Восточный экономический форум – 2022

Восточный экономический форум – 2022

Обсуждение аспектов сотрудничества в сфере высшей школы Азиатско-Тихоокеанского региона и за его пределами

Международная конференция по высшему образованию в организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) стартовала в самый первый день деловой программы Восточного экономического форума – 2022, который прошел в сентябре в Дальневосточном федеральном университете. Особое внимание этой теме на форуме было уделено неслучайно, поскольку на развитие высшего образования в странах-участницах АТЭС делается серьезная ставка, так как нестандартные вызовы экономического, политического и социального характера, с которыми сталкиваются экономики государств в настоящее время, требуют новых творческих решений. И без образовательной компоненты, без развития человеческого капитала, без стимулирования человеческого ресурса в экономике невозможно будет достичь ни одной из стоящих перед странами задач.

Большая значимость региона

Участникам XI конференции по высшему образованию, которая называлась «Перспективы глобального образования в постпандемийном мире», организаторы предложили обсудить аспекты сотрудничества в сфере высшей школы Азиатско-Тихоокеанского региона и за его пределами. В диалоге участвовали представители систем образования России, Мьянмы, Японии, а открыла его заместитель министра науки и высшего образования РФ Наталья Бочарова, рассказавшая в первую очередь о заседании министров образования стран-участниц G20, которое состоялось буквально за несколько дней до ВЭФ-2022 и лично у нее вызвало глубокое сожаление. Из-за политического контекста ни одна декларация ни одной рабочей группы на заседании министров не была принята. Но у сферы образования – миссия гуманитарная, и ее представители должны быть выше политики и продолжать свое дело несмотря ни на что. Далее Наталья Бочарова сообщила участникам конференции о ключевых проектах в области образования, которые сейчас реализуются в Российской Федерации. Прежде всего, это программа стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», запущенная в прошлом году. Применительно к Дальневосточному федеральному округу в рамках этой программы предусмотрен дополнительный отбор именно дальневосточных вузов (а их в ДФО – 39). Неслучайно для этих образовательных организаций предусмотрен базовый размер гранта порядка 50 млн рублей – регион имеет большую значимость как для России, так и для сотрудничества с соседями, поэтому, отметила спикер, его развитие находится в приоритете. Помимо прочего, программа «Приоритет-2030. Дальний Восток» имеет своей целью сократить или совсем прекратить отток молодого населения с этой территории и создать необходимые условия, которые сделают ее привлекательной для учебы и проживания.

Заместитель министра также рассказала коллегам о том, что на развитие инфраструктуры российских вузов в нашей стране тратится порядка полумиллиарда рублей ежегодно, а в этом году только на капитальный ремонт и приведение в соответствие вузовских площадей планируется потратить порядка 600 млн рублей. Рассматриваются заявки на создание кампусов мирового уровня в Дальневосточном федеральном округе (напомним, всего запланировано строительство в РФ не менее 25 таких кампусов к 2030 году. – Прим. ред.).

Наталья Бочарова

Мьо Тейн Чжо

Эксклюзивные специалисты

Минобрнауки РФ, невзирая на ситуацию в мире, не прекращает налаживать межгосударственное сотрудничество, в том числе по подтверждению дипломов и иностранных квалификаций. В некоторых странах эта процедура занимает до года, а иногда – до двух лет. Сегодня Россия имеет соглашения о нострификации с 73 государствами, и в работе сейчас находятся документы для подготовки соглашений еще по 20 странам.

– Российская Федерация, несмотря на всю политическую ситуацию, находится в процессе ратификации глобальной конвенции о признании квалификаций высшего образования, – поделилась Наталья Бочарова. – Эта конвенция была принята на генеральной ассамблее ЮНЕСКО еще в 2019 году. Она не предполагает автоматического признания образования, но признает многополярность образовательного мирового пространства. Не хотелось бы, чтобы одна, две или три ведущие в мире системы образования навязывались другим государствам со своими исторически сложившимися самобытными образовательными системами. Нам эта конвенция позволит подвести некий общий знаменатель под качеством трансграничного образования и нетрадиционными способами обучения, которые имеют определенное значение в постковидный период. 

На дискуссионные площадки международного форума Минобрнауки вынесло также вопросы о создании в дальневосточном регионе хабов образования, направленных на решение задач экономики не только российского Дальнего Востока, но и стран юго-восточной Азии, АТЭС и АСЕАН. Как считают в министерстве, эта работа видится возможной только в коллаборации ведущих образовательных учреждений России и других стран, в которых необходимо подготавливать для экономики специалистов самого высокого уровня. Наша страна готова предложить лучшие практики и наработки отечественных вузов в сотрудничестве с ведущими научными организациями.

– У нас есть общие проблемы, у каждой из стран есть свои передовые ключевые наработки, – подвела итог своему выступлению Наталья Бочарова, – но определенные вводные и поддержка от бизнес-структур, которым нужны профессионалы нового образца, позволят нам готовить эксклюзивных специалистов, востребованных во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Неизбежные изменения

Министр науки и технологии Республики Мьянма Мьо Тейн Чжо завел разговор о перспективах мирового образования в постковидный период и поделился опытом своей страны:

– Когда в 2019 году ковид быстро распространился по всему миру, стали закрываться школы и учреждения высшего образования, что привело к нарушению работы всех национальных образовательных систем. В этих условиях Мьянма разработала специальный план по оздоровлению экономики, который обеспечивает непрерывность образования даже при распространяющейся пандемии. Онлайн-образование отчасти является решением этого вопроса, однако нехватка сетевой инфраструктуры стала для нашей страны проблемой. Чтобы обеспечить качество образования, мы разработали методы и способы использования существующих ресурсов. Очень значимой стала консолидация глав всех учреждений высшего образования и соответствующих органов власти для внедрения системы онлайн-образования за самые короткие сроки.

Новый подход к образованию в Мьянме, как и во всем мире, связан с цифровизацией – создаются цифровые кампусы, цифровые системы «доставки» образования до конечного пользователя. Образовательные центры в Мьянме разрабатывали эти системы в соответствии с семью пунктами, в число которых, в частности, вошли: подготовка персонала, переход на новые методы, разработка программ, подготовка цифровых кампусов и онлайн-ресурсов для образования. Неизбежные изменения открыли для страны новые возможности.

– В связи с цифровизацией мы поняли, что человеческое общение в процессе образования – самый эффективный способ обучения, – высказался Мьо Тейн Чжо. – Цифровое образование использует высокие технологии, но все требования учебного процесса оно удовлетворить не может. Поэтому мы должны помнить, что для эффективной образовательной системы необходимы личные встречи студента и преподавателя, общение студентов.

Проблемы постковидного мира

Заместитель генерального секретаря Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) Эккапхаб Пхантавонг поделился своими соображениями о перспективах глобального образования в постковидном мире:

– Пандемия, конечно, нарушила процессы обучения, и это усугубило образовательный кризис в странах АСЕАН и во всем мире. Четвертая промышленная революция и стремительно меняющийся рынок труда только добавили проблем, связанных с качеством образования. И эти проблемы сохраняются. Например, разрыв, связанный с доступом к цифровому образованию, по-прежнему остается серьезным вызовом и в постковидном мире. Мы должны видеть эти препятствия и выработать стратегии, позволяющие предоставить доступ к образованию всем желающим, то есть сделать его инклюзивным и дать людям возможность получать образование в течение всей жизни. Это – часть целей устойчивого развития ООН. В свою очередь, страны АСЕАН осознают эти проблемы и предпринимают действия для их решения.

Методические рекомендации для стран АСЕАН, разработанные при помощи ЮНИСЕФ, помогают восстановить обучающие процессы и сделать образование сферой более устойчивой к проблемам, связанным с эпидемиями, пандемиями и различными катастрофами, которые в будущем могут перед ней возникнуть. Декларация АСЕАН о развитии человеческого потенциала для меняющегося трудового ландшафта признает важность образования, повышения квалификации и обучения новым навыкам. По плану АСЕАН, образование должно стать ведущей отраслью, а ее дальнейшее – при помощи цифровизации – изменение позволит предоставить доступ к новейшим технологиям и созданию экосистем. В итоге, модернизированные системы образования стран АСЕАН позволят обучающимся противостоять любым проблемам.

Таким образом, планы АСЕАН в образовательной сфере в постковидном мире подразумевают расширение использования цифровых технологий, подъем авторитета образования на новом рынке труда и удовлетворение нужд четвертой промышленной революции. Академическое партнерство, увеличивающее мобильность студентов, преподавателей и исследователей внутри региона АСЕАН и за его пределами, также обретает все большую значимость. 

В результате системы образования в странах АСЕАН должны стать более гибкими, устойчивыми и способными противостоять различным вызовам.

Из стран АТЭС в России учится порядка 38 тысяч человек. Большинство из них – представители Китая, порядка 32 тысяч, и свыше 3 тысяч – из Вьетнама. С увеличением квот до 30 тысяч человек, а в 2018 году это было 15 тысяч, у иностранных студентов повышаются шансы получить бесплатное образование в Российской Федерации.

Борис Коробец

Разворот на Восток

Исполняющий обязанности ректора Дальне-восточного федерального университета Борис Коробец вспомнил, что раньше некоторые преподаватели шутили: «Хорошо было бы работать в университете, если бы не мешали… студенты».

– Два года назад мы эту шутку, как говорится, прочувствовали на себе, когда университеты из живых, настоящих, наполненных смехом и голосами, превратились в безмолвные памятники с пустыми кабинетами и аудиториями. Вот тогда нелепость шутки стала понятна в один миг. Конечно, мы выучили студентов онлайн, ребята сдали сессии, защитили дипломы... Но, на мой взгляд, они были лишены самого главного, что есть в университете, – возможности общения со своими друзьями, работодателями, партнерами. Все происходило онлайн: лекции, семинары. Но иногда мы в нарушение санитарных правил открывали свои лаборатории и на самые ответственные лабораторные работы запускали своих студентов. Иначе невозможно дать им полноценное образование. 

Теперь, по словам и. о. ректора ДВФУ, перед университетом стоит задача – «плечо к плечу с нашими партнерами из бизнеса и промышленности сделать все возможное для того, чтобы последующая работа была максимально приближена ко всем требованиям работодателей к выпускникам».

Несколько слов сказал Б. Коробец и о прошедшей в постпандеминый период приемной кампании в ДВФУ. Она оказалась уникальной для университета. Впервые приемная кампания ДВФУ в постпандемийный период была уникальной, потому что впервые более трети абитуриентов представляли западную Россию и другие страны. Дальний Восток стал местом, которое притягивает ребят со всей России и из многих стран Азиатско-Тихоокеанского региона! По мнению Бориса Коробца, это прекрасная возможность на практике почувствовать, что такое связь с Азиатско-Тихоокеанским регионом. Разворот на Восток, о котором много говорится, и вектор работы с азиатскими странами сегодня получили отражение в интересе, продемонстрированном абитуриентами, поступающими в вузы Дальнего Востока. 

Кристофер Тремеван
 

Пересмотреть взгляды

Дальневосточный федеральный университет является единственным представителем России в Ассоциации ведущих университетов Тихоокеанского региона, объединяющей более 50 крупных вузов. Генеральный секретарь этой организации Кристофер Тремеван призвал коллег пересмотреть свои взгляды на образование не только в условиях постпандемийного мира, но и с учетом всех геополитических напряжений:

– В прошлом году мы говорили о глобальном кризисе и о том, что все может очень быстро измениться под действием центробежных сил. При этом университеты за последние годы наладили связи, и сейчас мы смотрим на эту проблему совершенно по-другому. Теперь у нас больший потенциал и больше возможностей работать на всеобщее благо. К сожалению, нам приходится говорить о расизме, угрозе автономности образования, разобщении и конкуренции между национальными образовательными структурами. Но университеты всегда были местом, где находились новые решения и воспитывались новые лидеры наших стран. Давайте посмотрим на уроки, которые можно извлечь из нашего сотрудничества на протяжении 30 лет. Первое – это понимание, что увеличивается роль университета в академической сфере. Университеты – лидеры развития медицинских технологий, разработки различных мер государственного реагирования и так далее. На университеты сейчас устремлено очень много взоров, и считается, что именно они смогут преодолеть различные глобальные проблемы и помочь всему человечеству. Такие ассоциации, как наша, стали важным механизмом, который объединяет университеты, несмотря на политику. Во время пандемии многие университеты – как члены ассоциации, так и другие – связывались с нами и говорили о важности трансграничного общения, сотрудничества, в том числе в области науки и привлечения специалистов из разных стран. Мы активно развивали различные инициативы, нарастили наши связи с международными образовательными организациями. И сегодня мы говорим не только о принятии мер в сфере образования и о том, как избежать новой пандемии, но и о развитии «умных городов», предотвращении глобальных климатических катастроф, разработке прогнозов климатического развития, онлайн-образования, виртуального обмена студентами и различных конкурсах в студенческой среде.

Кристофер Тремеван предложил коллегам ряд рекомендаций, направленных на преодоление современных образовательных вызовов. Среди них, например, использовать научные методы не только в науке, но и в образовании, четко разделять знания и навыки, абсолютно все идеи тестировать на практике. Для научного сотрудничества г-н Тремеван советует научиться активно взаимодействовать, несмотря на границы и расстояния между странами, и не базироваться только на своих собственных, местнических, интересах. 

– Университеты формируют новое поколение лидеров, чья задача будет обеспечивать всеобщее благо, добиваться консенсуса, понимать, что есть правильно и неправильно, и это обеспечит нам светлое будущее, – считает г-н Тремеван. 

Программа «Приоритет-2030. Дальний Восток» имеет своей целью сократить или совсем прекратить отток молодого населения с этой территории и создать необходимые условия, которые сделают ее привлекательной для учебы и проживания.

Киёси Ямада

Русло для трансформаций

Координатор образовательной сети АТЭС Ван Янь подключилась онлайн, чтобы рассказать о работе сети, представленной администраторами в сфере образования из нескольких десятков стран. Здесь тоже рассматривают возникшие трудности как возможность для трансформационных процессов, которым необходимо задать нужное направление.

– Мы должны расширять навыки, способности, повышать возможность наших студентов находить хорошие рабочие места, обеспечивать инклюзивное образование, несмотря на возраст, расу, страну, – заявила г-жа Ван Янь. – Мы должны способствовать тому, чтобы новое поколение находилось на совершенно новом уровне развития в этическом, моральном, социальном, экономическом планах и смогло бы обеспечить в будущем благополучие всех стран. В постпандемийное время сотрудничество помогает расширить наши перспективы, обозначить стратегии не только в сфере образования, но и по другим направлениям.

В своем выступлении ректор университета Токай (Япония) Киёси Ямада постарался подытожить результаты программы, которую возглавляемый им вуз и пять российских университетов внедряли на протяжении последних пяти лет. Пандемия внесла коррективы во взаимодействие между сторонами, так как онлайн-сотрудничество подходит не для всех видов деятельности. Часть проектов пришлось свернуть либо сократить, а другие завершили в 2021-м академическом году.

Г-н Ямада упомянул три основных результата внедрения совместного проекта. Во-первых, это трансфер кредитов в рамках среднесрочных и долгосрочных программ. Существует разница между Россией и Японией, у стран разные оценочные системы в образовании, но коллеги сумели до какой-то степени решить эту проблему благодаря усилиям преподавательского состава. В результате вузы научились обмениваться оценками и кредитами без особых проблем.

А один из самых ярких результатов этого академического, научного и образовательного сотрудничества – использование японского научно-исследовательского судна, на которое были приглашены студенты обеих стран.

– Ребята сдружились, и мы хотели бы продолжить этот проект, – признается Киёси Ямада. – Сейчас возникли некоторые сложности с реализацией такого рода проектов, но в ближайшем будущем я хотел бы возобновить эту программу по совместному использованию нашего научно-исследовательского судна с приглашением российских коллег. Поскольку у нас за плечами долгая история сотрудничества с Дальневосточным федеральным университетом, мы сумели создать представительства университетов в обеих странах. Сейчас они не очень, может быть, успешно работают, но сам факт наличия таких представительств очень важен, потому что мы возобновим нашу деятельность, как только сможем это сделать. 

Ректор университета Токай, обращаясь к коллегам из ДВФУ, пошутил:

– Не беспокойтесь, я содержу ваше представительство в полном порядке, и жду, когда мы снова сможем совместно пользоваться этими представительствами, чтобы внести свой вклад в российско-японское сотрудничество.

В ответ российская сторона заверила г-на Ямаду в том, что представительство университета Токай на Дальнем Востоке тоже находится в целости и сохранности. Такая теплая дружба сложилась между университетами, и никакие политические события не смогли повлиять на нее. 

Мы должны способствовать тому, чтобы новое поколение находилось на совершенно новом уровне развития в этическом, моральном, социальном, экономическом планах и смогло бы обеспечить в будущем благополучие всех стран.

На университеты сейчас устремлено очень много взоров, и считается, что именно они смогут преодолеть различные глобальные проблемы и помочь всему человечеству.

 

Кирилл Барский

Как нужно работать

Посол по особым поручениям Министерства иностранных дел России, старшее должностное лицо России в АТЭС Кирилл Барский, говоря об исключительной важности сотрудничества в области высшего образования в Азиатско-Тихоокеанском регионе, воскликнул:

– Боже мой, коллеги! На наших глазах разрушается ткань международного общения, и это очень прискорбно, если сказать мягко. Мы видим, как университеты и колледжи прекращают общаться друг с другом, обмениваться, приглашать друг к другу студентов, преподавателей. Конечно же, этому должен быть положен конец, и чем скорее, тем лучше. Это происходит в основном на западном направлении нашего взаимодействия. Азиатско-Тихоокеанского региона это, к счастью, касается меньше. В том, наверное, и ценность нашей конференции, что мы можем подать пример того, как можно и нужно работать. АТЭС является экономическим форумом. Он не должен становиться площадкой для политических дебатов. Мы категорически против политизации АТЭС, и это следует из документов, из тех принципов, о которых мы договорились. Мне кажется, что сотрудничество в области высшего образования – как раз та тема, где можно убедительно доказать, что политике не место в экономическом, образовательном и научном сотрудничестве.

Кирилл Барский выделил интересную особенность взаимодействия в области высшего образования в рамках АТЭС – многообразие моделей высшего образования в Азиатско-Тихоокеанском регионе. И оно, по его мнению, дает возможность если не гармонизировать образовательные стандарты, то выбрать для использования лучшие практики из имеющихся.

Точек соприкосновения между странами АТЭС и их образовательными системами очень много. В процессе расширяющегося диалога Россия и государства Азиатско-Тихоокеанского региона за годы сотрудничества уже нашли формат эффективного взаимодействия, и теперь, в постпандемийный период, им необходимо определить путь, который будет наиболее результативным для решения общих задач. 

Подготовил Алексей Батанов

25.10.2022
Наверх