Капитан российского образования

Капитан российского образования

Стандарты, по которым обучают все морские вузы страны, разрабатываются именно в «Макаровке»

ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова по праву называют легендарным: «единственный», «первый в мире», «уникальный» – все эти слова про «Макаровку», которая не раз становилась первопроходцем отраслевой высшей школы, причем не только отечественной, но и мировой. Становилась и – остается! Например, Центр морских арктических компетенций – и вновь первый в мире – тоже открылся на базе ГУМРФ. У «Макаровки» долгая и славная история, начавшаяся еще в начале ХIХ века. С 2012 года, с момента объединения двух питерских отраслевых вузов, начался новый период в развитии университета. И все это десятилетие за «штурвалом» ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова стоит ректор Сергей Барышников – крепкий руководитель, профессионал, истинный капитан слаженной университетской команды.

Время больших возможностей

АО. Сергей Олегович, позвольте для начала задать вам вводный вопрос, на него мы просим ответить всех героев рубрики «Реформаторы образования». Итак, в начале 2010 года вышла известная книга «Дорога к академическому совершенству» под редакцией Ф. Альтбаха и Дж. Салми. В предисловии ее авторы отмечали: «Мир с нетерпением ждет появления новой большой идеи в управлении научным сообществом и трансформации университетов как образовательного пространства». Теперь, спустя десятилетие, можно ли сказать, что такая «новая большая идея» – некие ясные общемировые маяки, критерии, концепты изменений – наконец появились? Есть на что опираться ректорам-практикам трансформации вузов?

– Сейчас времена больших возможностей. Мы живем в период масштабных изменений, которые затрагивают все сферы человеческой жизни: технологии развиваются быстрее, чем вырастают новые поколения. Но общечеловеческие ценности остаются, как правило, неизменными.

Отвечая на ваш вопрос о критериях и ориентирах изменений, скажу следующее. В условиях глобальной трансформации экономики наша задача – обеспечить такое качественное образование, чтобы студент, который выбрал транспортный вуз, получил максимум возможностей для самореализации в организациях морского и речного флота на благо развития транспортной отрасли России. Специфика транспортных вузов – сочетание теоретической и практической подготовки – является надежным инструментом решения этой задачи.

АО. В продолжение предыдущего вопроса… «Большая идея» для ГУМРФ имени адмирала С.?О. Макарова – в чем она сегодня состоит, если кратко?

– Двигаться в будущее, опираясь на опыт прошлого.

Уникальная «Макаровка»

ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова – крупнейший в стране университет по подготовке кадров для морского и речного флота России

АО. «Макаровку» неслучайно называют легендарным вузом. Это единственный в мире университет, выпускающий инженеров для эксплуатации гражданского атомного флота. Арктический факультет ГУМРФ – старейший в России. Ваши курсанты проходят практику на самом быстроходном в мире учебном паруснике «Мир»… Сергей Олегович, что бы вы как ректор добавили в этот ряд уникальных черт вуза?

– Университет обладает рядом свидетельств о международном признании, в частности, мы – единст­венное учебное заведение в России, имеющее аккредитацию подготовки специалистов по эксп­луатации судов и иных морских объектов с системами динамического позиционирования (ДП). Работаем совместно с британским The Nautical Institute. В этом году, несмотря на известные внешние вызовы, прошли процедуру переаккредитации, что дает нам право продолжать готовить специалистов для работы в любом регионе морской оффшорной индустрии: в Мексиканском заливе, в Бразилии, в Северном море или в российских проектах. Также мы первые получили признание подготовки по Полярному кодексу.

АО. Продолжая разговор об уникальных характеристиках «Макаровки», обратим внимание и на новость, которая в конце сентября прошла по ряду федеральных отраслевых СМИ. Речь шла об открытии на базе университета нового учебного класса функциональных тренажеров универсального атомного ледокола проекта 22220, на сегодня самого крупного и мощного в мире. Какие еще современные ресурсы – материально-технические, лабораторные – имеются в арсенале ГУМРФ?

– Одна из наших целей – стать технологическим лидером в области подготовки и повышения квалификации специалистов морского и внут­реннего водного транспорта. Именно для реализации этой цели мы создаем на базе двух учебных городков университета специализированные высокотехнологические центры подготовки, оснащенные современными тренажерными технологиями, технологиями виртуальной реальности, облачными технологиями, развиваем систему дистанционного и электронного обучения. 

Вы назвали один из наших проектов – подготовка экипажей атомных ледоколов серии 22220 в сотрудничестве с ГК «Росатом». Развитие этого проекта подразумевает создание базы для обучения студентов из различных вузов – будущих специалистов по эксплуатации ледоколов с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ) – физиков, специалистов по радиационной безопасности, а также морских экипажей. Это одна часть проекта. Второе его направление – создание системы подготовки и повышения квалификации экипажей модернизированных плавучих энергоблоков с ЯЭУ. 

Однако ЯЭУ не самый распространенный тип судовых двигателей. Отрасль нуждается в подготовке специалистов для эксплуатации двигателей, работающих на различных видах топлива. Поэтому формирование на базе университета центра мирового уровня для дополнительного профессионального образования специалистов по судовой энергетике – наша актуальная задача на ближайшие три года.

Второй учебно-научный хаб-концентратор, который мы создаем в области связи и навигации. Он должен быть оснащен всеми видами технических средств обучения, обеспечивающих наиболее эффективную передачу знаний и практических навыков от носителей этих компетенций к потребителям – как студентам, так и специалистам отрасли. Результативность хаба будет зависеть от эффективного решения целого ряда вопросов: речь идет и о своевременном, грамотном использовании технологий, и о привлечении продвинутых, мотивированных преподавателей и инструкторов. В этом же ряду – вопрос применения лучших мировых методик, полученных в ходе сотрудничества с мировыми лидерами в данных областях знаний, что сегодня непросто, но тоже абсолютно необходимо.

Более чем две сотни ведущих отраслевых предприятий являются базовыми площадками ГУМРФ для прохождения студенческих практик, почти с сотней предприятий университетом заключены договоры на подготовку специалистов и прием выпускников

Открытие на базе ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова первого в мире Центра морских арктических компетенций (октябрь, 2018)

АО. Обращает на себя внимание еще одна яркая характеристика «Макаровки» – крепкие связи с индустриальными парт­нерами. Каков ваш «рецепт» по вовлечению в партнерство больших отраслевых работодателей, как удается решить эту системную проблему «взаимной слышимости» высшей школы и работодателей?

– Одна из ключевых проблем в стране – кад­ровый голод практически во всех отраслях, что будет усугубляться растущей демографической проблемой. Крупные работодатели, такие как «Росатом», «Газпром», «Роснефть», «Газпромнефть», «Совкомфлот» и другие, это понимают, поэтому стараются работать со студентами: отбирают их, мотивируют и увлекают профессией уже с младших курсов. Для нас тоже важно, чтобы студенты и курсанты чувствовали себя востребованными в будущем. 

«Рецепт» прост: партнерство не на словах, а на деле. Университет на практике включается в решение стратегических задач: освоение Арктики, добыча и транспортировка полезных ископаемых, энергетическое обеспечение индустриальных проектов и жизни населения на Крайнем Севере… В свою очередь, индустриальных партнеров (в том числе зарубежных) активно вовлекаем в университетскую жизнь: совместно создаем брэндированные аудитории, вместе реализуем социальные и научно-образовательные проекты. Один из свежих примеров – планируем создать высокотехнологичный конференц-зал для проведения индустриальными партнерами корпоративных мероприятий с привлечением преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова. 

ГУМРФ – альма-матер для иностранных студентов из 39 стран, член 9 международных профессиональных организаций, участник совместных международных академических проектов

АО. Выше вы уже обратили внимание на важную специфику транспортных вузов – сочетание теоретической и практической подготовки. Еще одна «родовая» особенность транспортного образования – необходимость сопряжения образовательного процесса с международными профессиональными требованиями и стандартами. Каковы координаты «Макаровки» на карте современного мирового отраслевого образования?

– Да, наше образование – не просто транспортное, оно – морское, и это является его ключевой особенностью. Пожалуй, лишь авиаторы находятся под столь же жесткими требованиями международных норм и правил. Морской транспорт относится к сфере влияния Международной морской организации (ИМО) и Международной организации труда (МОТ), которые регулируют самые разные отношения, возникающие в процессе деятельности морского судоходства. А то, что остается за рамками норм ИМО, определяется стандартами, созданными международными объединениями работодателей: будь то добыча нефти и газа на шельфе, коммерческие условия внешнеторговых сделок, взаимодействие по охране морской окружающей среды и многое другое.

Исходя из этого, университету просто жизненно необходимо принимать участие в международных обсуждениях изменений морского законодательства, в работе общественных объединений, играющих весомую роль в международной морской политике, во взаимодействии с другими морскими университетами. И могу заверить – наш голос слышен на международной арене! Руководители и эксперты университета принимали и принимают участие в разработке и внедрении многих требований последних десятилетий, с которыми знакомы даже люди, весьма далекие от отрасли водного транспорта. В частности, речь идет об установлении современных международных регламентов в таких сферах, как исследования в области электронной картографии, применение сложнейших тренажеров (электронных симуляторов), воссоздающих обстановку на судне, использование новых, более экологичных видов топлива, эксплуатация автономных судов и многое другое. 

Наши разработки зачастую ложатся также и в основу российских требований, или распрост­раняются как лучшие практики в отрасли. Особо выделю приоритет и опыт университета по комплексному обеспечению водного транспорта в Российской Арктике – достижения ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова в этой сфере общеизвестны и признаются различными международными партнерами, а также становятся основой развития международных академических и парт­нерских связей.

Наконец, мы возглавляем Федеральное учебно-методическое объединение в области водного транспорта. Стандарты, по которым обучают все морские вузы страны, разрабатываются именно в «Макаровке».

Университет как образовательный комплекс

Сегодня ГУМРФ – мощная образовательная экосистема: головной вуз в Санкт-Петербурге с 7 городскими кампусами, 7 филиалов, колледж СПО, университетские центры повышения квалификаций, в которых только за прошлый год прошли подготовку более 22,5 тысяч человек

АО. ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова – не просто университет, это огромный интегрированный университетский комплекс. Можно ли сказать, что ваш университет сформировал сетевую многоуровневую модель подготовки кадров для отрасли в рамках целого макрорегиона?

– Действительно, в настоящее время в университете сформирована многоуровневая модель, обеспечивающая непрерывную подготовку кадров для отрасли.

Региональная сеть университета охватывает Северо-Западный и Центральный федеральные округа и представлена 7 филиалами в городах Архангельск, Петрозаводск, Великий Устюг, Котлас, Мурманск, Печора, Воронеж. В структуру университета входит и Колледж ГУМРФ.

В настоящее время в филиалах и колледже обучение ведется по 10 специальностям СПО, из которых две входят в топ-50 наиболее востребованных на рынке труда специальностей. В каждом филиале, реализующем программы СПО, ведется подготовка кадров для работы в транспортной отрасли: по четырем специальностям плавсостава (для работы на морских и речных судах), а также по двум специальностям для обеспечения функционирования объектов транспортной отрасли на суше. После завершения обучения многие выпускники СПО поступают в университет для продолжения обучения по программам высшего образования. И выбор, надо отметить, в данном случае большой – в университете реализуются 72 основные профессиональные образовательные программы высшего образования разных уровней. Обучение осуществляется по 5 специальностям, 16 направлениям бакалавриата и 10 направлениям магистратуры, 11 научным специальностям аспирантуры.

Университетский сектор ДПО также достаточно развит: в структурных подразделениях Института ДПО ГУМРФ предоставляются образовательные услуги по 440 программам дополнительного профессионального образования, в том числе более 90 программ реализуются с использованием дистанционных технологий.

Востребованность выпускников университета и филиалов подтверждается высоким процентом трудоустройства в морских и речных судоходных компаниях. 

АО. Есть намерение, развивая модель далее, вовлекать в «университетскую орбиту» следующие уровни образования? Например, «пойти в школу»…

– Фактически, уже «пошли»: ГУМРФ имени адмирала С.?О. Макарова является базовой организацией для Межведомственного морского федерального ресурсного центра дополнительного образования детей (МФРЦ ДОД). Цель создания центра – совершенствование дополнительного образования детей в сфере морской деятельности в интересах подготовки мотивированных абитуриентов морских, военно-морских и судостроительных учебных учреждений. В нашей «университетской орбите» уже сегодня находится более 300 детских морских объединений РФ и 27 региональных представительств МФРЦ ДОД при образовательных учреждениях Росморречфлота. Со всеми ними ГУМРФ активно взаимодействует, используя различные, уже доказавшие свою эффективность инструменты и форматы. Например, университетом поддерживается сайт «Юнги России». Мы также являемся главным организатором Единой отраслевой мультипредметной Морской олимпиады школьников, проводимой при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта совместно с вузами-партнерами. 

В ряду недавних событий: университет в июне 2022 года выступил в роли соорганизатора первого Слета юнармейских отрядов «Юнфлота» и «Юнавиа» в Санкт-Петербурге, а также молодежных яхтенных походов «Паруса памяти Юнфлота».

Морской учебно-тренажерный центр ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова – единственный в России международно аккредитованный учебный центр подготовки операторов систем динамического (безъякорного) позиционирования

ГУМРФ: «акватория новаторства»

На базе ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова развивается 8 признанных научных школ, ежегодно университет получает 20-30 патентов на изобретения и до 10 свидетельств на программы для ЭВМ

АО. Университетский научно-исследовательский потенциал позволяет осуществлять научное сопровождение ряда значимых отраслевых проектов, реализуемых в рамках государственных программ. Пожалуйста, скажите несколько слов об этих направлениях деятельности вуза.

– Вы правы, ученые университета успешно осуществляют сопровождение значимых инновационных проектов в области морского и внут­реннего водного транспорта как в рамках государственных контрактов, так и по заказу организаций отрасли. Как правило, это требует объединения потенциала нескольких научных школ вместе. По заказу Росморречфлота университет разработал комплекс научно обоснованных предложений по организации круглогодичной навигации на внутренних водных путях в направлении Каспий – Азов через Волго-Донской судоходный канал. В том числе в рамках этой работы были обоснованы мероприятия по осуществлению судопропуска через шлюзы в ледовых условиях, определены капитальные вложения и дополнительные ежегодные эксплуатационные расходы. К исследованиям были привлечены ученые университетских научных школ «Водные пути и гидротехнические сооружения» и «Экономика и управление на водном транспорте», использованы возможности гидротехнической лаборатории имени профессора В.Е. Тимонова. Разработанные в рамках НИР предложения имеют большое значение при обосновании стратегических документов развития внутреннего водного транспорта России.

Отдельно хочется отметить научную школу «Гидрографическое обеспечение Северного морского пути», выполняющую широкий круг исследований, связанных с арктическим судоходством. Она имеет богатую историю, начав развиваться еще с 1935 года, когда был учрежден Гидрографический институт Главного управления Северного морского пути, преемником которого сегодня является Арктический факультет нашего университета. Уникальные компетенции и опыт исследований представителей этой научной школы позволили выполнить НИР по оценке последствий введения запрета на использование тяжелого топлива и его перевозку (в качестве топлива) на судах, эксплуатирующихся в арк­тических водах. Заказчиком работы выступал Аналитический центр при Правительстве РФ. Среди последних работ – НИР по заказу ФГУП «Гидрографическое предприятие», результатом которой стало обоснование фактической пот­ребности в выполнении ремонтных дноуглубительных работ на акватории и на подходах к морскому порту Сабетта, а также разработанная группа технологических процессов по дноуг­лублению, обеспечивающая наиболее эффективный и оптимальный способ их выполнения в долгосрочной перспективе с учетом увеличения количества судозаходов до проектного. 

Говоря о текущих работах, следует назвать проект организации перевозок пассажиров на регулярных маршрутах речного транспорта в системе общественного транспорта города Москвы (Университет принимает участие в рамках гранта столичного Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.). Среди основных результатов, полученных на данном этапе, – разработанный программный комплекс для синтеза расписаний пассажирских электросудов, обслуживающих внутригородские транспортные маршруты российской столицы.

АО. Сегодня особенно актуальным является призыв развивать прикладные научные исследования для реального сектора экономики. Какие интересные решения университет имеет в своем отраслевом «портфеле РИД»? 

– Научные школы университета ведут активную изобретательскую деятельность. Ежегодно университет получает 20-30 патентов на изобретения и до 10 свидетельств на программы для ЭВМ. Например, научной школой «Технология судостроения и судоремонта» получены патенты на изобретение для оценки износа материала при кавитационном воздействии, а также разработаны устройства для очистки нефтесодержащей воды как на судне, так и вне его в автономном режиме. 

Научной школой «Автоматизация судовождения и связи» предложено несколько способов натурных испытаний безэкипажных судов для применения на специализированных акваториях; для осуществления швартовки безэкипажных судов разработано «Швартовое причальное устройство», зарегистрировано изобретение «Безэкипажный управляемый катер» и новые технологические решения по навигационным буям. 

В научной школе «Электротехнические комплексы и системы на водном транспорте» зарегистрированы патенты для запуска первичных тепловых двигателей и для выработки электроэнергии в системах электроснабжения с названием «Стартёр-генераторная система многодвигательной энергетической установки», для сокращения времени отключения предложен «Способ защиты сети автономной электростанции». 

Научной школой «Водные пути и гидротехнические сооружения» осуществлены следующие разработки: новая система питания камеры судоходного шлюза, технология для лабораторных исследований речных потоков в районе размещения строительных сооружений, конструкция ледового причала и лабораторная установка для моделирования речного потока.

Будущее отечественной судоходной индустрии должно опираться на надежные кадры

Мы воспитываем не только специалиста, но личность, гражданина, патриота

«Дорожная карта» отраслевой революции

По оценкам экспертов, ближайшее десятилетие станет временем «отраслевой революции». Это связано не только с цифровизацией, но и с ресурсным обновлением индустрии. К 2035 году в России запланировано построить более тысячи новых грузовых и пассажирских судов

АО. В принятой год назад Транспортной стратегии РФ до 2030 года ставятся весьма амбициозные задачи. Например, в Арктике переход на круглогодичную навигацию. Это задачи кардинальной модернизации водных коммуникаций внутри России, где почти 80 процентов территории обеспечиваются исключительно водными перевозками, строительства современной портовой инфраструктуры, строительства нового флота… В этой связи, какие цели – образовательные и исследовательские – ставите вы как руководитель главного вуза страны по подготовке специалистов для будущего отечественной судоходной индустрии?

– Однажды адмирал Степан Осипович Макаров – ученый и флотоводец, чье имя носит наш университет – сказал: «Россия своим фасадом выходит на Арктику». Следовательно, это касается и нашего вуза. Кроме развития Арктического факультета, где мы готовим морских гидрографов, одной из наших целей является активное развитие подготовки специалистов по эксплуатации ледоколов, судов ледового класса в полярных водах и в целом – в замерзающих морях. Задача – обеспечить круглогодичную навигацию в Арктике – амбициозная не только потому, что надо построить достаточное количество ледоколов, судов ледового класса, порты, терминалы, системы управления движением судов, обеспечить их ледовыми прогнозами, аварийно-спасательными ресурсами (флот, вертолеты, береговые госпитали, спасательно-координационные центры), но и добиться кадрового обеспечения этих задач. 

Будущее отечественной судоходной индустрии должно опираться на надежные кадры, способные решать сложные производственные задачи на современных судах, соответствующих международным и национальным нормам. Существуют определенные компетенции российских моряков, которые накапливались от поколения к поколению: умение работать в Арктике в непростых погодных условиях, умение творчески относиться к решению поставленных задач с учетом высококачественной инженерной подготовки, умение работать в единой команде, поддерживая друг друга. Задача университета – сохранить и приумножить эти качества, а также создать условия для полноценного освоения новой техники моряками и речниками всех поколений: от студентов и курсантов до опытных производственников. 

Чтобы сохранить передовые позиции, мы обязаны участвовать в проектах по цифровизации отрасли, разрабатывать электронные технологии, вести исследования для определения возможных последствий трансформации судоходства. Для этого требуется и обновление материально-технической базы образования, и поддержание квалификации преподавателей.

Все это мы делаем и будем делать! Одним из примеров может служить наша работа с Дирекцией Северного морского пути Госкорпорации «Росатом». В целях реализации федерального проекта «Развитие Северного морского пути» ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова планирует создание уникального ледового навигационного тренажерного комплекса (ЛНТК), в котором можно смоделировать реальную обстановку на Севморпути, имитируя проводку судов и определяя потребность в ледокольном обеспечении.

Уверены, что тренажерный комплекс позволит решать не только образовательные, но и научно-исследовательские задачи, и уже сейчас мы сотрудничаем с крупнейшими представителями отрасли: Крыловским государственным научным центром, Институтом Арктики и Антарктики, судовладельцами и с нашим учредителем, который нам очень помогает – Федеральным агентством морского и речного транспорта.

Одним из ключевых вопросов для качественного улучшения подготовки плавательного состава, в том числе и для работы на трассе Севморпути, является также строительство и эксплуатация учебных – учебно-производственных, учебно-научных – судов ледового класса для круглогодичного использования. Их наличие даст гарантии высшего качества подготовки плавсостава на ближайшие 30-40 лет.

03.12.2022
Наверх