Понятие и принятие
Объединяющим элементом реализации всех представленных в вузе дисциплин проектной деятельности стало понятие проекта как результата интеграции творческой деятельности и предпринимательской инициативы. Студентам начали объяснять, что можно стать автором эффективного проекта и создать на его основе собственный бизнес.
Ранее развитию студенческого предпринимательства в СКФУ уделяли внимание в рамках бизнес-инкубатора, действовали малые инновационные предприятия, которые занимались внедрением в производство научно-технических разработок ученых вуза. Недостатком этой практики было то, что лишь очень малая часть студентов привлекалась к работе в структуре МИПов.
Надо отметить, что не все структурные подразделения университета с доверием отнеслись к нововведениям. Было много сомнений объективного характера: большая часть преподавателей не имели опыта ведения предпринимательской деятельности. Пришлось убеждать коллег, помогать методически, проводить обучающие семинары. В результате, в 2021 году 10 преподавателей выступили координаторами выпускных квалификационных работ в виде стартапов (ВКРС). Еще несколько человек согласились стать руководителями отдельных разделов стартап-проектов.
Между тем, некоторые студенческие ВКРС оказались достаточно успешными. В частности, «Разработка робототехнического комплекса помощника медсестры» была инвестирована Центром интеллектуальных технологий для робототехнических и компьютерных систем. Проект «Разработка и пос-тановка на производство изделия макаронного с использованием цианобактерий», поддержанный компанией-инвестором «Каприз», стал базой для создания нового предприятия «Интехпром».
Проблема
Всего в 2020/2021 учебном году студентами СКФУ было представлено к защите 10 выпускных квалификационных работ в формате «Стартап как диплом». Их рецензирование предпринимателями выявило определенные недостатки в организации самого процесса руководства дипломным проектированием. В частности, некоторые темы ВКРС практически не отличались от традиционных выпускных квалификационных работ или недостаточно соответствовали рыночной конъюнктуре, не имели перспектив коммерциализации результатов.
Решение
По решению ректора СКФУ Д.Н. Беспалова университет взял курс на создание экосистемы университетского технологического предпринимательства. Были внесены изменения в организацию и сопровождение процесса выполнения выпускных квалификационных работ студентов СКФУ по программе «Стартап как диплом».
Во-первых, потребовалось усилить вовлечение студентов в проектную деятельность и предпринимательство. Для достижения этой цели СКФУ сделал несколько шагов:
Во-вторых, потребовались изменения положений Регламента выполнения выпускных квалификационных работ в виде стартапов. Они были разработаны Учебным департаментом университета и утверждены решением Ученого совета СКФУ.
В соответствии с внесенными нормативно-правовыми дополнениями в структуре Технологического парка создана общеуниверситетская рабочая группа по рассмотрению ВКРС. В ее состав вошли 20 представителей институтов, факультетов, иных подразделений университета, а также 37 руководителей и главных специалистов бизнес-структур региона. Председателем назначен директор Технопарка.
Рабочая группа стала функционировать в режиме стартап-студии, полностью сопровождая ВКРС – от согласования тематики до заключительного анализа результатов проектирования. Представители предпринимательского сектора подоб-раны по отраслевому принципу соответственно реализуемым в университете направлениям подготовки и специальностям. Все они имеют многолетний опыт создания и эффективного развития бизнеса в сферах строительства, машиностроения, монтажа и ремонта оборудования, цифровых технологий, производства и переработки сельскохозяйственной продукции, общественного питания, спорта, медицинского обслуживания, образования, оказания юридических услуг, организации культурно-массовых мероприятий.
Теперь сопровождение ВКРС действующими предпринимателями, фактически выступающими в роли наставников, начинается с согласования предложенных тем. На заседании рабочей группы студенческая проектная команда представляет свою бизнес-идею. При этом необходимо достижение разумного компромисса между требованиями ФГОС ВО к содержанию и структуре ВКР и рыночной востребованностью, практико-ориентированностью и перспективами коммерциализации проекта. Первое гарантируется представителями институтов и факультетов СКФУ, второе – присутствующими руководителями и специалистами предпринимательских структур. В случае необходимости и заинтересованности студентов проводятся экскурсии и практика на предприятиях, консультации, помощь с инвестированием.
Стартап-школа «БИЗНЕС+»
Стартап-школа «БИЗНЕС+»
Первая инновационная стартап-школа «БИЗНЕС+» на Северном Кавказе начала работу в декабре 2021 года. Заявку на участие подали свыше 140 студентов университета, из них отбор прошли 70 человек.
Реализация мероприятий в школе предусматривает следующее:
1. Первичный скрининг проектов.
2. Диагностику предпринимательских компетенций в онлайн-режиме на базе Центра оценки компетенций СКФУ. Оцениваются личные профили участников, проводится аналитика цифрового следа.
3. Блиц-хакатон проектов и проведение Selection Day.
Отобранные проекты в формате онлайн/офлайн-мероприятий прошли полный цикл доработки в виде теоретического блока, практической работы в формате трубы экспертов, бизнес-завтраков, менторских сессий, работы трекер-наставников проекта или проектной группы.
Самым сложным оказалось сохранить интерес ребят к проекту. Ведь изначальный посыл – создать инновационный стартап – звучит привлекательно. Но, когда началась ежедневная кропотливая работа, многие сошли с дистанции.
К окончанию школы в марте 2022 года и до защиты перед экспертами дошли 11 проектов, часть из которых получили поддержку инвесторов, другая часть была доработана для участия в программе «Стартап как диплом».
На мероприятии стартап-школы «БИЗНЕС+»
Подписание соглашения между СКФУ и Центром «Мой Бизнес»
Подписание соглашения Технопарка СКФУ с бизнес-клубом «Южный рубеж»
Участники стартап-школы «БИЗНЕС+»
Дальше – больше
Все эти изменения позволили существенно повысить предпринимательскую активность студентов университета и улучшить отношение профессорско-преподавательского состава к программе. Ребята смогли преодолеть страх ошибки, боязнь неудачи из-за отсутствия опыта предпринимательской деятельности, а у преподавателей появился интерес к нововведениям и взаимно полезному деловому общению с представителями бизнес-сообщества.
В 2021/2022 учебном году уже 20 преподавателей решились выступить координаторами ВКРС, и столько же студенческих команд выразили желание выполнить и защитить свои стартапы. Все 20 бизнес-идей прошли предварительную экспертизу, были откорректированы и рекомендованы предпринимателями к разработке.
В завершение учебного года полученные результаты будут снова представлены членам рабочей группы для оценки их предпринимательского потенциала, соответствия требованиям рыночной конъюнктуры, даны рекомендации к защите на объединенных заседаниях государственных экзаменационных комиссий институтов, факультетов, кафедр.
На перспективу
С целью вовлечения студентов СКФУ в практику подготовки ВКР по программе «Стартап как диплом» сотрудниками Технопарка и Учебного департамента сформирован перечень перспективных бизнес-идей. Список передан в институты и на факультеты для ознакомления и создания команд потенциальных исполнителей уже с младших курсов. Преподаватели СКФУ получили возможность включиться в проработку востребованных рынком бизнес-идей при консультационной поддержке опытных предпринимателей, а студенты – стать авторами успешных стартапов с гарантией последующего финансирования.
На наш взгляд, результаты реализации проектов в сфере молодежного предпринимательства будут способствовать повышению уровня занятости на территории Северо-Кавказского федерального округа и сокращению теневого сектора экономики. Все это осуществится за счет создания новых субъектов малого и среднего предпринимательства, включая ИП и самозанятых, в следующих отраслях: туризм и гостеприимство, медицина и бальнеология, креативные индустрии, сельское хозяйство и пищевая переработка.