Откликаясь на стратегические запросы региона

Откликаясь на стратегические запросы региона

Ректор НГЛУ рассказывает о роли вуза в развитии лингвистического образования Нижегородской области

Владение иностранным языком – фактор, который обеспечивает высокое качество научных исследований и образовательной деятельности, в том числе профессиональную мобильность. В этой связи необходимо пересмотреть и качественно трансформировать содержание и структуру современного образовательного процесса в области родного и иностранных языков, привести содержание лингвистического образования в соответствие с новым социально-экономическим укладом. Такие изменения должны производиться в контексте стратегических ориентиров региональной политики и при участии ключевых субъектов системы образования.

Объединиться для развития

Миссия Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова – в соответствии с задачами Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года[1] развивать лингвистическое образование региона. 

Один из проектов Стратегии – создание новых элементов образовательной системы, которые интегрируют уровни общего образования, имеют сетевые партнерские отношения с организациями высшего и профессионального образования, научными сообществами и бизнес-структурами, реализуют исследовательскую работу в статусе экспериментальных площадок и являются базовыми организациями для системы профориентации Нижегородской области[2] .

Откликаясь на стратегические запросы региона, университет возглавил работу по созданию региональных кластеров в области лингвистического образования.

В октябре 2020 года подписано генеральное соглашение о создании Регионального кластерного консорциума по лингвистическому образованию между НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, Нижегородским институтом развития образования и 25 учреждениями среднего образования Нижегородской области. Среди участников Консорциума сегодня – более 30 образовательных организаций региона.

Консорциум создан, прежде всего, для координации деятельности субъектов общего среднего, средне-специального и высшего образования по повышению качества лингвистического образования в регионе, что является основной стратегической целью его развития. 

В числе ближайших задач – увеличить показатели сдачи ЕГЭ по иностранным языкам школьниками Нижегородской области; обеспечить ускоренное внедрение цифровых технологий в практику преподавания иностранных языков в ОО региона; разработать и реализовать совместные образовательные проекты, направленные на формирование и развитие у обучающихся навыков межкультурной коммуникации.

НГЛУ им. Н.А. Добролюбова – лидер лингвистического образования России. Более 100 лет вуз выстраивает научно-образовательную политику в соответствии с потребностями государства и общества.

Взаимодействовать успешно

Успешное взаимодействие участников Консорциума обеспечивает НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, являясь организатором и координатором деятельности объединения.

Статус регионального Центра непрерывного повышения профессионального мастерства в сфере лингвистического образования выступает основным ресурсом, позволяющим НГЛУ осуществлять методическую и лингвистическую поддержку педагогов, обеспечивать наставническую и консультационную деятельность, а также внедрение новых подходов и современных технологий в области преподавания иностранных языков и культур.

С 2020 года в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в университете повысили свою квалификацию более 1 тысячи педагогических работников общего, дополнительного и профессионального образования Нижегородской области. Особое внимание уделено развитию цифровых компетенций учителей иностранного языка и навыкам работы с цифровыми платформами.

Рассматривая участников Консорциума из числа образовательных организаций Нижегородской области как потенциальных работодателей, НГЛУ обобщил их мнение о качестве подготовки учителей иностранных языков нового поколения. Члены Консорциума предложили считать подготовку выпускников–педагогов университета зоной общей заинтересованности и ответственности. Инициирована серия практико-ориентированных сессий для учителей иностранных языков с участием экспертов ЕГЭ по иностранному языку, внедрена практика подготовки и реализации совместных проектов учеников школ и студентов, а также организация постдипломного сопровождения молодых учителей иностранного языка.

В апреле 2022-го, в год 105-летия университета, образовательные организации–участники лингвистического Консорциума стали активными участниками I Всероссийской научно-практической конференции «Траектории успеха: стратегии и тактики развития одаренности детей и молодежи». Конференция была организована при поддержке Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области и Нижегородского института развития образования. Партнерами проекта выступили Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Вега», лицей-интернат «ЦОД», Дворец детского (юношеского) творчества им. В.П. Чкалова, Приволжский исследовательский медицинский университет, региональные центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Целью конференции стало осмысление фундаментальных и прикладных аспектов выявления, поддержки, обучения и сопровождения талантливых школьников и студентов, обмен лучшими практиками в сфере работы с одаренными детьми и талантливой молодежью; комплексный анализ состояния и перспектив развития системы российского образования по развитию одаренности детей и молодежи.

Поддерживать таланты

Работа с талантливой молодежью – один из приоритетов деятельности НГЛУ им. Н.А. Добролюбова как организатора Консорциума. 

В университете ежегодно проводится региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по иностранным языкам. Преподаватели вуза входят в состав предметно-методических комиссий и жюри регионального этапа по английскому, немецкому, французскому, испанскому, итальянскому, китайскому языкам. На базе НГЛУ проводится также заключительный этап Евразийской лингвистической олимпиады.

С 2018 года Высшая школа перевода НГЛУ совместно с вузами Твери, Архангельска, Воронежа, Тольятти и Омска проводит ежегодную предметную олимпиаду «Переводческий марафон». Цель олимпиады – выявить талантливых школьников, владеющих не только иностранными (английским, немецким, французским) языками, но и в совершенстве – русским языком. 

При поддержке Департамента образования Нижнего Новгорода на протяжении восьми лет Высшая школа международных отношений и мировой политики НГЛУ проводит предметную олимпиаду для школьников «Дипломатия и внешняя политика в истории России». Олимпиада нацелена на выявление и поддержку талантливых школьников для получения образования в области международно-политического профиля. Награжденные дипломами оргкомитета олимпиады обучающиеся 11-х классов приглашаются к участию в конкурсе Представительства МИД РФ в Нижнем Новгороде «Хочу стать дипломатом». Победители получают направления Представительства МИД России в Нижнем Новгороде на целевое обучение по направлениям подготовки «Международные отношения» и «Зарубежное регионоведение» в НГЛУ им. Н.А. Добролюбова.

В 2022 году НГЛУ стал площадкой проведения заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по французскому, итальянскому, испанскому и китайскому языкам. Мероприятие собрало свыше 400 участников.

 

Участники заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по иностранным языкам, проводимого на площадке НГЛУ, апрель 2022 г.
 

Внедрять технологии

Инновационные технологии работы с талантливой молодежью строятся в НГЛУ им. Н.А. Добролюбова на основе классических принципов лингвистического образования как сложной системы, являющейся подсистемой индивидуальной культуры человека, в которой огромное значение имеет личное творчество субъекта образования. 

Гуманистическая парадигма лингвистического образования определяет его содержательную сторону, поэтому основное внимание НГЛУ и партнеры вуза уделяют разработке учебников, учебных пособий и материалов нового поколения, не только с точки зрения технологий, но прежде всего – содержания. 

Практический результат этой работы – цифровая платформа «Полилингвальный методический ресурс», создаваемая НГЛУ с 2020 года как методический онлайн-конструктор для учителей иностранных языков Нижегородской области, главный принцип которого – творчество учителя по созданию урока или курса на основе единой базы аутентичных материалов для школьной программы на четырех иностранных языках. Ресурс максимально отвечает всем задачам, направленным на достижение стратегических целей развития лингвистического образования в Нижегородской области, и аккумулирует достижения и усилия всех участников Регионального консорциума по лингвистическому образованию.

[1] Стратегия социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 21.12.2018 г. № 889

[2] Там же

Таким образом теория и практика стратегического развития лингвистического образования Нижегородской области соединяются и внедряются в жизнь в содружестве образовательных организаций общего и среднего образования под руководством высшей школы. 
 

25.10.2022
Жанна Викторовна Никонова
Жанна Викторовна Никонова, Ректор Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова, доктор филологических наук, профессор
Читать полностью
Наверх