Направления подготовки и результаты
В ФИЭБ приняли участие выпускники-бакалавры ЮФУ по 17 направлениям подготовки. В том числе выпускники Института компьютерных технологий и информационной безопасности сдавали ФИЭБ по следующим направлениям: 09.03.01 Информатика и вычислительная техника (с 2015 года), 09.03.02 Информационные системы и технологии (с 2018), 10.03.01 Информационная безопасность (с 2021), 02.03.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем и 09.03.04 Программная инженерия (с 2022).
Общее количество выпускников ЮФУ, принявших участие в ФИЭБ, составляет 1 536, из них 420 студентов – выпускники ИКТИБ.
Данные по полученным сертификатам ФИЭБ с распределением по направлениям ИКТИБ представлены в таблице 1.
Таблица 1 Количество сертификатов, полученных выпускниками ИКТИБ
В 2022 году выпускники ИКТИБ набрали самые высокие баллы на экзамене по направлению подготовки. Лучшие результаты показали Никитенко Е.В. (02.03.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем) и Стальмахов И.О. и Носов Р.В. (09.03.04 Программная инженерия).
По итогам успешного прохождения внешней независимой оценки качества подготовки студентов ЮФУ получены сертификаты качества: 05.03.06 Экология и природопользование, 40.03.01 Юриспруденция, 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (2018), 40.03.01 Юриспруденция (2019), 39.03.01 Социология, 40.03.01 Юриспруденция, 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (2020), 01.03.02 Прикладная математика и информатика, 40.03.01 Юриспруденция (2021), 01.03.02 Прикладная математика и информатика, 05.03.06 Экология и природопользование, 09.03.01 Информатика и вычислительная техника, 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (2022).
В 2022 году реализуемое ИКТИБ направление 09.03.01 Информатика и вычислительная техника было включено в сертификат качества ЮФУ.
В соответствии с правилами приема в ЮФУ университет вправе приравнять результаты поступающих, обладающих сертификатом участника ФИЭБ с результатом 50 баллов и более, к результатам вступительных испытаний на магистерские программы по соответствующему направлению подготовки. Сертификат учитывается в течение 3 лет, следующих за годом сдачи указанного экзамена.
Объективность и эффективность
Большое значение для обеспечения качества подготовки обучающихся имеет деятельность по актуализации и оценке качества образовательных программ для формирования квалификации выпускника, соответствующей современному уровню развития экономики и требований со стороны работодателей.
В случае адаптации педагогических измерительных материалов ФИЭБ к требованиям актуальных профессиональных стандартов этот инструмент может стать более эффективным, так как профстандарты обеспечивают коммуникацию рынка труда и системы образования, и учет требований профстандартов, анализа потребности рынка труда и оценка соответствия им программ обеспечат подготовку выпускника, который обладает необходимыми знаниями и компетенциями, соответствующими профессиональной деятельности.
Объективная оценка качества подготовки обучающихся является эффективным инструментом независимой внешней оценки, способствующим выявлению сильных и слабых сторон реализации ОП вуза, а также позволяет сравнивать результаты с результатами других вузов, реализующими те же направления подготовки, и дает студентам возможность объективно оценивать уровень формируемых компетенций.
Оценка качества подготовки была бы более объективной при условии совершенствования методологической базы формирования модели педагогических измерительных материалов. По нашему мнению, уйдя от подхода, ориентированного на формирование перечня дисциплин и использование перечня видов профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС ВО по направлениям бакалавриата, и применяя ФГОС ВО с учетом профессиональных стандартов (3++), мы получим более объективную оценку качества подготовки за счет формирования персонифицированного набора ПИМ для определенного вуза, направления и программы подготовки, в зависимости от выбранных для программы подготовки профессиональных стандартов в связке с дисциплинами. Для оценки профессиональных компетенций обучающихся нужно рассмотреть возможность использовать практико-ориентированные учебные задания.
Существует потребность в оценке уровня качества подготовки студентов не только по направлениям подготовки, но и по отдельным программам, так как, учитывая опыт ИКТИБ ЮФУ, одно и то же направление с разной направленностью может реализовываться не только на разных кафедрах, но в разных структурных подразделениях вуза.