Роль ФИЭБ в развитии системы менеджмента качества вуза

Роль ФИЭБ в развитии системы менеджмента качества вуза

Опыт Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники

ТУСУР является базовой площадкой Федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата с 2020 года. Для университета это возможность получить внешнюю независимую оценку качества образования обучающихся выпускных курсов. Студенты участвуют в экзамене на добровольной основе. Вуз обеспечивает организационное, информационное и материально-техническое сопровождение ФИЭБ, выполняет координационную функцию через назначенных кураторов.

ФИЭБ в цифрах

В указанный период ТУСУР принимал участие в ФИЭБ по 11 направлениям подготовки. За три года экзамен сдали 106 студентов университета. В 2020 году в нем участвовали 22 человека по семи нап-равлениям подготовки, в 2021 и 2022 – 46 и 38 обучающихся соответственно по шести направлениям.

За период участия университета в ФИЭБ сертификатов качества были удостоены четыре из пяти направлений подготовки, претендовавших на них (10+ участников): 09.03.01, 09.03.03 (2021) и 09.03.02, 09.03.04 (2022). Количество участников по этим направлениям, получивших именные золотые-бронзовые сертификаты, составило соответственно 73%, 69%, 70% и 80%.

 

Задачи, анализ, перспективы

Безусловно, для развития СМК университета участие в ФИЭБ имеет важное значение, особенно с точки зрения внешнего признания при разработке процедур обеспечения качества образования. Принимая участие в ФИЭБ в статусе базовой площадки, ТУСУР решает следующие основные задачи:

  • совершенствование технологий непрерывного повышения качества образования;
  • повышение уровня заинтересованности и ответственности всех участников образовательного процесса;
  • создание условий для интеграции вуза в образовательное пространство РФ;
  • создание благоприятных условий для успешного прохождения процедур государственной аккредитации и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

Количество сертификатов, полученных выпускниками вуза с 2020 года

Постоянный мониторинг результатов ФИЭБ и их анализ позволяют выявить сильные и слабые стороны образовательного процесса, провести оценку индивидуальных достижений обучающихся и анализ качества ОП. Доступность результатов экзамена дает студентам возможность объективно оценить свои знания и сформированные компетенции. Вместе с тем эффективность ФИЭБ как инструмента оценки качества образования была бы значительно выше при больших значениях числа участников – в ТУСУР их доля составляет чуть более 0,02%.

Победителям ФИЭБ вручаются памятные подарки от университета; каждая кафедра на свое усмотрение предоставляет своим студентам дополнительные бонусы, например, учет результатов ФИЭБ при аттестации по смежным дисциплинам, дополнительные баллы при поступлении в магистратуру, возможность включения сертификата в портфолио выпускника.

Главным преимуществом оценки уровня знаний студентов в формате ФИЭБ мы считаем возможность сравнить уровень студентов нашего вуза с другими за счет унификации средств оценки (аналогично ЕГЭ в школах).

Что касается путей совершенствования данной модели оценивания, мы предлагаем:

  • повышать качество контрольно-измерительных материалов, в частности тестовых вопросов. Участники как во время использования тренажеров ФИЭБ, так и во время основного экзамена обнаруживали некорректные задания: из перечисленных вариантов ответов по факту не было правильного; варианты ответов трактовались неоднозначно (субъективно); правильный по факту ответ не был засчитан и т. п. Примеры таких заданий были направлены в техническую поддержку и организаторам;
  • обеспечивать удобное и бесперебойное дистанционное участие, как вариант решения – сделать доступной предварительную (тестовую) версию этого процесса для участников;
  • собирать обратную связь не только от вузов (организаторов), но и непосредственно от участников (студентов);
  • усиливать централизованные преимущества (привилегии), предоставляемые на федеральном уровне участникам-студентам и базовым площадкам за участие в ФИЭБ.
26.09.2022
Павел Васильевич Сенченко
Павел Васильевич Сенченко, Проректор по учебной работе ТУСУР
Читать полностью
Гуфана Нурлабековна Нариманова
Гуфана Нурлабековна Нариманова, Начальник учебного управления ТУСУР
Читать полностью
Елена Константиновна Малаховская
Елена Константиновна Малаховская, Старший преподаватель кафедры АОИ ТУСУР
Читать полностью
Наверх