Год основания – 2014
СевГУ – динамично развивающийся научно-образовательный комплекс. В 2017 году распоряжением Министерства образования и науки РФ признан университетским центром инновационного, технологического и социального развития региона.
Ключевые результаты кейса
1. В 2015 году университет впервые прошел лицензирование и аккредитацию в соответствии с требованиями российского законодательства в сфере образования.
2. В 2021 году Рособрнадзор аккредитовал все образовательные программы университета.
3. В 2022 году шесть программ впервые прошли профессионально-общественную аккредитацию.
Севастопольский государственный университет создан постановлением Правительства РФ в октябре 2014 года, на базе семи образовательных организаций и филиалов. Миссия СевГУ сущест-венно отличается от миссий других образовательных организаций и заключается в концентрации и генерации человеческого и социального капитала для опережающего социально-экономического развития геостратегических территорий города федерального значения Севастополь и Республики Крым, обеспечения научно-технологического лидерства и гуманитарного влияния России в современном мире с фокусом на макрорегионе Большого Средиземноморья (Причерноморье, Южная Европа, Ближний Восток, Северная Африка). Программа развития университета в рамках проекта «Приоритет-2030» предусмат-ривает открытие ряда новых направлений подготовки, ориентированных на повышение роли университета в различных сферах жизни Севастополя. Университет призван обеспечить кадровую поддержку реализации ряда программ, в т. ч. федерального уровня, направленных на развитие города. В апреле 2021 года все образовательные программы университета были успешно аккредитованы Рособрнадзором, и шесть из них были затем впервые представлены к прохождению профессионально-общественной аккредитации. Среди них – новое для Севастополя направление бакалавриата, впервые получившее государственную аккредитацию – 41.03.04 «Политология», профиль «Внешняя политика Российской Федерации в регионе Большого Средиземноморья». Для бакалавров и лиц, имеющих полное высшее образование, университет разработал магистерские программы по таким актуальным для Крыма, Севастополя и РФ направлениям и профилям, как 41.04.01 «Зарубежное регионоведение» (профиль «Регионоведение Большого Средиземноморья», 41.04.04 «Политология» (профиль «Информационные и гибридные конфликты»). Направление 41.04.05 «Международные отношения» представлено двумя профилями: «Аналитическое обес-печение внешней политики России в регионе Большого Средиземноморья» и «Международное гуманитарное сотрудничество и внешние связи регионов»). Бакалавров и магистров, компетентных в проблемах Большого Средиземноморья, образовательные организации Республики Крым и Севастополя ранее никогда не готовили.
Специфику Севастополя как города, на территории которого расположено более двух тысяч исторических памятников и музейных объектов, связанных с различными эпохами, среди которых заповедник «Херсонес Таврический» имеет мировое значение, отражает новая магистерская программа по направлению 51.04.04 «Музеология и охрана объектов культурного наследия», профиль «Музейное кураторство», лицензированная в 2019 году. К реализации программы привлечены опытные профессионалы, работники крупнейших музейных учреждений Севастополя. Программа также прошла профессионально-общественную аккредитацию и, несомненно, актуальна для Севастопольских и Крымских музеев и заповедников, испытывающих острый дефицит кадров, имеющих профильное высшее образование и сов-
ременные компетенции в сфере музейного дела.
Профессионально-общественная аккредитация шести образовательных программ, итоги которой были подведены в Нацаккредцентре в феврале 2022 года, явилась совершенно новой для университета формой независимой оценки качества образования. Следует отметить высокий уровень профессионализма специалистов Нацаккредцентра – организаторов всех этапов профессионально-общественной аккредитации и представителей Гильдии экспертов, проводивших аккредитационную экспертизу. Привлечение студентов в состав экспертной группы для проведения профессионально-общественной аккредитации позволило повысить степень объективности аккредитационной экспертизы и продемонстрировать эффективность независимой внешней оценки условий реализации образовательных программ.
Подготовка документов к профессионально-общественной аккредитации и анализ ее результатов помогли коллективам кафедр, реализующих аккредитуемые образовательные программы, по-новому взглянуть на результаты своей деятельности, а также на некоторые аспекты функционирования университета в целом. Выявленные в ходе аккредитации замечания легли в основу планов совершенствования организации учебного процесса. В университете планируется поэтапное проведение ПОА различных образовательных программ для повышения доверия к результатам образовательной деятельности со стороны профессионального сообщества.
Государственная и профессионально-общественная аккредитация, дополняя друг друга, в совокупности отражают различные оценки деятельности образовательных организаций со стороны государства и профессионального сообщества. Анализируя развитие системы аккредитации в РФ, следует отметить тенденцию к повышению роли профессионально-общественной аккредитации как инструмента объективной, независимой оценки качества образования.