АО. Какую роль (миссию) выполняет структурное подразделение СПО в вашей образовательной организации? Что оно сегодня значит для вашего вуза? Для региона?
– Основной целью подготовки кадров по специальностям среднего профессионального образования в вузе является обеспечение трудовыми ресурсами уровня «специалист среднего звена» развивающихся отраслей экономики Еврейской автономной области. Вуз готовит электроэнергетиков, автомехаников, специалистов по обогащению полезных ископаемых, специалистов по землеустройству, технологов-конструкторов и многих других.
Примером подготовки востребованных кадров стало сотрудничество ПГУ им. Шолом-Алейхема с компанией «Кимкано-Сутарский горно-обогатительный комбинат». В течение 5 лет университет и компания реализуют программу в сетевой форме по модели «вуз-предприятие». Это флагманская программа, сорок процентов содержания которой реализуют сотрудники предприятия. Ежегодно горно-обогатительный комбинат заказывает подготовку кадров и финансирует обучение студентов, а также трудоустраивает всех выпускников. На предприятии действует учебный центр, в рамках которого ребята могут получить дополнительно рабочую профессию и разряд.
Университет лицензирует новые программы СПО, делая ставку на расширение подготовки востребованных профессиональных кадров. Второй год вуз реализует специальность 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании. На очереди – открытие программ СПО под региональные инвестпроекты, под планируемый запуск биомедицинского технопарка Приамурья.
В целом, в ПГУ им. Шолом-Алейхема выстроена вертикаль преемственности программ высшего образования и СПО. Профессорско-преподавательский состав ведет отдельные дисциплины на выпускных курсах, что повышает и качество образования, и привлекательность продолжения обучения в рамках университетской подготовки.
Резюмируя, можно сказать: наличие в вузе уровня среднего профессионального образования – хорошая конструкция. Обучающиеся интегрированы в вузовские проектные команды, вместе участвуют в хакатонах, акселераторах, предметных олимпиадах и т. д. Как правило, ребята продолжают обучение на следующем уровне образования в нашем вузе.
– Структурное подразделение СПО университета – Многопрофильный колледж ТИУ готовит квалифицированных специалистов для регионального рынка труда, а также формирует индивидуальную образовательную траекторию на пути дальнейшего профессионального становления выпускника. Ежегодно на рынок труда выходит около 69% выпускников колледжа, примерно 20-22% продолжают обучение по программам высшего образования. Систематически обновляется и расширяется портфель образовательных программ в соответствии с запросами индустриальных партнеров и рынка труда.
Когда мы говорим о конкурентоспособности программы, то дело не в структурных подразделениях образовательного учреждения, а в экосистеме, которая выстраивается вокруг архитектуры программы.
– Система СПО неразрывно связана с рынком труда, в связи с этим рождается спрос на качественные изменения в этой системе со стороны работодателей.
Миссией любого структурного подразделения СПО в соответствии с общей миссией Сибирского государственного университета водного транспорта является «оказание образовательных услуг по подготовке специалистов для предприятий и организаций отрасли водного транспорта и смежных отраслей по программам подготовки специалистов среднего звена».
Роль СПО СГУВТ растет в связи с развитием внутренних водных путей и судоходства в регионах, и растет спрос работодателей на наших специалистов, так как для развития транспортной системы необходимы высококвалифицированные кадры, способные совершать прорывы, стать «лидерами изменений в отрасли». Данная задача является одной из стратегических в Концепции подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 6 февраля 2021 г.
Мы развиваем нашу материально-техническую базу, совершенствуем методики обучения, повышаем квалификацию преподавателей, открываем новые направления подготовки для того, чтобы выпускники соответствовали предъявляемым современностью высоким требованиям. Например, в Якутском филиале СГУВТ в прошлом году был открыт учебно-тренажерный центр, не имеющий аналогов в республике. В свете строительства Жатайской судоверфи, этот центр – мощнейшая образовательная площадка для подготовки высококвалифицированных специалистов для речного флота Республики Саха (Якутия) и других регионов России. Или другой пример, в настоящее время в Омском командном речном училище им. капитана В.И. Евдокимова идет подготовка к открытию новой специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (на водном транспорте)» (23.02.01) в связи с необходимостью удовлетворения запроса работодателей региона. Немаловажно, что выпускники СПО смогут продолжить обучение по этой же специальности на следующей ступени высшего образования.
На сегодняшний день все подразделения СПО СГУВТ и его филиалов готовят необходимых специалистов для предприятий водного транспорта, функционирующих на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов РФ, и закрывают потребность речных компаний Амурского, Ленского, Байкальского, Енисейского, Обского и Иртышского бассейнов в высокопрофессиональных кадрах.
– Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет в 2023 году планирует получить лицензию на образовательную деятельность по специальности среднего профессионального образования «Сестринское дело» (34.02.01) и начать обучение с 2023-2024 учебного года. Миссия подразделения СПО нашего университета будет заключаться в подготовке высококвалифицированных кадров нового поколения, владеющих навыками инновационной деятельности, способных быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям социума, эффективно решать задачи профессиональной деятельности и обладать высокими гражданскими и нравственными качествами. В дальнейшем планируем получить лицензию и начать обучение по специальности «Акушерское дело» (31.02.02).
– Новосибирский техникум геодезии и картографии СГУГиТ (НТГиК СГУГиТ) является структурным подразделением университета, реализующим образовательные программы СПО. Миссия НТГиК в СГУГиТ – быть важным связующим звеном в цепочке непрерывного образования университета, базой для будущих абитуриентов вуза. За последние 3 года в СГУГиТ поступают, в среднем, 50% выпускников техникума, остальные выходят на региональный и общероссийский рынок труда.
Университет намерен расширять линейку реализуемых программ СПО. Вызвано это целесообразностью открытия специальностей, которые являются смежными к уже реализуемым, и где геопространственные компетенции, являющиеся для НТГиК главными, могут быть также эффективно применены.
Техникум гармонично дополняет спектр реализуемых университетом образовательных программ ВО уровнем среднего профессионального образования, формируя тем самым более комплексную и завершенную картину оказываемых вузом образовательных услуг в сфере профессионального образования. Благодаря успешному развитию техникума, СГУГиТ в 2021 и 2022 гг вошел в первую лигу образовательных организаций РФ, реализующих программы СПО [2].
Техникум успешно участвует в движении WorldSkills. Так, его преподаватели в финалах Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) заняли I место (2020 г.) и III место (2022 г.), а студенты – III место (2020 г.) Преподаватели техникума активно участвовали в разработке ФГОС СПО по пяти специальностям, которые утверждены Минпросвещения РФ для применения во всех образовательных организациях СПО страны.
Техникум готовит востребованных на рынке труда специалистов, достижения НТГиК СГУГиТ вносят свою лепту в повышение позитивного имиджа университета, региона, и в этом видится его главная миссия.
Ребята, получившие диплом СПО в университете, имеют представление о профессиональной деятельности по приобретенной специальности и уже осознанно подходят к выбору дальнейшего профессионального совершенствования, быстрее погружаются в образовательный процесс, так как более адаптированы к условиям учебной деятельности в вузе.
– В Красноярском ГАУ в 2019 году создан Центр подготовки специалистов среднего звена, обеспечивающий обучение по 6 специальностям на базе основного и среднего общего образования. Дефицит таких специалистов в аграрном секторе Красноярского края, республик Хакасия и Тыва обуславливает развитие центра как одной из ступеней в подготовке кадров для агропромышленного комплекса края и сопредельных территорий.
Реализация программ СПО имеет большое значение в развитии и совершенствовании системы непрерывного образования в университете. Поддержка детей из сельской местности – важнейшая функция такой системы. В этом контексте центр обеспечивает не только подготовку кадров, но и гарантирует решение многих социальных, молодежных проблем.
Организация образовательного процесса направлена на создание условий для раскрытия личностного потенциала каждого студента, развития у него личных профессиональных интересов, навыков самообразования и саморазвития. В рамках каждой образовательной программы СПО студенты, помимо основной специальности, получают еще рабочую профессию. По завершению обучения выпускники могут сделать выбор: либо заняться трудовой деятельностью, либо продолжить обучение и получить высшее образование, поступив на любое направление подготовки (специальность) по результатам внутренних вступительных испытаний. По данным 2022 года по программам СПО – трудоустроено 45% выпускников, из них половина – в агропромышленном комплексе, продолжили обучение – 40%.
Ребята, получившие диплом СПО в университете, имеют представление о профессиональной деятельности по приобретенной специальности и уже осознанно подходят к выбору дальнейшего профессионального совершенствования, быстрее погружаются в образовательный процесс, так как более адаптированы к условиям учебной деятельности в вузе. К тому же они могут воспользоваться правом на обучение по индивидуальному учебному плану и в ускоренные сроки получить высшее образование.
На основе изучения рынка труда, а также с учетом перечня профессий и специальностей СПО, необходимых для применения в области реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации, в 2023 году университет планирует открыть две новые перспективные специальности СПО, входящие в топ-50 наиболее востребованных на рынке труда профессий.
– Не вдаваясь в историю появления сначала профессионального лицея, а затем колледжа Ивановского Политеха, скажу главное. Сегодня образовательные программы среднего профессионального образования в нашем университете глубоко интегрированы в учебный процесс университета в целом, и колледж в этом смысле не является полностью автономным и не преследует лишь свои индивидуальные задачи. Наверное, любой Политех в нашей стране – это, прежде всего, про практичность и образование, у которого нет преград в работе с реальным сектором экономики. Поэтому главной целью университетского колледжа мы считаем работу по созданию учебно-производственной атмосферы для молодых людей, которая наиболее точно соответствовала бы духу времени, современным технологиям и запросам наших работодателей. Все программы, которые реализуются в колледже, направлены на отрасли, испытывающие высокий дефицит рабочих рук: строительство, легпром, транспорт и другие. Поэтому у нас примерно 2/3 выпускников сразу идут на рынок труда, а около 1/3 продолжают обучение по программам высшего образования в университете. И зачастую это оправдано – какой технолог или конструктор швейного производства не хочет расти дальше, или строитель, уже понимающий, как строить, но желающий проектировать и создавать новые сооружения? Мы внимательно следим за ситуацией на рынке труда и экономикой региона и страны. Поэтому стараемся синхронизировать потребности наших предприятий-партнеров и наши возможности как образовательной организации: по образовательным программам, по количеству мест для приема, используемым технологиям образования и производственной практики и др.
Количество программ СПО расширяется – это диктует время. Например, в этом году мы получили лицензию на направление «Дизайн», что позволит нам готовить дизайнеров широкого профиля как для текстильной и легкой промышленности, так и для других отраслей.
Главной целью университетского колледжа мы считаем работу по созданию учебно-производственной атмосферы для молодых людей, которая наиболее точно соответствовала бы духу времени, современным технологиям и запросам наших работодателей.
АО. Сегодня отечественное среднее профессиональное образование активно преобразуется: происходит переход на стандарты WorldSkills и демонстрационный экзамен, вместо привычного диплома планируется внедрение «цифрового паспорта компетенций», с 1 сентября стартовал масштабный проект «Профессионалитет», который, фактически, по своим характеристикам напоминает когда-то остро обсуждаемую, но так пока и не реализованную в высшей школе идею прикладного бакалавриата.
В связи с этим вопрос: на фоне этих изменений какие преобразования должны последовать и в вузовских структурных подразделениях СПО, чтобы по-прежнему оставаться конкурентоспособными и привлекательными для абитуриентов?
– Конкурентоспособность программ – это многофакторный показатель. Здесь играет роль и уровень материально-технической базы образовательного учреждения, образовательные коллаборации, востребованность на рынке труда, наличие мощного индустриального партнера с гарантированным трудоустройством, со стажировками и практиками, условия и среда обучения тоже важны – сегодня ребята смотрят на то, что, кроме обучения по программе, им предлагает вуз. Университеты здесь в более привлекательной позиции. На мой взгляд, когда мы говорим о конкурентоспособности программы, то дело не в структурных подразделениях образовательного учреждения, а в экосистеме, которая выстраивается вокруг архитектуры программы.
– В структуре Многопрофильного колледжа ТИУ в рамках чемпионатного движения «Молодые профессионалы» в 2018 году был создан Центр компетенций по стандартам WSR.
Одним из элементов инфраструктуры для практической подготовки по стандартам WorldSkills является база, оснащенная современным оборудованием, что позволяет ТИУ в течение 3-х лет выступать соорганизатором региональных чемпионатов Тюменской области «Молодые профессионалы» по 3 компетенциям, а также обеспечивать возможность проведения соревнований в рамках финала национальных чемпионатов в дистанционном формате по 5 компетенциям. Процедуры аккредитации, проводимые АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)» в соответствии с установленным порядком, подтверждают возможность реализации образовательного процесса с учетом стандартов WorldSkills. В частности, на базе ТИУ аккредитован специализированный центр компетенций национального уровня по компетенции «Кирпичная кладка». В 2022 году мастерские ТИУ получили статус центров проведения демонстрационного экзамена по 11 компетенциям. Использование стандартов WorldSkills ТИУ рассматривает и как вектор для развития педагогического состава, где преподаватели получают возможность актуализации своих компетенций и могут транслировать лучшие практики. Так, в рамках информационно-методической работы в 2022 году был организован и проведен цикл сессий школы «Methodical Skills» в целях формирования навыков организации и проведения демонстрационных экзаменов в университете.
В целом, за период 2021-2022 гг. 10 образовательных программ СПО и 11 программ ВО включили в свое содержание компетенции WorldSkills. Имеющийся опыт позволил ТИУ стать участником проекта «Университет FutureSkills: постановка компетенций FutureSkills в образовательной деятельности вузов», что дает нашим студентам быть более востребованными в условиях цифровизации современной экономики.
И еще несколько слов о работе Центра компетенций по стандартам WSR. С 2019 года им организуется и координируется проведение аттестации с использованием процедуры демонстрационных экзаменов по методике WorldSkills как в рамках промежуточной (для ВО и СПО) аттестации, так и в рамках ГИА (для СПО). Удачную апробацию прошла практика проведения демонстрационного экзамена в качестве практической части квалификационного экзамена. Уровень подготовки наших обучающихся по результатам сдачи демоэкзаменов в 2022 году достиг 56,9% (целевое значение показателя федерального проекта в 2022 году – лишь 5%).
В заключение отметим: с целью повышения конкурентоспособности образовательных программ СПО, подготовки высококвалифицированных специалистов для работы на ведущих предприятиях региона, необходима дальнейшая интеграция колледжа с организациями реального сектора экономики, но для этого предприятия должны быть замотивированы.
– С сентября этого года в рамках эксперимента стартовал федеральный проект «Профессионалитет», целью которого является оптимизация учебных планов ссузов и их максимальное приближение к запросам работодателей. В свою очередь, предприятия и организации, которые нуждаются в молодых специалистах, будут финансировать их обучение, чтобы после выпуска получить компетентного сотрудника.
Рассуждая о необходимых преобразованиях в СПО в целях сохранения конкурентоспособности и привлекательности для абитуриентов, следует отметить необходимость расширения практического обучения и сближения образования с запросами транспортных компаний. Ключевыми здесь станут дуальное и проектно-ориентированное обучение, а также разработка образовательных программ совместно с заказчиками целевого обучения, выполнение реальных проектов по заказу бизнес-партнеров. Подготовка специалистов для водного транспорта будет осуществляться в условиях, максимально приближенных к реальным, с привлечением кадровых и материальных ресурсов компаний, что позволит повысить качество их подготовки.
Такая работа в команде с работодателями-производственниками позволяет создать условия, максимально приближенные к реальным, что дает значительное сокращение процесса адаптации на производстве выпускника программы СПО. Кроме того, совместная с судовладельцами профессиональная подготовка студентов будет отвечать современным требованиям, предъявляемым к специалистам отрасли.
– Для того чтобы по-прежнему оставаться конкурентоспособными и привлекательными для абитуриентов, структурные подразделения СПО должны реализовывать такую систему образования, в основе которой лежат интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого обучающегося.
– Чтобы по-прежнему оставаться конкурентоспособными и привлекательными для абитуриентов, СПО в структуре вузов должно быть «замечено» Минобразования РФ. К сожалению, в настоящее время работа с этим уровнем образования в Минобразования РФ ведется, на наш взгляд, недостаточно. Например, техникумы и колледжи в университетах фактически не участвуют в реализуемом Минпросвещения РФ проекте по материально-техническому оснащению мастерских, которые активно создаются в подведомственных регионам РФ организациях СПО. Финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственной услуги по подготовке специалистов среднего звена составляет порядка 60%, т.е. подготавливаемый на бюджетной основе специалист СПО финансируется государством лишь наполовину.
Перспективным направлением развития НТГиК в составе СГУГиТ видится в повышении его связи с реальным сектором экономики, в том числе в создании при нем учебно-производственного комплекса в соответствии с принятым новым федеральным законом.
– На фоне масштабного проекта «Профессионалитет» вузовские структурные подразделения СПО должны в приоритете разрабатывать образовательные программы в соответствии с современными требованиями и запросами работодателей. Университет ставит перед собой задачу – создание практико-ориентированной среды для подготовки конкурентоспособных и профессионально компетентных выпускников, готовых к эффективной работе, постоянному профессиональному росту и мобильности в АПК и продолжает ориентироваться в своем развитии на качественную подготовку специалистов среднего звена, отвечающую изменениям, происходящим на рынке труда. И, конечно же, мы делаем акцент на усиление практической подготовки студентов, создавая и открывая новые производственные площадки для оттачивания навыков профессионального мастерства, обновляя содержание и условия реализации программ среднего профессионального образования в соответствии с тенденциями социально-экономического развития региона и России, активно привлекая работодателей на всех этапах образовательного процесса подготовки будущего специалиста, участвуя в чемпионатах по профессиональному мастерству студентов, совершенствуя систему дополнительного профессионального образования, давая возможность обучаться студентам СПО по нескольким смежным рабочим профессиям с присвоением квалификаций. Получение практического опыта преподавателями в форме стажировок на предприятиях реального сектора экономики позволяет оставаться вовлеченными в быстроменяющиеся технологии и потребности АПК.
Одним из эффективных инструментов оценки полученных профессиональных компетенций является демонстрационный экзамен в рамках государственной итоговой аттестации. В этом году преподаватели университета приняли участие в разработке оценочных материалов базового уровня проведения такого вида испытания по одной из реализуемых специальностей. Погружение в тонкости механизма такой оценки позволит перестроить подходы к реализации профильных дисциплин и более качественному формированию профессиональных компетенций выпускников.
Считаем, что структурные подразделения СПО в вузе по-прежнему будут оставаться конкурентоспособными и привлекательными для абитуриентов в рамках интегрированной системы непрерывного образования и постоянного профессионального роста.
Мы делаем акцент на усиление практической подготовки студентов, создавая и открывая новые производственные площадки для оттачивания навыков профессионального мастерства.
– Не думаю, что нужны какие-то значительные структурные преобразования. Колледжи должны: а) соответствовать запросам реального сектора экономики, особенно тем предприятиям, которые территориально находится ближе всего; б) модернизировать свои образовательные программы путем более сильной кооперации образовательного учреждения с предприятиями на уровне содержания, материально-технической базы и человеческого потенциала. Последнее – это и есть задача федерального проекта «Профессионалитет», в котором последовательно, шаг за шагом, меняется мышление коллективов образовательных организаций и работодателей. Они учатся работать вместе, ибо по замыслу проекта, это уже не колледжи сами по себе, а «образовательно-производственные кластеры», а значит влияние предприятия огромно, а суть учебного процесса – провести за руку молодого человека в мир конкретной профессии, отрасли. Другое дело, если мы говорим о привлечении в колледжи молодежи, школьников. Но тут ситуация более чем позитивная (как минимум, в Ивановской области). Количество желающих обрести рабочую профессию растет с каждым годом, и никаких проблем с набором мы не испытываем. Такая ситуация в 2022 году сложилась в том числе благодаря «Профессионалитету»: профориентационная работа и приемная кампания были выстроены по единой федеральной повестке, активно подключался производственный сектор, федеральные каналы. Все это в значительной степени разбудило интерес молодежи как к проекту, так и образовательным программам, и отрасли (в нашем случае – легкой промышленности) в целом.
Уж если говорить именно о специфике университетского колледжа, то тут возможностей индивидуализации образовательных траекторий студентов (как общемирового тренда) и обретения ими конкурентоспособности на рынке труда куда больше. В Ивановском Политехе с 2021 года у студентов «вышки» есть возможность приобрести рабочую профессию (квалификацию), добавив в свой учебный план нужный факультатив или электив. Ничего нового – это хорошо забытое советское прошлое и прекрасная практика, укладывающаяся в идеологию «ядерной» образовательной программы с широкими возможностями индивидуализации образовательной траектории. Таким образом, если (условно) будущий дизайнер, или технолог одежды не «взял» себе возможность на 1-2 курсе университета освоить профессию оператора оборудования швейного производства, то он себя лишает в будущем как возможности начать быстро зарабатывать, так и развиваться более уверенно в своей специальности.
Суть учебного процесса – провести за руку молодого человека в мир конкретной профессии, отрасли.
АО. В конце года Минобрнауки РФ намерено представить новую обновленную – «постболонскую» – модель отечественной высшей школы. По вашему мнению, какое место в этой модели может занять вузовский сектор СПО? Какие новшества – управленческие, нормативные и т.п. – необходимо внести в этот сектор, чтобы он оставался эффективным?
– Имеющаяся модель среднего профессионального образования вполне самодостаточна и жизнеспособна, выпускники востребованы – это самостоятельный уровень образования. В этом контексте обновление модели высшей школы вряд ли станет каким-то определяющим фактором для уровня СПО. Таким фактором является внедрение системы WorldSkills, демонстрационного экзамена – именно они определяют сегодня обновление подходов к содержанию и качеству подготовки на программах среднего профессионального образования, задают вектор модернизации приборной базы и оборудования, развития экспертного сообщества.
Предположить, что изменения в системе высшего образования повлекут кардинальную пересборку программ СПО, можно, но думается, что только в ключе развития.
– Вузовский сектор СПО является площадкой для подготовки абитуриентов, наиболее адаптированных к освоению программ высшего образования, а также обеспечивает высокое качество подготовки специалистов, способных к решению сложных профессиональных задач. Необходимо на государственном уровне пересмотреть систему финансирования подразделений СПО в структуре вузов с учетом актуализации ФГОС и введения демонстрационного экзамена как обязательной формы проведения государственной итоговой аттестации. Кроме того, необходимо законодательное закрепление обязанности индустриальных партнеров, потенциальных заказчиков кадров, участвовать в реализации образовательных программ СПО.
Необходимо на государственном уровне пересмотреть систему финансирования подразделений СПО в структуре вузов с учетом актуализации ФГОС и введения демонстрационного экзамена как обязательной формы проведения государственной итоговой аттестации.
– В качестве новшеств для обеспечения эффективности деятельности подразделений СПО в структуре высшей школы необходимо ввести заключение соглашений о партнерстве, направленном на взаимовыгодное сотрудничество образования и бизнеса. Предметом такого соглашения является совместная деятельность, нацеленная на реализацию комплекса мероприятий по модернизации профессионального образования, в том числе внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ. Необходимым преобразованием является совмещение (разработка «сквозных») учебных планов ВО и СПО по специальностям, чтобы избежать лишних затрат времени при дублировании дисциплин, направленных на освоение профессиональных компетенций, которые уже сформированы в СПО. Это позволит значительно сократить сроки обучения на программах ВО.
В результате непрерывного взаимодействия выигрывают как работодатель, так и образовательное учреждение:
В качестве новшеств для обеспечения эффективности деятельности подразделений СПО в структуре высшей школы необходимо ввести заключение соглашений о партнерстве, направленном на взаимовыгодное сотрудничество образования и бизнеса.
– Долгие годы отечественная школа высшего медицинского образования опиралась на специалитет как на проверенный классический формат, который давал будущим врачам полноту предметных знаний и умений, а также позволял наполнить программу актуальными навыками, соответствующими времени. По нашему мнению, этот формат обучения является наиболее оптимальным для подготовки врачей. Система «2+2+2», где два года – базовое фундаментальное образование, два года – образование в конкретном направлении подготовки и два года – в конкретной специальности. Вузовский сектор СПО должен, таким образом, соответствовать базовому фундаментальному образованию. Уместно также в рамках подготовки обучающихся в конкретной специальности возродить обучение в субординатуре.
– В «постболонской» модели отечественной высшей школы наличие СПО в вузе видится как его очевидное преимущество, поскольку предоставляет хорошую возможность усилить практические навыки и практический опыт у студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования. По нашему мнению, с использованием внутриуниверситетской инфраструктуры СПО целесообразно для студентов, обучающихся по программам высшего образования, реализовывать, в том числе программы профессионального обучения. Эти программы должны быть подкреплены современным оборудованием и технологиями, что даст студентам высшей школы необходимые навыки выполнения трудовых функций по рабочим профессиям в их современном, технологически насыщенном варианте.
Наличие СПО в вузе видится как его очевидное преимущество, поскольку предоставляет хорошую возможность усилить практические навыки и практический опыт у студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования.
– В новой модели высшей школы СПО должно оставаться практико-ориентированным направлением, закрывая потребности работодателей в кадрах рабочих профессий, но с учетом возможности получения образования более высокого уровня на основе интеграции образовательных программ СПО и высшего образования. Многоступенчатость и вариативность системы непрерывного образования позволит обучающемуся выстроить свой индивидуальный путь профессионального развития.
Для сохранения эффективности сектора СПО университеты должны продолжать тесное сотрудничество с представителями производства, особое внимание обращать на целевое обучение, позволяющее готовить выпускников под конкретные требования работодателей. В рамках целевой подготовки обучающихся университетам совместно с предприятиями-работодателями целесообразно разрабатывать взаимовыгодные программы сотрудничества и заключать соответствующие договоры.
В целях более глубокого погружения в профессию в Красноярском ГАУ планируется создание учебно-производственного комплекса, где студенты смогут работать, формируя и укрепляя свои профессиональные навыки, и зарабатывать параллельно с учебой.
Для сохранения эффективности сектора СПО университеты должны продолжать тесное сотрудничество с представителями производства, особое внимание обращать на целевое обучение, позволяющее готовить выпускников под конкретные требования работодателей.
– Анализируя процессы, происходящие в российской высшей школе, начиная с 1991 года, я бы не стал утверждать, что мы действительно стали естественной частью Болонского процесса, а значит говорить о «постболонской системе» более чем преждевременно. Мы просто взяли и, опередив прежде всего добывающий и производственный секторы экономики, придумали им новую систему подготовки кадров. Что получилось – то получилось. Сейчас надо думать не о том, как поменять или изменить те или иные уровни образования, а о том, что именно нужно для экономики, общества, академической и прикладной науки нашей страны. Однозначно могу утверждать, что прикладные специальности, задачей которых является подготовка проектировщиков, технологов, конструкторов и других специалистов-инженеров, должны иметь единый, достаточный (ключевое слово, так как «бакалавриат» есть синоним недостаточного образования) уровень образования, и советская инженерная 5-летка здесь должна вернуться. В итоге страна получит полноценных инженеров, у которых было достаточно времени и на производственную практику, и на дипломное проектирование. Те, кто захочет заниматься научными исследованиями, смело пойдут в аспирантуру.
Если мы говорим о будущих ученых, учителях, социально-экономических профессиях, то здесь и двухуровневая система, на мой взгляд, не показала каких-то сильных сбоев. В естественно-научном образовании логика «бакалавриат-магистратура» вполне сложилась. Но опять, это мое мнение.
Что касается уровня СПО и как он должен уместиться между «средним» и «высшим», то название «профессионалитет» вполне решает эту задачу. То есть некий профессиональный уровень для специалиста, готового смело выйти на рынок труда в 18 лет. Понятно, что введение такого нового уровня требует соответствующих законодательных изменений и управленческих решений, но время наше так стремительно меняется, и если мы начали это делать, значит надо делать быстро.
Что касается уровня СПО и как он должен уместиться между «средним» и «высшим», то название «профессионалитет» вполне решает эту задачу. То есть некий профессиональный уровень для специалиста, готового смело выйти на рынок труда в 18 лет.
[1] https://akvobr.ru/new/publications/433
[2] https://msd-nica.ru/rankings/reyting-monitoringa-kachestva-podgotovki-kadrov-suzov