Будущее образования зависит от усилий здесь и сейчас

Будущее образования зависит от усилий здесь и сейчас

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова

Какие управленческие стратегии дают наибольший эффект при реализации вузовской трансформы? Наступательные, считает ректор Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова Юрий Альтудов и приводит убедительный пример. Применяя стратегии функционирования и развития, руководство вуза изыскивает дополнительные, внебюджетные источники финансирования, в том числе за счет экспорта и коммерциализации образования. Около половины студентов обучается за счет бюджетных средств, остальные – на коммерческой основе, что является достаточно устойчивой конфигурацией. Ученые КБГУ сотрудничают с передовыми промышленными структурами РФ, оказывая им услуги по разработке и внедрению новых видов продукции, использованию нанотехнологий. Важный стратегический фактор – создание устойчивого конкурентного преимущества вуза по ключевым позициям. Здесь, отмечает Юрий Альтудов, необходимо проявлять гибкость, готовность к оптимальному выбору на основе сопоставления различных альтернатив, но главное – опора на человеческий фактор, формирование команды единомышленников.
Юрий Камбулатович Альтудов
Юрий Камбулатович Альтудов
И. о. ректора Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова, доктор технических наук, доктор экономических наук, кандидат физико-математических наук, профессор

АО. Юрий Камбулатович, 1 сентября 2022 года будет отмечаться 100-летие государственности Кабардино-Балкарии, а 12 октября – 90-летие со дня основания вашего вуза. Юбилей – повод проанализировать достигнутое, определить дальнейшие задачи, поставить новые цели. Начнем с вопроса, который задаем всем участникам проекта «Реформаторы образования». В начале 2010 года вышла известная книга «Дорога к академическому совершенству» под редакцией Ф. Альтбаха и Дж. Салми. В предисловии авторы отмечали: «Мир с нетерпением ждет появления новой большой идеи в управлении научным сообществом и трансформации университетов как образовательного пространства». Можно ли сказать, что сегодня такая «новая большая идея» наконец появилась? Есть на что опираться ректорам-практикам трансформации вузов?

– Упомянутое издание содержит обзор кейсов исследовательских университетов разных стран и континентов. Мы, как и наши партнеры, стараемся привлекать талантливых абитуриентов, внедряем новые образовательные программы, развиваем дополнительное образование и создаем центры, нацеленные на консультирование, анализ и аудит региональных финансовых и образовательных систем. 

На вопрос о главном целеполагании в трансформации организации каждый руководитель отвечает по-своему. Очевидно, что любой вуз находится на своем уникальном этапе развития и имеет свои отправные точки. 

Много времени мы уделили разработке программы развития КБГУ, что позволило не только определить основные тренды развития университета, но и значительно расширить команду, работающую над его трансформацией, укрепить горизонтальные связи и приступить к реализации прог-раммы с пониманием конечных результатов на всех уровнях.

В качестве ключевых концептов обозначили интеграцию науки и образования, формирование регионального центра непрерывного образования, цифровизацию образовательного пространства университета, повышение эффективности системы руководства и финансовой устойчивости, развитие региональной инновационной экосистемы. 

Отдельного упоминания заслуживает уникальный в масштабах страны культурно-образовательный проект «Эрмитаж – Кавказ».

Драйвер экономического развития республики, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова стремится существенно влиять на динамику бизнеса и социальную сферу, синхронизировать этапы развития университета со Стратегией социально-экономического развития КБР. Это происходит за счет научных разработок, внедрения новых технологий благодаря высокопрофессиональному кадровому потенциалу.

АО. В период санкционных ограничений команды университетов вынуждены быс-тро адаптироваться к новым реалиям, а ректоры – пересматривать планы и принимать оперативные решения. Какие антикризисные меры реализуются/будут реализованы в крат-косрочной перспективе? Повлияют ли эти меры на программу развития вуза до 2030 года?

– Изменившаяся геополитическая ситуация – новый вызов для высшей школы, и энергия руководства и коллектива вуза в этих условиях должна быть направлена на то, что можно изменить в лучшую сторону, связано с поддержкой национальной экономики. 

Запланированные в рамках программы развития вуза до 2030 года[1] проекты и мероприятия будут реализованы полностью исходя из текущей ситуации. Несмотря на трудности, наши долгосрочные ориентиры останутся неизменными, при этом нам предстоит учитывать факторы и обстоятельства, связанные с санкционными ограничениями и экономическим кризисом. Например, заметно сократится доступ к научным знаниям. Также может уменьшиться приток иностранных студентов.

Сегодня необходимо четко определить зоны ответственности вместе с командой университета и действовать сообща. Новые возможности легче находить, общаясь с единомышленниками – другими вузами и научными коллективами. 

В 2021 году КБГУ вошел в НОЦ мирового уровня «ТулаТЕХ». Созданный совместно с СПбПУ Петра Великого зеркальный инжиниринговый центр выполняет 3 проекта по заказу РКЦ «Прогресс» ГК «Роскосмос». 

В рамках реализации программы «Приоритет 2030» КБГУ как член консорциума «Водородная технологическая долина» создал первый на Юге страны центр водородных технологий, готовит рабочую модель емкости для хранения и транспортировки водорода по новым технологиям. Это подразделение вуза взаимодействует с центром декарбонизации агропромышленного комплекса региональной экономики, который будет развивать исследования в области регулирования климатической повестки снижения карбонового следа. Недавно в партнерстве с Баксанской нейтринной обсерваторией открыт центр новых детекторных технологий регистрации нейтрино.

С 2020 года в составе консорциума «Новые производственные технологии»[2] ученые Центра прогрессивных материалов и аддитивных технологий КБГУ совместно с ГК «Титан» разрабатывают новые технологии получения экологически чистых полимеров и композитов для автомобильной, медицинской и пищевой промышленности.

С целью импортозамещения по госзаданию Мин-обрнауки РФ реализуется проект «Молекулярно-биологические основы применения аутологичных и биосовместимых полимерных материалов в реконструктивной хирургии».

В условиях санкционных ограничений на базе одного из МИП вуза можно наладить импортозамещающее производство передовых полимеров и композитов, связующих материалов для 3D-печати, которые высоко востребованы в авиации, космосе, медицине. Сейчас к нам поступает большое количество заказов на эти материалы.

В составе консорциума «Курорты и туризм» КБГУ развивает исследования в области терапии, профилактической медицины и технологий здоровьесбережения, персонализированной, трансляционной, цифровой медицины, доклинических и клинических исследований, биобанкирования.

В числе задач консорциума «Эрмитаж – Кавказ» – развитие внутреннего туризма, проведение исследований в области археологии, реставрации, искусствоведения.

МИП «Кибермедлаб» участвует в разработке и мелкосерийном опытном производстве изделий для зубного протезирования и имплантологии российского производства.

В соответствии с программой развития вуза в 2021 году создан институт искусственного интеллекта КБГУ. Выпускники самой востребованной сейчас специальности задействованы в разработке специализированного ПО, интеллектуальных систем, аналитических и управленческих программ; корпоративном, банковском, таможенном и страховом секторах, административном управлении, других областях. Надеемся, в Кабардино-Балкарии будет создан IT-парк, что расширит возможности трудоустройства для наших выпускников и позволит университету внести существенный вклад в развитие республики. 

Всё перечисленное, а также расширение ареала экспорта образования, совершенствование эффективно действующей системы непрерывного образования, защита выпускных квалификационных работ как стартапов – элементы программы развития вуза и находится в повестке антикризисных мер. 

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова.

АО. КБГУ как участник программы «Приоритет 2030» реализует 5 стратегически важных для развития региона и страны проектов. Это потребовало перехода на матричный тип регулирования процессов по принципу TQМ. Хотелось бы узнать подробнее о стратегии применения этого подхода и сложностях его внедрения. В чем видите основные преимущества введенной системы управления по сравнению с прежней?

– Действительно, в связи с включением КБГУ в программу «Приоритет 2030»[3] изменился формат управления вузом. 

Цель программы – сформировать широкую группу университетов, лидирующих в создании нового научного знания, технологий и разработок, и чтобы этой цели достичь, университету необходима трансформация в системный интегратор устойчивого развития. 

В декабре 2021 года система администрирования вуза дополнена новой структурой – Управлением стратегических программ и проектов (активизирует происходящие в университете процессы, выводит управленческие функции на новый уровень). Управление обеспечивает соответствие между целями университета, его потенциальными возможностями и ситуацией в сфере образования; прогнозирует деятельность КБГУ на длительный период, координирует и реализует программы стратегического развития вуза; формирует сопровождение программ и проектов, связанных со всеми направлениями деятельности (не только в рамках «Приоритета 2030»).

Университет переходит к матричной системе управления, которая основывается на принципе двойного подчинения персонала – по вертикальной административной линии и горизонтальной проектной, что позволяет повысить эффективность процессов. Решение о переходе на этот формат было принято руководством КБГУ в период проработки программы развития вуза до 2030 года и подготовки к участию в программе «Приоритет 2030».

Система контроля реализации всех проектов КБГУ – как внутренних, так и по «Приоритету 2030» – осуществляется в ежедневном режиме, отлажен процесс сбора информации от каждого подразделения.

В числе задач развития КБГУ – планируемая децентрализация администрирования, что означает делегирование 15-ти учебным подразделениям ряда функциональных полномочий для самостоятельного принятия решений руководителями по планированию деятельности, в том числе в финансовой части. К примеру, стимулирование сотрудников по рейтинговой системе за счет имеющихся или выделенных средств. Сейчас эту систему налаживаем и отрабатываем.

С начала 2022 года введена в действие новая модель мотивации сотрудников, ориентированная на достижение целевых показателей по всем реализуемым в университете проектам. Разработана сквозная рейтинговая система оценки, которая включена в систему эффективного контракта.

В рамках научно-исследовательской политики и политики в области инноваций и коммерциализации разработок в КБГУ будут сформированы центры по созданию опытного производства суперконструкционных полимеров и композитов; экологического мониторинга и зеленой экономики; новых детекторных технологий регистрации нейтрино; цифрового растениеводства (карбоновый полигон); высокогорной медицины; цифровой стоматологии.

С целью вовлечения в научную сферу молодежи, активизации деятельности совета молодых ученых и студенческих научных сообществ преду-смотрена грантовая поддержка, проведение студенческих научных мероприятий, создание молодежных лабораторий.

В проектах по реализации Программы развития КБГУ до 2030 года задействовано более 600 исполнителей. Выполнение всех проектов контролируют координационный и наблюдательный советы. 

Как упоминалось выше, по госпрограмме «Приоритет 2030» вуз с 2021 года реализует 5 стратегических проектов[4]: «КБГУ – интегратор развития полимерных аддитивных технологий», «Кабардино-Балкария – территория курортов и туризма: новая парадигма лечения, реабилитации и медицинского туризма», «Эрмитаж – Кавказ», «Водное благополучие и зеленая экономика», «Центр поддержки и обновления компетенций для развития экономики Кабардино-Балкарии и Северо-Кавказского макрорегиона».

В 2021 году стартовали 14 мероприятий (2 из которых реализуются под руководством членов консорциума, не являющихся сотрудниками вуза).

Более 60% привлеченных к реализации проектов исполнителей находятся в возрасте до 39 лет. Средний прирост заработной платы исполнителей из числа ППС составил 25%. Более 90% средств гранта в 2021 году направлено на приобретение научного оборудования, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Создано 5 консорциумов с российскими и международными научными организациями, в рамках которых привлечено более 2,5 млн рублей на НИР.

Краткий период работы управления стратегических программ и проектов показал высокую эффективность такого формата, так как исключается необходимость согласования различными административными подразделениями вуза, что обычно требует немало времени. Мы отошли от стандартного функционального подхода, и теперь все будет зависеть от финансовых возможностей университета.

Продолжаем начатые в 2021 году проекты в части образования и науки, реализуемые в сотрудничестве с МГУ имени М.В. Ломоносова, СПбПУ Пет-ра Великого, РАНХиГС, Университетом 2035, НИУ ВШЭ, ЮФУ, СКФУ, КБНЦ РАН, КБГАУ им. В.М. Кокова, развиваем социальное предпринимательство.

В 2022 году 5 проектов по образовательной политике объединяют 19 мероприятий (реализация – до 2025 года). По науке – 8 направлений, управлению кадрами – 3, молодежной политике – 6. По каждому проекту составлена дорожная карта. В общей сложности в рамках десяти политик университета запланировано 130 мероприятий, 60 из них – в стадии реализации.

Уже сейчас актуальны около 40 проектов, которые надо развивать внутри университета. В их числе профориентация, развитие экспорта образовательных услуг, привлечение и развитие талантливой молодежи, повышение уровня трудоустройства (в том числе создание необходимой цифровой платформы). Внутренние проекты университета будут финансироваться за счет собственных средств.

По сути, любое мероприятие, направленное на развитие вуза, может быть реализовано в формате проекта. К примеру, в университете действует кибер-клуб «Alpacas». В России с населением в 146 млн человек более 65 млн геймеров, поэтому киберспортивные дисциплины и курсы для разработчиков игр вводятся в действующие ОП вузов. При формировании программы развития КБГУ эта позиция не была предусмотрена, но сейчас мы этот вопрос прорабатываем.

На главной странице сайта КБГУ в разделе «Приоритет 2030»[5] размещена информация о программе развития, стратегических проектах университета, профильный новостной контент. Там же можно предложить идею будущего проекта через специальную форму.

Опыт работы на руководящих должностях предприятий приборостроения, в федеральных и региональных структурах власти позволил Юрию Альтудову организовать в вузе системную работу по стратегическому планированию, сформировать компетентную команду. Успеху дела во многом способствовали компетенции, полученные командой КБГУ в период разработки 10-летней программы развития вуза, а также участие КБГУ в госпрограмме «Приоритет 2030».

АО. Реформатор определенным образом взаимодействует с командой: влияет на последователей, привлекая их к управлению, сам является частью коллектива, а не «стоит над ним», с энтузиазмом поддерживает совместные усилия и т. п. Насколько такой тип лидерства вам свойственен? Что, по вашему опыту, необходимо для создания в университете высокорезультативных команды и культуры?

– Ближайшее десятилетие будет эпохой радикальных перемен во всех социальных сферах, в том числе и в сфере образования. Потребность в глобальной дорожной карте будущего этой отрасли чрезвычайно велика, так как происходит трансформация миссии и построение новой архитектуры высшей школы, новой модели науки. Переосмысливается содержание и качественный уровень образования, при этом существующая образовательная система, на мой взгляд, работоспособна и не требует полного «демонтажа», скорее, нуждается во внутренней перестройке.

Все это требует от меня как ректора определения стратегии развития вуза, проведения конст-руктивных преобразований, формирования результативной команды. Замечу, что ректор-реформатор, образ которого вы привели в вопросе, способен не только формально поставить, но и обеспечить выполнение задач в условиях неоп-ределенности, повести за собой коллектив, парт-неров, студенчество.

Лидер-реформатор для меня – это преобразователь реальности, умеющий определять видение, общие убеждения и ценности команды, делегировать, мотивировать и участвовать наравне со всеми в поиске решений возникающих проблем, поддерживать совместные усилия и рационально распределять ресурсы организации.

Можно привести известные примеры руководителей, предпочитающих «плыть по течению» даже в кризисное время. Но в памяти остаются те, кто не боится брать ответственность и принимать сложные решения в непростых условиях. 

Наверное, основная задача в этом смысле состоит в умении сохранять единство, а не усыплять себя псевдоконсенсусами, вести постоянный диалог между противостоящими позициями и снижать тем самым уровень напряженности. Только так возможно преодолеть существующий системный кризис цивилизации, совершить переход к ее новому качественному состоянию. 

Будущее образования нельзя предсказать, оно зависит от того, сколько здесь и сейчас мы приложим усилий для его создания.

АО. Готовить молодых лидеров – ваше профессиональное кредо[6]. В дорожной карте реализации политики управления человеческим капиталом КБГУ обозначены такие «принципиальные изменения», как, например, активное управление талантами и преемственностью, необходимое для формирования индивидуальных траекторий развития лидеров. Поясните, пожалуйста, благодаря каким проектам планируется достичь намеченных результатов?

– В последние годы сформировалось новое понятие в управлении персоналом, которое концентрирует внимание на эффективности сотрудников в определенной сфере деятельности, а именно «управление талантами», то есть деятельность, направленная на создание в организации системы набора, развития, использования и удержания талантливых сотрудников, способных к достижению исключительных результатов в работе. 

В этих целях в КБГУ разработана и внедряется система управления талантами, направленная на привлечение (подбор, отбор и наем), сохранение (адаптация, организация и создание комфортных и безопасных условий труда), удержание персонала (мотивация и оценка) и его развитие (обучение, формирование кадрового резерва, служебное продвижение, обогащение труда).

Управляем талантами через рекрутинг, краткосрочные и долгосрочные программы стажировки, гранты, внутренние программы обучения, системы адаптации и наставничества, кадровый резерв.

Отбирать в кадровый резерв будем по результатам конкурса проектов и их защит. Это позволит сформировать профессиональные группы по основным направлениям деятельности университета. Также предполагаем вовлекать кадровый резерв в процессы повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки с целью интеграции в академический и (или) управленческий треки.

Результаты влияния на развитие университета – повышение уровня вовлеченности молодых талантов в науку и образование, закрепление квалифицированных специалистов в вузе, повышение мобильности ключевого персонала.

Влияние на развитие региона заключается в приобретении университетом облика прогрессивной и инновационной платформы для самовыражения и карьерного роста, отличающейся кадровым взаимодействием с другими вузами, научными организациями, партнерами-работодателями, ориентированной на улучшение социально-экономических показателей региона и качества жизни населения.

Одним из важнейших приоритетов Стратегии НТР РФ является повышение кадрового потенциала, привлечение талантливой молодежи в сферу науки и поддержка карьерного роста молодых научных работников и практикующих специалистов.

В Год науки и технологий в университете принята система поддержки молодых ученых, желающих получить ученую степень кандидата или доктора наук. Сумма стимулирования составляет от 100 до 250 тыс. рублей (в зависимости от возраста и полученной ученой степени).

Молодые ученые КБГУ активно участвуют в конкурсах на получение грантов и стипендий всероссийского уровня. В 2021 году 8 студентов и 1 аспирант получили стипендию Правительства РФ обучающимся по направлениям подготовки, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, 6 студентов – стипендию Правительства РФ, 8 студентов – стипендию Президента РФ.

Студенты и аспиранты КБГУ под руководством опытных преподавателей и исследователей участвуют в написании заявок на получение грантов, в реализации исследовательских проектов и хозяйственных договоров с оплатой труда, публикуют статьи в научных журналах.

КБГУ системно занимается подготовкой для себя «студенческих кадров»: более 63% детей в среднем 3 и более раз были участниками профориентационных и образовательных мероприятий вуза за время учебы в школе. Ежегодно вуз проводит более 100 мероприятий для школьников. Яркий пример – совместная с компанией ITV|AxxonSoft организация математических кружков в 30 школах 18 населенных пунктов региона. 

КБГУ им. Х.М. Бербекова – вуз социально ориентированный. Это касается не только сотрудников и студентов, но и вклада университета в развитие региона. Вхождение в 2021 году в государственную программу поддержки университетов «Приоритет 2030» позволит вузу эффективнее участвовать в решении социально-экономических задач, стоящих перед Кабардино-Балкарской Республикой.

АО. В октябре 2022 года грядет большое событие – 90-летие – юбилей КБГУ им. Х.М. Бербекова. Характеризуя вуз пять лет назад[7], вы отметили: в силу специфичности Кавказского региона едва ли не главная задача университета – формировать и поддерживать социальную солидарность и гражданско-политическое единство в условиях культурного многообразия. Насколько успешно эта задача выполнялась в последние годы и как планируете решать её сегодня?

– В КБГУ накоплен богатый опыт развития социо-культурной среды, которая формирует систему ценностей обучающихся, создает дополнительные условия для социализации, самореализации, обеспечивает более полное личностное развитие молодого человека, повышение его внутренней культуры, расширение кругозора.

В 2021-2022 учебном году в университете на всех уровнях образования обучается свыше 16 тыс. человек около 100 национальностей. Порядка 10% студентов – граждане 46 государств, около 15% – жители 42 регионов России. Реализуется план профилактических и адаптационных мероприятий по вовлечению студентов-иностранцев в социальную жизнь вуза, приобщению к корпоративной культуре, формированию уважения к традициям народов Кабардино-Балкарии и других этносов. 

В КБГУ работают два основных органа студенчес-кого самоуправления – студсовет и студпрофком, а также 15 клубных формирований, 7 творческих коллективов с участием более 50% обучающихся очной формы. Действуют профильные направления по волонтерству, организована работа 7 спортивных секций.

Действует Центр профилактики и информационного противодействия экстремизму в молодежной среде. В течение последних 5 лет на базе КБГУ успешно реализуется международный проект «Корни дружбы народов – в нашей истории», направленный на популяризацию русского языка и русской культуры среди студенческой молодежи стран ближнего зарубежья. 

Особо отмечу успешно реализуемый в последние годы научно-образовательный и профориентационный проект «Кавказская модель ООН "Очаг мира"», в рамках которого студенты и школьники республики обсуждают актуальные вопросы сохранения родных языков, экологической безопасности и даже гастрономической дипломатии. 

В КБГУ работают научно-образовательные этнокультурные центры – русского языка и культуры, адыгской культуры, балкарской культуры. Их деятельность направлена на популяризацию родного языка и культуры среди студентов и школьников, сохранение исторической памяти о наиболее значимых событиях в истории и культуре народов Кабардино-Балкарии.

Хороший пример развития межрегиональных и межкультурных связей учащейся молодежи – ежегодно проводимая в КБГУ Северо-Кавказская олимпиада школьников 9-11 классов, многие участники которой, в том числе из соседних с КБР регионов, становятся студентами нашего вуза.

На всех реализуемых в КБГУ направлениях подготовки преподается дисциплина «История и культура народов КБР». Проблемы культурного многообразия региона регулярно находят отражение в тематике дипломов по социально-гуманитарным направлениям, защищаемых в КБГУ кандидатских и докторских диссертациях по историческим и филологическим наукам, а также в публикациях на страницах издаваемых вузом научных сетевых электронных журналов «Кавказология», «Языки: история и современность», «Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета: Журналистика. Образование. Словесность». 

В течение последних пяти лет КБГУ развивал тесные связи с Государственным Эрмитажем, Российским этнографическим музеем, Государственным историческим музеем и другими ведущими музеями страны. Студенты проходили практику на базе этих учреждений, участвовали в совместных археологических экспедициях. 

Одним из стратегических проектов программы развития КБГУ в рамках программы «Приоритет 2030» является культурно-образовательный центр «Эрмитаж – Кавказ», который участвует в решении задач по сохранению историко-культурного наследия народов Кабардино-Балкарии в контексте приобщения местного населения и туристов из других регионов к культурному многообразию России и достижениям мировой культуры. В школе № 33 г. Нальчика действует профильный гуманитарно-образовательный клуб «Эрмитаж-класс».

Намерены и в дальнейшем сохранять и укреплять позиции вуза как центра социальной солидарности, гражданско-политического единства и культурного многообразия Северо-Кавказского региона. 

Беседовала
Людмила Сульдина

Редакция «АО» благодарит пресс-службу КБГУ им. Х.М. Бербекова в лице Ирины Богачевой за помощь в подготовке материала к публикации.

[1] Подробнее: kbsu.ru/wp-content/uploads/2021/12/programmarazvitija-kbgu-prioritet2030-iz-lk_compressed-pdf.io_.pdf

[2] Подробнее: nticenter.spbstu.ru/news/7493?

[3] Подробнее: kbsu.ru/news-category/prioritet-2030/

[4] Подробнее: kbsu.ru/wp-content/uploads/2021/12/prezentacija-kbgu-prioritet-2030-1-1.pdf

[5] Подробнее: kbsu.ru/news-category/prioritet-2030

[6] Подробнее: vipstav.ru/publish/material/74788-yuriy-altudov.html

[7] Подробнее: cyberleninka.ru/article/n/ob-universitete-ot-pervogo-litsa

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова
Основан в 1932 году
Обучается 17 тыс. студентов
Входит в группу лучших университетов мира по версии Глобального агрегированного рейтинга-2022

07.04.2022
Наверх