Заделы для модернизации

Заделы для модернизации

«Пакет предложений» от российских ректоров

Российская высшая школа столкнулась с беспрецедентными вызовами. «В новых условиях стало очевидно[1], что отечественная система высшего образования должна претерпеть существенные изменения, – прокомментировал министр науки и высшего образования В. Фальков. – С одной стороны, это обусловлено кардинальной перенастройкой технологических и экономических процессов, адаптацией экономики к новым реалиям. С другой стороны, за прошедшие двадцать лет внедрения базовых особенностей Болонской системы стало очевидно, что ряд из них не способствует достижению тех целей, которые мы ставили перед собой изначально». При этом, говоря о грядущей модернизации высшей школы, глава министерства заверил, что «необходимые изменения предстоит определить совместно с ректорами и профессиональным сообществом».

Таким образом, два указанных министром триггера предстоящей реформы высшей школы – перенастройка национальной экономики и выход из Болонской системы, а также необходимость выработки общих совместных решений с ректорским профессиональным сообществом – определили тематику наших очередных вопросов членам Экспертного редакционного совета. И сегодня мы продолжаем разговор на эту тему, начатый в 136-м[2] номере АО.

Тем временем, по сообщению пресс-службы Минобрнауки РФ, макет новой системы высшего образования будет представлен уже к концу года…

АО. Какие конкретные РИД (продукты и технологии), имеющие хорошую перспективу внедрения, уже лежат в «пакете предложений» вашей образовательной организации?

Елена Григорьевна Бойко
Елена Григорьевна Бойко
Ректор Государственного аграрного университета Северного Зауралья

– Сегодня в ГАУ Северного Зауралья реализуются 28 перспективных научных проектов. Отмечу некоторые из них.

Для животноводства особенно полезной станет разработанная учеными университета информационная среда по формированию базы данных первичного учета крупного рогатого скота для использования в геномной оценке. 

Аграриям предложены технологии возделывания льна масличного и других сельскохозяйственных культур. Кроме того, нашими учеными формируются рекомендации по технологиям защиты ярового рапса от вредителей и болезней и по внедрению цифровых технологий в растениеводство.

В целях развития отечественной аквакультуры реализуется проект по улучшению технологии выращивания посадочного материала осетровых рыб за счет введения в корма на личиночных и мальковых этапах развития сухой биомассы метанотрофных бактерий. Также разрабатываются методы профилактики гаффской болезни.

Лев Михайлович Железнов
Лев Михайлович Железнов
Ректор Кировского государственного медицинского университета

– Назову несколько разработанных университетом конкретных продуктов и технологий, которые имеют хорошие перспективы внедрения:

  1. Разработка технологического процесса получения «Антисептического раствора для обработки кожных покровов для детей на основе метабиотических препаратов».
  2. Конструирование иммуномодулятора на основе метабиотических/пробиотических препаратов из бактерий рода Bacillus.
  3. Разработка препарата для коррекции дефектов кожи и слизистых оболочек на основе метаболитов пробиотических штаммов бактерий.
     
Александр Владимирович Колсанов
Александр Владимирович Колсанов
Ректор Самарского государственного медицинского университета

– Самарский государственный медицинский университет с 2014 года занимается внедрением инновационных технологий, направленных на автоматизацию и объективизацию процессов постановки диагноза, прогнозирования течения заболевания, выбора персонализованной тактики лечения и реабилитации пациентов. При этом реализуемый в СамГМУ принцип полного цикла сопровождения проекта – от формирования идеи, ее исполнения до практического внедрения готового продукта или технологии в реальный сектор экономики – определяет эффективность инновационной деятельности вуза. Свои компетенции, навыки и опыт университет уже реализовал в ряде продуктов. Приведу несколько примеров.

Высокую оценку и широкое применение в клиниках, проводящих нейрохирургические операции, получил аппаратно-программный комплекс Autoplan. Навигация (РУ РЗН 2019/8153) для планирования и хирургической навигации на основе оптического инфракрасного трекинга и технологии дополненной реальности. Работа программной части системы основана на обработке результатов КТ и МРТ и позволяет детально планировать хирургическое вмешательство, что значительно снижает риск осложнений во время операции и сокращает время восстановления пациента после нее. 

Существенный задел университет имеет и в сфере развития технологий социально-бытовой реабилитации – еще одного стратегического направления деятельности СамГМУ. В частности, созданы собственные аппаратно-программные решения: комплекс ReviVR (РУ РЗН 2021/15373) с применением технологии виртуальной реальности и биологической обратной связи – предназначен для пассивной реабилитации лиц с нарушениями двигательной функции. Комплекс ReviMotion основан на взаимодействии человека с оптической системой трекинга в игровой форме и предназначен для активной реабилитации и абилитации пациентов с нарушениями двигательной активности. 

Сергей Иванович Курганский
Сергей Иванович Курганский
Ректор Белгородского государственного института искусств и культуры

– В современных условиях, на наш взгляд, будут иметь существенный спрос не только технологические решения, но и объекты интеллектуальной собственности, способствующие процессу национальной самоидентификации и этнической принадлежности. Наиболее перспективными с этой точки зрения являются разработанные БГИИК объекты дизайна. Например, получивший официальное свидетельство товарный знак «Белгородчина» выполнен с использованием элемента «орепей» традиционного южнорусского орнамента, характерного и для Белгородской области, символизирующего счастье, богатство, уверенность в себе. Использовать этот символ, который способен стать не только товарным, но и региональным культурным маркером, можно, например, для декорирования вывесок магазинов и общественных пространств, упаковки продуктов, общественного транспорта, при разработке одежды.

Столь же актуальными являются запатентованные разработки, спроектированные нашим факультетом дизайна и технологий: «Стул-игрушка», «Стол-трансформер», «Станок для кружевоплетения», имеющие как прикладную пользу для покупателя, так и необычные дизайнерские решения, выполненные в традиционном народном стиле.

Магомед Шавалович Минцаев
Магомед Шавалович Минцаев
Ректор Грозненского государственного нефтяного технического университета имени академика М.Д. Миллионщикова

– На сегодняшний день в портфолио ГГНТУ имеется порядка 50 РИД. Из них наиболее перспективные изобретения и полезные модели созданы по следующим тематическим направлениям: 

  • новые материалы (например, способы приготовления разных видов бетонной смеси и др.);
  • новые технологии в сфере природосбережения и экологической безопасности (например, способы захоронения жидких отходов, очистки вод поверхностных источников и др.);
  • новые продукты для современного промышленного производства (например, устройство для наведения магнитного поля, геотермальная установка и др.).
Сергей Владимирович Новиков
Сергей Владимирович Новиков
Ректор Уфимского государственного авиационного технического университета

– Прежде всего отмечу, что Уфимский государственный авиационный технический университет, отмечающий в этом году 90-летие, изначально создавался для подготовки кадров для авиационной промышленности, и развитие научно-исследовательской деятельности ученых и инженеров университета тесно связано с задачами в области авиадвигателестроения, машиностроения и оборонного комплекса. 

Нашими учеными и конструкторами разработаны: 

  • образцы электрических машин авиационного и иного назначения (электродвигатели, генераторы, стартер-генераторы, электроприводы) и системы управления ими с характеристиками, превышающими мировой уровень; 
  • образцы авиационных поршневых двигателей для применения в легкой и сверхлегкой авиации, включая вертолеты и беспилотные летательные аппараты; 
  • испытательные стенды для гидравлических и электрических машин;
  • опытный экземпляр 5-координатного фрезерного робота-станка с параллельной кинематикой и собственной системой ЧПУ; 
  • технологии восстановительного ремонта зарубежных и отечественных газотурбинных двигателей; 
  • технологии упрочнения и восстановления зарубежных и отечественных металлорежущих инструментов;
  • технологии сварки трением; 
  • технологии литья крупногабаритных сложнопрофильных изделий из титановых сплавов и литья лопаток из жаропрочных никелевых сплавов.

Сегодня в УГАТУ продолжаются исследования и разработки для авиации будущего, в том числе и беспилотных летательных аппаратов. 

Многие результаты интеллектуальной деятельности УГАТУ востребованы и в других сферах экономики: в нефтегазовой отрасли, в энергетике. Университет принимает активное участие в развитии сквозных цифровых технологий, применении суперкомпьютерных и интеллектуальных решений. Мы имеем международный патент на изобретение в области нанотехнологий для создания наноструктурированного титана, который приобрела крупная американская компания.

Есть в нашей «копилке» исследований конкретные предложения и для медицины. В числе разработок УГАТУ – онлайн-технология диагностики сердечно-сосудистых заболеваний, а также металлические импланты с «живым покрытием», имитирующие структуру человеческой кости, благодаря чему втрое сокращается срок заживления.

АО. Какие приоритетные исследовательские направления вы намерены развивать сегодня в первоочередном порядке? Какие ресурсы для получения конкретного результата необходимы, и имеются ли они у вашей образовательной организации в достаточном объёме?

Елена Григорьевна Бойко
Елена Григорьевна Бойко
Ректор Государственного аграрного университета Северного Зауралья

– Стратегией развития ГАУ Северного Зауралья предусмотрено несколько исследовательских направлений: агрогенетика, рациональное земледелие, биологическая безопасность, аквакультура и некоторых других. В рамках этих направлений реализуются проекты по использованию ферментных препаратов и жидких удобрений, по созданию технологий переработки биологических отходов, использованию нерудных полезных ископаемых. В фазе внедрения находится проект по биоремедиации, ведется изучение механизмов передачи вируса лейкоза КРС. 

Решение стратегических задач университета в исследовательской сфере мы видим в развитии разнонаправленного сотрудничества по реализации высокорентабельных проектов за счет привлечения средств федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, средств бизнеса и собственных средств. 

Лев Михайлович Железнов
Лев Михайлович Железнов
Ректор Кировского государственного медицинского университета

– Кировским ГМУ в первоочередном порядке планируются к разработке следующие приоритетные исследовательские направления: «Разработка иммуномодуляторов направленного действия», «Конструирование препаратов для коррекции дефектов кожи и слизистых оболочек с заданным сроком процессов регенерации». Для их развития определены и необходимые ресурсы: сырье, оборудование, специалисты. Для всего этого потребуется обновление приборов для ПЦР (полимеразной цепной реакции), электрофореза, ламинарных шкафов, холодильников, а также приобретение масс-спектрометра и секвенатора.

Александр Владимирович Колсанов
Александр Владимирович Колсанов
Ректор Самарского государственного медицинского университета

– В настоящее время университетская команда СамГМУ работает над созданием технической возможности и доступности использования комплекса ReviMotion в домашних условиях. Причем за счет внедренной во все продукты Revi аналитической информационной системы процесс реабилитации будет контролироваться специалистами дистанционно – они смогут увидеть активность пациента, динамику его восстановления и при необходимости скорректировать лечение.

Кроме этого ведутся работы над созданием системы персональных медицинских помощников и платформы обработки данных Health check-up, включающей в себя следующие приборы домашнего измерения: сервис дистанционного мониторинга артериального давления, система контроля уровня глюкозы в крови, дистанционная аускультация звуков дыхания, контроль показателя внешнего дыхания, сатурации кислорода, а также модульная портативная система экспресс-диагностики биологических жидкостей человека. 
 

Сергей Иванович Курганский
Сергей Иванович Курганский
Ректор Белгородского государственного института искусств и культуры

– Современный вуз искусств и культуры, с одной стороны, должен сочетать в себе сложившиеся десятилетиями принципы российской школы музыкального исполнительства, хореографического, театрального, изобразительного искусства с жесткими стандартами и требованиями, создавшими себе репутацию лучшего образования в области искусства. С другой – в условиях стремительно меняющегося мира высоких технологий, постоянного обновления и расширения возможностей (в том числе и в сфере культуры), уметь эти возможности осваивать и гармонично использовать в своей деятельности. Поэтому проникновение инноваций в искусство и их влияние на социокультурную ситуацию выдвигают свои требования и ставят перед педагогами и учеными вуза все новые и новые задачи, выводя объективные требования далеко за рамки узкопрофессиональной подготовки.

В этом контексте Белгородский государственный институт искусств и культуры в настоящий момент разрабатывает следующие приоритетные научно-исследовательские и научно-творческие направления: 

  • проблемы трансляции хореографического искусства в современном социокультурном пространстве;
  • основные тенденции и проблемы современного театрального процесса в практике художественного творчества;
  • музыкальное искусство и образование: традиции и инновации;
  • философия и психология творчества;
  • библиотечные коммуникации в современном социокультурном пространстве;
  • управление развитием образовательной системы вуза в условиях реализации ФГОС;
  • дизайн-образование: социальная среда, проблемы и перспективы;
  • сохранение и развитие народной художественной культуры;
  • проблемы и перспективы развития туризма и социально-культурной деятельности в современных условиях.

Научно-исследовательский потенциал БГИИК обладает достаточными ресурсами для разработки данных направлений. Он включает в себя не только возможности 5 факультетов и филиала института в г. Губкин, но и 5 научных школ, а также 8 научно-творческих лабораторий, которые сегодня являются драйверами научно-исследовательской жизни вуза. Здесь аккумулируются знания по наиболее актуальным областям сферы образования, искусств и культуры, складываются адаптационные механизмы к современной среде, формируется готовность к освоению нового опыта и новейших технологий.

Магомед Шавалович Минцаев
Магомед Шавалович Минцаев
Ректор Грозненского государственного нефтяного технического университета имени академика М.Д. Миллионщикова

– В число приоритетных исследовательских направлений Грозненского государственного нефтяного технического университета имени академика М.Д. Миллионщикова входят:

  • ресурсо- и энергосберегающие технологии производства строительных материалов на основе комплексного использования техногенного и природного сырья (в том числе «зеленые» технологии и «зеленые» композиты);
  • создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта, визуализации данных, включая математическое и программное обеспечение вычислительных комплексов и компьютерных сетей;
  • разработка «зеленых» энергетических технологий и интеллектуальных систем управления в энергетике, строительстве, транспорте, промышленности (включая развитие металлургии черных, цветных металлов и специальных сплавов);
  • комплексное изучение и разработка минерально-сырьевых ресурсов Чеченской Республики;
  • изучение эмиссии и секвестрации парниковых газов и разработка технологий декарбонизации, в том числе дистанционное зондирование Земли (аэрофотосъемка, воздушное лазерное сканирование, мультиспектральная съемка) и изучение сейсмичности и геодинамики Северного Кавказа;
  • формирование на современном этапе глобального развития российской экономической науки с учетом влияния цифровизации (взаимодействие человека и технологий, человека и социальных институтов), в том числе с применением методов гуманитарных и технических наук.

Для получения планируемых результатов университет имеет соответствующую научно-техническую базу. В частности, функционируют 6 научных центров коллективного пользования («Современные строительные материалы и технологии», «Недра», «Наноматериалы и нанотехнологии», «Зеленая энергетика», «Геодезия, картография и инфраструктура пространственных данных», «Комплексная безопасность»), Научно-исследовательский институт геологии и природопользования (НИИГиП), а также профильные научно-исследовательские лаборатории (лаборатория импульсных технологий, исследовательская лаборатория грунтов и экологического мониторинга и др.), на базе которых выполняются не только фундаментальные и прикладные исследования, но и оказываются высокотехнологичные инжиниринговые услуги, дизайн и проектирование, консалтинг и подготовка научно-технических кадров. В структуре ГГНТУ имеется две аккредитованных лаборатории: испытательная лаборатория «Строительные материалы и конструкции» и исследовательская лаборатория грунтов и экологического мониторинга, оснащенные современным испытательным, измерительным и вспомогательным оборудованием (электронным растровым микроскопом Quanta 200i 3D, ультразвуковым дефектоскопом УСД-60 и т. п.).

К числу важных инфраструктурных проектов последнего времени необходимо отнести создание на базе ГГНТУ и ЧГУ карбонового полигона, который станет основой для формирования наземной и дистанционной системы мониторинга, анализа и прогнозирования секвестрационного и эмиссионного потенциала территории Чеченской Республики. Научный парк ГГНТУ оснащен современной лабораторно-климатической аппаратурой, так что университет готов к реализации и этого, столь актуального проекта.

Сергей Владимирович Новиков
Сергей Владимирович Новиков
Ректор Уфимского государственного авиационного технического университета

– Приоритетные направления определены в программе развития университета на 2022-2025 годы, а также и в программе передовой инженерной школы УГАТУ «Моторы будущего», которая признана победителем конкурса и вошла в число лучших программ развития инженерной школы России. В основу деятельности ПИШ положены 3 направления: электрические машины и их системы управления, силовые установки и технологии их создания (в том числе цифровые технологии), металлические материалы.

Также УГАТУ является участником Евразийского научно-образовательного центра мирового уровня Республики Башкортостан. В рамках НОЦ университет развивает 5 проектов: «Электрические машины нового поколения для авиации», «Технологии и компоненты интегральной радиофотоники», «Передовые имплантируемые устройства восстановительной и регенеративной медицины», «Цифровые производственные технологии для авиакосмической техники» и «Геномика и цифровые системы предиктивной аналитики для персонализированной медицины».

Кадровый и научный потенциал университета подкреплен надежным долгосрочным партнерством с ведущими предприятиями высокотехнологичных отраслей отечественной экономики: АО «ОДК», ПАО «Газпром», ПАО «Камаз», ПАО «Роснефть», холдинг «Технодинамика», АО «Силовые машины», ГНЦ ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова». Для выполнения НИОКР и подготовки передовых инженерных кадров УГАТУ наращивает собственную научно-исследовательскую инфраструктуру, ежегодно обновляет приборную базу, балансовая стоимость которой на сегодняшний день составляет более 1 млрд рублей.

АО. В чем вам видится уникальность будущей системы высшего образования России и за счет каких характеристик?

Елена Григорьевна Бойко
Елена Григорьевна Бойко
Ректор Государственного аграрного университета Северного Зауралья

– Уникальность будущей системы высшего образования России мне видится в преемственности знаний и опыта, в использовании лучших образовательных практик разных временных периодов нашей истории.

Высшая школа – живой организм, и происходящие сейчас перемены должны соответствовать изменяющейся ситуации в стране и мире. Важно избегать крайностей, оставить оправдавшие себя, эффективные механизмы действующей сейчас системы в подготовке специалистов, отказаться от мешающего развитию балласта и коллективно искать новые подходы, улучшающие работу вузов.

Какие-то лучшие элементы могут быть взяты и из советского периода. Например, необходимо возвратить присущий тому времени уровень уважения к высшему образованию, но делать это теперь на основе строительства крепкого «моста» с работодателями, избавления от формализации в оценке вузовской деятельности. 

Известно также, что в советской системе учебные планы, программы и среднего, и высшего образования разрабатывались внутри отраслей и были сопряжены с решаемыми в отрасли задачами. Считаю, что федеральные государственные образовательные стандарты должны активно уменьшать, а лучше ликвидировать разрыв между требованиями работодателей и подготовкой выпускников.

Что касается постсоветского опыта. В последние годы вузами накоплен существенный опыт организации практико-ориентированного обучения. Уверена, что это направление надо развивать, тем более что оно с большим интересом воспринято нашими партнерами – предприятиями аграрного бизнеса. Требуется продолжить формирование более глубокой методологии самого процесса и нарабатывать базу для его реализации.

Сейчас как никогда важно спокойно и вдумчиво проанализировать наши возможности по формированию – при взаимодействии с работодателями – учебных программ и планов, которые «заточены» на быстрый и адекватный учет потребностей реальной экономики. 

Востребованным останется вектор на более глубокое взаимодействие с колледжами и техникумами, школами. К примеру, в ходе реализации регионального образовательного проекта «Модернизация системы непрерывного аграрного образования Тюменской области» в школах-партнерах АПК формируются агротехнологические классы, в которых сегодня обучается порядка полутора тысяч ребят, мотивированных на получение аграрных профессий. Уверена, что многие из них поступят к нам в университет, либо колледжи аграрного направления. 

В отношении преподавательского состава считаю важным повышение значимости владения лучшими практиками обучения, регулярного подтверждения квалификации при росте социальной защищенности и оплаты труда.

Лев Михайлович Железнов
Лев Михайлович Железнов
Ректор Кировского государственного медицинского университета

– На наш взгляд, будущая система высшего образования должна иметь следующие характерис-тики:

  • оптимальный баланс технических, естественнонаучных и гуманитарных специальностей;
  • синтез образовательного и воспитательного процесса; 
  • доступность высшего образования;
  • автономия вузов; 
  • сотрудничество вузов с работодателями на этапе проектирования, реализации образовательных программ и контроля качества подготовки;
  • гибкие образовательные траектории (например, «2+2+2»);
  • определение срока обучения и уровня получения образования (специалитет, бакалавриат, магистратура) в зависимости от требований рынка труда и профстандартов.
Александр Владимирович Колсанов
Александр Владимирович Колсанов
Ректор Самарского государственного медицинского университета

– С выходом российской высшей школы из Болонской системы сфера подготовки кадров, на наш взгляд, вступит в новый этап своего развития, который будет характеризоваться разнообразной по отраслям и уровням образования интеграцией национальных традиций и форм организации учебного процесса, приближенных к международным. Если оставаться в парадигме двухуровневой системы обучения (а по ряду специальностей это представляется целесообразным), можно индивидуализировать подготовку кадров по модели «2+2+2». И наряду с преподаванием социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин первых двух лет обучения («аура университета») очевидна целесообразность развития у обучающихся и цифровой грамотности.

Следует отметить, что подготовка медицинских и фармацевтических кадров в основном сохранилась в форме специалитета. В ближайшей перспективе индивидуализация подготовки данных специалистов, по нашему прогнозу, будет достигаться гибкой регулировкой самих образовательных программ, что не исключает внедрения зарубежных методов оценки академического прогресса, модульности образования. В частности, в СамГМУ уже ведутся работы по созданию новых образовательных пространств и педагогических технологий, повышающих эффективность обучения, поиск цифровых решений, обеспечивающих предиктивную аналитику и цифровую дидактику. 

В отношении организации подготовки отраслевых кадров целесообразно обратиться к отечественному опыту. В частности, вернуться к понятию субординатуры, особенно по клиническим специальностям (на старших курсах). В этой логике моделью подготовки может быть следующая: 2 года (базовые дисциплины – «ядерная программа») + 3 (врач-терапевт участковый) + 1 (субординатура – профилизация подготовки) + 2 (ординатура) / + 1 (интернатура), последующая аспирантура и система НМФО.

Полагаем, что на текущем этапе в тесном диалоге Минобрнауки России с профильными учредителями вузов во взаимодействии с законодательными органами власти и при активном участии университетского сообщества должна быть проведена серьезная аналитическая работа. И на основе ее результатов, при сохранении права выбора за вузами, будут приняты актуальные организационные схемы образовательной деятельности, а также в целом определены место и роль вузов в социально-экономическом развитии страны, в т. ч. с позиции подготовки и воспитания кадров – глобально конкурентоспособных, с учетом перспективного рынка труда и развития инновационной экономики. 

Важно оставить отраслевой принцип деления университетов, что сохранит научно-педагогические коллективы; при необходимости достраивания их компетенций вопрос решается путем известных форм интеграции.

В целом, доминирующим вектором предлагаемых и иных преобразований, должна быть, с одной стороны, нацеленность на суверенитет (национальная независимость и самодостаточность отечественного образования), с другой – открытость (прежде всего для дружественных стран), а в перспективе – для всего академического пространства, поскольку российское образование снова должно стать одним из лучших в мире. 

Сергей Иванович Курганский
Сергей Иванович Курганский
Ректор Белгородского государственного института искусств и культуры

– В переломные периоды истории нашего общества система образования, в том числе высшего образования, претерпевает существенные изменения. В начале XX века российская система образования реформируется в советскую. Данный процесс протекал болезненно, исходя из социально-политической ситуации, с чередой нововведений и частичным возвратом к старым ориентирам царской России. В результате была сформирована уникальная советская система образования, соединившая гимназическое, политехническое и трудовое обучение. В конце XX века было принято решение отказаться от этой модели и переориентироваться на западные образцы с их задачей подготовки «квалифицированного потребителя». Однако уже ни для кого не секрет, что данная система оказалась неспособной ответить на те вызовы, которые встают перед нашим обществом в настоящий исторический момент. 

Тем не менее, говоря о будущей системе отечественного высшего образования, необходимо отметить, что ориентация на непохожесть ни на что другое в сравнительном контексте (а именно это и заключает в себе понятие уникальности) – не должна стать главной целью изменения системы. Грядущее образовательное пространство в нашей стране, на наш взгляд, должно быть призвано, прежде всего, обеспечивать высококлассными специалистами все сферы общественного развития в интересах государства.

Залогом успеха современного специалиста, работающего в сфере искусств и культуры, является сочетание таких качеств, как творчество и аналитичность мышления, инициативность и исполнительность в работе, одухотворенность высокими материями и деловые качества. Формирование личности выпускника с таким набором компетенций возможно при условии построения образовательного процесса на основе интеграции с научно-исследовательским и производственным процессами. Мы твердо убеждены, что современный институт искусств и культуры должен способствовать сохранению национальной идентичности россиян в геополитическом пространстве и, таким образом, занять устойчивые позиции на региональном, российском и международном рынках образовательных услуг.

Сергей Владимирович Новиков
Сергей Владимирович Новиков
Ректор Уфимского государственного авиационного технического университета

– На мой взгляд, уникальность будущей системы высшего образования России обусловлена реалиями современной международной ситуации и интересами развития национальной экономики. Наше будущее – это цифровая экономика, экономика инноваций. И сегодня мы обладаем редкой возможностью – осознавая текущие и перспективные задачи, с учетом собственного опыта прошлых лет, а также лучших достижений мирового образования – сформировать систему отечественной высшей школы на перспективу. Ее принципы: открытость, фундаментальность, гибкость, практичность, направленность на достижение национальных целей, воспитательная работа, были озвучены министром науки и высшего образования В.Н. Фальковым на прошедших в июне 2022 года парламентских слушаниях в ГД ФС РФ.
 

АО. По вашему мнению, какой лучший опыт и традиции как советского, так и постсоветского периода развития системы высшего образования необходимо перенести в формируемую новую систему высшей школы?
 

Лев Михайлович Железнов
Лев Михайлович Железнов
Ректор Кировского государственного медицинского университета

– В целом следует отметить, что отечественная система высшего медицинского образования не претерпела кардинальных изменений за последние десятилетия – отраслевые вузы старались сохранить лучшие традиции как дореволюционной, так и советской системы медицинского образования. Например, обучение по медицинским специальностям по-прежнему осуществляется по программам специалитета. 

Одна из лучших традиций, которая сохранилась, и должна развиваться и дальше – это практико-ориентированность подготовки будущих врачей (так называемый принцип обучения «у постели больного»). Кроме того, позитивными аспектами советской системы высшего медицинского образования считаем следующие: включенность в процесс обучения учебно-исследовательской работы студентов; наличие субординатуры у студентов старших курсов, которая выступала инструментом профориентации и первичной специализации будущих врачей; распределение выпускников. 

В то же время в последние десятилетие высшая медицинская школа получила новые импульсы развития, связанные c расширением международного сотрудничества, появлением сетевых форм реализации образовательных программ, внедрением в учебный процесс симуляционного обучения.

При формировании новой системы высшей школы в России нужно использовать не только указанные принципы построения учебного процесса, важно возродить и значимые ценностные ориентиры: уважение общества к образованию, высокий статус преподавателя, студента и выпускника вуза, уважение к труду преподавателя.

Очевидно, что прямой перенос каких-либо характеристик советской или постсоветской системы высшего образования не возможен, поскольку произошли кардинальные изменения в обществе и экономике. Поэтому необходимо адаптировать лучшие традиции к задачам и потребностям развития российского общества в целом, цифровой экономики и системы здравоохранения.

Сергей Иванович Курганский
Сергей Иванович Курганский
Ректор Белгородского государственного института искусств и культуры

– По нашему мнению, к лучшему опыту и традициям советского и постсоветского периода развития системы высшего образования можно отнести следующие характеристики и цели:

  • образование как главный государственный приоритет;
  • государственное управление образованием;
  • качество образования;
  • научный принцип целостного изучения предметов;
  • обязательная связь обучения с воспитанием;
  • поддержка образованием самобытности и культуры России;
  • единое образовательное пространство;
  • единые государственные стандарты и эталоны;
  • система доступного и непрерывного образования;
  • образование как формирование личности с широким общегуманитарным профессионализмом;
  • уважительное отношение в обществе к успехам детей в учебе;
  • приоритетное финансирование работников умственного труда.

Стоит отметить, что БГИИК последовательно отстаивает традиции лучших образцов советской системы образования.

Сергей Владимирович Новиков
Сергей Владимирович Новиков
Ректор Уфимского государственного авиационного технического университета

– Ориентир на запросы реального сектора, присущий советскому высшему образованию, я считаю, необходимо сочетать с гибкой системой подготовки, с активным использованием индивидуальных образовательных треков в подготовке специалистов высокого класса. Необходимо развивать специалитет. Не меньшее значение имеет и формирование надпрофессиональных навыков – так называемых softskills.

Что касается нашего университета, то, сохраняя традиции отечественной инженерной школы, УГАТУ следует современным тенденциям развития высшего образования в цифровую эпоху. Образовательная политика университета основана на принципах фундаментальной инженерной подготовки, проектно-исследовательской деятельности, мультидисциплинарности, командной работы, цифрового проектирования, сетевой реализации образовательных программ.

[1]  https://ria.ru/20220601/obrazovanie-1792386366.html
[2]  https://akvobr.ru/new/publications/393

25.10.2022
Наверх