Национальный интерес, или Четыре условия для того, чтобы университетский проект «выстрелил»

Национальный интерес, или Четыре условия для того, чтобы университетский проект «выстрелил»

К 10-летию Международного образовательного форума «Алтай-Азия»

В декабре 2023 года исполнится 10 лет с момента официального объявления нового вектора развития Российской Федерации. «Поворот России на Восток» – так именуют его политики и эксперты – стал одним из ключевых тезисов ежегодного президентского послания в декабре 2013 года. Напомним, тогда «подъем Сибири и Дальнего Востока» был провозглашен национальным приоритетом страны «на весь ХХI век», сам же «восточный вектор» предполагает качественное многоплановое усиление российского присутствия в быстрорастущем Азиатско-Тихоокеанском регионе. Стратегическая цель – «формирование в Евразии нового пространства совместного развития», где Россия – самая большая страна самого большого на планете материка – призвана стать одним из ключевых участников. Как обосновывал этот вектор председатель совета Международного дискуссионного клуба «Валдай» Андрей Быстрицкий: «Новые технологии, сравнительно длительный мирный период, отсутствие серьёзных конфликтов внутри Центрально-Евразийского региона привели к тому, что появился серьёзный шанс на развитие. Питательный бульон закипает, впору помещать в него необходимые ингредиенты» [1].

Международный образовательный форум «Алтай-Азия»: евразийское образовательное прост­ранство – новые вызовы и лучшие практики», инициатором и бессменным организатором которого является Алтайский государст­венный университет, впервые был проведен в 2012 году, даже на год раньше официального федерального старта «поворота на Восток». В 2022-м форум, уже 5-ый по счету (он проводится раз в два года), отметил свой первый 10-летний юбилей. За этот период он объединил около 5 тысяч участников из более сотни ведущих университетов, 77 регионов России и 15 стран ближнего и дальнего зарубежья – и это лишь самый краткий статистический итог большого международного проекта. Можно уверенно утверждать: форум «Алтай-Азия» – и как событие, и как институт, и как академическая коммуникационная площадка – состоялся, став тем самым «необходимым ингредиентом в питательном бульоне» нового евразийского пространства. Открывая V юбилейный форум, ректор АГУ Сергей Бочаров отметил:

Сергей Бочаров
– Мы в Алтайском государственном университете гордимся тем, что, сделав более 10 лет назад ставку на развитие международного сотрудничества с фокусом на Центрально-Азиатский регион, став активным участником сетевого университета ШОС, соучредителем Ассоциации азиатских университетов и научно-образовательного центра «Большой Алтай», смогли создать для подобных обменов активную международную экспертную площадку – образовательный форум «Алтай-Азия». Его работа нацелена на создание эффективных механизмов объединения ведущих университетов в области совместной подготовки кадров, выработку согласованных подходов, учитывающих национальную специфику стран-партнеров, консолидацию мнений ведущих экспертов и создание международных научных групп, и конечно же, – определение новых векторов развития сотрудничества в условиях глобальных перемен.
 
Сергей Бочаров
Ректор АГУ

Наш журнал публиковал подробный рассказ [2] о работе предыдущего, четвертого форума. Теперь же, в год его 10-летия, после завершения пятого форума хотелось бы взглянуть на этот масштабный вузовский кейс с несколько иного ракурса: при каких обязательных условиях амбициозные университетские инициативы вырастают в реальный, практичный, надежно работающий инструмент серьезного академического влияния? В инструмент, превращающий самих инициаторов в центры интеллектуального университетского лидерства с большим радиусом действия? 

Попробуем ответить на эти вопросы на примере Алтайского госуниверситета.

Итак, что нужно, чтобы кейс регионального вуза стал масштабным событием – признанным, ожидаемым, долгосрочным и значимым пунктом в обширной не только национальной, но и международной академической повестке?

1. Целеполагание

«Все цветы завтрашнего дня являются семенами сегодня» – гласит восточная мудрость. Первое десятилетие 2000-х стало для российских вузов временем интенсивных поисков новых форматов и ориентиров развития. К таким поискам их подталкивала, в первую очередь, государственная образовательная политика с ее национальными образовательными инициативами (вспомним здесь и нацпроект «Образование», и конкурс инновационных образовательных программ, а позже и программ стратегического развития вузов, и формирование национальных исследовательских и федеральных, а потом опорных вузов, Проект 5-100, и так далее). Переформатирование плюс оптимизация российской высшей школы происходили кардинальные, и вузы либо включались в этот модернизационный поиск своих новых ниш, целей и стратегий, либо теряли свои позиции. 

Алтайский государственный университет выбрал вариант первый – вариант активных поисков (квинтэссенция которых так удачно легла теперь в аббревиатуру вуза: АГУ – амбициозность, глобальность, успех). Неслучайно Сергей Землюков, ныне президент, а в 2012 году ректор университета, приветствовал участников первого форума «Алтай-Азия»:

– Здесь собрались профессионалы, которые готовы формировать вузы нового типа, осуществлять глубокие внутренние реформы и повышать международную конкурентоспособность в соответствии с современными техническими и социогуманитарными достижениями, тем самым разрабатывать новые правила игры в образовательном пространстве.

«На руку» проактивной политике команды АГУ по поиску будущих университетских фронтиров сыграл и объективный географический фактор: Алтай, являясь приграничной геостратегической территорией Российской Федерации, располагается на стыке границ трех государств: Казахстана, Китая и Монголии, в непосредственном соприкосновении с исторически близкими территориями и растущими рынками сопредельных стран. В перспективе же алтайский регион способен превратиться в мощный хаб – не только экономический и логистический, но и интеллектуальный – для всей Центральной Азии.

Так из университетских «поисков себя» и умения просчитать свои региональные преимущества в АГУ органично вызрела идея и цель международной образовательной коммуникационной платформы.

2. Стейкхолдеры

Проактивная университетская политика обязательно включает в себя сильную информационную составляющую: о вас и ваших инициативах должно знать профессиональное и управленческое сообщество, если вуз хочет привлечь их на свою сторону. Условно говоря, именно с убедительного ответа на просьбу потенциальных стейкхолдеров: «Почему мы должны обратить на это внимание – расскажите нам!», порой и начинались успешные [3] образовательные истории.

АГУ убедить сумел, что доказывает впечатляющий перечень участников форумной инициативы. Это брендовые российские вузы: РУДН (ставший одним из постоянных соорганизаторов форума), НИУ ВШЭ, КФУ, ЮФУ, Томский госуниверситет и другие, а также ведущие университеты сопредельных азиатских государств. За 10-летний период участниками и спикерами форума становились представители Аналитического центра при Правительстве РФ, эксперты Образовательного центра «Сириус», Университета 20.35, НФПК, Центра развития образования и международной деятельности («Интеробразование»), Фонда развития Физтех-школ, ВНИИ труда Минтруда РФ, QS, Ростелекома, Газпромнефти, Сбербанка, ВТБ и многие другие.

Критически важно, что университет заручился поддержкой непосредственно своего учредителя – Министерства науки и высшего образования РФ. А также регионального правительства Алтайского края, федеральных структур: Федерального Собрания, Россотрудничества, Рособрнадзора.

3. Экосистема 

Сегодня эксперты уверены: эффективность образовательных систем в «новом сложном мире» XXI века будет тесно связана с экосистемным подходом, суть которого заключается в установлении взаимосвязей между различными «игроками», действующими на общее благо. Его технологическим фундаментом является «цифра», фундаментом гуманитарным – доверие. Также к ключевым характеристикам образовательных экосистем лидеры-практики относят многосторонность, сотворчество и целенаправленность [4].

Исходя из этих характеристик, Международный образовательный форум «Алтай-Азия», безусловно, проект экосистемный. Именно такой подход позволяет АГУ и РУДН как соорганизаторам проекта, а также партнерским организациям (Ассоциации азиатских университетов и Университету ШОС) планировать и осуществлять международную «повестку» форума, на практике реализуя его огромный интеграционный потенциал.

Один из ключевых участников форумной эко­системы – Ассоциация азиатских университетов, создание которой было инициировано I-м форумом «Алтай-Азия» в 2012 году. И если в начале создания в ассоциацию вошло около 30 университетов из 6 стран, то по итогам юбилейного, V-го (сентябрь, 2022), в составе ассоциации уже 101 вуз, представляющий Армению, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Малайзию, Монголию, Россию, Таджикистан, Таиланд, Узбекистан. Это, кстати, наглядная иллюстрация достигнутого в рамках форума как международной академической площадки уровня доверия – одного из базовых фундаментов любой живой образовательной экосистемы. 

В рамках ассоциации успешно реализуются сетевые образовательные программы в области регионоведения, изучения русского языка как иностранного, туризма, биомедицины, агроиндустрии. Активно развивается академическая мобильность, растет число совместных лабораторий, международных диссертационных советов, действует открытая сетевая библиотека. Организованы десятки международных научных мероприятий. Самостоятельно и в партнерстве с организациями ШОС и БРИКС осуществляется молодежное и студенческое сотрудничество. 

Другой важнейший экосистемный партнер форума – международный научно-образовательный центр алтаистики и тюркологии «Большой Алтай» [5]. Созданный в 2019 году по инициативе Алтайского государственного университета – опорного вуза региона, Центр реализует мероприятия в рамках проекта «Тюркский мир Большого Алтая: единство и многообразие в истории и современности» по государственному заданию Минобрнауки РФ. 

Характер экосистемной деятельности придает форуму и сложившаяся с самого начала традиция – он не раз становился площадкой для рабочих встреч и заседаний статусных парт­нерских организаций и сообществ: Университет Шанхайской организации сотрудничества, межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия «Сибирское соглашение», Совета ректоров СФО и т.д. Например, в рамках юбилейного V форума «Алтай-Азия 2022» состоялось заседание Национального ректората УШОС, итоги которого будут представлены на Совещании министров образования государств-членов ШОС, запланированном к проведению в 2023 году под председательством России.

4. Высокий КПД

Актуальность «повестки дня» – отличительная черта каждого форума «Алтай-Азия»: здесь поднимают вопросы, по-настоящему волнующие профессиональное сообщество. Наверное, поэтому возник своего рода «алтайский феномен», на который обратили внимание и сами участники форума – доклады спикеров так или иначе дополняют друг друга, выстраивая в итоге объемный целостный глубокий анализ обсуждаемой проблематики. 

Одним из ключевых вызовов 2022 года министр науки и высшего образования В. Фальков назвал «трансформацию системы международных отношений, переориентацию научно-образовательных потоков на восточное и южное нап­равление». Об этом глава ведомства заявил, выступая 14 декабря в Совете Федерации в рамках «Правительственного часа» [6], подчеркнув, что «такой разворот требует значительного количества компетентных профессионалов», для подготовки которых министерство готовит новые образовательные программы.

Эта же тема трансформации системы международных отношений в условиях «новой геополитической реальности» стала главным рефреном, «красной нитью», объединившей выступления спикеров V форума «Алтай-Азия 2022». Причем, говорилось о трансформе и в смысловом, и в содержательном, и даже в географическом измерениях. Например, президент РУДН, академик РАО В. Филиппов подчеркнул, что «поворот России на Восток» – это не только сотрудничество с КНР, но и активизация отношений с Индией, Турцией, отдельными арабскими странами, государствами АСЕАН (причем, как отметил президент РУДН, и в среде самих этих государств сейчас происходит своеобразное переосмысление – от идеи АСЕАН к идее Индо-Тихоокеанского региона (ИТР), что Россия также должна учитывать).

[1] См. подробнее: «К Великому океану: хроника поворота на Восток. Сборник докладов Валдайского клуба». https://ru.valdaiclub.com/a/books/k-velikomu-okeanu-sbornik/

[2] https://akvobr.ru/new/publications/144

[3] https://akvobr.ru/reputatsiya_vuzov.html

[4] «Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования» bit.ly/ao140SO

[5] https://bolshoy-altay.asu.ru/

[6] https://youtu.be/wwuFIpSgMNU

Геостратегическое значение Алтая как трансграничной территории Большого Алтая – хаб Центральной Азии
 

Стратегические цели форума:

  • Создание на площадке вуза постоянного, активно функционирующего многомерного сообщества экспертов, заказчиков и потребителей образовательных услуг в российско-азиатском трансграничном пространстве Российской Федерации, дальнего и ближнего зарубежья.
  • Создание на базе АГУ стартовой площадки для усиления гуманитарной интеграции российских трансграничных регионов в экономики стран азиатского направления.
Андрей Фурсенко
Форум «…поможет … выработать общие подходы к устойчивому развитию образовательных систем стран Евразийского пространства и их эффективному взаимодействию» (II форум «Алтай-Азия 2014»). 
Андрей Фурсенко
Министр образования и науки РФ
Ольга Васильева
«Уверена, что форум станет продуктивной дискуссионной площадкой для обсуждения новых векторов развития сотрудничества, вопросов международных стандартов и современных походов к обеспечению качества образования» (III форум «Алтай-Азия 2016»). 
Ольга Васильева
Министр образования и науки РФ
Виталий Снесарь
«Азия – это неисчерпаемая тема и с точки зрения истории человечества, и с точки зрения интеллектуального потенциала. Региональная власть всегда готова поддержать всеми имеющимися в нашем распоряжении ресурсами, чтобы это общение между учеными и студентами еще более укреплялось» (V форум «Алтай-Азия 2022»).
Виталий Снесарь
Заместитель председателя Правительства Алтайского края
Константин Косачев
«Форум совершенно справедливо ставит задачи формирования нового международного академического пространства, создание и развитие стратегических и сетевых партнерств на азиатском направлении» (V форум «Алтай-Азия 2022»).
Константин Косачев
Заместитель председателя Совета Федерации
Дмитрий Афанасьев
«Установление связей между ведущими российскими и азиатскими университетами – одно из стратегических направлений развития международного сотрудничества в новом геополитическом пространстве…» (V форум «Алтай-Азия 2022»).
Дмитрий Афанасьев
Заместитель министра науки и высшего образования РФ

Ассоциация азиатских университетов 

Проекты:
выпускается международный журнал «Society and Security Insights» совместно с Евразийским национальным университетом им. Л.Н. Гумилева (Казахстан).

Программы:
реализуется 30 совместных образовательных программ с иностранными вузами-партнерами, на которых в настоящее время проходят обучение более 270 студентов.

Мероприятия:
проводится Азиатский студенческий форум (2013, 2015, 2017, 2019, 2021) на базе Кыргызско-Российского славянского университета, Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, Таджикского национального университета, Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына.

Канат Садыков
«Создание ассоциации стало очень нужным шагом. Объединившись вместе под идеями форума «Алтай-Азия», научного центра «Большой Алтай», – и не просто объединившись идейно, но создав для этого соответствующие механизмы, – ведущие университеты СНГ и Евразии могут более успешно конкурировать на мировом образовательном пространстве» (V форум «Алтай-Азия 2022»). 
 
Канат Садыков
Президент Ассоциации азиатских университетов

Участники 5-го Совещания министров образования государств-членов ШОС (Россия, г. Барнаул, II форум «Алтай-Азия 2014»)
 


НОЦ «Большой Алтай»

  • 6 международных исследовательских проектных групп, объединяющих более 70 ведущих ученых из 20 российских и 13 зарубежных университетов
  • 9 международных образовательных проектных групп, в рамках которых реализуются совместные образовательные программы, часть из которых – двудипломные.
     

Повестки форумов

2022
Открытость и мобильность.
Открытость образования. Векторы развития образовательных систем. Межуниверситетские связи и совместные образовательные программы.

2020
Дистанционное обучение
в условиях ограничений, вызванных пандемией COVID-19. Практики цифровой трансформации образования и бизнеса, эффективные модели онлайн-обучения и удаленной работы. Стратегии прод­вижения университетов в цифровой среде в новых условиях.

2016
Качество.
Анализ гарантий качества образования и современных подходов к его обеспечению. Российская и международная аккредитация. Практико-ориентированная среда обучения.

2014
Интеграция
. Обсуждение направлений и форм сотрудничества университетов РФ и стран Азии. Новая архитектоника образовательного пространства в условиях глобализации

2012
Стратегия.
Анализ стратегии развития университетов в контексте процессов глобализации (Форсайт-сессия)

Итоги юбилейного, чрезвычайно насыщенного форума отражены в резолюции, пункты которой могут войти в будущую актуальную повестку  федеральной образовательной политики. 

В частности, отдельными пунктами зафиксировано решение участников форума «Алтай-Азия»:

  • о подготовке предложений для Межведомственной рабочей группы по координации международного сотрудничества в сфере образования при Минобрнауки России;
  • о ходатайстве перед Минобрнауки России о присвоении V форуму «Алтай-Азия» статуса экспертной, опорной площадки по изучению, обобщению и масштабированию лучших практик по реализации образовательных программ в сетевой форме российских и азиатских вузов; 
  • об использовании российскими вузами сборника «Лучших международных образовательных программ и практик», подготовленного Алтайским государственным университетом совместно с Российским университетом дружбы народов и представленного на форуме, в качестве практического пособия по совершенствованию механизмов международного образовательного сотрудничества и тиражированию инструментов эффективной разработки и реализации совместных образовательных программ.
     
Сергей Землюков
«В 2022 году появилась острая необходимость вывести сотрудничество российских и азиатских вузов на качественно новый уровень. А для этого нам предстоит усилить интеграцию российских и азиатских университетов в сфере гуманитарного образования. Добиться наибольшей совместимости национальной системы высшего образования РФ с центрально-азиатскими системами. Расширить академическую мобильность студентов и преподавателей. Все эти предложения вошли в резолюцию юбилейного форума».
Сергей Землюков
Президент АГУ
Сергей Бочаров
«Университет стал точкой интеграции, точкой роста образовательного и научного сотрудничества. Сегодня, когда трансформируются производственные цепочки, экономические и торговые связи, странам надо переформатировать свое взаимодействие, и вузы выступают одним из драйверов экономического, культурного и политического сотрудничества. Международный образовательный форум «Алтай-Азия» позволяет обсудить и согласовать направления такой трансформации и переформатирования».
 
Сергей Бочаров
Ректор АГУ
26.12.2022
Наверх