Первые леди

Первые леди

Как женщины меняют российское образование. Старт 2-го сезона

Друзья, весь прошлый год мы представляли особенности женского стиля и модели управления вузом, влияния женщины-ректора на изменения в конкретной образовательной организации. В этом сезоне проект «Первые леди» расширяет смысловые границы. В 2022-2023 году мы посмотрим на управленческий потенциал женщины в системе образования в целом, узнаем секреты эффективного менеджмента в период глобального стресса. 

Наши новые героини занимают высокие руководящие посты, возглавляют огромные университеты, принимают судьбоносные решения для своих команд и будущего региона и страны.

Как измерить эффективность принятых решений? Как грамотно распределить ресурсы команды? Какой подход наиболее результативен? Хотя об этом и написано очень много книг, проведена масса исследований, в редакции «АО» решили разобраться, а что конкретно стоит за всеми советами, как применить их в ежедневной жизни, профессиональной деятельности управленца.
 

Гендерный вопрос

Как известно, скорость и готовность к адаптации и реформам – ключевой параметр и выживания, и расширения. Существующие теории и практики управления меняются на наших глазах – в систему управления активно стараются попасть женщины. Но до сих пор в числе руководителей – в высших уровнях власти и ректорском корпусе – их количество невелико. 

В 2017 году в нашей стране за гендерную политику решили взяться всерьез. Была принята Национальная стратегия действий в интересах женщин до 2022 года. Сегодня Минтруд разрабатывает новый документ. По данным РБК, стратегия будет реализована в два этапа: с 2023 по 2026 год и с 2027 по 2030 год. Среди основных посылов следующие: помощь женщинам в преодолении профессиональной сегрегации (в том числе за счет работы на удаленке), стимулирование направленных на женщин программ корпоративной социальной ответственности, поддержка женского предпринимательства, создание условий для получения женщинами качественного образования (в том числе в сфере науки и технологий), расширение участия женщин в общественно-политической жизни, профилактика социального неблагополучия, активное долголетие и другие предложения. 

Отметим важность внимания государства к проблеме гендерного неравенства. В числе положительных эффектов работы над этим вопросом, по мнению экспертов, может стать рост экономики России, рост производительности и благосостояния всего населения.

Татьяна Зайко, ректор Сибирского государственного университета водного транспорта, героиня первого сезона проекта «Первые леди»:

– Любой человек встречается со сложностями в работе. И нет такого руководителя, который бы не сталкивался с препятствиями на пути к занимаемой должности и затем не испытывал трудностей в профессиональной деятельности.
В моем случае большинство таких ситуаций было связано со стереотипами. Не все могли принять то, что женщина станет ректором транспортного вуза. Однако сложнее было не бороться со стереотипами, а выстраивать работу на новом месте по-новому. Каждый руководитель индивидуален: у него свой распорядок, свои требования к сотрудникам, устоявшийся уклад и темп работы. Смена руководства для коллектива – это всегда выход из зоны комфорта. Некоторым сотрудникам очень тяжело перестраиваться, и в первое время могут наблюдаться казусы и недопонимание. 

Присутствие женщин в высших управленческих структурах России

16% - в Государственной думе
25% - чиновниц высшего звена
18% - среди ректоров
42% - управленцев в сфере образования
5% - генеральных директоров компаний

Эффективность при многозадачности

Современный руководитель вынужден находиться в режиме многозадачности и при этом продолжать оставаться эффективным. Развить этот навык сложно, но возможно, при этом у каждого есть собственный подход. Один из самых влиятельных теоретиков менеджмента XX века, ученый Питер Друкер был уверен, что эффективности можно научиться[1]. Вклад руководителя в работу организации, компании не может быть измерен ни количеством подчиненных, ни объемом управленческой работы. Для оценки эффективности нужны результаты, а именно работа над нужным продуктом и решение важных задач. 

По мнению автора, существует несколько основных элементов для повышения эффективности управляющего:

  • Эффективные руководители знают, на что расходуется их время, и работают над управлением той малой доли своего времени, которую они могут контролировать.
  • Эффективные управляющие нацелены на достижение результата, а не на работу как таковую. Важны достижения, выходящие за рамки внутреннего мира организации.
  • Эффективные управляющие строят свою деятельность на сильных качествах как собственных, так и других работников организации, а не зацикливаются на слабых.
  • Эффективные управляющие умеют определять приоритеты и концентрироваться на немногих важнейших задачах, выполнение которых принесет наиболее ощутимые результаты.
  • Эффективные руководители принимают эффективные решения, которые определяются верной стратегией, а не сиюминутными тактическими соображениями. Продуктивные решения – это ряд правильных шагов в верной последовательности.

[1] «Эффективный руководитель». Питер Ф. Друкер

Татьяна Терентьева, ректор Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, героиня первого сезона проекта «Первые леди»:

– Мы создали по-настоящему уникальную модель управления университетом. Начали с того, что отказались от факультетов, а вместо них открыли большие кафедры, которые изначально формировались под руководителя – эффективного менеджера. Такие управленцы свободны в принятии решений, но каждый из них работает в рамках поставленных руководством университета задач и несет личную ответственность за результат. Все они – большие профессионалы. Для меня важно, что мои умные, неординарные коллеги не только достигают высоких личных результатов, но и ощущают себя частью одной команды. 

Мы все любим наш университет, и в этом главный секрет успешности ВГУЭС.

Наши первые леди

По мнению российского исследователя Н.В. Ходыревой, первые женщины-менеджеры придерживались командного стиля управления, который приносит успех мужчинам. Сегодня решения принимают женщины, пользующиеся своим уникальным умением общаться и руководящие совершенно не так, как мужчины. Они добиваются успеха не вопреки тому, что некоторые человеческие черты всегда считались «женскими» и не годились для руководителя, а благодаря этому.

Героини проекта «Первые леди» – лидеры общественных мнений – во втором сезоне расскажут о собственном опыте пути наверх, управлении ресурсами, социальном проектировании, двойной занятости – в семье и на работе, порассуждают о гендерном факторе в менеджменте, поделятся секретами эффективности при многозадачности, и как при такой нагрузке найти счастье.

Второй год активного участия женщин-лидеров в проекте АО «Первые леди» показал, насколько востребованы сегодня подобные инициативы. Мы рады, что тема трансляции и передачи опыта молодым женщинам – будущим управленцам нашла поддержку и на государственном уровне. Весной этого года стартовал федеральный проект «Женщины: Школа наставничества» от Минобрнауки России, нацеленный на поддержку студенток в начале карьерного роста. 

Нонна Каграманян, вице-президент, руководитель исполнительного комитета «Деловой России», одна из наставниц проекта «Женщины: Школа наставничества»:

– Сейчас много акселераторов и программ, которые созданы на базе вузов. Но иногда не хватает практиков – женщин-лидеров, которые добились успехов в бизнесе и готовы передать знания. И если смотреть статистику, большинство женских стартапов более жизнеспособны, они имеют социальный взгляд и лицо. Именно поэтому такие проекты, как «Женщины: Школа наставничества» важно поддерживать, направлять и сопровождать всеми силами.

Уверены, во втором сезоне проекта «Первые леди. Как женщины меняют российское образование» нас ждут интересные и очень важные откровения. Итак, стартуем!

25.10.2022
Наверх