Оценка качества образовательной деятельности в вузах – задача, которая требует максимально разностороннего подхода. Как развивалась система контроля качества подготовки специалис-тов в России, с какими ошибками столкнулась система и какие возможности стоят перед ПОА?
Поиск баланса
– Юбилейная дата – всегда хороший повод поговорить о достижениях, недостатках и перспективах: 25 лет с начала работы системы государственной аккредитации образовательной деятельности Российской Федерации. Тем более что к юбилею, сама система аккредитации изменилась – стала бессрочной, и это, безусловно, положительный фактор.
Все мы прекрасно знаем, что проводившиеся на регулярной основе аккредитационные мероприятия были своего рода «шоковой терапией» для любого вуза вне зависимости от качества его административной и образовательной работы, и зачастую приводили к остановке работы вуза на время проверки.
Тяжело давалась аккредитационная проверка и экспертной комиссии. Вызвано это было необходимостью в крайне сжатые сроки провести комплексную оценку качества образования по конкретным направлениям и специальностям ОО в целом, выявить соответствие законодательным нормам, образовательным стандартам, условиям реализации образовательных программ, не забывая при этом не о формальном, а о реальном качестве подготовки специалистов.
На протяжении 25 лет мы наблюдали, как первая, «бюрократическая», составляющая аккредитационных проверок все более формализуется, а на вторую, «содержательную», часть времени и внимания остается все меньше.
Учитывая это, переход к бессрочной аккредитации образовательной деятельности и аккредитационному мониторингу выглядит более чем логичным. Это назревшая необходимость для всей системы образования в стране.
Особенно важно, что процедуры эти будут проходить в цифре, дистанционно. Некоторый опыт был получен во время недавней пандемии, растерять эти наработки крайне нежелательно. Перманентное дистанционное отслеживание формальной составляющей образовательной деятельности позволит:
Путем ошибок
– А как же быть с реальным качеством подготовки специалистов? Как быть с содержательной, неформальной наполненностью образовательных программ, условиями их реализации? Поддержание этого качества на необходимом профессиональном уровне? Вот здесь стоит вспомнить об общественной, профессионально-общественной аккредитации.
ПОА образовательной деятельности, как и государственная аккредитация в России, имеет свою историю. Данный вопрос мне проще проследить на примере архитектурного образования.
В 90-х годах 20 века услугу международной ПОА архитектурного образования предложил Королевский институт британских архитекторов или RIBA (Royal Institute of British Architects). Московский архитектурный институт, а затем и некоторые другие вузы включились в этот процесс и успешно его прошли.
На этом этапе сразу обозначились некоторые проблемы. Процедура аккредитации была очень дорога для вузов. У многих преподавателей, известных и много практикующих архитекторов, возникал вопрос, а кто нас проверяет?
Первый раз профессиональный состав комиссии был крайне слаб, хотя в дальнейшем это было частично исправлено. Что получили вузы, пройдя эту аккредитацию? В реальности, кроме знака престижа, который мало кто понимал, ничего. Предполагалось, что дипломы российских университетов, прошедших аккредитацию RIBA, будут признаваться в странах Содружества наций, на деле этого не произошло. Хотя при подтверждении российского диплома за рубежом принимающая сторона с интересом рассматривала аккредитацию RIBA. Тем не менее, это был очень интересный и полезный опыт для российского архитектурного образования.
В последующие годы в нашей стране в качестве международной профессиональной аккредитующей архитектурное образование структуры выс-тупил UNESCO-UIA, Международный союз архитекторов (МСА) (International Union of Architects, UIA). Организация гораздо более понятная и близкая российскому архитектурному сообществу, способная более объективно оценить и дать рекомендации о развитии образования.
Следует отметить, что любые зарубежные аккредитующие организации, не будучи погруженными в российскую систему образования в целом, не в состоянии полноценно понять все образовательные процессы, происходящие в наших вузах.
Объективная оценка качества
– В те же годы в России начала развиваться своя система профессионально-общественной аккредитации, связанная с деятельностью негосударственных аккредитующих агентств. Постепенно эта практика привела к созданию системы международной профессионально-общественной аккредитации.
Главный вопрос, для чего образовательным организациям высшего образования нужна профессионально-общественная аккредитация, не имеет точного и однозначного ответа. Во многих мониторингах, государственных или независимых, имеется графа: «Имеет ли ООВО профессионально-общественную аккредитацию (международную)?» Вузы задаются вопросом, какой вывод будет сделан из ответа? Перерастет это в обязательное требование, или останется на усмотрение университета?
В условиях, когда система государственной аккредитации образовательной деятельности меняется с периодических проверок на постоянный дистанционный мониторинг, профессионально-общественная аккредитация должна сыграть свою серьезную роль.
Какая главная претензия была, да и, наверное, всегда будет к процедуре государственной аккредитации? Это ее сильно формализованный характер. По-другому и быть не может. Эта процедура должна давать точный и однозначный вывод о соблюдении законодательства, образовательных стандартов, положений, регламентирующих условия ведения образовательной деятельности.
По сути, государственная аккредитация определяет минимальный уровень качества образования, дающий право выдать диплом установленного образца. Профессионально-общественная аккредитация может дать объективную оценку качества подготовки в вузе и в значительной степени помочь ему выстроить свою траекторию развития. Взгляд со стороны в этом случае, конечно, очень важен.
Новый уровень ПОА
– Таким образом, мы получаем ответ на два главных вопроса: Чего достигла система профес-
сионально-общественной аккредитации? Главное – она есть, она действует реально, а не на бумаге, и в сложившихся условиях ПОА должна выйти на новый качественный и количественный уровень. Какие при этом открываются новые возможности? Главное – во взаимодействии с государственной аккредитацией помочь всем участникам образовательного процесса – абитуриентам, обучающимся, вузам, работодателям и т. д. – ориентироваться в современной российской образовательной среде, помочь вузам в поддержании и развитии качества образования.
Важно, чтобы ПОА не подменяла государственный аккредитационный мониторинг и, как представляется, не должна быть обязательной. Результаты ПОА могут учитываться при распределении КЦП, грантов, в том числе на научные и прикладные разработки, влиять на стоимость обучения.
В результате случившейся в последние годы пандемии, образование вынужденно было быстро перейти к внедрению цифровых и дистанционных технологий. Удалось сделать много интересных и полезных наработок. Их, безусловно, нельзя потерять, но живой контакт и живое общение при определении качества образования, невозможно переоценить, и в этой ситуации лучшей формой государственного аккредитационного мониторинга будет использование цифровых дистанционных технологий, а ПОА должна быть связанна с посещением образовательных организаций экспертной группой.
Профессиональная часть работы требует тщательного подбора экспертов, соответствующих уровню аккредитуемого вуза. Очень важной становится политика качества в самой образовательной организации. Проверка раз в пять лет, безусловно, не может дать объективную картину, а планомерно выстроенная в вузе работа внутреннего и внешнего контроля качества позволяет быстро и беспристрастно оценить уровень образования.
Архитектурное образование в России имеет богатый опыт выстраивания внутренней и внешней независимой системы оценки качества и результатов образовательной деятельности, начиная с уровня студенческой группы и до всероссийского и международного обобщения результатов реализации образовательных программ.
Таким образом, современная система контроля образования будет опираться на 3 составляющие: государственный аккредитационный мониторинг (законодательство), оценку профессионального качества образования и общественную оценку процесса и результата образовательной деятельности.
Современный институт ПОА в России: каковы, по вашему мнению, ее главные достижения, возможности, ограничения?
– Национальная ПОА в системе независимой оценки качества образовательных программ уже имеет достаточный опыт, официально признанный, в том числе, зарубежными коллегами. Разработаны и постоянно совершенствуются стандарты соответствия качества образования требованиям российского и зарубежного рынка труда. Подготовлен корпус экспертов по всем направлениям профессиональной деятельности.
Многие вузы, успешно прошедшие ПОА, почувствовали на себе положительные последствия независимой оценки и готовы к повторной процедуре по прошествии срока аккредитации. Это постепенно повышает авторитет ПОА как необходимой процедуры для любого вуза, ценящего свою академическую и научную репутацию. Определенные проблемы и ограничения возможны в направлении развития системы международной аккредитации, что объективно связано с сегодняшней геополитической ситуацией в мире и потребует переориентации вектора интересов с Запада на Восток.
– Достижения. Сформированы: методология и процедуры ПОА в соответствии с базовыми принципами НСПК, институт экспертов, понимание важности и пользы процедуры ПОА для университетов.
Возможности: при недопущении формализации процедуры (по аналогии с процедурой госаккредитации) профессионально-общественная аккредитация станет трансформационным инструментом повышения качества образовательных программ и, что более важно, сближения рынка труда и образования через обмен опытом, нахождение стыков к взаимодействию и реальному партнерству «вуз-работодатель».
Ограничения: отсутствие четких правил вхождения на рынок ПОА для аккредитующих организаций, отсутствие мониторинга и регулирования чревато рисками прохождения вузами процедур «нелигитимной» ПОА, развитие рынка свидетельств и сертификатов – «знаков качества образовательных программ»; незаинтересованность государства в ПОА: только в системе показателей модели распределения КЦП есть показатель профессионально-общественной аккредитации, в новую систему аккредитационных показателей, аккредитационного мониторинга и надзора профессионально-общественная аккредитация не включена.
– Процедура профессионально-общественной аккредитации позволяет объективно оценить соответствие образовательной программы профессиональным стандартам и требованиям рынка труда. В отличие от государственной принципы профессионально-общественной аккредитации заключаются в индивидуальном подходе к каждой категории стейкхолдеров и нацелены на улучшение работы образовательной организации. При этом высокий рейтинг вуза по результатам ПОА может учитываться в распределении контрольных цифр приема на обучение на бюджетной основе.
Неоспоримым достижением может считаться создание Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. Однако проблемы по усилению взаимодействия с государственными структурами остаются, здесь необходима поддержка. Например, при проведении ПОА эксперты могут рекомендовать улучшить материально-техническую базу университета, а посодействовать выделению государственного финансирования не могут.
– Современный институт профессионально-общественной аккредитации в России имеет серьезные и значимые достижения.
Во-первых, это создание успешно действующего альтернативного госаккредитации вектора признания уровня деятельности образовательных организаций соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. А также признание качества и уровня подготовки выпускников с ориентацией на требования профстандартов и актуальные требования рынка труда к специалистам различных отраслей.
Во-вторых, формирование обширной базы экспертов, имеющих необходимую квалификацию для проведения ПОА. Причем этот пул экспертов находится в постоянном обновлении и совершенствовании своих экспертных навыков благодаря проведению цикла вебинаров, тренингов, курсов повышения квалификации, дополнительных образовательных программ для экспертов.
В-третьих, развитие ПОА основано на эффективных принципах ее проведения: добровольности участия в этой процедуре, ориентации на высокие стандарты качества подготовки, коллегиальности участия всех членов экспертных комиссий, учета отраслевого профиля и уровня подготовки, а также мнений академического, профессионального сообществ и представителей студенчества. Эти принципы обусловлены как фундаментальной наукой и теорией организации сложных процессов, так и анализом успешной практики аккредитации.
Одной из лучших моделей при этом, на наш взгляд, является подход, предлагаемый Национальным центром профессионально-общественной аккредитации (Нацаккредцентром), который действует по инициативе Гильдии экспертов в сфере профессионального образования и осуществляет аккредитацию образовательных программ по международным стандартам (ESG – ENQA).
Потенциальные возможности развития ПОА весьма значительны в силу продолжающейся трансформации образовательной системы в России и актуальной необходимости внешнего объективного экспертного взгляда на этот процесс, тонкой настройки со стороны специально обученных, имеющих соответствующий опыт специалистов.
В то же время профессионально-общественная аккредитация как динамично развивающийся живой организм вместе с образовательной системой в России проходит сложные и проблемные моменты своего развития. Изменились форматы ее проведения из-за пандемии, трансформации требований рынка в процессе цифровизации, метаморфоз геополитической ситуации. Все это накладывает свой отпечаток – например, на академическую мобильность студентов и преподавательского состава, на изменение требований к программному обеспечению в материально-технической базе. Иными словами, меняется внешняя и внутренняя среда образовательных организаций – так же гибко и адаптивно вслед за этим меняется и совершенствуется процедура ПОА.
– Система профессионально-общественной аккредитации, именно как система, на мой взгляд, находится в состоянии уверенного роста, укреп-ления и распространения.
Первый позитивный опыт профессионально-общественной оценки образовательной деятельности, как известно, начал формироваться еще на рубеже веков с введением этого понятия в дейст-вующую нормативную базу сферы образования, в частности, в закон «Об образовании». Востребованность такой аккредитации наряду с обязательной государственной аккредитацией сегодня очевидна, т. к. довольно широкий круг высших образовательных организаций рассматривает ее как важнейший компонент целостной системы обеспечения качества реализуемых образовательных программ. Это существенное достижение, поскольку оценка качества должна быть обеспечена действенной обратной связью всех заинтересованных субъектов, что и достигается в процессе поведения ПОА, ставшей важнейшей составляющей национальной системы оценки качества высшего образования.
Возможности и ограничения ПОА, на мой взгляд, тесно взаимосвязаны и определяются конкретными задачами, которые решаются в каждой образовательной организации, востребованностью в ней независимого взгляда, внешней экспертной оценки. В том случае, если преподаватели, студенты и, главное, руководство вуза ориентированы на адекватную оценку качества образовательных программ, готовы к открытому обсуждению проблем, выявлению ресурсов и поиску новых механизмов обеспечения качества, возможности ПОА многократно возрастают. Иными словами, если вуз в данной процедуре видит не столько получение свидетельства о признании качества, т.е. внешнюю сторону процедуры, сколько ориентирован на сущность, глубинные процессы внешней экспертной оценки, поиск личностных смыслов, персонификацию образовательного процесса, то именно профессионально-общественная аккредитация становится важнейшим ресурсом развития деятельности вуза.
– Профессионально-общественная аккредитация – важнейший институт независимой оценки уровня образовательного процесса и подготовки обучающихся с учетом современных запросов работодателей, направленный на повышение качества образования и формирования современной культуры качества в образовательных организациях, а также выявления лучших практик, их популяризация и тиражирование.
Такая независимая оценка важна как для абитуриентов, так и для работодателей как неоспоримое подтверждение готовности выпускников к профессиональной деятельности, их конкурентоспособности, а значит и высокой востребованности на рынке труда.
Так, результаты опросов студентов свидетельствуют об оторванности обучения от требований рынка труда, о незначительной доле практико-ориентированных занятий, устаревших образовательных программах. Работодатели, в свою очередь, отмечают недостаточность практических знаний и навыков у выпускников для успешного выполнения профессиональных задач.
В России профессионально-общественная аккредитация находится на стадии развития и перманентного совершенствования, что предполагает формирование: единых стандартов и процедур, действительно независимых организаций, заботящихся о своей репутации и имидже, пула сертифицированных высококвалифицированных экспертов.
Необходимо создание надстройки, систематизирующей методики и правила проведения ПОА, способствующей обмену опытом между аккредитующими организациями для ее совершенствования. Требуются серьезные усилия по разработке и внедрению современных моделей и технологий оценки качества образования, выявления факторов, влияющих на достижение качества образования и его отдельных составляющих.
– Основное достижение института ПОА – повышение участия экспертного и профессионального сообщества, особенно общественности и студенчества в формировании образовательной политики нашей страны. ПОА позволяет раскрыть сильные стороны, недостатки и точки роста для каждой образовательной программы.
Благодаря ПОА эксперты, руководители ОО, преподаватели и студенты влияют на функционирование университета и отдельных программ. Например, зачастую многие брендовые вузы имеют недостатки, которые лежат на поверхности и порой из-за своих размеров не замечают их.
Среди возможностей, прежде всего, это наработка социальных сетей между академическими экспертами, профессиональным сообществом, изучение и возможность внедрения лучших практик по реализации образовательных программ.
Главным ограничением развития ПОА, на мой взгляд, является наличие жесткого государственного контроля реализации программ.
Назовите обязательные условия превращения процедуры ПОА в массовую практику российских образовательных организаций.
– Основная проблема ПОА в нашей стране в том, что она не является обязательной для образовательной организации. Необходимость прохождения госаккредитации и связанное с этой процедурой финансовое бремя останавливает многие вузы от решения подать заявку на независимую оценку качества.
На мой взгляд, факт успешного прохождения ПОА должен стать важным аккредитационным показателем в государственной аккредитации и в значительной степени влиять на заключение экспертизы Росаккредагентства. Это будет стимулировать готовность университетов к ПОА. Кроме того, нужно активнее знакомить вузы с опытом независимой оценки качества за рубежом, разъяснять, какое значение она имеет для положения в рейтинге и как она коррелируется с деятельностью ОО – ее конкуренцией за абитуриентов, с грантовой и инвестиционной успешностью.
Важным фактором также является активное привлечение крупных и влиятельных объединений работодателей как к разработке критериев оценки соответствия качества образования профессиональным требованиям, так и к самой процедуре проверки. Их участие должно быть по-настоящему заинтересованным и деятельным, а не формальным, как это зачастую случается сегодня.
– Для Финансового университета профессионально-общественная аккредитация – признанный инструмент внешней оценки. Сегодня в университете порядка 70% программ бакалавриата и магистратуры имеют знаки признания качества и уровня подготовки выпускников образовательных программ, отвечающих требованиям профстандартов и иным требований рынка труда.
Для превращения процедуры ПОА в массовую практику необходимы четкие правила и прозрачный рынок этой услуги, с валидацией аккредитующих организаций со стороны профессионального сообщества, с понятным ценообразованием на услуги и возможностью для образовательных организаций делать эффективный выбор аккредитатора.
– Необходима законодательная база, стимулирующая вузы и регламентирующая процедуру профессионально-общественной аккредитации. Результаты данной оценки следует более целесообразно учитывать при государственной аккредитации. Например, эксперты, участвующие в ПОА, могут рекомендовать отнесение вуза в ту или иную категорию: лидеры, среднее звено, аутсайдеры, что в дальнейшем будет влиять на госфинансирование университета в зависимости от категории.
– Для превращения процедуры профессионально-общественной аккредитации в массовую практику российских образовательных организаций, на наш взгляд, необходимы следующие условия:
Особое внимание, на наш взгляд, следует уделить именно экосистемности. Это является одним из самых инновационных и актуальных условий развития процедуры профессионально-общественной аккредитации, вызывающего необходимость развития различных уровней по обучению, экспертной оценке, анализу, мониторингу и их бесшовному соединению, сбалансированному развитию.
– Профессионально-общественная аккредитация как важнейшая составляющая национальной сис-темы оцени качества образования станет массовой практикой, на мой взгляд, в том случае, если гуманитарная экспертиза займет прочное место в научно-профессиональном сообществе, будет принята сообществом как важнейшая социальная технология в сфере образования. Именно сущностные признаки гуманитарной экспертизы характерны для ПОА, ориентированной на построение диалога субъектов, установление взаимодействия в совместном поиске путей решения проблем. Признаки следующие:
– Безусловно, профессиональное и общественное мнение в образовании несет важную миссию и оказывает влияние на развитие образования, и поэтому ПОА нуждается в продвижении в массы. Обязательное условие – доверие к организациям, проводящим ПОА. К сожалению, среди них есть такие, которые не совсем качественно проводят данные процедуры, что подрывает отношение к ПОА. Необходимо тиражировать и вести информационное наполнение университетской среды ценностями, которые несет ПОА.
По вашей оценке, каковы условия роста доверия вузов к российским аккредитующим организациям? Каким обязательным критериям такая организация должна отвечать?
– Могу ответить в тезисной форме – объективность оценки, компетентность и авторитетность экспертов, доброжелательность и искреннее желание помочь вузу повысить качество образовательной деятельности.
– Критерии следующие: профессиональный и объективный подход к своей работе; высокая квалификация экспертов; глубокий анализ деятельности аккредитуемой организации; рекомендации передовых методик оценки, базирующихся на аналогичных стандартах ведущих мировых вузов.
– Доверие образовательных организаций к российским аккредитующим организациям можно обес-печить и максимально нарастить за счет эффективного усиления каналов обратной связи от всех участников и стейкхолдеров процедуры ПОА. Это позволит чутко прислушиваться и гибко реагировать на различного рода изменения в потребностях студенческой аудитории, в ситуации на рынке отраслевых сегментов, в требованиях работодателей.
То есть аккредитующие организации должны, в первую очередь, отвечать таким обязательным критериям, как: гибкость и адаптивность, дипломатичность, коммуникативность и высокий профессионализм.
– Профессионально-общественную аккредитацию можно рассматривать в качестве элемента реформирования системы образования, поскольку ее внедрение в практику деятельности произошло нормативным путем. Как известно, любая реформа имеет свои временные рамки реализации, а главное, признания в сообществе. И если ориентироваться на предложенный в свое время Э. Тоффлером «шаг реформ в образовании» длиною в 50 лет, то система ПОА уже прошла значительный отрезок этого пути.
Успешность деятельности в будущем во многом зависит от способности и готовности самой аккредитующей организации гибко реагировать на изменяющиеся контексты образовательной деятельности, на ожидания общества от сферы образования, на приоритеты в развитии образовательных организаций, которые во многом задаются образовательной политикой. Кроме этого, нельзя недооценивать эффективность широкого позиционирования позитивных результатов ПОА в обществе, позволяющих привлекать в вуз наиболее подготовленных абитуриентов.
Нельзя не согласиться с Г.Н. Мотовой и В.Г. Навод-новым в том, «что профессионально-общественная аккредитация по-прежнему не дает преференций в виде прав и льгот вузам» (2015 г.), хотя она и учитывается при распределении контрольных цифр приема, но, к сожалению, не повышает шансы вуза на их получение.
Сегодня, в условиях замены госаккредитации аккредитационным мониторингом, роль и значимость ПОА должна возрасти, в том числе и в сообществе работодателей. Формирование понимания у работодателей значимости ПОА образовательных программ может стать одной из задач общественной деятельности аккредитующей организации.
– Качество образования следует рассматривать в трех аспектах: как система, как процесс и как результат. И, соответственно, факторы, влияющие на качество образования, могут рассматриваться в этих же аспектах. Например, на качество образования с ракурса системы будет влиять, в основном, группа внешних факторов (политических, социальных и др.), с ракурса процесса – внутренних (содержательных, профессиональных, психологических и др.), а с ракурса результата – четкое соответствие конкретным требованиям заинтересованной стороны (выпускника, работодателя, государства и др.).
Необходим мониторинг нормативного правового обеспечения реализации механизма ПОА, установление критериев приобретения статуса аккредитующей организации и основания прекращения ее деятельности.
При этом каждая образовательная организация должна быть мотивирована к стремлению пройти профессионально-общественную аккредитацию с целью подтверждения высокого уровня организации внутреннего контроля (аудита), пос-тоянного самообследования (саморазвития), перманентного анализа текущей деятельности и реального стремления к дальнейшему самосовершенствованию, а значит поиску новых путей, форм и методов реализации всего имеющегося потенциала.
И здесь возникает вопрос определения и систематизации этих самых «мотиваторов», побуждающих к проведению ПОА. При этом, например, показатель эффективности подготовки кадров образовательной организации необходимо корректировать с учетом реализации потребностей цифровой экономики, появления новых требований к компетенциям востребованных работников, появления новых цифровых технологий, которыми необходимо овладеть и к которым необходимо адаптироваться (информационная и цифровая грамотность, цифровой этикет).
– Условия роста:
Обязательные критерии:
Как гармонизировать госаккредитацию и ПОА? В данном случае, какими вам видятся оптимальные «стыки и разъемы» двух разных процедур?
– Как и многие эксперты Национального центра ПОА, я являюсь одновременно экспертом Росаккредагентства и наблюдаю, что пока две системы существуют в параллельных мирах. Это странно и противоречит единой заявленной цели этих организаций – повышать качество российского высшего образования в контексте потребностей и вызовов современного мира.
Очевидно, что если в нашей стране есть две системы аккредитации, то необходимо их сделать союзниками в достижении цели. Возможно, целесообразно разграничить области проверки и в должной мере учитывать выводы друг друга в формировании заключения по итогам аккредитационной экспертизы.
– Возможно, параллельное проведение этих двух процедур, создание единой аккредитационной комиссии со всеобъемлющим охватом разносторонних вопросов. Это позволит использовать лучшие методы оценки деятельности обеих этих структур. Таким образом, будет реализован комп-лексный подход к оценке деятельности аккредитуемой организации.
– По нашему мнению, гармонизировать госаккредитацию и ПОА можно на основе комплиментарности, т. е. взаимодополнения. Мы все хорошо знаем различия между этими двумя видами аккредитаций. Государственная аккредитация проводится как оценка соответствия образовательной деятельности ФГОС, установленным Правительством РФ, и эта процедура обязательна для всех образовательных организаций высшего образования, независимо от форм собственности. Профессионально-общественная аккредитация проводится как оценка соответствия качества подготовки выпускников требованиям профессиональных стандартов и рынка труда к специалистам соответствующего профиля. Эта процедура добровольная как для образовательных учреждений, так и для аккредитующих организаций.
Но общим моментом между этими различными видами аккредитации является «качество подготовки специалистов». Этот основной стыкующий и объединяющий момент имеет различные грани и горизонты развития. Именно в направлении развития граней образовательного «алмаза качества подготовки» и необходимо проводить процесс гармонизации.
– Гармонизация государственной и общественной систем оценки качества образования целесообразна в тех случаях, когда возникает необходимость синхронного анализа образовательных программ, реализуемых несколькими вузами. В первую очередь, это сетевые и совместные образовательные программы, но это могут быть и образовательные программы, реализуемые вузами по принципу франшизы. В таких ситуациях государственная аккредитация в силу условий реализации может позволить оценить качество программы только с позиции ответственности одного вуза. В то время как качество этой программы зависит от всех партнеров, принимающих участие в ее разработке и реализации.
Инициатива в приоритетной оценке качества таких образовательных программ должна принадлежать аккредитующей организации, что может быть внесено в закон «Об образовании в РФ», в статью, регулирующую ПОА в сфере образования.
– Думаю, что они должны дополнять друг друга. После проведения проверки формальных признаков выполнения стандартов образования необходимо проводить ПОА. Это гарантирует комплексную оценку состояния климата в образовательной организации с дальнейшей разработкой стратегии повышения качества с учетом всех стейкхолдеров.
ПОА: пора в «цифру»? Ваше мнение о перспективах и возможностях применения современных технологий в процедурах ПОА.
– Цифровизация стала объективной реальностью сегодняшней жизни. Она является очень удобным инструментом для работы с документами и дает неограниченные возможности при оценке деятельности ОО в информационной среде.
Однако не стоит умалять тот факт, что главная отличительная особенность ПОА в ее «человеч-
ности». ПОА не ставит задачу уличить и наказать, ее миссия – помочь вузу улучшить работу, навести порядок в проблемных зонах, закрепить успех. Наиболее эффективно эта задача решается в формате живого общения экспертов с представителями образовательной организации. Контактная работа на территории вуза помогает экспертам полнее и глубже понять реальное состояние дел в аккредитуемых программах и кластерах.
С другой стороны, в непосредственной коммуникации легче складываются доверительные отношения между всеми участниками процедуры, что способствует открытой и продуктивной работе с позитивным результатом. Поэтому, на мой взгляд, цифровизация не должна вытеснить традицию выезда экспертной группы в вуз.
– Безусловно, это нужно делать на цифровой основе, что может иметь свои преимущества в случае эпидемиологических ограничений. Все показатели должны быть измеряемы и для этого необходимо разработать систему оценки.
Возможно, следует создать рабочую группу представителей государственной и профессионально-общественной аккредитации, разработать методологию работы такой комиссии с привлечением приглашенных экспертов из различных областей знаний, включая отраслевую специализацию.
– Система профессионально-общественной аккредитации действительно проходит серьезную цифровую трансформацию, которая значительно усилилась в последние годы. За 2020-2022 годы у нас (представителей экспертного сообщества и аккредитующих организаций) уже есть опыт успешного проведения аккредитаций в полностью дистанционном режиме или комбинированном, смешанном.
На наш взгляд, выбор того или иного формата правомерно обусловлен ситуацией в образовательной организации, ее географической удаленностью, открытием или закрытием национальных границ, необходимостью соблюдения санитарных норм, наличием или отсутствием локдаунов, экономических санкций и других сильно действующих факторов.
В дальнейшем при проведении процедуры ПОА именно тот стандарт, который касается гарантии качества образования при переходе на дистанционный формат обучения, будет претерпевать самые значительные изменения (чтобы максимально объективно и точно оценить наличие в вузе возможностей реализации образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных технологий; наличие технической инфраструктуры, обеспечивающей дос-тупность электронного обучения, электронной образовательной среды, достаточность электронных библиотечных ресурсов, обеспечение цифровой безопасности; использование технологий электронного/смешанного/дистанционного формата в соответствии с целями и спецификой образовательных программ, целями оценки достижений обучающихся, учитывающих возможности и потребности обучающихся; наличие системной работы по сопровождению (фиксации) учебного процесса и академической успеваемости обучающихся в электронной и/или смешанной формах; академической и технологической поддержки преподавателей и обучающихся для получения необходимых цифровых компетенций при освоении программ в дистанционном формате).
– Нет, не думаю, что это нужно сделать в полномасштабном варианте. Смысл профессионально-общественной аккредитации, в первую очередь, в построении профессионального диалога экспертов и представителей вуза. Такой диалог более эффективен в реальном времени, когда есть возможность не только обсудить вопросы, но и почувствовать атмосферу коллектива, увидеть элементы созданной образовательной среды, уловить тонкие контексты уклада образовательной организации. Однако отказываться полностью от дистанционных и цифровых технологий также нельзя.
Дистанционно эксперт изучает вуз по данным сайта, подготовленного аналитического материала. Такое предварительное знакомство с научно-образовательной средой является нулевым этапом экспертизы, позволяющим сформировать определенную позицию применительно к специфике оцениваемой практики, подобрать оценочный инструментарий, использование которого во время визита в вуз позволит получить объективную информацию о тех образовательных программах, которые вынесены на аккредитацию.
– Дальнейший трек развития национальной системы независимой оценки качества образования и, в частности, профессионально-общественной аккредитации как ее составляющей видится в необходимости изменения сложившегося подхода к оценке эффективности подготовки кадров в системе образования с учетом кадровых потребностей цифровой экономики с использованием новых технологий. Необходимо установление базовых критериев оценки с использованием двух групп показателей: обобщенные и частные показатели, отражающие уровень качества и эффективность. Они позволят раскрыть содержание основных и вспомогательных процессов. Например, «качество организации и управления образовательным процессом; качество содержания образования; качество управления развитием образовательных систем; качество подготовки участников образовательного процесса и их отношение к образовательной и социально-культурной средам; качество ресурсного обеспечения образовательного процесса; качество социальных и педагогических результатов образовательного процесса, доступность современных технологий в сфере образования». Таким образом, мониторинг качества образования позволит выделить ряд ключевых обобщенных показателей, которые отражают: уровень достижений обучающихся, уровень развития мышления, психологическую комфортность образовательного процесса, качество условий реализации образовательных программ, доступность инновационных образовательных технологий.
Система госаккредитации проходит серьезную трансформацию. На ваш взгляд, нужны ли аналогичные изменения стандартов, процедур или критериев/критериальных значений ПОА? Что бы вы предложили, учитывая отраслевую специализацию оценки качества?
– Действительно, в системе госаккредитации проис-ходят принципиальные изменения как в задачах, так и в самой процедуре мероприятия. Эта трансформация пока еще не завершена и находится в активном процессе, но уже понятно, что акцент переносится на качество образовательного результата, который оценивается тестированием.
Пока трудно делать выводы о целесообразности и совершенстве новой методики, но очевидно, что такой подход более объективный в определении реального качества образования, чем исключительно документальная проверка.
Исходя из своего опыта, могу сказать, что ПОА на данный момент эффективнее справляется с задачей повышения качества образования и помощи вузу в этом вопросе. Ее критерии более гибкие и позволяют учитывать специфику различных профессиональных областей, в частности, образования в сфере искусства. Могу посоветовать только активнее проводить политику мотивации вузов к прохождению ПОА, которая сегодня не является обязательной в отличие от госаккредитации.
– На мой взгляд, эффективными являются те изменения в сфере образования, которые вводятся постепенно, после предварительной проверки, апробации, экспертной оценки, обсуждения в профессиональном сообществе. Такой путь обязательно предусматривает расширение круга субъектов вовлеченных в процесс вводящихся перемен, что позволяет людям осваивать вводимое изменение на уровне личностного смысла, т. е. внести «человеческое измерение» в процесс перемен. Действующие стандарты ПОА, на мой взгляд, оптимальны.
– Думаю, что рано говорить о пересмотре. Сегодня ПОА недостаточно развита, а применяемая форма вполне отвечает принципам и целям которые она преследует.
Оценивая практико-ориентированность подготовки специалистов, приведу слова Г. Спенсера: «Великая цель образования – это не знания, а действия». Это высказывание как никогда подходит к аграрному образованию. Образование следует направить в это русло, повышая участие и ответственность профессионального сообщества.
Политика качества в образовательной организации: цели, инфраструктура, инструменты, кадры. Оцените, пожалуйста, степень развития вузовской инфраструктуры для обеспечения и гарантии качества образования.
– Надо заметить, что в настоящее время большинство вузов успешно развивают систему менеджмента качества, деятельность которой регламентируется хорошо сформированной и находящейся в открытом доступе документной базой. Внутренняя система гарантии качества должна обеспечивать вовлеченность в процесс актуализации образовательных программ всех заинтересованных сторон, а также создавать платформу для их взаимодействия.
Естественно, что реализация этой цели исключает формальный подход, лишь зафиксированный в документах. Это успешно проверяется при ПОА, процедура которой акцентирует внимание на коммуникации со всеми стейкхолдерами образовательного процесса в формате независимого и доверительного общения.
Возможно, мне повезло, но в последние год-два я попадала на экспертизы в вузы, которые понимают значимость независимой оценки качества и хорошо к ней подготовлены благодаря как раз наличию отработанных внутренних механизмов гарантии качества.
– Политика качества в образовательной организации выстраивается через формирование внутривузовской системы независимой оценки качества образования.
Один из элементов такой системы в Финансовом университете – это ежегодный мониторинг эффективности и качества образовательных программ. Целью мониторинга является пересмотр и совершенствование портфеля образовательных программ, повышение их эффективности и качества.
Задачами мониторинга являются:
Объектами мониторинга являются программы бакалавриата и магистратуры очной формы обучения. Предмет мониторинга – соответствие результатов реализации программ установленным показателям конкурентоспособности, экономичес-кой эффективности и качества реализации образовательных программ.
Также мы проводим внутренние процедуры самообследования и оценки качества, достижения целевых показателей программ развития, в том числе, через периодические опросы обучающихся и преподавателей. Мы проводим оценку удовлетворенности студентов качеством образования, оценку удовлетворенности преподавателей и сотрудников условиями работы, оценку эффективности и результативности образовательной и научной деятельности, соблюдения сотрудниками этических норм, принципов профессионализма и компетентности; эффективности управления рисками образовательного учреждения; оценку уровня удовлетворения потребностей стейкхолдеров; оценку уровня информационных, образовательных, научных технологий и ресурсов, коммуникационной сети образовательного учреждения, социального обеспечения; участия в профессиональных сообществах, социальной жизни региона, страны; формирования портфеля заказов на образовательные программы и научно-исследовательские работы; деловой репутации и многое другое.
Основная цель – формирование максимально объективной оценки качества подготовки обучающихся в образовательной организации по результатам освоения образовательных программ. Каждая образовательная организация, без сомнения, должна иметь свою аутентичную внутреннюю систему качества.
– На мой взгляд, основная проблема заключается в низком уровне материально-технической базы. Что касается методологии и организационных вопросов, то они конечно же есть, но не являются решающими.
Опыт отдельных образовательных организаций показывает, что необходимо привлечь работодателей во все циклы образовательного процесса (не на бумаге, а на деле). Начать нужно с участия в разработке образовательных программ, организации практик и стажировок, участия в аттестации выпускников, приема экзаменов и организации практик на их базе, и на основании выявленных недостатков необходимо осуществлять ежегодную корректировку во всех звеньях образовательной цепи. Наиболее значимыми критериями при этом являются качество и востребованность выпускников на рынке труда.
– Наш опыт показывает, что во многих вузах уже наработан достаточный опыт в отношении политики качества и стратегии ее обеспечения. В то же время стремительно меняющая обстановка на образовательном поле деятельности и ее внешнем окружении, а также появление очень значимых национальных программ развития (например, программы «Приоритет-2030») приводит к необходимости обновления этой информации на сайтах образовательных организаций, усиления внутривузовской координации работы в области политики качества между всеми уровнями управления и подразделениями. Здесь иногда бывают некоторые несоответствия, которые и выявляются в процессе аккредитации. Другими словами, среди проблемных зон (или, как предпочитают говорить эксперты – зон роста) остаются организационные, ресурсные и кадровые.
– Обеспечение качества реализуемых образовательных программ является важнейшей стратегией любой образовательной организации, поэтому в каждом вузе сложилась своя практика. Причем в каждом вузе формируется свой уникальный опыт, поскольку образовательные стратегии довольно вариативны, контекстны, по-своему уникальны в воплощенной образовательной практике.
Говоря о проблемных зонах, хотелось бы отметить, что качество образования, как характеристика изменяющаяся, нуждается в постоянном методологическом осмыслении в сообществе. Поэтому выработка новых подходов к обеспечению качества образования во многом обусловлена организацией определенного дискурса в профессиональном сообществе, ориентированного на установление взаимопонимания и взаимодействия заинтересованных субъектов, на выявление проблем и трудностей в оценивании качества образования, обмен опытом и лучшими практиками оценки качества, что в итоге определяет обновление, и на выработку новых методологических ориентиров в понимании качества.
– Немаловажным является подтверждение и позиционирование достоинств, сильных сторон образовательной организации, которыми она может гордиться и представлять широкой общественности. Тем более, что каждая конкретная образовательная организация устанавливает собственную планку развития и ориентируется не на усредненные показатели, отраженные в законодательстве, а на лучшие отечественные и зарубежные практики, обеспечивающие значительные результативные показатели, инновационное развитие. Это еще и действенный механизм сближения работодателей и субъектов образовательного процесса, возможность критического взгляда на уровень взаимодействия и «взаимопроникновения» для продуктивной реализации деятельности и тех, и других.
По результатам проведения ПОА, после реализации всех необходимых процедур, удостоверяется осуществление подготовки специалистов в полном соответствии с предусмотренными стандартами, гарантируется высокий уровень качества образования, подтверждается востребованность выпускников на рынке труда.
Профессионально-общественная аккредитация способствует определению точек роста по направлениям совершенствования качества реализации образовательных программ; формулированию результатов обучения в соответствии с миссией, целью и задачами конкретной образовательной организации; актуализации образовательных программ с учетом современных требований и развитием цифровых технологий; совершенствованию механизма обратной связи со студентами и работодателями для систематического мониторинга и оценки образовательной программы и многому другому.
Неоспоримым достоинством профессионально-общественной аккредитации является возможность реализации следующих принципов: добровольность, открытость, объективность, компетентность, достоверность, периодичность, гласность и коллегиальность принятия решения.
В то же время сейчас происходит изменение, по сути, всех составляющих образовательного процесса: меняется обучаемый (поколение Z с особыми социально-психологическими характерис-тиками), меняются формы и методы обучения. Качественным изменениям должен подвергаться и сам преподаватель. Для построения эффективной и качественной модели образования в постоянно изменяющихся условиях государственно-правового развития, цифровой экономики и информационного общества, необходимо изменить подходы и роль преподавателя, отношение к обучающимся и процессу преподавания.
В этом процессе, на мой взгляд, важная роль отводится ПОА, которая позволяет образовательным организациям оценить достоинства и недостатки образовательного процесса, выявить факторы, сдерживающие развитие, реалистично оценить соответствие стратегии развития имеющимся ресурсам и др. Выполнение рекомендаций экспертов способствует разработке гибких конкурентных образовательных программ, реагирующих на социально-экономические изменения на меняющиеся запросы рынка труда.
– Вузовская инфраструктура имеет существенное значение (расположу в последовательности влияния): кадры – они решают все; инфраструктура – здесь можно описать пример «Эффект разбитых окон»; инструменты и цели – определяет коллектив, но прежде всего руководство, которое должно правильно выстроить систему мотивации, определить цели, задачи и, главное, ценности, которые будут поддерживать качество образования.
В этом контексте, какой положительный опыт образовательными организациями уже наработан за последнее десятилетие? Какие «проблемные зоны» остаются?
– Примеров много, все что направлено на повышение мотивации студентов и преподавателей обречено на успех повышения качества. Например, внедрение проектной деятельности в образовательную программу повышает качество. Также работает система научных кружков, которые работают благодаря наличию кадров, готовых заниматься этим на систематической основе.
В качестве примеров можно назвать Саратовский ГАУ, Ставропольский ГАУ, РГАУ-ТСХА и другие. Вузы, в которых в центре функционирования университета стоят студенты и преподаватели, причем на одном уровне, где выстроена система ценностей взаимодействия, основанного на взаимоуважении и взаимопонимании, качество образования там на самом высоком уровне.
Проблемными зонами остаются, конечно, кадры. Без них невозможно выстроить и сохранить качес-тво, но и нужно поработать с общей методологией повышения качества образования.
Каким вам видится дальнейший трек развития национальной системы независимой оценки качества образования и ПОА как ее составляющей? Чтобы система становилась максимально точной и объективной, какие, на ваш взгляд, элементы в этом треке еще необходимо достроить/внедрить?
– Профессионализм является основным гарантом социокультурного прогресса любой страны. В какой-то момент российское высшее образование утратило определение «профессиональное». Конечно, важно воспитывать широко образованных людей, но еще важнее качественно готовить их к конкретной профессиональной деятельности, учить самым передовым методам решения задач в реальных секторах экономики. Неслучайно последние федеральные образовательные стандарты все больше привязывают содержание образования к потребностям производства.
Современные технологии, условия и методики формирования профессиональных компетенций у студентов высшей школы являются основными проблемами в зоне внимания ПОА. Поэтому, без сомнения, значение деятельности организаций, осуществляющих независимую оценку качества образования и соответствия его содержания интересам производственной сферы, будет возрастать.
На мой взгляд, именно ПОА должна влиять на госзаказ и контрольные цифры приема в вузы по различным специальностям и направлениям подготовки за счет ассигнований федерального бюджета.
– Интересно наблюдать и участвовать в развитии эффектов ПОА уже за рамками пройденных процедур – это развитие партнерства и реализация совместных проектов с вузами и работодателями, сотрудники которых в качестве экспертов-аккредитаторов участвовали в ПОА, с самими аккредитующими организациями.
Например, Финансовый университет участвует в пилотном проекте Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка (СПКФР) по выдаче сертификатов признания теоретической части профессионального экзамена студентам, успешно прошедшим ГИА, которые обучались на аккредитованных СПКФР программах. Сертификаты признания считаются частичной профессиональной сертификацией обучающихся, которые имеют возможность досдать полный профессиональный экзамен в Центрах оценки квалификаций.
Другой пилотный проект с СПКФР – возможность зачета результатов промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации при процедуре независимой оценки квалификаций. Это позволит выпускнику без дополнительного обучения за счет совмещения контента профильной части образовательной программы и фондов оценочных средств с контрольными оценочными средствами профильного Центра оценки квалификаций пройти независимую профессиональную сертификацию и получить свидетельство о квалификации (профессии).
Результатом такой работы должно стать более успешное и быстрое трудоустройство наших выпускников.
– В качестве резюме: перспективы развития национальной системы независимой оценки качества образования и, в частности, профессионально-общественной аккредитации как ее составляющей самые положительные. ПОА имеет огромный потенциал стать максимально точной и объективной процедурой. Но траектория развития будет не линейной, а гибко-адаптивной, учитывающей многоступенчатые изменения в образовательной деятельности.
Постепенно будут совершенствоваться экспертные компетенции экспертов (особенно цифровые и коммуникативные), техническое обеспечение, будут развиваться новые сервисы экспертно-аналитической деятельности (например, по предоставлению экспертных консультаций в период до и после проведения аккредитационного периода, а также по проведению экспертиз по качеству измерительных материалов для оценки уровня дистанционного обучения).
В целом, краеугольным камнем в траектории развития ПОА будет курс на верхнюю планку качества во всей процедуре – сплав и интеграция ориентированных на мировой уровень стандартов аккредитации, высокого профессионализма экспертов, максимально возможного уровня реализации всех этапов аккредитации.
– Дальнейшее развитие системы независимой оценки качества образования, на мой взгляд, будет связано с развивающейся тенденцией персонификации образования и поиском новых оценочных инструментов, объективирующих результаты образования. ПОА в этом процессе может существенно расширить свое влияние на мнение в обществе о качестве образования, т.к. ее ключевой инструмент – экспертные оценки – ориентирован на неформализованное выявление достигнутых результатов в персонифицированном аспекте.
– Трек: повышение значение ПОА в развитии вузов и качества образования на реальной основе.
Внедрить или достроить: оценка практик ориентированности образования и внедрения инновационных, современных методов преподавания, например, проектной деятельности, применять элементы перевернутого учебного плана и т. д.
Ваши экспертные рекомендации управленческой команде по выстраиванию эффективной современной политики качества вуза.
– Мои рекомендации:
– Тесное взаимодействие с руководством Министерства науки и высшего образования Российской Федерации для продвижения ваших профессиональных наработок и с возможным учетом рекомендаций и идей от экспертного сообщества.
– Среди общих экспертных рекомендаций управленческой команде по выстраиванию эффективной современной политики качества вуза, исходя из нашего многолетнего опыта проведения большого ряда экспертиз можно отметить следующие:
Присоединяюсь ко всем теплым словам поздравлений в связи с 25-летним юбилеем системы аккредитации в России. Это чрезвычайно значимая веха на пути развития! За это время сделано очень много в процессе анализа, оценки практики образовательной деятельности, формирования рекомендаций для развития большинства образовательных организаций нашей страны как уровня основного высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура), так и уровня специального профессионального образования (СПО), дополнительного профессионального образования (ДПО).
Особо теплые поздравления хочется направить в адрес В.А. Болотова – председателя первой Аккредколегии, экс-руководителя Рособрнадзора РФ, ныне – председателя Нацаккредсовета. От лица всего экспертного корпуса и академического сообщества поздравляем Виктора Александровича с 70-летием! Самого крепкого здоровья, творческой и профессиональной реализации, ярких проектов и самых замечательных успехов на этом непростом, но очень интересном пути!
Светлана Викторовна Панасенко
– Политика качества в образовательной организации должна строиться на следующих принципах:
Не вызывает сомнений тот факт, что на современном этапе социально-экономического развития создан и требует совершенствования эффективный механизм независимой оценки, отражающий, в первую очередь, приоритеты и запросы профессионального сообщества в качественном практико-ориентированном современном образовании. Безусловно, в системе гарантий качества образования будущее за профессионально-общественной аккредитацией.
– Мои рекомендации: