Цели и задачи дисциплины
Гуманитарная дисциплина «Этика и деонтология медицинского работника» играет важную роль в процессе формирования гражданина и профессионала, способствует развитию критического мышления личности как элемента общей культуры. В учебном процессе колледжа дисциплина предназначена не только для того, чтобы дать студентам глубокие предметные знания, но и для формирования личных ориентиров на основе анализа исторических событий, объективных и субъективных факторов развития общества. Студенты учатся общаться, аргументировать свое мнение, отстаивать свою позицию, основываясь на фактах.
Цель дисциплины связана с формированием компетенций, которые относятся к профессиональным умениям и навыкам медицинских работников системы здравоохранения РФ. Дисциплина призвана сформировать целостное представление об основных принципах медицинской этики и о необходимости соблюдения моральных норм в клинической деятельности медицинского персонала; дать представление об этических дилеммах при оказании медицинской помощи пациентам и возможных вариантах их решения; ознакомить студентов с современным этапом развития медицинской этики, биоэтики и медицинской деонтологии в РФ и за рубежом.
Задачи дисциплины:
Структура УМК
Цель УМК – научно-методическое обеспечение дисциплины для повышения эффективности преподавания и обучения.
Теоретический и практический разделы содержат материалы лекций по теоретическим основам дисциплины и материалы для проведения практических занятий. В разделе контроля знаний можно найти информацию о формах и критериях контроля, примерные ситуационные задачи и тестовые задания для текущей и итоговой проверки знаний, вопросы к зачету. Данный раздел предполагает возможность использования информационных ресурсов и компьютерных технологий.
Вспомогательный раздел УМК включает все необходимые элементы учебно-программной документации. Также этот раздел наполнен художественными и документальными фильмами, лекциями с открытым доступом на порталах образовательных организаций, презентациями, например: «Добро и зло – главные понятия этики» (https://youtu.be/1_dBwZaQ8qQ); открытые лекции «Биоэтика как наука», «История биоэтики», «Принципы биоэтики» (открытые лекции МГУ, автор Елена Владимировна Брызгалина, https://teach-in.ru/lecture/2020-07-07-Brizgalina-1); «Право выбора» (режиссер Елена Пискарева, https://youtu.be/jmm0-2h23gU); документальный проект «Эвтаназия. Право на смерть» (https://youtu.be/pc75B3VG9v4); презентации «Основные понятия этики как науки», «Мораль и нравственность», «Профессиональная этика», «Этика взаимоотношений медицинского работника и пациента», «Этические проблемы отдельных медицинских областей».
Представленные педагогические инструменты позволяют получить эмоциональный отклик от студентов, преодолеть барьеры в развитии понятийного мышления и языковых компетенций обучающихся. А самое важное – научить общению-диалогу на основе знания и понимания проблем человека в современном мире, ценностей мировой и российской культуры, общению как важнейшей потребности людей, способу человеческого существования и жизнедеятельности, что и является основной задачей дисциплины.
Победа в конкурсе инноваций
Авторы УМК в 2022 году представили свой проект на краевом конкурсе инновационных педагогических продуктов в номинации «Доступность качества».
Цель конкурса – повышение инновационной активности педагогических коллективов образовательных организаций системы среднего профессионального образования Хабаровского края и создание условий для диссеминации инновационного опыта.
Проведенная апробация инновационного продукта с насыщенным визуализированным художественным рядом, интерактивными формами контроля, презентациями и другим наполнением позволяет сделать вывод о целесообразности внедрения данного инновационного продукта в образовательный процесс.
После проведения профессиональной экспертизы и защиты конкурсных материалов авторами проект признан победителем и рекомендован к диссеминации инновационного опыта.