Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата в МосГУ
Московский гуманитарный университет принимает участие в независимой оценке качества образования начиная с пилотного этапа Федерального интернет-экзамена бакалавров в 2014 году. В 2015 году МосГУ – в числе семи московских и единственный среди негосударственных вузов – стал сертифицированной базовой площадкой для проведения ФИЭБ, что свидетельствует о соответствующих материально-технических ресурсах, кадровых возможностях университета и высоком уровне организационно-технического сопровождения экзамена.
Результаты ФИЭБ
В период с 2014 по 2022 гг. 339 выпускников бакалавриата МосГУ приняли участие в интернет-экзамене по десяти направлениям подготовки (табл. 1), продемонстрировав хорошую теоретическую и практическую подготовку по соответствующим образовательным программам. Каждый второй участник ФИЭБ был отмечен именным сертификатом: 24 обучающихся получили золотой сертификат, 49 – серебряный и 95 – бронзовый. На базе МосГУ интернет-экзамен сдавали также 138 студентов других вузов: Государственного социально-гуманитарного университета (г. Коломна), Российской таможенной академии, Московского энергетического института, Финансового университета при Правительстве РФ, Российского государственного гуманитарного университета.
По итогам участия в ФИЭБ МосГУ был отмечен сертификатами качества внешней независимой оценки подготовки выпускников бакалавриата по следующим направлениям: 38.03.03 «Управление персоналом» (2017 г.), 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» (2018 и 2019 гг.), 38.03.01 «Менеджмент» и 40.03.01 «Юриспруденция» (2020 г.).
В адрес МосГУ неоднократно направлялись благодарственные письма НИИ мониторинга качества образования за участие в ФИЭБ в качестве вуза-базовой площадки, ответственное отношение к организации и сопровождению экзамена и значительный вклад в развитие инновационного проекта по сертификации выпускников бакалавриата на соответствие требованиям ФГОС BO.
Приобретение статуса базовой площадки для проведения ФИЭБ позволило МосГУ не только решать задачи по обеспечению соответствия требованиям ФГОС ВО к качеству реализуемых в университете ОП и уровню подготовки студентов-бакалавров, но и дать возможность другим вузам проводить внешнюю независимую оценку качества своих программ и образовательных достижений обучающихся.
Таблица 1 Распределение сертификатов по направлениям подготовки, полученных студентами МосГУ в период с 2014 по 2022 гг.
Основные достижения
Анализ девятилетнего опыта проведения интернет-экзамена и результатов участия в нем студентов МосГУ позволяет оценить эффективность ФИЭБ как инструмента совершенствования внутривузовской системы оценки качества образования. Назовем основные достижения МосГУ в области обеспечения качества высшего образования, которым способствовало участие в ФИЭБ:
- Определены проблемы в реализации ОП бакалавриата и приняты меры по корректировке как самого содержания программ, так и соотношения теоретической и практической подготовки. Поиск путей решения выявленных проблем способствовал усилению взаимодействия участников образовательного процесса, созданию мотивирующей среды для непрерывного саморазвития преподавателей и повышения профессионального уровня. В период подготовки к ФИЭБ преподаватели концентрировали свои усилия на организации самостоятельной работы обучающихся, в том числе с тренажерами ФИЭБ, больше времени уделяли решению и разбору практических заданий по разным видам профессиональной деятельности, оказывали информационную и методическую поддержку. Участие преподавателей в подготовке обучающихся к ФИЭБ выступало основанием для определения объема стимулирующих надбавок.
- Реализован объективный подход к оценке уровня сформированности компетенций обучающихся и результатов обучения через использование объективных педагогических измерительных материалов. Выпускники, прошедшие интернет-экзамен, более адекватно оценивают свои образовательные достижения, понимают свои преимущества при поступлении в магистратуру и дальнейшем трудоустройстве. Получение золотых и серебряных сертификатов способствует повышению самооценки студентов, иной опыт участия – осознанному стремлению к работе над собой, более ответственному отношению к обучению, повышению уровня учебной мотивации. Ежегодный опрос студентов МосГУ «Учебно-воспитательный процесс в оценках студентов» показал, что у выпускников, участвовавших в подготовке и сдаче интернет-экзамена, в оценке перспектив профессиональной деятельности преобладает уверенность, желание работать по выбранной специальности и продолжить обучение в магистратуре. Также опыт подготовки и участия в ФИЭБ способствовал улучшению результатов государственной итоговой аттестации выпускников.
- Достигнут достаточно высокий уровень подготовки по программам бакалавриата, что подтверждено успешным прохождением в 2017 и 2018 гг. профессионально-общественной аккредитации («Юриспруденция», «Реклама и связи с общественностью») и в 2019 году государственной аккредитации всех программ бакалавриата, при проведении которых учитывались сертификаты качества. Опыт и уроки участия в ФИЭБ способствовали совершенствованию содержания, условий и процесса реализации ОП. Серьезная проработка материалов педагогического анализа результатов ФИЭБ, обсуждение их на заседаниях кафедр, методических комиссиях факультетов определили пути и методы организации учебного процесса с целью повышения качества профессиональной подготовки студентов. В образовательном процессе сделан акцент на практическую подготовку и работу с кейсами; использованы возможности тренажеров ФИЭБ для повышения уровня сформированности компетенций выпускников; скорректированы рекомендуемая учебная литература и фонды оценочных средств, практико-ориентированные задания включены в содержание ГИА.
В МосГУ выпускники, отмеченные именными сертификатами ФИЭБ, имеют преимущество при поступлении в магистратуру. Именной сертификат включен в портфолио выпускника и может быть продемонстрирован при трудоустройстве в качестве подтверждения уровня подготовки.
Главные преимущества оценки уровня знаний студентов в формате Федерального интернет-экзамена заключаются в объективности и добровольности участия, в оценке не только теоретической подготовки, но и сформированных практических навыков будущей профессиональной деятельности.
Направления совершенствования
Таким образом, ФИЭБ рассматривается как необходимый и эффективный инструмент оценки качества образования. Опираясь на опыт и результаты участия, можно сформулировать некоторые направления совершенствования данной модели оценивания:
- необходимость признания именных сертификатов участников интернет-экзамена, в частности золотых, при поступлении в магистратуру во все вузы РФ, что будет способствовать переходу на новый качественный уровень независимой оценки качества образования и популяризации данной формы аттестации среди выпускников бакалавриата;
- составление рейтинга преподавателей, осуществляющих подготовку и курирующих лучших участников интернет-экзамена, и его публикация на сайте ФИЭБ, что позволит повысить ответственность и авторитет ППС и имидж вуза;
- организация взаимодействия вузов-базовых площадок и разработчиков ФИЭБ в рамках круглых столов, конференций для обсуждения опыта и проблем.
С учетом накопленного опыта МосГУ планирует и в дальнейшем принимать участие в Федеральном интернет-экзамене бакалавров.
Студенты Московского гуманитарного университета на Площади Надежды у 3-го учебного корпуса
Екатерина Светославовна Балабанова,
Первый заместитель начальника Учебно-методического управления Московского гуманитарного университета, кандидат психологических наук, доцент
Людмила Викторовна Степкина,
Заместитель декана факультета экономики, управления и международных отношений, преподаватель кафедры менеджмента Московского гуманитарного университета