Этика и деонтология медицинского работника

Этика и деонтология медицинского работника

Работа с УМК в Хабаровском государственном медицинском колледже имени Г.С. Макарова

Современная тенденция развития цифрового общества в мире оказывает огромное влияние на формирование профессионально значимых качеств будущих медицинских работников. Изменения в формах восприятия информации современными студентами, связанные с их глубокой вовлеченностью в цифровое общение, побуждают преподавателей искать кардинально новые методы и подходы к технологиям обучения, дидактическому материалу и методам оценивания полученных знаний. Перед авторами была поставлена задача обновления и наполнения учебно-методического комплекса дисциплины «Этика и деонтология медицинского работника» (далее – УМК) информационными ресурсами, позволяющими получить эмоциональный отклик от студентов, развить их понятийное мышление и языковые компетенции, а также научить общению как необходимости, важнейшей потребности людей, способу человеческого существования и жизнедеятельности.

Цели и задачи дисциплины

Гуманитарная дисциплина «Этика и деонтология медицинского работника» играет важную роль в процессе формирования гражданина и профессионала, способствует развитию критического мышления личности как элемента общей культуры. В учебном процессе колледжа дисциплина предназначена не только для того, чтобы дать студентам глубокие предметные знания, но и для формирования личных ориентиров на основе анализа исторических событий, объективных и субъективных факторов развития общества. Студенты учатся общаться, аргументировать свое мнение, отстаивать свою позицию, основываясь на фактах. 

Цель дисциплины связана с формированием компетенций, которые относятся к профессиональным умениям и навыкам медицинских работников системы здравоохранения РФ. Дисциплина призвана сформировать целостное представление об основных принципах медицинской этики и о необходимости соблюдения моральных норм в клинической деятельности медицинского персонала; дать представление об этических дилеммах при оказании медицинской помощи пациентам и возможных вариантах их решения; ознакомить студентов с современным этапом развития медицинской этики, биоэтики и медицинской деонтологии в РФ и за рубежом.

Задачи дисциплины: 

  • создание теоретической базы для формирования гуманистически ориентированного современного мировоззрения;
  • ознакомление с актуальными проблемами современной прикладной, в том числе профессиональной этики;
  • стимулирование интереса к определенным проблемам, предполагающим владение необходимыми морально-этическими знаниями и умениями и способность через деятельность показывать практическое применение полученных знаний; 
  • формирование умения самопроверки, самоанализа и самосовершенствования при помощи организации работы обучающихся в режиме частичного и полного самообразования;
  • воспитание уважительного отношения к окружающим, в том числе представителям других культур;
  • формирование умения вести межкультурный диалог на основе знания и понимания проблем человека в современном мире, ценностей мировой и российской культуры.

Структура УМК

Цель УМК – научно-методическое обеспечение дисциплины для повышения эффективности преподавания и обучения.

Теоретический и практический разделы содержат материалы лекций по теоретическим основам дисциплины и материалы для проведения практических занятий. В разделе контроля знаний можно найти информацию о формах и критериях контроля, примерные ситуационные задачи и тестовые задания для текущей и итоговой проверки знаний, вопросы к зачету. Данный раздел предполагает возможность использования информационных ресурсов и компьютерных технологий.

Вспомогательный раздел УМК включает все необходимые элементы учебно-программной документации. Также этот раздел наполнен художественными и документальными фильмами, лекциями с открытым доступом на порталах образовательных организаций, презентациями, например: «Добро и зло – главные понятия этики» (https://youtu.be/1_dBwZaQ8qQ); открытые лекции «Биоэтика как наука», «История биоэтики», «Принципы биоэтики» (открытые лекции МГУ, автор Елена Владимировна Брызгалина, https://teach-in.ru/lecture/2020-07-07-Brizgalina-1); «Право выбора» (режиссер Елена Пискарева, https://youtu.be/jmm0-2h23gU); документальный проект «Эвтаназия. Право на смерть» (https://youtu.be/pc75B3VG9v4); презентации «Основные понятия этики как науки», «Мораль и нравственность», «Профессиональная этика», «Этика взаимоотношений медицинского работника и пациента», «Этические проблемы отдельных медицинских областей».

Представленные педагогические инструменты позволяют получить эмоциональный отклик от студентов, преодолеть барьеры в развитии понятийного мышления и языковых компетенций обучающихся. А самое важное – научить общению-диалогу на основе знания и понимания проблем человека в современном мире, ценностей мировой и российской культуры, общению как важнейшей потребности людей, способу человеческого существования и жизнедеятельности, что и является основной задачей дисциплины.

Победа в конкурсе инноваций

Авторы УМК в 2022 году представили свой проект на краевом конкурсе инновационных педагогических продуктов в номинации «Доступность качества».

Цель конкурса – повышение инновационной активности педагогических коллективов образовательных организаций системы среднего профессионального образования Хабаровского края и создание условий для диссеминации инновационного опыта.

Проведенная апробация инновационного продукта с насыщенным визуализированным художественным рядом, интерактивными формами контроля, презентациями и другим наполнением позволяет сделать вывод о целесообразности внедрения данного инновационного продукта в образовательный процесс. 

После проведения профессиональной экспертизы и защиты конкурсных материалов авторами проект признан победителем и рекомендован к диссеминации инновационного опыта.

 

21.02.2023
Евгения Юрьевна Гаврилюк
Евгения Юрьевна Гаврилюк, Преподаватель Хабаровского государственного медицинского колледжа имени Г.С. Макарова
Читать полностью
Юлия Владимировна Лунина
Юлия Владимировна Лунина, Преподаватель Хабаровского государственного медицинского колледжа имени Г.С. Макарова
Читать полностью
Наверх