ФИЭБ как эффективный инструмент совершенствования образовательного процесса

ФИЭБ как эффективный инструмент совершенствования образовательного процесса

Опыт СВФУ им. М. К. Аммосова

Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова принимает участие в проекте НИИ мониторинга качества образования (г. Йошкар-Ола) по проведению внешней независимой добровольной сертификации выпускников бакалавриата на соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов с 2015 года. Студенты СВФУ проходили Федеральный интернет-экзамен в 2015, 2018, 2019, 2020 и 2022 гг.

СВФУ принимал участие в ФИЭБ по 16 направлениям подготовки высшего образования (19 ОПОП ВО). Начиная с 2015 года, за весь период участия в проекте ФИЭБ в качестве региональной базовой площадки, в экзамене приняли участие 510 студентов-выпускников СВФУ. Обладателями золотых сертификатов ФИЭБ стали 31 студент-выпускник, серебряных сертификатов – 87 человек, бронзовых – 142 человека. Больше всего золотых, серебряных и бронзовых сертификатов получили студенты направлений бакалавриата: 44.03.02 Педагогическое образование (12%), 38.03.01 Экономика (11%), 38.03.02 Менеджмент (9%). Распределение сертификатов по направлениям подготовки представлено на рис. 1.

Рисунок 1. Диаграмма распределения золотых, серебряных и бронзовых сертификатов по направлениям подготовки

Наши студенты регулярно показывают хорошие результаты на ФИЭБ. СВФУ получил сертификаты качества в 2015, 2018, 2019, 2020, 2022 годах. Это демонстрирует высокий уровень сформированности профессиональных компетенций выпускников, что подтверждает их готовность к осуществлению профессиональной деятельности.

В настоящее время ФИЭБ занимает особую нишу в системе объективной независимой оценки качества образования в университете, так как представляет собой контроль знаний уже на завершающем этапе обучения бакалавров и предшествует сдаче государственного экзамена и защите выпускной квалификационной работы. Сама подготовка студентов-выпускников к ФИЭБ помогает лучше подготовиться и к государственной итоговой аттестации, так как в этот период много времени уделяется тренировкам в выполнении междисциплинарных кейс-заданий, полидисциплинарного тестирования в ходе самостоятельной работы студента, индивидуальных и групповых консультаций с преподавателями. В свою очередь, результаты ФИЭБ для университета могут сигнализировать о выявленных проблемах при реализации основных образовательных программ. Если полученный результат по определенным дисциплинам был ниже ожидаемого, кафедрам и студентам необходимо поработать над пробелами. Участие в ФИЭБ в статусе базовой площадки позволяет университету быть гарантом качества образования по программам бакалавриата в Республике Саха (Якутия), так как предоставляет возможность другим образовательным организациям проводить внешнюю независимую оценку.

Безусловно, ФИЭБ является эффективным дополнительным инструментом совершенствования образовательного процесса. Его главным преимуществом является получение педагогического анализа результатов, который последовательно рассматривается представителями ректората, учебных подразделений, заведующими кафедрами и преподавателями и учитывается в учебно-методической работе, при принятии управленческих решений. Например, в прошлом учебном году был пересмотрен в содержательном плане фонд оценочных средств по некоторым дисциплинам по направлениям подготовки бакалавриата.

Результаты ФИЭБ учитываются при сдаче государственного экзамена, поступлении в магистратуру и формировании портфолио выпускника для подтверждения качества подготовки. При поступлении в магистратуру полученные сертификаты учитываются как индивидуальные достижения: золотой сертификат дает 10, сереб-ряный – 7, бронзовый – 5 баллов.

Главные преимущества оценки уровня знаний студентов в формате ФИЭБ: 

  • Система тренажеров, которая помогает студенту многократно тестироваться и выполнять задания и междисциплинарные кейсы до получения положительных результатов до сдачи ФИЭБ. Во время тренировочного периода обучающийся может попробовать свои силы в различных видах профессиональной деятельности, предусмотренными ФГОС.
  • Объективность оценки. Студентам предоставляются равные права, нет возможности списывать, на оценку не влияют посещаемость и активность студента во время занятий. 
  • Высокое качество самих заданий, особенно заданий практической направленности – кейсов, составленных с учетом видов профессиональной деятельности. 

Пути совершенствования ФИЭБ:

  1. Расширение перечня предложенных дисциплин для первой части ПИМ, которая представляет собой полидисциплинарное тестирование для некоторых направлений бакалавриата. Сейчас студенту предлагается выбрать 4 дисциплины в соответствии с предложенным перечнем. Расширение перечня направлений бакалавриата, участвующих в ФИЭБ.
  2. В следующем учебном году запланирован выпуск бакалавров по ФГОС 3++, и мы ожидаем пополнение фонда оценочных средств ФИЭБ новыми заданиями.
  3. Хотелось бы, чтобы результаты ФИЭБ повсеместно учитывались работодателями при приеме на работу. Необходима популяризация сертификатов ФИЭБ.
26.09.2022
Наверх