СПО в структуре вуза: проблемы и перспективы развития

СПО в структуре вуза: проблемы и перспективы развития

Экспертный совет «АО»

Тема важнейшей роли вузов в формировании и выполнении социально-экономической, инновационной повестки регионов сегодня звучит как никогда остро. Подготовка вузами крайне востребованных на региональном рынке труда кадров по программам СПО, несомненно, является одним из пунктов такой повестки. По статистике, примерно каждый пятый российский вуз реализует данный уровень образования и имеет в своей структуре соответствующие подразделения – это довольно значительный сектор российской высшей школы. Учитывая этот фактор, а также грядущие изменения национальных систем образования (в СПО это связано со стартом с 1 сентября 2022 года проекта «Профессионалитет», в высшей школе – формированием «постболонской» модели образования), редакция решила посвятить ноябрьский выпуск «Экспертного совета АО» данной тематике. Более того, в процессе подготовки материала выяснилось, что работа университетских подразделений СПО – тема довольно животрепещущая, и руководителям вузов есть что сказать по предложенным вопросам. Поэтому разговор будет продолжен и в следующем, декабрьском, выпуске «ЭС».

АО. Какую роль (миссию) выполняет структурное подразделение СПО в вашей образовательной организации? Что оно сегодня значит для вашего вуза? Для региона?
 

Сергей Николаевич Бочаров
Сергей Николаевич Бочаров
Ректор Алтайского государственного университета

– Алтайский государственный университет, реализуя образовательные программы СПО, имеет в структуре головного вуза Колледж АлтГУ (почти 4000 обучающихся), в структуре университетских филиалов в городах Рубцовск, Бийск, Белокуриха также действуют отделения СПО (около 1500 обучающихся). Миссия среднего профессионального образования в АлтГУ – подготовка квалифицированных специалистов нового поколения, конкурентоспособных на рынке труда, обладающих передовыми профессиональными компетенциями и готовых к постоянному профессиональному росту.

За последние десять лет Колледж АлтГУ и филиалы занимают высокие позиции в рейтингах профессионального обучения региона и страны. Образовательные программы востребованы у абитуриентов, что подтверждается высоким средним баллом поступающих (от 4,0 до 4,7 баллов в зависимости от специальности) и это при минимальном количестве бюджетных мест. Наибольший приоритет абитуриенты отдают направлениям в сфере IT-технологий, информационной безопасности и юриспруденции.

Все направления подготовки СПО встроены в единую непрерывную систему образования «СПО – университет – профессиональная деятельность» за счет преемственности образовательных программ сходных направлений бакалавриата и специалитета. Такая модель позволяет выпускникам университетских структурных подразделений СПО в дальнейшем осваивать программы высшего образования по индивидуальным образовательным траекториям (ускоренное обучение). В среднем, более 50% выпускников среднего профессионального образования АлтГУ трудоустраиваются в ведущих компаниях и организациях региона и соседних территорий, около 44% выпускников продолжают обучение в вузе.

Можем с гордостью сказать: структурные подразделения СПО занимают лидирующие позиции в цифровой трансформации региона – АлтГУ является лидером в подготовке IT-специалистов среднего звена.

Практико-ориентированность, преемственность образовательных программ, учет особенностей регионального рынка труда, применение сов­ременных аппаратных и программных средств обучения, широкое применение общественной оценки диктуют необходимость постоянного развития и обновления образовательных программ, в том числе высокотехнологичных специальностей, отсутствующих на региональном образовательном рынке. Например, в 2023 году начинают реализовываться две новые специальности: «Технология аналитического контроля химических соединений» и «Реклама».

Все направления подготовки СПО встроены в единую непрерывную систему образования «СПО – университет – профессиональная деятельность» за счет преемственности образовательных программ сходных направлений

Александр Павлович Горбунов
Александр Павлович Горбунов
Ректор Пятигорского государственного университета

– В нашем университете для СПО не создавалось отдельного структурного подразделения. И это наша принципиальная позиция – студенты СПО не должны «вариться в собственном соку». Поэтому обучение по программам данного уровня у нас организовано и ведется в тех же институтах и высших школах университета, где реализуются родственные им (и продолжающие их) программы высшего образования. Благодаря этому студенты СПО быстро включаются в общую жизнь университета, взрослеют, участвуют во внеаудиторной работе, общаются со старшими товарищами, впитывают традиции. 

Миссия университетского сектора СПО – обес­печивать подготовку профессиональных кадров для региона и страны, обладающих высоким (своего рода «университетским») качеством и надежностью. Также это и ресурс для обучения по программам высшего образования. 

Примерно 30-35% выпускников СПО выходят на рынок труда, остальные идут на срочную службу в Вооруженных Силах РФ или продолжают обучение.

Линейка реализуемых нашим вузом программ СПО (17 специальностей) стабильна в последние годы, так как мы не открываем ничего, что не соответствует основным профилям подготовки нашего вуза. 

Игорь Эдуардович Есауленко
Игорь Эдуардович Есауленко
Ректор Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н. Бурденко

– В Воронежском государственном медицинском университете имени Бурденко средним профессиональным образованием занимается структурное подразделение – Институт сестринского образования. Его основная миссия – подготовка квалифицированных кадров для медицинских организаций региона в области сестринского дела и ортопедической стоматологии. Обучение по программам CПO ведется на кафедрах и клинических базах университета опытными преподавателями, в том числе имеющими длительный опыт работы в практическом здравоохранении. 

Огромную роль в обучении по специальностям CПO в нашем вузе также играет наличие собственных клиник, где могут проходить различные виды практик. Здесь отрабатываются компетенции, необходимые для дальнейшей профессио­нальной деятельности. 

Сотрудники Института сестринского образования, при непосредственном участии студентов, проводят многочисленные совместные мероприятия с областным департаментом здравоохранения области, ведут методическую работу для сестринской службы региона.

Борис Михайлович Костишко
Борис Михайлович Костишко
Ректор Ульяновского государственного университета

– В Ульяновском государственном университете (УлГУ) программы СПО реализуют 5 учебных подразделений: медицинский колледж, музыкальное училище, автомеханический техникум, Современный открытый колледж «СОКОЛ», Заволжский экономико-гуманитарный факультет УлГУ.

Реализуя программы СПО по самому широкому спектру специальностей, университет решает важнейшую задачу по удовлетворению потребностей различных сфер региональной экономики в высококвалифицированных кадрах среднего звена. Кроме этого, учебные подразделения СПО органично встроены в систему непрерывного образования «колледж – вуз» УлГУ: медицинский колледж – Институт медицины, экологии и физической культуры; музыкальное училище – факультет культуры и искусства; автомеханический техникум – инженерно-физический факультет высоких технологий и факультет математики, информационных и авиационных технологий; колледж «СОКОЛ» и экономико-гуманитарный факультет – Институт экономики и бизнеса, юридический факультет, Институт открытого образования.

В соответствии с лицензией УлГУ имеет право вести подготовку по 26 программам СПО. Решение по набору в конкретном учебном году на те или иные программы СПО университет принимает в зависимости от многих факторов: потребности региона, наличия бюджетных мест, прогнозной численности внебюджетных студентов, рентабельности программы и многих других. В настоящее время в УлГУ обучаются 2?129 человек по 24 программам СПО.

Анализ данных по выпускникам СПО за пос­ледние 5 лет показывает, что 55 – 70% выпускников трудоустраиваются в регионе, от 4 до 8,5% – выезжают за пределы региона, 15 – 20% – продолжают обучение на программах высшего образования (определенная доля выпускников не выходит на рынок труда по уважительным причинам: призваны в армию, находятся в отпуске по уходу за ребенком и т.?п.). Надо отметить, что за последние 3 года на учете в службе занятости населения не состоял ни один выпускник подразделений СПО УлГУ.

Анализ данных по выпускникам СПО за последние 5 лет показывает, что 55 – 70% выпускников трудоустраиваются в регионе, от 4 до 8,5% –выезжают за пределы региона, 15 – 20% – продолжают обучение на программах высшего образования

Алексей Владимирович Лубков
Алексей Владимирович Лубков
Ректор Московского педагогического государственного университета

– В результате реорганизации двух московских вузов – МПГУ и МГГУ им. М.А. Шолохова – в структуре Московского педагогического государственного университета с 2016 года функционирует колледж. С 2019 года открыт приём на специальность «Преподавание в начальных классах» (44.02.02) и начинает развиваться профильная педагогическая подготовка: уже в 2020 году набор на эту специальность увеличился на 40%, в 2021-м – на 30%, в 2022 году – еще на 40%. Сегодня это одна из самых востребованных специальностей нашего колледжа, главная миссия которого – подготовка современного педагога – компетентного, конкурентоспособного и востребованного на рынке труда Москвы и Московской области. 

В рамках дальнейшего расширения и развития программ среднего профессионального образования в области педагогики мы планируем лицензировать и другие специальности: «Дошкольное образование» (44.02.01), «Коррекционная педагогика в начальном образовании» (44.02.05). Вновь открываемые специальности будут направлены, прежде всего, на внедрение образовательных траекторий интегрированного обучения на основе принципов преемственности и непрерывности уровней и ступеней СПО/ВО.

Программы среднего профессионального образования реализуются также в двух филиалах МПГУ в городах Анапа и Ставрополь. За годы совместной более чем 20-летней работы в системе многоуровневого образования «колледж – вуз» в филиалах сложилась эффективная модель взаимодействия, обеспечивающая качество реализации подготовки выпускников. В анапском филиале реализуется 7 программ подготовки специалистов среднего звена. Все они соответствуют УГН вуза, что обеспечивает доступ обучающихся колледжа к профильному высшему образованию. Ежегодно более 70% выпускников филиала выходят на региональный рынок труда, 15-17% продолжают обучение по программам вузовской подготовки. 

В ставропольском филиале МПГУ в прошедшем учебном году более трети выпускников (37%) были трудоустроены по специальности, 53% продолжают обучение по программам ВО.

Николай Александрович Лысов
Николай Александрович Лысов
Почетный ректор Медицинского университета «Реавиз» (г. Самара)

– Миссия факультета среднего профессионального образования (ФСПО) Медицинского университета «Реавиз» заключается в качественной подготовке высококвалифицированных специалистов среднего звена в области здравоохранения, которые:

  • конкурентоспособны на рынке труда;
  • свободно владеют своей специальностью и ориентированы в смежных областях деятельности; 
  • готовы к эффективной работе в области здравоохранения, профессиональному росту и реализации инноваций в медицине и фармации;
  • социально и профессионально мобильны в изменяющихся условиях современности;
  • готовы активно влиять на социально-экономическое развитие Самарского региона 

Если говорить о значении ФСПО для нашего университета, то отмечу два момента. Во-первых, работа факультета СПО позволяет подчеркнуть роль Медицинского университета «Реавиз» в развитии профессионального образования региона и повысить конкурентные позиции вуза, где образование, наука и инновации соответствуют требованиям потребителей и других заинтересованных сторон, укрепляет связи университета с практическим здравоохранением Самарской области. Во-вторых, факультет СПО решает вопросы кадрового обеспечения собственных клиник.

Значение ФСПО для всего Самарского региона определяется еще одним фактором. Дело в том, что особенность контингента обучающихся на факультете – это преобладание лиц, уже имеющих среднее или высшее профессиональное образование немедицинского профиля и нацеленных на трудоустройство в лечебных и фармацевтических организациях. Реализация университетом образовательных программ СПО позволяет региону получить высококвалифицированных специалистов среднего звена в области здравоохранения без привлечения дополнительных бюджетных ассигнований. Практически 100% выпускников университетских программ СПО выходят на рынок труда, а в дальнейшем продолжают обучение по программам дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка, повышение квалификации) в рамках реализуемой университетом «Реавиз» системы непрерывного образования.

Дмитрий Павлович Маевский
Дмитрий Павлович Маевский
Ректор Омского государственного технического университета

– Колледж Омского государственного технического университета функционирует с 2016 года. Несмотря на молодой возраст, он накопил большой потенциал в формировании компетентных кадров для различных отраслей промышленности. В настоящий момент здесь обучается более 600 студентов.

Учебное заведение осуществляет подготовку специалистов среднего звена по 9 специальностям и одной профессии: «Сетевое и системное админист­рирование», «Электроснабжение (по отраслям)», «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», «Банковское дело», «Право и организация социального обеспечения», «Парикмахерское искусство», «Гостиничное дело», «Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования», «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование», а также «Мастер конт­рольно-измерительных приборов и автоматики». Его работа направлена на реализацию федерального государственного образовательного стандарта в области среднего профессионального образования с учетом его требований и основных направлений программы развития университета до 2030 года.

Одним из важных преимуществ колледжа является практико-ориентированный подход в обучении. Уже с первых дней учебы студенты погружаются в специфику своей будущей профессиональной деятельности и осваивают необходимые компетенции. 

Эффективность обучения здесь подтверждается высоким процентом трудо­устройства выпускников – более 70% получают желаемое место работы не только в Омской области, но и других регионах России. Многие из них продолжают обучение в техническом университете уже по программам высшего образования. Например, из 74 выпускников колледжа очной формы обучения в 2022 году в ОмГТУ поступили 38 человек.

В следующем учебном году планируется лицензирование новых образовательных программ в соответствии с запросами региональной экономики. Это специальности в области информационных технологий и транспортной отрасли – одни из самых перспективных и востребованных на рынке труда.

Елена Николаевна Макаренко
Елена Николаевна Макаренко
Ректор Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

– В структуре Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) действует финансово-экономический колледж – подразделение, реализующее 6 программ среднего профессионального образования. Кроме этого, практически во всех филиалах университета также реализуются программы СПО. Все это способствует развитию университетской системы непрерывного профессионального образования, которая в современных социально-экономических условиях позволяет подготовить компетентных специалистов разного уровня квалификации, легко адаптирующихся и социально мобильных, способных к реализации своих возможностей. 

О результативности системы непрерывного профессионального образования РГЭУ (РИНХ) свидетельствует ежегодная статистка: каждый год университет выпускает около 1000 специалистов с дипломом СПО, 93% из которых продолжают обучение на следующей ступени образования в высших учебных заведениях. Занятость выпускников нашего колледжа в первые три месяца после выпуска составляет 98%. Мы видим, что востребованность наших выпускников с дипломами СПО на рынке труда очень высокая, что указывает на еще одну важную миссию СПО при университете – удовлетворение потребностей общества и региона в квалифицированных специалистах со средним профессиональным образованием. Причем, как показывает мониторинг, в Ростовской области остается более 92% выпускников Финансово-экономического колледжа РГЭУ (РИНХ).

Очень важная особенность структурных подразделений СПО РГЭУ (РИНХ) – поступая на программы среднего профессионального образования, обучающиеся сразу окунаются в атмосферу вуза и используют все его возможности наравне с обучающимися по программам высшего образования. Очевидно, что и университет, и регион, и самое главное, – наши обучающиеся и выпускники получают только пользу от наличия подразделения, реализующего программы среднего профессионального образования.

Обучающиеся сразу окунаются в атмосферу вуза и используют все его возможности наравне с обучающимися по программам высшего образования.

Янина Александровна Чиговская-Назарова
Янина Александровна Чиговская-Назарова
Ректор Глазовского государственного педагогического института им. В.Г. Короленко

– Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко реализует программу подготовки специалистов среднего звена по специальности «Программирование в компьютерных системах» (09.02.03). По итогам последних двух лет примерно 30% выпускников продолжают обучение в вузе, из них более половины обучается по смежным направлениям подготовки «Информатика и вычислительная техника» (09.03.01) и «Математическое обеспечение и администрирование компьютерных систем» (02.03.03). 

Процент трудоустройства выпускников по специальности составляет свыше 90%. 

Хотелось бы отметить, что для института важно расширять список программ СПО. При выборе реализуемых и планируемых к реализации программ руководством для нас являются следующие моменты: во-первых, удовлетворение кадровых потребностей региона, во-вторых, ориентация на утвержденный республиканским правительством «Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, наиболее востребованных, новых и перспективных в Удмуртской Республике (топ-регион)»; в-третьих, преемственность программ СПО и ВО для создания условий непрерывной многоуровневой подготовки специалистов.

В соответствии с перечнем «топовых» профессий и специальностей СПО, в 2022 году начато обучение по образовательной программе «Информационные системы и программирование» (09.02.07). В июне этого же года успешно пройдена процедура лицензирования образовательных программ «Дошкольное образование» (44.02.01) и «Преподавание в начальных классах» (44.02.02), реализация которых начнется с 2023 года. 

Владимир Вячеславович Шкарин
Владимир Вячеславович Шкарин
Ректор Волгоградского государственного медицинского университета

– Волгоградский государственный медицинский университет, являясь крупнейшим научно-образовательным центром Юга России, принимает самое активное участие в решении поставленной задачи – качественной подготовке медицинских кадров, отвечающих требованиям современного здравоохранения. Хочется отметить, что, во-первых, наличие в университете всех уровней образования (СПО, специалитет, бакалавриат, магистратура, ординатура, аспирантура, система дополнительного профессионального и дополнительного образования) предоставляет возможность реализации многоуровневой подготовки и выбора будущим специалистом собственной образовательной траектории. Во-вторых, реализация программ СПО в структуре учреждения высшего профессионального образования позволяет решить ряд проблем, характерных для системы среднего профессионального образования.

В частности, в значительной степени устраняется проблема отставания уровня оснащения образовательных учреждений – как в части несоответствия основных фондов (здания, сооружения, оборудование) лицензионным требованиям, так и в части технологического и информационного обеспечения. Занятия в Медицинском колледже ВолгГМУ проводятся на базе более 40 кафедр университета с использованием материально-технического оснащения профильных кафедр. Обучение ведет высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, включая педагогов-специалистов, имеющих ученые степени кандидата и доктора медицинских наук. Благодаря этим факторам более продуктивно решается задача поддержания и развития кадрового потенциала медицинской отрасли.

Еще один важный фактор – свое профессиональное мастерство преподаватели колледжа повышают путем обучения на курсах усовершенствования, организованных профильными кафедрами университета, а также через стажировки на базе собственных клиник вуза.

Далее. В структурном подразделении СПО ВолгГМУ практически полностью решена по-прежнему актуальная для многих образовательных учреждений среднего профессионального образования проблема наличия достаточного уровня научного обеспечения образовательного процесса, в том числе и в плане удовлетворения индивидуальных траекторий и потребностей студентов в области научно-исследовательской деятельности. Учащиеся колледжа могут выбирать существующие на каждой кафедре университета научные кружки, клубы, становиться членами НОМУС ВолгГМУ (научного общества молодых ученых и студентов), участвовать в научно-практических конференциях различного уровня. Помимо этого, студенты колледжа равноправно со студентами, обучающимися по программам высшего образования, погружены в социо-культурную среду университета, включая все культурно-массовые мероприятия. 

Взаимодействие колледжа и университета положительно сказывается и на уровне высшего образования – колледж является отличной площадкой, где молодые преподаватели нарабатывают и оттачивают педагогический опыт, столь необходимый для работы в высшей школе. 

И, конечно, такое взаимодействие дает возможность пополнять контингент студентов вуза молодежью, которая, по сравнению с выпускниками школ, имеет более высокий уровень мотивации профессионального выбора, лучше ориентирована в отношении будущей специальности высшего образования. На основании мониторинга трудоустройства выпускников колледжа ВолгГМУ, более 10% из них продолжают обучение в университете. 

В настоящее время Медицинским колледжем ВолгГМУ осуществляется обучение по 4-м образовательным программам: «Сестринское дело», «Стоматология ортопедическая», «Стоматология профилактическая», «Фармация». Потребность в укреплении первичного амбулаторного звена обуславливает необходимость в подготовке кадров для работы в данном звене, а именно, фельдшеров. Поэтому сейчас активно ведется работа по подготовке к лицензированию специальности «Лечебное дело», квалификация – фельдшер.

За свою историю колледж ВолгГМУ подготовил более 2 тысяч специалистов среднего звена медицинского и фармацевтического профиля, которые работают не только в Волгоградской области, но и в других регионах России. Трудоустройство выпускников за 2020-2022 годы составило 80%. При этом, помимо кадрового обеспечения медицинских организаций региона, в качестве активного работодателя выступают собственные 5 клиник ВолгГМУ.

Реализация программ СПО в структуре учреждения высшего профессионального образования позволяет решить ряд проблем, характерных для системы среднего профессионального образования. В частности, в значительной степени устраняется проблема отставания уровня оснащения образовательных учреждений

АО. Сегодня отечественное среднее профессиональное образование активно преобразуется: происходит переход на стандарты WorldSkills и демонстрационный экзамен, вместо привычного диплома планируется внедрение «цифрового паспорта компетенций», с 1 сентября стартовал масштабный проект «Профессионалитет», который по своим характеристикам напоминает когда-то остро обсуждаемую, но так пока и не реализованную в высшей школе идею прикладного бакалавриата. 

В связи с этим вопрос: на фоне этих изменений какие преобразования должны последовать и в вузовских структурных подразделениях СПО, чтобы по-прежнему оставаться конкурентоспособными и прив­лекательными для абитуриентов?

Сергей Николаевич Бочаров
Сергей Николаевич Бочаров
Ректор Алтайского государственного университета

– В парадигме происходящих преобразований наиболее перспективными направлениями развития СПО в вузе выступают:

  • расширение пула образовательных программ, реализуемых с использованием сетевой формы с организациями, предоставляющими материально-технические и иные ресурсы. Это позволит обеспечить прикладной характер подготовки, приблизить содержание и методики обучения к реалиям производственного процесса, укрепить механизмы взаимодействия вуза с работодателем, заинтересованным в формировании у выпускников актуальных компетенций;
  • внедрение современных методик преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам, содержание которых уже на первом этапе обучения должно учитывать профиль профессиональных программ. Моделирование реальных производственных условий, взаимодействие с экспертами, использование передовых технологических стандартов;
  • формирование цифровых компетенций у каждого студента, прошедшего обучение по программам СПО не только в сфере IТ-технологий. Создание уникальных образовательных программ, учитывающих особенности квалификационных требований предприятий и запросы самих учащихся и их семей («цифровой конструктор компетенций»);
  • увеличение спектра массовых стажировок преподавателей на предприятиях для знакомства с новыми технологиями и требованиями к выпускникам, предъявляемыми работодателями;
  • развитие – на базе АлтГУ – дополнительного профессионального обучения как системы непрерывного образования педагогических работников, которые должны не только владеть новым содержанием образования СПО, но и уметь проектировать образовательную среду и организовывать взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса в условиях быстрого изменения требований к квалификации работников новых отраслей. А также учитывать особенности неформального образования, опирающегося, в первую очередь, на открытые образовательные ресурсы, наставничество, обмен опытом, саморазвитие;
  • обеспечение постоянной обратной связи в области оценки качества образования, удовлетворенности участников образовательного процесса. Механизмы такой связи с заказчиками могут обеспечиваться как деятельностью одного структурного подразделения, так и нескольких в комплексе.
Александр Павлович Горбунов
Александр Павлович Горбунов
Ректор Пятигорского государственного университета

– Во-первых, мы «держим руку на пульсе» всех изменений в системе СПО и стараемся им соответствовать. Во-вторых, постоянно актуализируем реализуемые в университете программы СПО, усиливая в них передовое содержание, связанное, в первую очередь, с подготовкой в области инноваций и цифровой трансформации.
 

Игорь Эдуардович Есауленко
Игорь Эдуардович Есауленко
Ректор Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н. Бурденко

– Согласно утвержденным ФГОС СПО по специальностям, реализуемым в нашем университете, государственная итоговая аттестация выпускников проходит в форме защиты выпускной квалификационной работы и государственного экзамена соответственно. Проведение демонстрационного экзамена не регламентировано. Стандарты WorldSkills на данном этапе не актуальны. Чтобы оставаться конкурентоспособными и привлекательными для абитуриентов своего региона, мы должны готовить выпускников в соответствии с ФГОС и профессиональными стандартами, способными приступить к работе по специальности сразу после окончания обучения. Для реализации этой задачи важным компонентом является взаимосвязь Института сестринского образования ВГМУ им. Н.Н. Бурденко с непосредственным работодателем – учреждениями практического здравоохранения Воронежской области и соседних регионов. Такая взаимосвязь, благодаря постоянному тесному взаимодействию, формировалась на протяжении всего периода сущест­вования института как структурного университетского подразделения, и в настоящее время так же активно практикуется. Как показал опыт, это оптимальная модель деятельности университетского подразделения СПО, поэтому изменений структуры Института сестринского образования в ВГМУ им. Н.Н. Бурденко не потребуется.
 

Борис Михайлович Костишко
Борис Михайлович Костишко
Ректор Ульяновского государственного университета

– С 2019 года в УлГУ государственная итоговая аттестация (ГИА) в виде демонстрационного экзамена (ДЭ) по стандартам WorldSkills проходит только по специальности «Банковское дело» (38.02.07). По результатам успешной сдачи ГИА ее выпускники получают паспорт компетенций (Skills Passport) по компетенции «Банковское дело» (Т48). По остальным специальностям СПО переход на новую форму ГИА сдерживается либо невыходом ФГОС-4, либо наличием студенческого контингента только младших курсов.

Практика введения ДЭ по стандартам WorldSkills как формы ГИА в целом представляется вполне разумной, поскольку обуславливает подготовку специалистов в соответствии с мировыми стандартами, практически нивелируя разрыв между уровнем их подготовки и требованиями реального сектора экономики. Считаем, что это важно и, безусловно, положительно отразится на конкурентоспособности и привлекательности таких программ для абитуриентов.

В проекте «Профессионалитет» УлГУ не участвует, т.к. в Ульяновской области не определен механизм передачи контрольных цифр приема, выделяемых из бюджета субъекта РФ, федеральным вузам другого ведомственного подчинения.
 

Практика введения ДЭ по стандартам WorldSkills как формы ГИА в целом представляется вполне разумной, поскольку обуславливает подготовку специалистов в соответствии с мировыми стандартами, практически нивелируя разрыв между уровнем их подготовки и требованиями реального сектора экономики.

Алексей Владимирович Лубков
Алексей Владимирович Лубков
Ректор Московского педагогического государственного университета

– Преобразования, происходящие сегодня в системе СПО, уже сами по себе являются привлекательными для потенциальных абитуриентов, а когда они реализуются «под крылом» престижного вуза, это усиливает интерес к образовательному процессу и пространству. Обучающиеся по программам СПО имеют возможность участвовать в профессиональных конкурсах и научных мероприятиях университета. Победители и призёры получают баллы в копилку индивидуальных достижений, что имеет большое значение для дальнейшего обучения на программах высшего образования в МПГУ и при устройстве на работу. Также студенты колледжа и филиалов имеют возможность пользоваться университетскими ресурсами. Например, сейчас разрабатывается программа взаимодействия колледжа с технопарком МПГУ, которая поможет обеспечить подготовку студентов СПО к участию в демонстрационном экзамене. 

Реализация концепции чемпионатного движения по профессиональному мастерству студентов среднего профессионального образования и школьников, направленная на кадровое обеспечение промышленности и социальной сферы, импортозамещение и формирование новых компетенций, предусматривающая ежегодное проведение чемпионата по наиболее востребованным профессиям «Профессионалы» и чемпионата высоких технологий по профессиям будущего, также будет способствовать увеличению престижа и качества подготовки этого уровня образования.

Но чтобы усилить конкурентоспособность выпускников и привлекательность уровня СПО для абитуриентов, предстоит еще немало работы. В частности, коллективами Колледжа МПГУ, анапского и ставропольского филиалов ставится задача активизации взаимодействия с работодателями. Например, речь идет об организации совместной профориентационной работы, участии в деятельности психолого-педагогических классов школ регионов, привлечении работодателей к независимой оценке качества подготовки специалистов (в том числе в качестве экспертов демонстрационного экзамена и профессиональных конкурсов), а также стажировке преподавателей в профильных организациях.

Модернизация материально-технической базы также имеет чрезвычайно важное значение для совершенствования образовательного процесса по программам СПО. Обновление оборудования учебных кабинетов и учебно-производственных мастерских позволит повысить качество профессиональной подготовки, внедрять новые образовательные технологии для повышения конкурентоспособности выпускников.

Николай Александрович Лысов
Николай Александрович Лысов
Почетный ректор Медицинского университета «Реавиз» (г. Самара)

– Тема большая, здесь чуть подробнее остановлюсь на двух ее аспектах – переходе на стандарты WorldSkills и проекте «Профессионалитет».

Внедрение стандартов WorldSkills в программу обучения подразумевает в том числе проведение государственной итоговой аттестации (ГИА) в форме демонстрационного экзамена. По специальностям СПО в области здравоохранения с 2018 года введена процедура допуска выпускников к работе – первичная аккредитация, которую можно определить как расширенную версию демонстрационного экзамена, т.?к. перед оценкой практических навыков определяется теоретическая подготовленность выпускников (1-й этап – тестирование, 2-й этап – оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях). Аккредитацию проводит Министерство здравоохранения РФ.

Однако, новые ФГОС СПО по специальностям, реализуемым в университете («Сестринское дело», «Фармация»), определяют проведение ГИА в форме государственного экзамена. Учитывая все отмеченные моменты, ГИА по образовательным программам СПО в Медицинском университете «Реавиз» решено проводить в форме трехэтапного экзамена. 

Первый этап – тестирование, задание для которого будут сформированы на основе тестов, применяемых в рамках первичной аккредитации специалистов. Второй этап – оценка уровня практической подготовки, на котором выпускники в симулированных условиях в соответствии с чек-листами будут демонстрировать освоенные практические умения и навыки. Чек-листы (оценочные листы для практических навыков в рамках выполнения практического задания) по структуре и содержанию будут приближены к чек-листам первичной аккредитации специалистов. Третий этап – итоговое собеседование – будет проводиться по экзаменационным вопросам в устной форме, что поможет оценить не только уровень сформированности профессиональных компетенций, но и результаты освоения общих компетенций.

Такая модель, на наш взгляд, позволит достичь баланса между классическими традициями российской системы образования и инновациями.

Теперь о федеральном проекте «Профессио­налитет». Надо сказать, что профессиональное образование в области здравоохранения уже давно реализуется в рамках системы, сходной с этим проектом. В частности, аналоги образовательно-производственных кластеров сформированы либо на базе вуза, либо на базе медицинских/фармацевтических организаций (клинические базы).

В наших собственных клиниках и клинических базах реализуется практическая подготовка обучающихся по программам СПО при участии представителей работодателя. Именно это и позволяет добиться того, что образовательные программы формируются и обновляются в соответствии с запросами рынка труда в области здравоохранения.

Ключевое значение в рамках преобразования системы СПО медицинского профиля, на наш взгляд, имеет:

  • обязательное привлечение работников здравоохранения к педагогической деятельности в структурных подразделениях СПО (старшие и главные медицинские сестры, заведующие аптеками, провизоры и пр.);
  • активное внедрение симуляционно-тренингового обучения в образовательный процесс;
  • расширение применения информационных технологий в образовании, в т.ч. внедрение виртуальных аналогов программ и оборудования в рамках практической подготовки; обучение электронному документообороту;
  • применение дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в рамках теоретической подготовки обучающихся.
Дмитрий Павлович Маевский
Дмитрий Павлович Маевский
Ректор Омского государственного технического университета

– Для достижения данной цели необходимо дооснащение аудиторного фонда в соответствии со стандартами WorldSkills. Требуется также лицензирование новых востребованных на рынке труда специальностей и профессий в области информационных технологий и транспортной отрасли. 

Омский государственный технический университет активно ведет работу в данном нап­равлении. При поступлении в вуз выпускники, получившие среднее профессиональное образование, уже обладают общепрофессиональными компетенциями. Это связано в первую очередь с тем, что структурные подразделения Политеха тесно взаимодействуют с колледжем и при разработке программ обучения, и при корректировке учебных планов с учетом потребностей высшего образования. Кроме того, профессорско-преподавательский состав ОмГТУ систематически участвует в реализации общепрофессиональных дисциплин и модулей. 

Ведущие предприятия города и региона также непосредственно вовлечены в образовательный процесс – предоставляют студентам возможность прохождения практики на базе своих организаций, предлагают варианты трудоустройства для выпускников. Таким образом, работодатели становятся заинтересованными сторонами в реализации целевого обучения в колледже. Первый положительный опыт в данном направлении уже получен – по запросу ООО «Автоматика-Сервис» в 2022 году были выделены целевые места на обучение профессии «Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики».

Янина Александровна Чиговская-Назарова
Янина Александровна Чиговская-Назарова
Ректор Глазовского государственного педагогического института им. В.Г. Короленко

– На сегодняшний день институт имеет современную материально-техническую базу для реализации IT-специальностей и специальностей педагогического направления. Инфраструктура вуза включает Технопарк универсальных педагогический компетенций, педагогический технопарк «Кванториум», ресурсы которых используются и при подготовке специалистов СПО IT-направлений. Для реализации педагогических специальностей широко используются лаборатории: «Детский сад», «Современные технологии физического развития дошкольного и младшего школьного возраста», «Современные технологии художественно-эстетического развития дошкольного и младшего школьного возраста». Наличие таких лабораторий позволяет совершенствовать качество теоретической и практической подготовки студентов с учетом последних достижений науки, техники и технологии, формировать в процессе учебной и производственной практик сознательное отношение к труду, развивать инициативу и творчество, организовывать учебные занятия на уровне, соответствующем требованиям ФГОС СПО. 

В ближайшее время на базе института начнет свою работу площадка демонстрационного экзамена, что позволит оттачивать практико-ориентированную подготовку обучающихся, проводить текущую и итоговую аттестацию в формате WorldSkills.

Все эти преобразования позволяют институту оставаться конкурентоспособным и привлекательным для абитуриентов, желающих освоить программы среднего профессионального образования.

В ближайшее время на базе института начнет свою работу площадка демонстрационного экзамена, что позволит оттачивать практико-ориентированную подготовку обучающихся, проводить текущую и итоговую аттестацию в формате WorldSkills.

Владимир Вячеславович Шкарин
Владимир Вячеславович Шкарин
Ректор Волгоградского государственного медицинского университета

– В настоящее время главной целью среднего профессионального образования является создание условий для формирования творчески активной, социально адаптированной, конкурентоспособной личности. Конкурентоспособность выпускников учреждений профессионального образования зависит от степени соответствия их профессионально-квалификационных характеристик к требованиям современного производства. Все это обусловило те актуальные изменения, которые сегодня происходят в системе СПО, в частности, – переход на национальные стандарты и демонстрационный экзамен. 

Как известно, процедура демонстрационного экзамена предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения выпускниками практических задач профессиональной деятельности. Задания для демонстрационного экзамена разрабатываются на основе профессиональных стандартов, оценку заданий проводят сертифицированные эксперты. По итогам демонстрационного экзамена формируется электронный паспорт компетенций (SkillsPassport) для каждого участника с указанием его результатов. Доступ к данной базе получают предприятия-партнеры агентства «Ворлдскиллс Россия», признающие результаты демонстрационного экзамена в качестве независимой оценки профессиональных компетенций. 

Далее. Изменения в процедурах промежуточной и государственной итоговой аттестации направлены на унификацию содержательных требований, предъявляемых к выпускникам СПО, на основе согласования образовательных стандартов и национальных стандартов. Одновременно предусматривается унификация процедурных требований: демонстрационный экзамен, в котором должны быть смоделированы реальные условия производственной деятельности, близок к процедуре оценки в соответствии с национальным стандартом, оценивающим уровень квалификации работника в рамках независимой оценки квалификаций. Все это создает предпосылки для того, чтобы объединить в рамках аттестации элементы традиционной процедуры, подтверждающей соответствие компетенций выпускника требованиям образовательных стандартов, с независимой оценкой квалификации, свидетельствующей о соответствии квалификационного уровня выпускников СПО национальным стандартам.

В колледже ВолгГМУ в 2022 году в качестве промежуточной аттестации впервые проведен демонстрационный экзамен по специальности «Стоматология ортопедическая».  В 2023 году запланировано проведение демонстрационного экзамена в рамках промежуточной аттестации по специальностям: «Сестринское дело», «Фармация» и «Стоматология ортопедическая». В 2024 году в рамках проведения государственной итоговой аттестации запланирован демонстрационный экзамен по специальности «Фармация».

АО. В конце года Минобрнауки РФ намерено представить новую обновленную – «постболонскую» – модель отечественной высшей школы. По вашему мнению, какое место в этой модели может занять вузовский сектор СПО? Какие новшества – управленческие, нормативные и т.п. – необходимо внести в этот сектор, чтобы он оставался эффективным?

Сергей Николаевич Бочаров
Сергей Николаевич Бочаров
Ректор Алтайского государственного университета

– Вузовский сектор СПО и сегодня является уникальной системой образования, в основе которой лежат интересы национальной экономики, создание максимального пространства возможностей для каждого студента и, в особенности, обеспечение непрерывности образования и условий для трудоустройства выпускников.

Важный момент – формирование индивидуальной траектории обучения как на программах СПО, так и программах высшего образования должно рассматриваться как единый механизм формирования компетенций. 

Если мы говорим о создании модели, заменяющей болонскую, надо опираться на национальные разработки в области образования, которые в России уже имеют более чем трехсотлетнюю традицию. Причем, это не подразумевает какую-то изоляцию и отказ от использования мирового опыта. Нужно рассматривать эту систему не с точки зрения вузов, а с точки зрения предприятий, куда идут работать начинающие специалисты. Почему? Потому что руководители предприятий до сих пор не понимают разницы между бакалавром и специалистом – они просто ждут хорошо подготовленных профессионалов! 

Далее. Органы власти и бизнеса объединяет общий интерес – подготовка высококвалифицированных кадров, занятых в экономике региона. Важным аспектом такой заинтересованности являются встречные обязательства выпускника и работодателя в трудоустройстве, особенно в условиях договора на целевое обучение. В этой связи, возможность участия бизнеса в финансировании договоров на обучение, определение бизнеса в роли заказчика образовательных услуг в договорах на целевое обучение, участие региональных органов власти, органов местного самоуправления в данной модели сотрудничества – это основные вопросы, требующие нормативного регулирования в вузовском секторе СПО.

Александр Павлович Горбунов
Александр Павлович Горбунов
Ректор Пятигорского государственного университета

– Полагаю, что у вузовского сектора СПО уже сложилось свое место в отечественной модели образования. Тем не менее, некоторые изменения следовало бы осуществить, например, сделать сроки обучения после 9-го класса средней общеобразовательной школы более оптимальными. То есть по ряду программ оптимальным было бы 2-годичное, а не 4-летнее, как сейчас, образование. 

Кроме того, очень странно, что даже сейчас, при «длинных» программах СПО, недельная нагрузка студента составляет по нормативу 36 часов (для сравнения в бакалавриате – 27 часов, в магистратуре – 16 часов). Считаем, оптимально было бы 30-32 часа. Перегрузка не нужна.
 

Для повышения эффективности вузовского сектора CПO необходимо предусмотреть и законодательно урегулировать возможность «бесшовного» механизма профессионального становления специалиста в системе «школа – CПO – ВО», а также единые межуровневые компетенции для данного взаимодействия.
 

Игорь Эдуардович Есауленко
Игорь Эдуардович Есауленко
Ректор Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н. Бурденко

– На наш взгляд, вузовский сектор CПO имеет очевидные преимущества в подготовке специалистов среднего звена. Главным является ресурсное преимущество, в частности, наличие собственных клинических баз для практической подготовки, большой библиотеки и возможности электронных подписок, использование педагогического опыта и потенциала высококвалифицированных преподавателей и работников вуза, наконец, наличие мест в общежитии. 

Например, ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, как и многие другие медицинские вузы, в отличие от вневузовского сектора CПO, имеет собственный мультипрофильный симуляционный центр. Симуляционные технологии обучения в медицине признаны одними из лучших практик для отработки навыков будущего специалиста-медика. Однако, оснащение и содержание собственного симуляционного центра требует существенных финансовых затрат, которые в большинстве случаев оказываются недоступными для вневузовского сектора CПO. 

Для повышения эффективности вузовского сектора CПO необходимо предусмотреть и законодательно урегулировать возможность «бесшовного» механизма профессионального становления специалиста в системе «школа – CПO – ВО», а также единые межуровневые компетенции для данного взаимодействия. Такой механизм помог бы улучшить профориентационную работу в школах, вузам – получить более мотивированных студентов, а значит, готовить и выпускать более качественных специалистов для практического здравоохранения.

Борис Михайлович Костишко
Борис Михайлович Костишко
Ректор Ульяновского государственного университета

– «Постболонская» модель отечественной высшей школы пока находится в стадии разработки соответствующих образовательных стандартов. Поэтому для принятия каких-то конструктивных решений на уровне вуза требуется дождаться выхода нормативных документов. По большому счету, Болонская система серьезно не затрагивала уровень СПО, не считая наличия уровневой подготовки образования в системе непрерывного профессионального образования. Как был специалитет в секторе СПО, так он и останется. Поэтому, исходя из сегодняшних реалий, никаких серьезных структурных изменений, требующих модернизации управленческих механизмов, не предполагается. Миссия структурных подразделений СПО в вузах, похоже, сохранится.
 

Алексей Владимирович Лубков
Алексей Владимирович Лубков
Ректор Московского педагогического государственного университета

– Модель отечественной высшей школы должна включить наличие университетского колледжа как единого многопрофильного образовательного структурного подразделения, в котором поддерживаются и развиваются традиции практико-ориентированного среднего специального образования, но при этом утверждаются и крепнут современные инновационные образовательные технологии, транслируемые высшей школой. 

В части новшеств уже есть направления, определенные в «Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2030 года», одобренной Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. Например, вузы могут и должны стать центром обучения педагогическим компетенциям специалистов, приходящих на работу в колледжи с предприятий и профильных организаций. Или такое направление развития, как формирование современных управленческих команд нового типа, современного набора педагогических компетенций, привлечение работодателей в управление качеством реализации основных и дополнительных образовательных программ СПО.

Главное – это понимание, что среднее профессиональное образование не просто ступень между школой и вузом – это полноценный уровень профессионального образования, который при общих усилиях со стороны университета, педагогических коллективов колледжа и филиалов, при поддержке руководящих и общественных структур может готовить востребованных и конкурентоспособных современных специалистов в различных областях.
 

Главное – это понимание, что среднее профессиональное образование не просто ступень между школой и вузом – это полноценный уровень профессионального образования, который при общих усилиях со стороны университета <…> может готовить востребованных и конкурентоспособных современных специалистов в различных областях.
 

Николай Александрович Лысов
Николай Александрович Лысов
Почетный ректор Медицинского университета «Реавиз» (г. Самара)

– Пока нет каких-либо конкретных параметров этой «новой модели», оценить данную инициативу Минобрнауки РФ не представляется возможным.

Желательно упрощение нормативно-правового регулирования системы СПО: внедрение системы лицензирования и аккредитации подразделений СПО вузов на уровне региона, что позволит более гибко и оперативно реагировать на изменения регионального рынка труда.

Дмитрий Павлович Маевский
Дмитрий Павлович Маевский
Ректор Омского государственного технического университета

– Обучение в колледже Омского государственного технического университета все больше набирает популярность у молодежи. Уверен, в рамках новой «постболонской» модели отечественной высшей школы среднее профессиональное образование займет позицию не ниже существующей. Для эффективной работы данного сектора необходима разносторонняя профориентационная работа, направленная не только на привлечение к образовательному процессу в колледже, но и на популяризацию рабочих профессий среди обучающихся общеобразовательных организаций. Кроме того, важно прорабатывать вопрос мотивации получения будущей профессии со студентами старших курсов и усиливать развитие системы непрерывного образования «школа – колледж – вуз».

ОмГТУ продолжит выпускать специалистов с качественным уровнем подготовки и наличием необходимых фундаментальных знаний и компетенций, внедрять программы, ориентированные на получение рабочих профессий в рамках параллельного обучения.

Елена Николаевна Макаренко
Елена Николаевна Макаренко
Ректор Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

– В конце мая этого года министр науки и высшего образования РФ Валерий Николаевич Фальков задал вектор создания собственной модели отечественной высшей школы, в фундамент которой заложат интересы экономики страны и максимальные возможности для студентов. Хочу отметить, что в основе программ обучения в России, в том числе и в нашем университете, лежат федеральные государственные образовательные и профессиональные стандарты, и они, естественно, ориентированы на получение нужной квалификации для работы по конкретной профессии через получение определенных компетенций. И это, безусловно, останется приоритетом в новой модели. Думаю, что дальнейшее развитие высшего образования в нашей стране сможет вобрать в себя как лучшие наработки Болонского процесса, так и традиционные фундаментальные основы отечественной высшей школы, сделав ее гораздо более гибкой, соответствующей реалиям текущей повестки и запросам новой экономики.

Модель отечественной высшей школы должна отвечать общемировым трендам – интеграции, цифровизации, стремительному изменению в обществе, технологиях, знаниях. Все это требует от высшей школы подготовки специалистов, способных к адаптации, овладению новыми навыками и профессиями. Уверена, что новая модель высшего образования России сможет с этим справиться и будет успешно реализована.

Янина Александровна Чиговская-Назарова
Янина Александровна Чиговская-Назарова
Ректор Глазовского государственного педагогического института им. В.Г. Короленко

– Вузовский сектор СПО должен обеспечить преемственность в образовании. Необходимо дать выпускникам СПО возможность в ускоренные сроки освоить программу высшего образования. Для этого, по аналогии с методическими рекомендациями «Ядро высшего педагогического образования» и «Ядро среднего профессионального педагогического образования», следует разработать нормативные документы и по другим УГС. Это позволит провести зачет результатов обучения, безболезненно и с малыми затратами организовать учебный процесс по индивидуальным учебным планам.

Владимир Вячеславович Шкарин
Владимир Вячеславович Шкарин
Ректор Волгоградского государственного медицинского университета

– Отечественная модель реализации программ СПО в сфере медицины сохраняла историческую преемственность и последовательность. В связи с тем, что в основе реализуемых программ СПО заложены требования федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов, не имеющих отношения к Болонскому процессу, рассмотрение «постболонской» модели высшей школы для вузовского сектора СПО не является актуальным.
 

03.12.2022
Наверх