Займись своим делом

Займись своим делом

Как развиваются в России университетские стартапы

Развитие студенческих бизнес-проектов, практика у работодателей наиболее мотивированных к предпринимательству ребят, коммерциализация разработок для повышения качества жизни людей и укрепления экономики регионов – все это нашло целевую государственную поддержку. Идея стимулирования студенческих стартапов получила статус федерального проекта и стала одной из 42-х инициатив социально-экономического развития страны до 2030 года. Редакция «АО» решила выяснить, как развивается это направление в российских университетах.

Стимулирование экономики

Для поддержания экономики страны, особенно в период санкционных ограничений, важно, чтобы она непрерывно подпитывалась, в нее постоянно вливались новые идеи, поступали продукты фундаментальных разработок и, наконец, приходили креативные специалисты, готовые создавать технологии. Развитие экономики всегда связано с университетами – центрами науки и кадровой основы инновационного развития. 

Активно вовлекать талантливых студентов в развитие экосистемы технологического предпринимательства в России начали с 2017 года (создавать рабочие проекты студенты могли и раньше). Тогда в нескольких университетах у выпускников появилась возможность защитить в качестве выпускной квалификационной работы собственный реальный бизнес-проект или идею. Первые итоги проекта оказались в целом положительными – за год число вузов, выразивших желание внедрить такую модель подготовки, выросло до сотни.

Логическим продолжением программы «Стартап как диплом» стал федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства», разработанный Минобрнауки России и утвержденный Правительством РФ[1]. Согласно идее, проект должен поддержать молодой бизнес и вовлечь студентов в сферу технологического предпринимательства. А университеты – наладить системное взаимодействие с внешними экспертами, влияющими на процесс появления новых продуктов и решений, способных составить конкуренцию на рынке. 

Для понимания масштабов запланированного: в 2020 году было запущено 455 университетских стартапов, но целевые показатели проекта предполагают увеличение этой цифры почти на порядок – в среднем до нескольких тысяч в год. Первый конкурсный отбор заявок на получение грантов для создания студенческих стартапов прошел в феврале – апреле 2022 года. В этом году по одному миллиону рублей получит тысяча студентов, в следующем – 1,5 тысячи, в 2024 – почти 2 тысячи. 

Напомним, что конкурс организован для студентов бакалавриата, специалитета, магистратуры или аспирантуры, которые готовы разработать новый товар, изделие, технологию или услугу на основе собственных исследований, имеющих потенциал коммерциализации. 

Участникам проекта предлагается выбрать одно из семи тематических направлений: цифровые технологии, медицина и технологии здоровьесбережения, химические технологии и новые материалы, новые приборы и интеллектуальные производственные технологии, биотехнологии, ресурсосберегающая энергетика или креативные индустрии. 

Данный подход соответствует долгосрочному прогнозу развития России, подготовленному Минэкономразвития. В стране активно развивается производство авиакосмической техники, композитных материалов, атомной и водородной энергетики, сфера нанотехнологий, биомедицинских технологий жизнеобеспечения и защиты человека и животных, а также ряд других областей.

По статистике, каждый четвертый стартап в мире рождается в университетах, однако в России этот показатель составляет пока всего 3%. Переломить ситуацию и запустить механизм массового – до 30 тысяч к 2030 году – создания университетских стартапов призван федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства».

Условия роста

Интересные данные приводятся в докладе «Инновации в России – неисчерпаемый источник роста» от Центра по развитию инноваций McKinsey Innovation Practice.
Авторы считают, что полную картину уровня инновационной деятельности в стране нельзя составить, рассматривая исключительно такие показатели, как количество выданных патентов или опубликованных статей. Развитие инноваций определяется множеством факторов и зависит от архетипа отрасли. К примеру, успешность научных инноваций во многом определяется уровнем затрат на НИОКР, в то время как для потребительских инноваций значительно важнее наличие объемных потребительских рынков или скорость внедрения и распространения продукта.
Инновации, о которых мы говорим в контексте создания стартапов, ориентированы на потребителей и позволяют удовлетворять их запросы в следующих нишах: телекоммуникациях, банковской сфере, торговле, IT, транспорте, образовании, сфере развлечений, пищевой и текстильной промышленности. Эти сферы, как отмечают эксперты, отличаются высокими расходами на маркетинг – от 3% до 7% выручки и сравнительно коротким периодом разработки продуктов. 
Поскольку продукты и услуги в этих отраслях в значительной мере ориентированы на местные потребности и нормативы, в разработке и внедрении инноваций национальные компании часто имеют преимущества перед глобальными игроками. Положительно влияют на деятельность малого бизнеса высокий внутренний спрос на инновации, свободный доступ к капиталу, а также законодательство, направленное на поддержку коммерческих проектов.
Это утверждение справедливо и применительно к развитию технологического предпринимательства. На схожесть запросов указывают ответы из опроса, проведенного в официальном телеграм-канале «АО». Мы спросили коллег, какие обязательные условия необходимы для рывка российского университетского технологического предпринимательства. Более половины респондентов предпочли бы видеть стимулирование спроса на инновационные продукты среди отечественных производителей / потребителей, четверть высказалась за существенное увеличение бюджетного ресурсного обеспечения проекта, чуть более 20% проголосовали за значительное расширение университетской автономии.

Выход на рынок

Университет становится идеальным местом для создания стартапа. При официальной поддержке руководства вуза, наставников и успешных предпринимателей студенты пробуют силы в продвижении своих бизнес-идей и готовых решений. Какие стартапы обучающихся действительно заработали на Ставрополье, мы узнали у Владимира Кузьменко, директора Технопарка СКФУ.
Хозяйственный комплекс Ставропольского края традиционно имеет аграрно-индустриальную специализацию, но производственный потенциал его перерабатывающей отрасли существенно уступает аналогичным сегментам экономики Краснодарского края, Ростовской области, других южных территорий России. В этой связи весьма востребованы для развития региона стали стартапы в области переработки сельскохозяйственного сырья. 
В частности, в 2021 году командой студентов СКФУ был предложен стартап «Разработка технологии и обеспечение безопасного производства функциональных продуктов питания на основе поликомпонентных наносистем». Проект получил реальное финансирование со стороны сельскохозяйственного предприятия «Комми». 
Также в 2021 году на условиях финансирования готового проекта инвестором стартапа «Разработка и постановка на производство изделия макаронного с использованием цианобактерий» стала компания «Каприз». 
В 2022 году команда студентов магистратуры предложила стартап «Разработка и постановка на производство в компанию «Экодар» сушеной овощной продукции». Проект находится в стадии разработки, апробации технологического процесса и финансируется вышеназванной организацией. 
Реальное финансирование от компании «Творческая студия» получил стартап-проект команды студентов на тему «Разработка и продвижение онлайн-курса формирования медиаграмотности в инклюзивной среде». Он также соответствует потребностям региона по вовлечению людей с ограниченными возможностями в активную предпринимательскую и иную деятельность.

Риски и решения

Внедрение в вузовскую практику программы «Стартап как диплом» носит инновационный характер и потому сопровождается определенными рисками. Во-первых, недостаток или отсутствие предпринимательского опыта у студентов, а также у преподавателей-координаторов стартапа, может привести к получению отрицательного результата после завершения разработки. Для нивелирования подобного рода рисков целесообразно привлекать представителей успешных бизнес-структур к участию в обсуждении перспектив реализации проектов еще на стадии согласования и утверждения тематики ВКР, выполняемых в формате «Стартап как диплом». Во-вторых, технологическое предпринимательство относится к категории наиболее трудо- и материалоемких видов организации бизнеса, что неизбежно может стать причиной разочарований некоторых участников стартап-команды и даже отказа от продолжения работы над проектом. Подобные случаи имели место в практике СКФУ. Для минимизации этого рода рисков целесообразно приступать к формированию стартап-команды еще на 2 или 3 курсах, осуществлять тщательный подбор кандидатур, знакомить студентов с успешными бизнес-практиками, начиная с 1 курса, активно проводить экскурсии на предприятия малого и среднего бизнеса. В-третьих, существуют риски ошибок организационного содержания в реализации программы «Стартап как диплом». Для их предупреждения целесообразно поручать руководство процессами внедрения этой практики специалистам, имеющим определенный опыт как преподавательской деятельности, так и организации учебного процесса на уровне отдельного подразделения или образовательной организации в целом.

Поле для обмена опытом

Собирая информацию о защите ВКР как стартап-идеи для новых выпусков «АО», мы столкнулись с противоположными мнениями. Организация и ведение проектов в университетах имели совершенно разные результаты. Вузы нередко шли каждый своим путем, зачастую самостоятельно нащупывая правильную траекторию. И кто-то просто не дошел. Но ситуация постепенно меняется.
Мы благодарны всем тем, кто делится с коллегами успехами и проблемами, рассказывает о трудностях, показывает выходы из непростых ситуаций, которые пришлось оперативно искать во время реализации проектов. 
В этом номере вы найдете массу полезных советов по решению общих для всех вопросов. Продолжение читайте в следующем выпуске «АО».

Подготовила
Елена Клешнина

[1] Распоряжение от 6 октября 2021 года №2816-р «Об утверждении Перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года»

25.05.2022
Наверх