Тонкая настройка системы СПО

Тонкая настройка системы СПО

Репортаж с сессии «Подготовка кадров со средним профессиональным образованием» Восточного экономического форума – 2022

Сессия «Подготовка кадров со средним профессиональным образованием» в рамках VII Восточного экономического форума была полностью посвящена обсуждению программы «Профессионалитет», которая с подачи Министерства просвещения РФ стартовала в нашей стране в нынешнем году. Ставки на программу сделаны очень серьезные, ведь она должна кардинально трансформировать существующую систему СПО: если в 2022 году в рамках «Профессионалитета» путем объединения колледжей и предприятий реального сектора экономики созданы 70 кластеров, то к 2024 году их число достигнет 210. Неслучайно в рамках форума состоялись сразу две сессии, посвященные среднему профобразованию. Рост популярности этого уровня образования среди молодежи на форуме определили как взрывной. А что же еще происходит внутри российской системы СПО и что ее ждет в ближайшем будущем? В этом разбирались участники сессии «Подготовка кадров со средним профессиональным образованием», попытавшиеся рассмотреть обозначенную тему с самых разных ракурсов.

Сказано министром 

Министр просвещения России Сергей Кравцов на торжественном закрытии* программы повышения квалификации региональных управленческих команд организаций СПО, участвующих в проекте «Профессионалитет», сообщил, что в перспективе в этом проекте смогут участвовать около 50% колледжей.

– Главные задачи проекта «Профессионалитет» – привлечь работодателей, чтобы они инвестировали в колледжи, приносили свои технологии, компетенции в процесс обучения, а также внедрить отраслевой подход в систему подготовки студентов, – цитирует министра пресс-служба ведомства. – Наша задача – подготовить профессионалов, чтобы ребята гордились тем, что они учатся в колледже, что они востребованы.

С.Кравцов рассказал о решении создать в Калуге федеральный центр проекта «Профессионалитет». Новая структура будет заниматься повышением квалификации и переподготовкой мастеров производственного обучения. Опорные точки центра создадут в регионах на базе мастерских колледжей. Таким образом появится распределенная федеральная система подготовки кадров для среднего профессионального образования: и мастеров, и руководящего состава, и организаторов воспитательной работы.

* bit.ly/ao139SK

Евгений Сжёнов

Александр Бугаев

«Профессионалитет» как новая философия

Последние годы для системы отечественного образования, и особенно высшего, можно охарактеризовать как «время больших коопераций», когда работодатели получают не только реальные возможности влиять на образовательный процесс, но и полноценно участвовать в нем своими людскими и материальными ресурсами. Эта тема особенно важна для развития регионов, во многих из которых диалог представителей образования и бизнеса, несмотря на многочисленные разговоры об этом, еще только предстоит выстроить. (Впрочем, кооперация в высшем образовании все-таки уже не редкость, чему способствуют, например, федеральные проекты «Приоритет-2030» и «Передовые инженерные школы»).

Но сегодня взрывной рост популярности отмечается именно в среднем профессиональном образовании, долгий период находившемся «в тени» высшей школы. Поэтому, с учетом возрастающего интереса к СПО со стороны выпускников школ и неудовлетворенной потребности работодателей в квалифицированных рабочих кадрах, вопрос трансформации системы назрел очень давно. И один из предвестников перемен в СПО – новая программа «Профессионалитет», которая, как отметил открывший тематическую сессию модератор, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сжёнов, «прекрасно выстрелила».

– Для нас «Профессионалитет» – флагманский проект, потому что его основная задача – вытянуть систему за собой, – рассказал на сессии первый заместитель министра просвещения РФ Александр Бугаев. – Резкий рост востребованности среднего профессионального образования является показателем того, что есть запрос на получение конкретной профессии. Задача – «привязать» ее к отрасли, что очень важно. Но программа «Профессионалитет» не только про это, а и про изменение самой философии образования в системе СПО. Что имеется ввиду? На мой взгляд, это проект, который соответствует запросу современного молодого человека на быстрое получение конкретной высокооплачиваемой профессии, навыков и знаний для последующего успешного трудоустройства. Поработав и определившись, он нередко идет дальше – получать высшее образование. В этом плане система СПО выполняет важную задачу – позволяет человеку понять и определиться, что он дальше хочет в жизни делать. Поэтому для меня «Профессионалитет» – это новая философия для системы профессионального образования. Подчеркну, что «Профессионалитет» ни в коем случае не противоречит философии системы высшего образования. Скорее, дополняет ее.

Кроме того, как известно, новое – это хорошо забытое старое. Если вспомнить советский период в истории нашей страны, то уже тогда присутствовала логика по «привязке» организаций системы СПО к конкретным предприятиям, – логика, которую продолжит и «Профессионалитет». Новое же в нем, перечислил Александр Бугаев, – это гибкие образовательные стандарты, «конструктор компетенций», обновление оборудования и многое другое.

Оценка
Для нас «Профессионалитет» – флагманский проект, потому что его основная задача – вытянуть систему за собой.

Марат Шамьюнов

СПО и ФОИВ: заинтересованы все

Сессия о будущем СПО проходила в рамках Восточного экономического форума, поэтому неудивительно, что был поднят вопрос о развитии системы в региональном контексте Дальнего Востока. В условиях «восточного поворота» этот регион стали называть эзотерическим термином «место силы», подразумевая, что именно здесь экономика страны, а также отечественная система образования в сотрудничестве с азиатскими парт­нерами, получат новые точки роста. Кадровый потенциал Дальнего Востока в ближайшие годы планируется пополнить на 100 тысяч человек, из которых 70 тысяч – со средним профессиональным образованием. Об этом рассказал заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Марат Шамьюнов.

– Потребность огромная, и она будет возрастать, – предрек замминистра. – При этом арктический регион также является приоритетным для страны на весь XXI век. И только по арктическим планам с учетом Северного морского пути – а это сложный масштабный проект – дополнительно потребуется порядка 100 тысяч человек со средним профессиональным образованием. 

На Дальнем Востоке уже модернизировано 80 учреждений СПО и отремонтировано еще шесть, на обновление оборудования и мастерских было потрачено порядка 2 млрд рублей. В помощь предприятиям, впервые «заходящим» в регион, были запущены 92 новые программы среднего профобразования. И на «Профессионалитет» здесь, конечно же, возлагается большая надежда, что он еще в большей степени поддержит инфраструктурное развитие учреждений СПО.

Заинтересованность в программе имеет и Министерство промышленности и торговли РФ, которое на сессии представил заместитель министра Алексей Учёнов. Он напомнил, что тренд, аналогичный программе «Профессионалитет», точечно реализовывался еще несколько лет назад, когда на Урале была, по сути, воссоздана советская система, сегодня масштабированная в новом проекте. Консолидация образования и промышленности – это не дань моде, она продиктована давно назревшей реальной потребностью в воспитании кадров. У такой консолидации были свои сложности, часть которых к настоящему моменту удалось преодолеть.

– Раньше станки ставились на баланс колледжа, чтобы студенты могли на них обучаться, и это делалось в виде каких-то пожертвований и эксклюзивных решений, – отметил А. Учёнов. – Сегодня это все легитимизовано: у Минпросвещения есть определенные бюджеты, за счет которых происходит оснащение нужным оборудованием тех или иных колледжей, а реальный сектор может участвовать в их жизни, влияя, например, на учебные программы. Более того, у нас были договоренности (и они соблюдаются) о том, что при необходимости мы и менеджмент назначаем по принципу «двух ключей». Это дает промышленности определенную уверенность в завтрашнем дне: предприятия готовы вкладывать и средства, и интеллектуальный труд, потому что готовят специалистов для себя. По сути это аналог целевого обучения, существующего в высшем образовании.

Прогноз
Кадровый потенциал Дальнего Востока в ближайшие годы планируется пополнить на 100 тысяч человек, из которых 70 тысяч – со средним профессиональным образованием.

Михаил Иванов

Уральское ноу-хау

– Мы на сто процентов уверены, что программа не просто востребована, а серьезно меняет качество подготовки будущих работников промышленности, – продолжил разговор заместитель генерального директора ООО «Атом Голд», заместитель сопредседателя комитета по профессиональному обучению и профессиональным квалификациям Российского союза промышленников и предпринимателей Михаил Иванов. – Так получилось, что нынешнее руководство Минпромторга беспрецедентно внимательно отнеслось к мнению промышленности, услышало и собрало все лучшие практики и самостоятельные наработки предприятий, инкорпорировав их в программу «Профессионалитет» и сделав дос­тупными. Колледжей намного больше, чем участников программы «Профессионалитет», где решающим фактором, необходимым для участия, является наличие у образовательной организации партнерского предприятия. Колледжи выбраны не случайно, а по инициативе предприятий, которые обозначили, что именно эти учебные заведения способны удовлетворить их потребность в кадрах. Это притом, что сов­местными усилиями – при финансировании государства и предприятия – будет проведена модернизация материально-технической базы колледжа. Заинтересованность предприятия, промышленности и государства и объединение их возможностей действительно позволяют эти процессы настроить и реализовать в том или ином колледже.

По словам Михаила Иванова, часть важных идей, которые сегодня реализует «Профессионалитет», были опробованы на Урале более 10 лет назад в рамках инвестиционных проектов Минпромторга. В частности, около 2 млрд долларов было вложенов модернизацию оборудования предприятий одного из уральских промышленных городов, но… так и не нашлось достаточно специалистов, готовых на нем работать. Их даже пробовали «завозить» извне, но и это не сработало, поскольку люди, не привязанные к территории, легко уезжают за более высокой зарплатой в другие регионы. Так проблема с нехваткой кадров становилась перманентной. И тогда министерство обратило внимание на местную систему СПО. Одним из участников эксперимента стал Первоуральский металлургический колледж, в котором вместо металлургов готовили юристов, экономистов и мастеров ногтевого сервиса. Потребовались большие усилия, чтобы полностью переформатировать работу колледжа и ввести новые специальности. В этот проект министерство вместе со Свердловской областью инвестировало около 1 млрд рублей. Выделили один из цехов предприятия и сделали из него образовательный центр, оснастив современным оборудованием как на реальном производстве. Так в колледже появилась дуальная система подготовки кадров, когда минимум 60% времени обучения приходилось на практические занятия. Для регулирования образовательной деятельности создали управляющую компанию, с помощью которой бизнес мог реально включиться в организационные и образовательные процессы, а ключевые решения могли приниматься теперь уже только с одобрения партнерского предприятия. И это ноу-хау, после признания Минпромторгом эксперимента успешным, стало доступно широкому кругу предприятий в рамках проекта «Профессионалитет».

Инвестирование плюс планирование

Михаил Иванов поднял вопрос о необходимости так называемого «налогового вычета», чтобы привлечь бизнес к инвестированию образования. Да, несколько лет назад появилась возможность учитывать такие инвестиции в составе расходов (ранее их относили к категории благотворительности, что особого энтузиазма у бизнеса не вызывало). Однако, как считает Михаил Иванов, теперь и этого недостаточно. Поэтому после юбилейного съезда Российского союза промышленников и предпринимателей в декабре прошлого года, где эта необходимость была озвучена, Минфин получил поручение ввести инвестиционный налоговый вычет. Это означает, что на сумму расходов на модернизацию материально-технической базы колледжа предприятие может снизить подлежащий уплате налог на прибыль.

По большому счету, это целевое направление государством средств от налоговых поступлений в систему подготовки кадров, причем адресное – туда, где у образовательного учреждения есть партнер, который поможет эффективно добиться этих целей. Закон должен быть принят в ближайшее время[1], но чтобы он заработал и фактически дал возможность предприятиям им пользоваться, необходимо принять аналогичные законы в субъектах РФ. А так как по налоговому законодательству изменениями можно пользоваться только со следующего налогового периода, то регионы должны успеть принять соответствующие местные законодательные акты в завершающемся 2022 году, чтобы уже в 2023-м заработал механизм привлечения бизнеса к трансформации сферы образования.

– У нас реализуется очень много инвестпроектов, и под них везде нужны кадры, – заверил участников сессии спикер. – Они с разным сроком выхода на операционную деятельность, и очень часто предприятия заботятся о кадрах в пос­леднюю очередь. Вкладывают деньги в проекты, а вопрос по кадрам решают на финальном этапе. Это полностью исключает модель, когда местная система образования начинает подготовку кадров для них заранее. Я синхронизировал бы планы «Профессионалитета» и мер государственной поддержки инвестпроектов. Образно говоря, если мы видим, что реализуется масштабный проект, и будет создано большое количество рабочих мест, то одним из критериев для получения господдержки этого проекта явилось бы взаимодействие с местным образовательным учреждением по подготовке рабочих кадров.

[1] Соответствующий документ подписан Президентом РФ в первых числах ноября 2022 г. (См.: Федеральный закон от 04.11.2022 № 430-ФЗ "О внесении изменений в статью 286-1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации") publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211040019?index=0&rangeSize=1

Предложение
Если мы видим, что реализуется масштабный проект, и будет создано большое количество рабочих мест, то одним из критериев для получения господдержки этого проекта явилось бы взаимодействие с местным образовательным учреждением по подготовке рабочих кадров.

«Профессионалитет» как переговорная площадка

Тему взаимодействия бизнеса и образования подхватила заместитель председателя Правительства Камчатского края Александра Лебедева. Она рассказала о недавнем личном опыте, когда собрала для дискуссии представителей колледжей, вузов и работодателей и поняла, что некоторые из них видели друг друга впервые. Дебаты разгорелись очень жаркие: «Вы не тех готовите!», «Нет, это вы не тех набираете!», «А вы нам вообще ничего не говорите!».

– Иногда хороший мир начинается с очень хорошей ссоры, – объяснила озвученные реплики Александра Лебедева. – Мне кажется, системе образования было важно услышать эту обратную связь. С другой стороны, представителям компаний, которые работают на Камчатке, тоже было очень важно, чтобы им дали возможность выговориться. После этого мы начали диалог, который, я надеюсь, будет продолжаться. Отдельно хочу поблагодарить всю команду Минпросвещения за то, что «Профессионалитет» не ограничивается только деньгами на ремонт и оборудование, а проводится обучение управленческой команды.

О плюсах программы «Профессионалитет» также высказался командир Центрального штаба российских строительных студенческих отрядов Дмитрий Парамонов:

– Мы все время говорили про то, что у ребят, которые учатся и в колледжах, и в организациях высшего образования, нет возможности получить дополнительную профессию рабочего или служащего. И с 2020 года она появилась. Только в этом году мы обучили 21 тысячу ребят, которые, параллельно учась хоть в вузе, хоть в ссузе, за два-три месяца получили рабочую специальность. После такого обучения они могут трудоустроиться на более выгодные позиции. Например, в нашем строительном направлении это позволило увеличить среднюю зарплату до 55-60 тысяч рублей в месяц. Программа «Профессионалитет» поз­волила нам «зайти» в колледжи. Работодатели даже по итогам текущего трудового семестра однозначно говорят, что стало лучше – ребята получили более серьезную подготовку.

Наталия Золотарёва

Сильный ход

Об особенностях программы «Профессионалитет» попросили рассказать исполняющую обязанности ректора ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования» Наталию Золотарёву, которая в Министерстве образования и науки РФ курировала СПО. Она считает, что «Профессионалитет» на текущий момент собрал в себе все лучшее, причем как с точки зрения исторической ретроспективы, так и с точки зрения актуальности. В отечественной истории отраслевые кластеры уже были в регионах, причем в Белгородской и Тамбовской областях они сработали хорошо благодаря личной включенности губернаторов. Но во многих других регионах столь же заметный успех не наблюдался. Почему? Когда проанализировали, обнаружили, что не было механизма, который склеивал бы и заинтересовывал участников работать вместе. У дуальной модели обучения, как неоднократно вспоминали на сессии, принципиально та же механика, по которой в Советском Союзе учили в профтехучилищах. А затем схема вернулась как переосмысление германского опыта, и в 2013-2015 годах в виде пилотного проекта внедрялась в колледжах. Сработало, опять же, не везде. Как выяснили, причина – в отсутствии все той же склейки, обеспечивающей большую заинтересованность работодателя. 

– Мудрый руководитель колледжа и техникума, конечно же, всегда в тесной связке с предприятием, – уверена Наталия Золотарёва. – Но механики быть тесно связанными, как в горах, не существовало. В «Профессионалитете» заложено блестящее решение – это управляющие компании. Механика, отработанная в Первоуральском металлургическом колледже, теперь внедряется массово.Механизм, базирующийся на обязательной гарантии трудоустройства, плюс управляющая компания, в которую входит работодатель, по сути, тоже управляющий колледжем, принципиально меняют философию. Как следствие – новый акцент на повышении квалификации. Раньше мы учили раздельно: педагогов, руководителей образовательных учреждений, министров. Сейчас же представитель министерства, управленческая верхушка колледжа и представители работодателя единой командой учатся целый год и пересобирают свою систему управления. И мы видим в действии теорию управления изменениями: сначала все в хорошем настроении, потом возникает конфликтная ситуация, а далее следует выход в конструктив. В результате участники такого обучения по его завершении спрашивают: «А в следующем году у нас будет образовательная поддержка?»

Таким образом, консолидация усилий через новую модель управления кластером – действительно сильный ход. Плюс образовательные программы, полная инвентаризация с участием работодателей и обязательным включением обучения на рабочем месте. В модульном формате пересобраны с участием работодателей все программы, проведена инвентаризация – все дублирования убраны, и профессиональный контекст вводится с первого года обучения, как это принято в дуальной модели. 

И, конечно же, самое актуальное – это цифровизация. В нынешнем году по программам, участвующим в «Профессионалитете», разрабатывается цифровой образовательный контент, причем по наиболее сложным и важным образовательным модулям, которые действительно требуют профессионального учебного материала. 

Факт
В отечественной истории отраслевые кластеры уже были в регионах, причем в Белгородской и Тамбовской областях они сработали хорошо благодаря личной включенности губернаторов. Но в других регионах столь же заметный успех не наблюдался. Почему? Когда проанализировали, обнаружили, что не было механизма, который склеивал бы и заинтересовывал участников работать вместе.

Факт
Мы видим в действии теорию управления изменениями: сначала все в хорошем настроении, потом возникает конфликтная ситуация, а далее следует выход в конструктив.

Решение
Мудрый руководитель колледжа и техникума, конечно же, всегда в тесной связке с предприятием. Но механики быть тесно связанными, как в горах, не существовало. В «Профессионалитете» заложено блестящее решение – это управляющие компании. Механика, отработанная в Первоуральском металлургическом колледже, теперь внедряется массово.

Геннадий Левченко

Обучение и оценка: не «для галочки»

Директор Дальневосточного судостроительного колледжа Геннадий Левченко рассказал о сложностях, с которыми они столкнулись при обучении управленческой команды кластера, куда вошли шесть судостроительных и судоремонтных предприятий и 16 образовательных организаций. По его словам, все-таки часть преподавателей и представителей предприятий участвуют в программе без желания, так как не хотят перестраиваться сами, переделывать программы в короткие сроки, проходить переподготовку и обучение… И если раньше считалось, что достаточно пригласить представителя предприятия, который «для галочки» прочитает определенные лекции или проведет какие-то занятия, то сегодня обучение должны проводить преподаватели и наставники, имеющие опыт работы на современном оборудовании. А их дефицит.

О дефиците квалифицированных рабочих и опыте его преодоления, в свою очередь, поведал управляющий директор АО «Восточный порт» Вадим Байбак. АО «Восточный порт» – один из крупнейших работодателей региона, и для обес­печения собственных потребностей в квалифицированном персонале на базе учебно-курсового комбината была создана уникальная система образования, соответствующая всем требованиям портовой отрасли. В начале 2022 года компания разработала свою программу обучения, взяв за основу все лучшее, что было в профессионально-техническом образовании. Кадровая потребность у «Восточного порта» большая, поэтому на работу принимаются все желающие в возрасте до 50-55 лет. От 3 до 5 месяцев даже возрастные новобранцы проходят теоретическое обучение и от 3 до 5 месяцев – производственное под руководством наставника или мастера, являющегося высококвалифицированным сотрудником предприятия.

Генеральный директор компании «CUSTIS» Ирина Гордина пообещала системе среднего профобразования цифровые сервисы по оценке компетенций в рабочих профессиях. Системы, разработанные российскими IT-компаниями, частично позволяют эту функцию реализовывать. Как только запрос на них станет серьезным, проекты по оценке компетенций, большей частью адаптированных для высшей школы, появятся и для СПО.

Также Ирина Гордина рассказала об индивидуальных образовательных траекториях в среднем профессиональном образовании. Сейчас прог­раммы создаются для первого-второго курсов университетов, но ИОТ применимы и в СПО, и в ДПО, когда нужно переобучить специалистов, у которых уже есть либо среднее, либо высшее образование. Она привела в пример опыт подготовки кадров во время пандемии в Якутии. Региону срочно понадобилось подготовить 2 тысячи санитаров, и обучение им организовали в цифровом формате. Выдавать сертификат новоиспеченным санитарам тоже пришлось цифровым способом. Как призналась Ирина Гордина, проект запустили буквально за два месяца, фактически «с колес». Тем не менее, опыт показал, что – при более основательном подготовительном периоде – качественное обучение и оценка «в цифре» вполне могут быть применимы и к другим специальностям. 

Прогноз
Как только запрос станет серьезным, проекты по оценке компетенций, большей частью адаптированных для высшей школы, появятся и для СПО.

Трансформация СПО: задачи на будущее

Рассуждая о дальнейшей эволюции «Про­фессионалитета», первый заместитель министра просвещения Александр Бугаев попросил не рассматривать программу как панацею для всей системы СПО. Она очень многогранна, ведь существуют училища творческие и художественные, а также колледжи и техникумы, готовящие сотрудников для медицинской отрасли и силовых структур. Поэтому подходы к образованию должны быть где-то классическими, а где-то более настроенными на отраслевую специфику.

– Подходы, которые мы применили к первым 70 кластерам «Профессионалитета», – объяснил замминистра, – четко показывают, что главный принцип, а именно ориентированность на потребности конкретного экономического субъекта, работает очень здорово. Мне кажется, в этом и есть будущее для системы СПО. Приняли по специальности учиться, трудоустроили человека – это и есть эффективность работы: конкретная, понятная, просчитываемая. Мне кажется, в этом набор будущих целей и задач. 

– Профессионалитет очень важно встроить в систему уровней образования, и очень важно сейчас найти линейку преемственности с высшим образованием, – высказалась о перспективах развития системы СПО Наталия Золотарева. – В «Профессионалитете» есть вузы, и это хорошо, так как они понимают, что такое – высшее образование, а что – СПО. Вопрос к этим вузам – о месте профессионалитета в системе многоуровневого профобразования.

Предложение
В «Профессионалитете» есть вузы, и это хорошо, так как они понимают, что такое – высшее образование, а что – СПО. Вопрос к этим вузам – о месте профессионалитета в системе многоуровневого профобразования.

Михаил Иванов среди важных задач по развитию системы СПО обозначил «бесшовный» переход выпускника образовательного учреждения к работодателю: он сдает выпускной экзамен в колледже, и положительный результат практически гарантирует ему трудоустройство. В этом случае отпадает необходимость в его дополнительной оценке со стороны работодателя, в дополнительном обучении, а также в отвлечении на это действующих сотрудников предприятия. Но должна быть определенная гарантия, что с приходом вчерашних студентов на новое рабочее место не вырастет доля брака в продукции.

– Важно, чтобы инфраструктура, которая будет создана в колледжах благодаря их модернизации, новому оборудованию и вовлечению индустриальных партнеров, была востребована не только для подготовки студентов, – дополнил Михаил Иванов. – Колледжи, прошедшие через «Профессионалитет», с их обученными командами и оснащением, могут сами становиться центрами профессиональной переподготовки. Это очень важно, так как сейчас происходит много трансформаций и в промышленности, и в бизнесе. Какие-то проекты закрываются и кадры освобождаются, в другом месте стартуют новые проекты – и тут вопрос уже не в подготовке студентов, а в переподготовке специалистов на коротких курсах с использованием методик, сформированных в этих колледжах и на базе их оборудования. У них для этого есть все необходимое: материальная база, сформированная команда, обученный преподавательский состав, партнер-работодатель.

Национальное агентство развития квалификаций могло бы сертифицировать эти центры, проводя их проверку, подтверждая их готовность и передавая им полномочия. 

Предложение
Колледжи, прошедшие через «Профессионалитет», с их обученными командами и оснащением, могут сами становиться центрами профессиональной переподготовки.

В целом, все участники обсуждения перспектив среднего профессионального образования на Восточном экономическом форуме продемонстрировали крайнюю заинтересованность в том, чтобы «Профессионалитет» ускорил уже начавшуюся долгожданную трансформацию СПО. От проекта ожидается, что он обеспечит более тонкую настройку системы, ориентировав ее на конкретные требования работодателя по подготовке кадров. Как считают идеологи программы, формат кластера позволяет решить эту задачу за счет объединения в управленческие команды руководителей колледжей и предприятий-парт­неров. В этих условиях работодатели получают реальную возможность непосредственно влиять на процессы образования и содержание подготовки специалистов. 

Оценка
От проекта ожидается, что он обеспечит более тонкую настройку системы, ориентировав ее на конкретные требования работодателя по подготовке кадров. Как считают идеологи программы, формат кластера позволяет решить эту задачу за счет объединения в управленческие команды руководителей колледжей и предприятий-партнеров.

Логично же, что «кто платит, тот и музыку заказывает». Если государство создаст «заказчикам музыки» комфортные налоговые условия для вложения в систему образования, ориентированную на их конкретные запросы, наверняка будет еще больше и заинтересованности промышленности в подготовке кадров, и финансовых вливаний со стороны предприятий.

Подготовил Алексей Батанов

03.12.2022
Наверх