Профессионалитет и университет: вопрос «Зачем это вузам нужно?» уже не стоит

Профессионалитет и университет: вопрос «Зачем это вузам нужно?» уже не стоит

Репортаж с VII-го Всероссийского форума ФУМО в системе СПО

«Открытый диалог. Место и роль вузов в реализации федерального проекта «Профессионалитет» – так звучала тема специальной сессии VII-го Всероссийского форума ФУМО в системе СПО, отразившая один из актуальных трендов государственной политики в сфере образования. Каким новым содержанием наполнить этот тренд для эффективного сопряжения СПО и ВО, активно обсуждается [1] в профессиональном сообществе.

Задавая высокие стандарты

Оказывается, министерские кураторы «Профессионалитета», проведя в рамках проекта первые конкурсные отборы, поначалу удивились немалому количеству вузов (порядка трех десятков), выразивших желание стать его участниками. Об этом, открывая дискуссию, призналась заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения РФ Марина Софронова. Однако сегодня вопрос «Зачем это вузам нужно?» уже не стоит, продолжила она. Анализ проблематики подготовки современных профессиональных кадров давно вышел за рамки непосредственно самого проекта, что подтверждается и интересом вузов к самой проводимой тематической сессии. Напомнила представитель Минпроса и слова [2] главы Правительства РФ Михаила Мишустина о том, что понятие «среднее», по сути, не соответствует тому значению, которое система профобразования сегодня имеет для высокотехнологичных отраслей национальной экономики. Организаторы проекта абсолютно согласны с духом и смыслом этого премьерского посыла. Поэтому поиск возможностей выхода профессионалитета на новые образовательные уровни, подчеркнула М. Софронова, – это и амбициозная цель, и огромный вызов для проекта. Отсюда актуальность открытого диалога с представителями высшей школы, нацеленного на обсуждение возможных путей развития «Профессионалитета» в широком смысловом контексте. 

 

«Поиск возможностей выхода профессионалитета на новые образовательные уровни – это и амбициозная цель, и огромный вызов для проекта. Отсюда актуальность открытого диалога с представителями высшей школы».

Выстроить «бесшовную» цепочку

Наглядным примером практического влияния проекта «Профессионалитет» на другие уровни образования стал один из его первых регионов-участников – Нижегородская область. Здесь из 56 колледжей к проекту уже присоединились 37, плюс Княгининский университет (о нем пойдет речь ниже), находящийся в ведении области. 

– Для нас это не просто проект, а большой комплекс мер, который позволил перестроить, по сути, всю систему образования, – взяла слово министр образования и науки Нижегородской области Ольга Петрова. – И нам, безусловно, повезло, что участником «Профессионалитета» стал и региональный университет – на этом примере мы можем посмотреть, для чего вузу это нужно и как в проект входить.

Итак, исходя из первых результатов реализации проекта на уровне региона, какие первые выводы можно сделать? При реализации «Профессионалитета» оказалось важным обеспечить «бесшовность» не только уровней «колледж-вуз», но и «школа-колледж»: только так, по словам регионального министра, получится эффективная цепочка «Профессионалитета» – «школа-ссуз-вуз», «предполагающая разные траектории, когда ребята либо могут выйти на рынок труда, либо продолжить обучение по профилю в вузе». Именно поэтому сейчас регион пошел по пути открытия профильных школьных классов по направлениям программ «Профессионалитета».

«При реализации «Профессионалитета» оказалось важным обеспечить «бесшовность» не только уровней «колледж-вуз», но и «школа-колледж»: только так получится эффективная цепочка «школа-ссуз-вуз».

Какова же роль вуза в этой «цепочке», помимо выполнения своей непосредственной миссии по подготовке качественных востребованных кадров? Например, вуз для колледжей может стать хорошим методическим наставником, а колледжи, в свою очередь, – экспериментальными исследовательскими базами для вуза. 

– Это мощное сетевое взаимодействие, потому что ресурсы, которые создаются в рамках «Профессионалитета», уникальны, – продолжила рассуждения Ольга Петрова. – Здесь заложена возможность педагогических коллабораций, сотрудничества и совместных проектов. 

 Причем, коллабораций не только педагогических. «Профессионалитет» – это подготовка высокотехнологичных кадров, соответственно, исследовательская, научная проблематика для участников проекта тоже важна, соответственно, в дальнейшем проект может стать важным стимулом и для развития научно-исследовательского сектора: 

– Все мы помним, как в свое время много готовилось диссертаций, которые сотрудники предприятий писали, что называется, в «рабочей реальности». Так что «Профессионалитет» – это действительно новые возможности для всех, и для вузов, в том числе, – резюмировала министр.

«Вуз для колледжей может стать хорошим методическим наставником, а колледжи, в свою очередь, – экспериментальными исследовательскими базами для вуза».  

СПО для университета: взгляд ректоров

Далее тему продолжили руководители высших учебных заведений. Интересным наблюдением поделилась ректор Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения Юлия Антохина. ГУАП, кстати, в «Профессионалитете» не участвует, хотя программы СПО успешно реализует. 

– В ГУАП есть факультет среднего профессионального образования, на котором обучается около 1200 ребят по 12 направлениям укрупненных групп, и 45% выпускников СПО переходит далее в бакалавриат. Это те самые ребята, которые осмысленно выбирают профессию. Здесь СПО нельзя сравнивать ни со школой, ни с высшей школой. Здесь СПО – это «осознанный» мостик. Если мы говорим о науке, я бы выдвинула тезис о том, что особенно в тех в вузах, где есть линейка СПО, это тот самый мостик в науку, воспитание прикладных исследователей, разработчиков, которые осмысленно будут в ней работать, – отметила Ю. Антохина.

Ректор Калининградского государственного технического университета Владимир Волкогон обозначил, что с одной стороны, существует система СПО, которая трансформируется и развивается, а с другой – университет с наукой, кадрами высшей квалификации и так далее. 

– Все учебные заведения объединились под общую идею – ступенчатое образование: «школа-колледж-вуз-послевузовское образование-производство». Везде были разрывы. «Профессионалитет», на мой взгляд, дает уникальную возможность эти разрывы ликвидировать, – уверен Владимир Волкогон. – Мы идем в школы, в пятые-шестые классы, чтобы выращивать себе профильных, способных, мотивированных школьников. Далее работаем в колледже, чтобы в нем был высокий уровень и практической, и теоретической подготовки. И там вуз для своих программ может получить качественных потенциальных абитуриентов. В самом вузе эти практические навыки выкристаллизовываются очень эффективно.

Калининградский ГТУ, кстати, – вуз-участник проекта, и тем интереснее взгляд его руководителя, оценивающего процессы, что называется, изнутри: 

– Благодаря «Профессионалитету» мы создали пять площадок, – продолжал В. Волкогон. – В создании одной площадки вуз участвовал примерно на 10%, в другой – на 15, в третьей – «на все сто». И идеями, и разработками. Все площадки в Калининградском морском рыбопромышленном колледже созданы с прицелом на проведение на их базе как практических занятий для учащихся по программам высшего образования, так и для исследований. Проект дает нам возможность все ступени связать между собой еще более тесно. И уникально то, что разрыв между вузом или колледжем и работодателями, благодаря общей площадке «Профессионалитета», вообще уходит в прошлое. Мы общаемся сейчас за одним столом в понятном диалоге. Поэтому здесь общая выгода – для среднего профессионального образования, для высшего образования, для науки, и в итоге для производства и технологий, которые мы стремимся совершенствовать.

«Уникально то, что разрыв между вузом или колледжем и работодателями, благодаря общей площадке «Профессионалитета», вообще уходит в прошлое. Мы общаемся сейчас за одним столом в понятном диалоге».

«Профессионалитет» на базе вуза: грозненский кейс

В ходе дискуссии среди прочих прозвучало мнение о том, что «Профессионалитет» укрепляет экосистему университета и делает ее более понятной и привлекательной для абитуриентов. Перед отечественной системой образования стоит сверхзадача – сократить отток талантливых выпускников из регионов в Москву и Петербург. И эту задачу можно попытаться решить слаженной региональной командой, в том числе за счет роста привлекательности местных вузов и их кампусов. К одному из таких вузов модератор сессии Евгений Сжёнов отнес Грозненский государственный нефтяной технический университет им. академика М.Д. Миллионщикова, участвующий в проекте «Профессионалитет».

При поддержке «Роснефти» при университете был создан Центр профессионального обучения. Здесь есть и тренажеры, и настоящие станки, и скважины, и свое издательство, и типография. Этот комплекс обслуживает не только «Грознефть», но и ближайшие регионы.

– Наши нефтяники выезжают на практику на Север, на Дальний Восток, – рассказал проректор по молодежной политике и социальной работе ГГНТУ Рустам Салгириев. – Им обязательно нужна квалификация «инженер-нефтяник» – не просто «инженер». Он должен владеть и какой-либо рабочей профессией. И овладевает ею на этапе обучения. Кроме того, еще с середины 70-80-х годов стало понятно, что пяти лет может быть мало для подготовки хорошего инженера. Но если пройти СПО плюс высшее образование по тому же профилю, то уже получается специалист высшего класса. 

В связке с «Роснефтью» университет трансформировал процесс обучения, сделал его практико-ориентированным для направления «Нефть и газ». Но в вузе есть и кластер строительного направления. Университет пытался развивать его своими силами, но не хватало ресурсов. Проект «Профессионалитет» пришелся очень кстати, поэтому с 2023 года по нему будет трансформироваться кластер «Кадры для стройиндустрии XXI века».

– В чем преимущество вузов, участвующих в проекте «Профессионалитете», перед колледжами? В существенном участии региона, бизнеса и самой образовательной организации. Выделяемых 100 миллионов недостаточно, чтобы решить задачи «Профессионалитета». В этом плане у вузов гораздо больше ресурсов – и внебюджетных, и инфраструктурных – и СПО может распоряжаться всей вузовской инфраструктурой в своих интересах. Это, наверное, стало решающим фактором, почему регион поддержал только нашу заявку на участие в проекте. Польза для региона и бизнеса в том, что вуз предоставляет свою площадку, ресурсы и все, что у него имеется, для нужд отрасли, и вокруг складывается кластер из других образовательных организаций, включаются работодатели, потому что у них большое доверие к региональному университету.

По мнению Рустама Салгириева, для цепочки «лицей-СПО-вуз» проект «Профессионалитет» – очень нужная и вовремя сформулированная программа. Не секрет, что некоторые вузы создавали подразделения СПО не как полнокровные ступени для получения конкретной востребованной на рынке труда профессии, а как некие формальные структуры, которые позволяли абитуриентам, обойдя ЕГЭ, далее прийти в вуз за высшим образованием.

– Чтобы этот процесс окончательно не закрепился, «Профессионалитет» возник очень вовремя, – уверен Рустам Салгириев. – Я считаю, очень правильны и последние тенденции, касающиеся того, что школьное образование уходит из муниципалитетов на уровень региона. Значит, министерство просвещения будет им больше уделять внимания. И уроки технологии в школах – тоже хорошее подспорье для успешной реализации программы «Профессионалитет». Надо быть честными – во многом для проведения уроков технологии нет достойной базы. Кадровое обеспечение тоже хромает. И очень многое предстоит сделать там, чтобы школьники не были ориентированы только на высшее образование. Они должны знать, что для успешности в жизни не обязательно получить высшее образование и работать экономистом, юристом, предпринимателем, какую-то бизнес-школу пройти. Можно вполне реализоваться через рабочую профессию и даже стать инженером, так скажем, базового уровня. Необходимо заинтересовать ребят, чтобы выявить тех, которые умеют работать руками.

«Польза для региона и бизнеса в том, что вуз предоставляет свою площадку, ресурсы и все, что у него имеется, для нужд отрасли, и вокруг складывается кластер из других образовательных организаций».

Синергетический эффект

В Нижегородском государственном инженерно-экономическом (Княгининском) университете, как рассказал его ректор Анатолий Шамин, руководствуются тем, что в каждой специальности высшего образования обязательно дают одну-две рабочих профессии. Обычно колледжи присоединяют к вузу, и они становятся либо их структурными подразделениями, либо филиалами. Но в НГИЭУ исторически сложилось по-другому. Он создавался на базе техникума, и в нем изначально была заложена многоуровневая система. Сначала СПО было собрано в отдельном факультете, но впоследствии этот уровень образования перенесли во все институты: экономический, инженерный и информационный. И теперь СПО находится внутри университета, как бы являясь институтом подготовки рабочих кадров.

Говоря о роли вуза в проекте «Профессионалитет», Анатолий Шамин отметил, что НГИЭУ выступил в Нижегородской области в роли интегратора, создав образовательный кластер по сельскому хозяйству, в который вступили семь техникумов, одна сельская школа и семь работодателей. Так университет стал базовой организацией, которая в какой-то степени обеспечивает на юго-востоке региона деятельность по подготовке рабочих, кадров среднего звена, специалистов с высшим образованием и даже кадры для науки. 

– У нас работают одни и те же преподаватели на всех уровнях образования, и наши студенты СПО участвуют в научной деятельности. Они взаимодействуют в научных кружках и с магистрами, и с бакалаврами, участвуют в конференциях. Наши студенты СПО – такие же студенты. Считаю, что подход, когда все равны, и каждый смотрит, что друг у друга можно перенять, дает синергетический эффект. 

– Мы действительно изменились, вступив в «Профессионалитет», – отметила проректор Санкт-Петербургского государственного университета промышленности, технологии и дизайна Наталья Климова. – Увидели заинтересованность региона, когда университет федерального подчинения впервые получил 270 мест контрольных цифр приема на среднее профессиональное образование. Часто говорится о том, что выпускники СПО идут в высшее образование, хотят развиваться, а лично мы заметили в последнее время, что студенты бакалавриата, например, свое внимание обращают на рабочие профессии и на то, что им не хватает профессиональных навыков работы руками, чтобы быть успешными в своей деятельности. Пример из нашей области «Дизайн костюма» – уже на втором курсе студенты понимают, что надо уметь шить и конструировать, поэтому большой интерес мы фиксируем на этой сфере именно в рабочих профессиях. «Профессионалитет» вузу нужен и важен, и мы видим это даже в показателях эффективности нашей деятельности.

«Мы заметили в последнее время, что студенты бакалавриата  свое внимание обращают на рабочие профессии и на то, что им не хватает профессиональных навыков работы руками, чтобы быть успешными...»

В завершение сессии Евгений Сжёнов, говоря о том, что федеральный проект «Профессионалитет» является частью национального проекта «Образование», сделал вывод – в этой логике крепче и дружнее развиваются большие кооперации. Вне всяких сомнений, университет – это сильный игрок, и он – в том числе через развитие программ СПО, через «Профессионалитет» – делает всех, кто находится в его «периметре», только сильнее: и преподавателей, и технологических партнеров, и ребят, которые учатся и получают актуальные компетенции.

 

«Университет – это сильный игрок, и он – в том числе через развитие программ СПО, через «Профессионалитет» – делает всех, кто находится в его «периметре», только сильнее».

Подготовил Алексей Батанов

[1] См., например, «Экспертный совет АО. СПО в структуре вуза: проблемы и перспективы развития» // «Аккредитация в образовании» №139, №140
[2] https://rg.ru/2022/09/28/vyshe-srednego.html

21.02.2023
Наверх