетами.
Второе. Ушли от социально-экономической и сервисной направленности университета, расширяем спектр инженерных направлений подготовки.
Третье. Внедрили в систему управления бизнес-подход, где каждый руководитель института, филиала, колледжа – менеджер, отвечающий за результаты работы структурного подразделения.
4. Ваше главное профессиональное достижение на посту ректора?
– Трансформация университета, в рамках которой мы приступили к созданию Инженерной школы ВВГУ. Первый набор будущих инженеров состоялся в 2022 году. К 2030 году планируем до 30% увеличить долю инженерных направлений в структуре подготовки вуза.
5. Целевая модель вуза, к которой стремитесь.
– Крупный многопрофильный, многоуровневый научно-образовательный центр Дальнего Востока, который обеспечивает решение социально-экономических задач региона через высокое качество образования, подготовку профессиональных кадров, закрепление молодежи на территории, проектную деятельность и конструктивное взаимодействие с бизнесом, властью и обществом.
Владивостокский государственный университет
Основан в 1967 году как Дальневосточный технологический институт для подготовки квалифицированных инженеров, технологов, управленцев для легкой промышленности.
Обучает более 13 тысяч студентов по программам различных уровней
Входит в топ-100 лучших вузов РФ в рейтинге Интерфакс-2022. На Дальнем Востоке занимает третье место из 39 вузов ДФО