Реальное решение общегосударственной проблемы

Реальное решение общегосударственной проблемы

В передовой инженерной школе «Агроген» Воронежского ГАУ готовят новое поколение селекционеров и генетиков

Воронежский ГАУ, один из ключевых акторов аграрного образования, в очередной раз подтвердил своё лидерство. Единственный из вузов отрасли вошёл в число победителей ФП «Передовые инженерные школы»[1] с проектом ПИШ «Агроген». Подробнее о концепции, реализации и перспективах этого проекта читайте в материале

Почему селекция и генетика

В 2022 году Воронежский государственный аграрный университет отмечает 110-летие. Основанный как сельскохозяйственный институт первый вуз Центрального Черноземья обеспечивает максимальный вклад в конкурентоспособность и будущее лидерство российского АПК, а также благополучие сельских территорий страны через подготовку квалифицированных кадров, развитие аграрной науки и продвижение отраслевых инноваций.

Одним из основных векторов развития в юбилейный год университет определил задачу формирования и реализации передовой инженерной школы (ПИШ) в области селекции и генетики, и на то есть веские причины.

Селекционно-семеноводческий этап является базисом и определяет эффективность последующих этапов продовольственной цепочки в части создания добавленной стоимости и производства биомассы и продуктов её переработки. Селекцию растений можно представить в виде череды событий длительностью 10-15 лет, которую называют «классической» селекцией. 

Современная селекция – иная, так как всё меньше напоминает «искусство» и всё больше становится точной наукой. Эффективность труда увеличивается в десятки и сотни раз благодаря автоматизации процессов, а точность достигает 50% вместо традиционных 5-10. Вклад селекции и размножение селекционного материала в промышленных масштабах постоянно увеличивается с ростом технологий: с 30% в начале 20 века до 50% в текущий момент и до 70% в горизонте 10-15 лет. 

Мировая индустрия селекции и агрогенетики за последние 40 лет оформилась в высокотехнологичный коммерческий сектор с растущими инвес-тициями в R&D, при этом дальнейшему развитию этого рынка препятствует многолетняя утеря преемственности и отсутствие развития кадрового потенциала отрасли. Именно это послужило мотивацией к созданию передовой инженерной школы «Агроген».

Команда Воронежского ГАУ (врио ректора Александр Агибалов, руководитель ПИШ «Агроген» Сергей Гончаров, председатель совета директоров агрокорпорации «БИО-ТОН» Эдуард Зернин) на защите проекта перед комиссией Минобрнауки РФ

Как устроен «конвейер» по подготовке специалистов экстра-класса

Общий принцип образовательной политики передовой инженерной школы реализован в модели непрерывного обучения в течение всей жизни, где каждый отдельный участок «конвейера» отвечает решению определенного набора задач подготовки специалистов, а все вместе они обеспечивают бесшовную подготовку профессионалов самого высокого уровня. 

Соответствующая логика «конвейера» основана на следующих элементах.

Профессиональный уровень. Здесь формируется критическая масса отраслевой рабочей силы – специалистов-практиков, работающих по широкому списку профессий, связанных с аграрной генетикой и селекцией. 

Этот уровень опирается на подготовку специалистов, решающих технические задачи (генетики, селекционеры и др.), но имеет в качестве надстройки специальный образовательный компонент, реализованный в формате ДПО. Наличие такого компонента позволяет выпускать специалистов ряда важнейших нетехнических профессий, работающих в сфере отраслевых сервисов – маркетинга и аналитики, сертификации, защиты интеллектуальной собственности и некоторых других, требующих высокого уровня отраслевой грамотности, понимания предметной области и ее специфики. Эту надстройку мы обозначаем как вариативный «административный трек». 

Профессиональный уровень охватывает участок «конвейера», включающий: 

  • довузовскую профориентацию (обеспечение потока хорошо подготовленных и мотивированных на карьеру в АПК школьников);
  • бакалавриат (массовая подготовка среднего звена специалистов отрасли); 
  • магистратуру (подготовка квалифицированных технических и нетехнических специалистов, отвечающих специфическим потребностям стейкхолдеров).

Исследовательский уровень. Акцент делается на подготовке будущих научных работников и ученых-лидеров, уникальных высококлассных специалистов. При системной поддержке наиболее талантливых и мотивированных детей на всех этапах «конвейера», ключевыми для этого уровня являются участки аспирантуры и постдокторантуры (последнюю мы также рассматриваем как необходимый элемент в системе именно образовательного «конвейера»). 

Исследовательский уровень включает два основных трека: 

  • Стандартный исследовательский трек «Преемственность и умножение опыта», который преследует цели подготовки научных работников в ключевых рутинных направлениях НИОКР;
  • Специальный трек «Будущий учёный-лидер», который позволяет поддержать талантливых молодых учёных с высоким потенциалом для воплощения новых независимых проектов через систему специальных конкурсных грантов.

Образовательные программы реализуются на основе принципов: 

  • индивидуализации траекторий обучения как ключевого механизма, обеспечивающего соответствие выпускников разнообразным, в том числе специфическим потребностям работодателей;
  • проектно-ориентированного обучения как инструмента формирования необходимого набора профессиональных и надпрофессиональных компетенций, позволяющих выпускнику максимально соответствовать потребностям работодателей.

Базовый принцип новой модели заключается в индивидуальной работе с каждым студентом и осуществляется при непосредственном участии научно-педагогических работников и приглашенных практиков, корпоративных ученых и представителей НИИ в рамках практических и лабораторных занятий, объём которых составляет не менее 2/3 от объёма контактной работы по дисциплинам. Практическое обучение проводится в собственных и партнерских лабораториях, центрах, на производственных площадках стейкхолдеров;

  • реализации образовательной программы как проекта, что подразумевает вовлеченность стейкхолдеров в разработку, оценку и сопровождение ОП, в том числе реализацию механизма обратной связи для внесения изменений и модернизации; 
  • непрерывного многоуровневого формирования классических знаний в области селекции и генетики с интенсификацией на уровне магистратуры – освоение классической селекции и генетики за один семестр на основе базовых знаний, полученных на предшествующем уровне образования;
  • модульно-проектного содержания образовательных программ, предусматривающего выполнение учебного научного или научно-технического проекта в рамках каждой дисциплины, реализуемой по модульному принципу; ориентации на проблематику в разрезе дисциплины, а не на общепринятые дидактические единицы области знания;
  • тьюторского сопровождения образовательных программ, в том числе реализация механизма обратной связи для внесения изменений и улучшений.

Как будет реализовываться проект

Учитывая современный уровень содержания образования в области селекции и генетики, предложена двухэтапная траектория реализация проекта ПИШ.

Первый этап – догоняющий, основанный на формировании компетенций в области базовых мировых технологий: простые молекулярные маркеры, биостатистика, работа с генетическими коллекциями, разработка сопоставимых «дженериков» сортов/пород, повышение эффективности всех этапов цепочки селекции/семеноводства.

Второй – опережающий, в основе которого лежит освоение передовых мировых технологий и разработка собственных: геномное редактирование, протеомика и метаболомика, клеточные биотехнологии, цифровизация и Data Science в генетике, разработка оригинальных селекционных продуктов и комплексных пакетных решений; разработка собственных оригинальных протоколов и инженерных решений для всей цепочки.

День знаний в ПИШ «Агроген» 2 сентября 2022 года

Для кого создается передовая инженерная школа

Основные стейкхолдеры ПИШ – бюджетные организации: селекционно-генетические центры, научно-исследовательские институты, аграрные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования; также это коммерческие (например, селекционные фирмы, генетические компании, семеноводческие предприятия) и госструктуры (Россельхозцентр, Госсорткомиссия и другие организации).

Текущая потребность в специалистах по агрогенетике и селекции – 10-12 тысяч человек, будущая (в трехлетней перспективе) – с учетом задач по генетической паспортизации сельскохозяйственных культур, регуляторике по генетическим ресурсам и гармонизации нормативной базы в рамках ЕАЭК – не менее 1,5 тысяч. 

Партнерами при реализации программы ПИШ «Агроген» выступают 17 высокотехнологичных компаний: ООО «Агротех-Гарант», ООО «Группа компаний «Агроэко», ООО «Биотон», ООО «Большевик», ООО УК «Дон-Агро», ООО «Иннагро», ПАО «Молочный комбинат «Воронежский», ООО «Танаис», АО «Племпредприятие «Воронежское», ООО «Прогрейн Ру», АО «Артель», ООО «Заречное», ЗАО «Агрофирма Павловская нива», ООО «СоюзСемСвекла», НИР «Иннопрактика», ООО «Черкизово-Свиноводство», ООО «ЭкоНиваАПК-Холдинг». 

А что в перспективе?

Основные результаты работы ПИШ «Агроген» планируются следующие: 

  • разработка и реализация программ магистратуры, подготовка научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, дополнительных профессиональных образовательных программ в области селекции и генетики растений и животных нового поколения, как ответ на быстро меняющиеся технологии и потребности стейкхолдеров;
  • подготовка к 2030 году 10-12 тысяч профессионалов отрасли;
  • создание передового R&D центра в области агрогенетики и селекции федерального значения: центра компетенций современных протоколов и оборудования; площадки интеграции междисциплинарных НИОКР (приборостроение, инжиниринг, IT, агротехнологии и другие).

[1] Подробнее: engineers2030.ru/press/news/2032

Воронежский государственный аграрный университет как образовательное учреждение, прошедшее конкурсный отбор федерального проекта «Передовые инженерные школы», связывает с реализацией ПИШ «Агроген» свою стратегию развития, реальный вклад в решение проблем кадрового обеспечения селекции и генетики сельскохозяйственных животных и растений, основываясь на взаимодействии всех заинтересованных сторон в решении этой общегосударственной проблемы.
 

25.10.2022
Александр Владимирович Агибалов
Александр Владимирович Агибалов, Врио ректора Воронежского ГАУ, кандидат экономических наук, доцент
Читать полностью
Наверх