Мария Бережных, заведующая кафедрой менеджмента, куратор дипломных работ выпускников в виде стартапа:
– На сегодняшний день мы используем несколько вариантов сценария развития проекта.
В структуру образовательной программы «Управление проектами» по направлению «Менеджмент» включена дисциплина «Технологическое предпринимательство». Эта дисциплина закреплена за приглашенным преподавателем – действующим предпринимателем. На занятиях студенты инициируют свою бизнес-идею и в течение семестра стараются довести ее до реального продукта. С этим проектом на любой стадии разработки студенты 4-го курса могут зайти в проектную деятельность и привлечь в команду недостающие компетенции (например: IT, дизайн). Завершается все защитой ВКР как стартапа.
Кроме этого, в рамках проектной деятельности, начиная с 3-го курса, студенты работают над кейсами от предприятий-партнеров: Лаборатории энергетики En+Groop, компаний «ИНК», Digitlab, РУСАЛ, «Полюс». Результатом проекта, кроме узкого решения проблемы предприятия, может стать жизнеспособная бизнес-модель, которую студенты доведут до стартапа.
Идейным вдохновителем практически всегда выс-тупает руководитель – научный (по ВКР), председатель студенческого научного сообщества, наставник проекта. Консультантом приглашается представитель отраслевого бизнеса. Его задача – помочь студенту самому оценить свою идею с точки зрения потенциала развития на рынке. Эксперт от бизнеса может стать потенциальным инвестором на стадии предзащиты проекта.
Примером такого стартапа можно назвать Молодежное арт-пространство «Молред». Мы получили грант – 1 175 000 рублей от Федерального агентства по делам молодежи «Росмолодежь» на приобретение профессиональной техники, организации образовательной программы, создания интерьер-ных решений в фотовидеостудии. Кроме того, мы выиграли конкурс по поддержке молодежных центров от профильного министерства Иркутской области и получили оборудование для организации медиацентра на сумму 150 000 рублей.
Медиапроект актуален для города. Так создается круг единомышленников из разных образовательных организаций и дает им возможность самостоятельно формировать молодежную информационную среду.
Наша команда придерживается принципа: дорогу осилит идущий. Нужно уметь принимать решения и брать на себя ответственность за эти решения, не бояться брать инициативу в свои руки и идти вперед. Если ты лидер и можешь вдохновить, стать инициатором идей и проектов, то за тобой пойдут активные студенты.
Проблема
Стартап – это, в первую очередь, команда. Основной трудностью в первые два года реализации проекта «Стартап как диплом» стал поиск участников с нужными компетенциями.
Решение
Поначалу пришлось искать студентов из других проектов – например, специалис-тов по дизайну, маркетинговому исследованию. С прошлого года в структуре университета был создан отдел развития научно-исследовательской и предпринимательской деятельности, выступающий своеобразным «единым окном». Благодаря этому вопросы привлечения партнеров, проведения консультаций, экспертизы снялись автоматически.
Презентация студенческого проекта «Развитие молодежного предпринимательства»
Ирина Челпанова, ведущий специалист отдела развития научно-исследовательской и предпринимательской деятельности студентов:
– Любой проект начинается с идеи. Студент на первых курсах начинает реализовывать или свою идею, или идею команды/научного руководителя, подсматривает перспективные идеи в СМИ, соцсетях и других источниках. Далее ему нужно найти что-то новое, уникальное для развития проекта. Для этого нужно либо иметь базу знаний и умений, либо наставников, которые направят студента на верную мысль.
Затем студент представляет проект – на конференциях, конкурсах, питч-сессиях – в виде идеи, первых образцов, каждый раз его дорабатывая. Далее идет поиск финансирования. Параллельно собирается команда, члены которой дополняют друг друга. В проекте может поменяться идея или направление, появиться или исчезнуть финансирование, но слаженная команда проходит все это и создает уникальный и интересный продукт.
Главным носителем идеи выступает лидер. Он же подбирает участников и ведет проект. Идейным вдохновителем может быть и научный руководитель. У студента-лидера много энергии, сил и горят глаза, но зачастую не хватает опыта. Именно его дает научный руководитель/эксперт/консультант. Поначалу студенты даже работают в проектах научного руководителя, получая необходимые компетенции. И только достигнув определенного уровня квалификации, могут выйти на собственные проекты и заказы.
Основная задача университета – создать предпринимательскую доброжелательную среду, чтобы каждый студент мог попробовать себя в роли предпринимателя.
Мы долго думали – как помочь нашим студентам раскрыть потенциал предпринимателя? В результате вместе со своими партнерами Easy school запустили образовательную программу «PROПредпринимательство». Программа включает в себя 3 блока: блок «Самоопределение» направлен на развитие «гибких» навыков для формирования предпринимательского мышления, повышение мотивации к предпринимательской деятельности. Блок «Погружение» включает знакомство с предпринимателями, генерацию и развитие бизнес-идей, создание команды, привлечение инвестиций. Блок «Создание стартапа» включает наставничество, создание и развитие своего бизнеса, поиск партнеров, экспертов и заказчиков.
Для участия в программе было подано 184 заявки, отобрано 70 участников. Отбор проводился в формате деловых игр, где оценивались коммуникативные навыки, готовность принимать решения и отстаивать свое решение. Реализуется проект как программа дополнительного образования с выдачей документа о повышении квалификации.
Мы понимаем, что некоторые ребята уйдут и выберут иное занятие. Другие – захотят стать частью команды. Единицы смелых уже со студенчества начнут строить свое дело. Такие люди собирают вокруг себя предпринимательские команды. Один лидер вдохновляет еще несколько человек на развитие проекта. Эта цепочка собирает в «тусовку» заинтересованных. Университет выполняет здесь поддерживающую роль, предоставляет ресурсы. Пользуясь помещениями, лабораториями, сталкиваясь с другими студентами и экспертами, гораздо легче начать свое дело, чем пытаться строить бизнес с нуля.
На следующем этапе, через 4 месяца, мы подключаем предпринимательское сообщество.
Павел Григоров, лидер стартап-проекта по разработке бионического протеза руки человека:
– Тема проекта возникла на первом курсе обучения, после моего участия в конкурсе «Авангард науки», где нужно было презентовать свою научную или проектную идею, рассказать о планах ее развития. Заниматься разработкой протезов меня вдохновило изучение историй людей, которые уже получили бионические протезы конечностей и в красках рассказывали о своих эмоциях от их использования. Мне показалось, что изобретение подобных гаджетов – это прекрасное сочетание инженерного дела и помощи людям.
Сначала это был просто студенческий проект. Затем я начал формировать команду и углубился в изучение темы протезирования, анализировал рынок протезов. Получается, я продолжил свою проектную работу, но на более серьезном уровне.
Сегодня невозможно создать прорывной продукт без коллаборации разных отраслей науки. В команде есть инженеры, ответственные за проектирование конструкции и проверку используемых материалов, программист и электронщик, специалисты из медицинской сферы, без которых проект остался бы просто курсовой инженерной работой.
За все время развития проекта общая концепция не корректировалась, но мы изменили подход в разработке протеза руки – сменили не одну конструкцию. Мы поняли, что в первую очередь должны удовлетворить запросы пациентов, а не мировые тренды. Поэтому сейчас настроены создать удобный для использования и управления протез.
Ребятам, планирующим привести свой стартап к защите, советую грамотно изучить рынок, конкурентов, а также верно определить своих потребителей и их запросы. После этого важно сформировать команду, члены которой будут относиться к разным областям науки и по максимуму закрывать компетенции, необходимые для успешной реализации проекта. И, если мы говорим именно о стартапе, а не об обычном проекте, необходимо проработать бизнес-модель: кому, что, как и когда вы будете продавать.
Проблема – Решение
Так как почти все участники проектной команды – студенты, главным препятствием в развитии стартапа стало отсутствие в сутках 25-го часа. Часто не хватает времени из-за учебы или по личным причинам. Но все это решается дисциплиной и грамотным планированием расписания дня.
Павел Григоров
Защита кейсов акселерационной программы. Лаборатория энергетики, 2021 г.
Виталий Насонов, лидер стартап-проекта «Молодежное медиа-пространство»:
– Предмет для темы диплома у меня появился еще в 2019 году, когда мы с коллегами решили запустить телевизионный проект на местном телеканале. Тогда это была 3-месячная программа по обучению молодых ребят базовым навыкам в сфере медиа: фото, видео, журналистике. Но сама основа проекта появилась еще раньше: проработав на телевидении, я понял, что медиасфера в городе никак не развита.
Мой стартап – это социальный проект, который имеет много инновационных решений в сферах регионального телевидения и молодежного медиа. Если задуматься, в России нет единого крупного отраслевого движения в сфере медиа, со своим брэндингом, структурой доходов и управления. Работа нашего проекта как раз и основана на этом пробеле. Конечная цель – создать федеральную франшизу по медиаволонтерству, которая была бы не только полезна, но и выгодна ключевым парт-нерам в смежных отраслях: телевидению, администрации и добровольчеству. На симбиозе целей и задач этих направлений и появилась «Молодежная редакция» как социальный стартап «#Molred38 Городское пространство для творческих людей».
На данный момент у нас выработалась структура распределения обязанностей. Есть опытный человек в сфере СМИ с кругом знакомств, позволяющим привлекать интересных спикеров для образовательной программы. Задача руководителя направления «Добровольчество» – своевременно находить мероприятия для волонтерства и вести волонтерские книжки. Команда дизайнеров задает визуальный стиль наших социальных сетей и выпускаемого «мерча». Журналисты формируют информационный поток. Профессионализм этих людей позволяет нам всегда быть в курсе актуальных новостей, а также самим грамотно формировать новостную поддержку. Моя роль в команде – быть сердцем и мозгом, планировать и проводить занятия по фото и видео.
Главный совет для тех, кто уже реализует проект и хочет защищать его как дипломную работу – к периоду написания ВКР собирайте больше отчетности по проекту. Так будет проще написать дипломную работу.
Один из моих личных девизов, который стал лозунгом и нашей молодежной организации, гласит: «Самое интересное впереди». Это ощущение, что все только начинается, подталкивает смелее смотреть вперед. Ты понимаешь, что чем больше работаешь над масштабным проектом, тем больше у него путей для развития.
Проблема – Решение
Самое трудное в реализации проекта – грантовая работа. Нужно много всего держать в уме, записывать и знать, как потом отчитываться. Также трудным моментом для меня стали бесконечные презентации проекта в школах, колледжах, где удержать внимание аудитории достаточно сложно, а также личные выступления для потенциально заинтересованных (и не очень) бизнесменов и представителей власти.
Но за три года такой практики искусство публичной защиты стало для меня отточенным орудием. Огромный опыт выступлений – теперь мое спасение почти в любой непредвиденной ситуации.
Виталий Насонов
Отбор на программы «PROПредпринимательство»