Год основания – 1937
Современное образовательное пространство, объединяющее вековые традиции и инновации лингвистического образования мирового уровня.
Ключевые результаты кейса
1. Практико-ориентированность и индивидуализация дополнительного образования детей, студентов и взрослых. Структура ДОП разрабатывается на основе кластерного подхода с возможностью формировать содержание обучения в виде «образовательного конструктора» в соответствии с набором запрашиваемых компетенций и выстраивать образовательный процесс по индивидуальным трекам.
2. Кооперация стейкхолдеров. Коллаборация педагогических и научных работников, специалистов-практиков, работодателей, представителей бизнеса, заинтересованных в качественной реализации непрерывного образования, обеспечивает инновационность, максимальную производительность, круговорот ресурсов, адаптивность, масштабируемость.
3. Коллаборация международного уровня. Для лингвистического университета очень важно интегрировать в образовательную коммуникацию аутентичный межкультурный контекст. В настоящий момент благодаря развитию онлайн-обучения и партнерскому онлайн-взаимодействию удается сохранить и привлечь еще большее количество зарубежных коллег.
4. Высокая вовлеченность детей и подростков региона. Дополнительное образование для дошкольников и школьников – приоритетное направление в Институте непрерывного образования НГЛУ.
5. Доступность экосистемы непрерывного образования вуза. НГЛУ реализует огромное количество открытых образовательных проектов, в рамках которых слушатели разных возрастов имеют доступ к бесплатному образовательному контенту.
НГЛУ им. Н.А. Добролюбова динамично включился в трансформационный процесс, связанный с подготовкой кадров будущего для региона в условиях нового общества – общества Индустрии 4.0. Главной идеей стали преобразования в области обеспечения качественного дополнительного образования для всех категорий граждан, нуждающихся в переподготовке, дополнительной специализации, в получении нового навыка или компетенции в целях адаптации к современным вызовам окружающей среды.
В 2019-2020 учебном году перед Институтом неп-рерывного образования НГЛУ была поставлена задача кардинально изменить подходы к реализации ДОП для детей и взрослых и определить новые ориентиры вуза как экосистемы непрерывного образования по гуманитарным направлениям подготовки региона.
Федеральный проект «Новые возможности для каждого», который помог обновить свои профессиональные навыки в сфере межкультурной коммуникации более 5 100 сотрудникам различных учреждений и организаций региона и страны, в настоящее время трансформировался в новый самоокупаемый и достаточно востребованный проект «Лингвоакселератор: профессиональный коммуникативный рескиллинг» на основе программы-конструктора с пулом образовательных микромодулей, направленных на формирование и развитие языковых умений по 12 иностранным языкам на выбор и мягких навыков. В начале 2022 года уже более 500 человек из Нижегородской области прошли обучение по индивидуальным образовательным маршрутам программы.
Уникальный опыт участия НГЛУ в федеральном проекте «Учитель будущего», вошедшем с 2021 года в состав проекта «Современная школа», стал новой точкой развития всей системы повышения квалификации и методического сопровождения педагогических работников, в первую очередь – учителей предметов гуманитарного цикла общеобразовательных организаций Нижегородской области. Действующий в университете с 2019 года Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМ ПР) стал инновационной площадкой для разработки и интеграции прорывных практик в сфере школьного, среднего профессионального и высшего гуманитарного образования. Одним из ключевых достижений проекта стала разработка независимой открытой гибкой диагностики уровня сформированности профессиональных и надпрофессиональных компетенций учителей иностранного языка, что помогло выявить у более 1 000 педагогических работников области профессиональные дефициты, необходимые «точки рос-
та» и обеспечить построение адресных образовательных маршрутов. В 2020-2022 гг. модульные программы повышения квалификации обеспечили восполнение профдефицитов более 1 300 педагогов региона по новейшим компетенциям и новым грамотностям. Разработаны курсы повышения квалификации, направленные на развитие цифровых дидактических компетенций современного учителя: «Геймификация в образовании», «Визуализация в образовании», «Тьютор цифровой образовательной среды», «Дизайн мышления универсального учителя. Цифра-педагог», «Управление цифровым учебным классом» и многие другие. Наряду с цифровой грамотностью среди педагогических работников региона чрезвычайно востребованы курсы в области профориентации, эмоционального интеллекта, технологии микрообучения, менеджмента в условиях неопределенности, метапредметного-языкового обучения (CLIL) и т. д. Практика реализации сис-темы непрерывного повышения профессионального мастерства на региональном уровне тиражируется в других регионах страны. Например, более 120 учителей общеобразовательных школ и полилингвальных образовательных комплексов Республики Татарстан прошли обучение по разработанным в ЦНППМ ПР программам «Основы методики CLIL в средней общеобразовательной школе» и «Эмоциональный интеллект педагога как средство построения коммуникации 2.0».
Научно-образовательные центры и научно-исследовательские лаборатории университета принимают активное участие в создании и тиражировании прогрессивных практик. Например, на площадках НИЛ инновационной лингводидактики, цифровой трансформации университета, искусственного интеллекта и когнитивных исследований и НОЦ дизайна и проектирования инновационной среды дополнительного образования реализуются сетевые научно-образовательные проекты с представителями различных региональных учреждений и организаций, выступающими работодателями и заказчиками программ повышения квалификации. Результатом такого партнерства является разработка передовых авторских образовательных продуктов, прошедших процедуру депонирования и патентирования. НГЛУ успешно масштабирует такие инновационные авторские практики, как управление цифровым учебным классом, инновационное онлайн-обучение, совершенствование педагогического мастерства, технология микрообучения, технология групповой динамики, языковой коучинг, детская анимация в раннем обучении иностранным языкам, технология мнемотехник, работа с большими данными, управление искусственным билингвизмом, основы подготовки преподавателей перевода и т. д.
С 2019 года в университете ежегодно проходят обучение более 1 300 школьников региона. Университет предлагает более 65 детских и подростковых дополнительных общеобразовательных программ.
Ключевую роль играют курсы по 16 иностранным языкам и программы подготовки к государственным и международным экзаменам, языковым олимпиадам и конкурсам. Особое место занимают программы и проекты, развивающие мягкие навыки и обеспечивающие профессиональное погружение ребенка и знакомство с профессиями будущего.
С 2019 года НГЛУ реализует бесплатный образовательный проект для школьников «Предуниверсарий», позволяющий попробовать себя в разных профессиях и выстроить индивидуальные образовательные и профессионально ориентированные маршруты с помощью преподавателей-кураторов. В 2020-2021 гг. в сотрудничестве с Региональным центром выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Вега» НГЛУ стал инициатором проекта «Онлайн-лицей» для бесплатного обучения старшеклассников иностранному языку. Для взрослого слушателя проводятся бесплатные вебинары, мастер-классы и коворкинги с участием специалистов-практиков в области развития новых мягких скиллов, необходимых для работы и жизни в условиях неопределенности в том числе. В 2021-2022 гг. более 3 500 человек стали участниками мероприятий открытого ресурса.
Как итог, экосистемная трансформация непрерывного образования НГЛУ позволила с 2019 года увеличить в 3,5 раза количество участников мероприятий формального обучения и более чем в 4 раза число участников мероприятий неформального обучения и преумножить накопленный опыт и традиции классического гуманитарного образования в сочетании с прорывными практиками подготовки кадров будущего и тем самым усилить лидирующие позиции гуманитарного вуза как акселератора развития региона и страны в целом.