Равнение – на потребности!

Равнение – на потребности!

Высокий уровень доходов региона не является стопроцентной гарантией эффективности развития системы среднего профобразования

В 2021 году Самарский филиал РАНХиГС провел научно-исследовательскую работу под названием «Сопоставительный анализ субъектов РФ по уровню направленности их систем СПО на потребности социально-экономического развития региона». По итогам исследования были составлены интегральный и тематические рейтинги российских регионов по уровню синхронизации деятельности их систем СПО с запросами экономики и общества. Также были разработаны рекомендации региональным управленцам СПО, в рамках которых эксперты советуют обратиться за передачей опыта – или, как сейчас модно говорить, бенчмаркингом – к лидерам рейтингов.
Виктория Прудникова
Виктория Прудникова
Директор Самарского филиала РАНХиГС

Профиль региона

Презентации нового рейтинга регионов по уровню среднего профобразования был посвящен специальный онлайн-брифинг, проведенный 18 января в мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня». Директор Самарского филиала РАНХиГС Виктория Прудникова, фактически руководившая исследовательским проектом, рассказала о том, что они с коллегами проанализировали региональные практики систем среднего проф-
образования всех субъектов РФ, чтобы определить, в какой мере они ориентируются на региональные экономики. Был составлен рейтинг в соответствии с классификацией регионов по методике, которую Аналитический центр при Правительстве РФ использует для сопоставления субъектов по итогам различного рода мониторингов. Поэтому все рассматриваемые регионы с точки зрения организации их экономической сферы поделили на четыре группы: высокоразвитые, развитые, среднеразвитые и менее развитые (табл. 1). В пос-леднюю группу традиционно попали регионы «с окраины» страны, а к высокоразвитым отнесены регионы, добыва-
ющие сырье, и финансово-экономические центры – Санкт-Петербург и Москва. 

Как видно из графика, высокоразвитые, развитые и среднеразвитые регионы распределились по интегральному рейтингу неупорядоченно, хотя менее развитые регионы все-таки ожидаемо сосредоточились в его нижней части (рис. 1). Поэтому, заключает Виктория Прудникова, уровень экономического развития в определенной мере влияет на практику организации ресурсов только для менее развитых регионов.

Она обратила внимание на то, что всем регионам присуща достаточно серьезная неравномерность развития. Более того, ряд из них имеет значительную дифференциацию по определенным индексам (табл. 2).

Фактически набор сильных индексов является неким профилем региона, моделью организации региональной системы СПО. И модели эти построены по-разному. Например, если брать индекс, касающийся востребованности работодателями программ СПО для действующего персонала (индекс 2), то в менее развитых регионах система профессионального образования является ресурсом для работодателя. Но для высокоразвитых территорий у того же индекса самый низкий уровень (рис. 2). Учитывая, что в эту группу входят Москва, Санкт-Петербург, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Сахалин, мы понимаем, что их экономика, как правило, являет собой достаточно жесткую корпоративно-ориентированную систему с собственными ресурсами для повышения квалификации. Либо как в Москве и Санкт-Петербурге – с огромным спектром возможностей для обучения персонала, где СПО просто теряется. Напротив, в высокоразвитых регионах высок индекс (индекс 3), в состав которого входят показатели дуального обучения и демонстрационного экзамена: здесь для их реализации существуют серьезные ресурсы, в том числе финансовые.

 

Таблица 1 Группировка регионов РФ по экономическому статусу

Таблица 2 Структура тематических Индексов в разрезе показателей

Вклад в рейтинг территории

В разрезе отдельных субъектов РФ, объединенных в одну группу, можно проанализировать ту же самую модель системы профессионального образования со стороны вклада того или иного индекса в общий рейтинг территории. Например, в Москве и Московской области достаточно высок индекс сближения условий обучения с требованиями рабочих мест (индекс 3): так же, как, например, индекс оперативности (индекс 5, те самые «краткосрочные программы») в Москве. А Респуб
лика Коми и Ханты-Мансийский автономный округ заняли свои высокие позиции в основном за счет высокого качества системы педагогических кадров (индекс 6). 

Что интересно, для высокоразвитых и среднеразвитых регионов характерна диверсификация моделей организации образовательных ресурсов и многообразие факторов, в то время как в группе менее развитых субъектов наблюдается однородность организационно-управленческих подходов. Так, если в группе высокоразвитых регионов взять лидирующий и замыкающий лидерский топ субъект, то увидим, что каждый из них имеет собственную нестандартную векторную направленность. Аналогичная ситуация и в среднеразвитых регионах. А вот менее развитым субъектам РФ, напротив, присуща однородность в организационно-управленческих подходах и схожие значения тематических индексов и факторов. 

В целом лидерство в группах распределилось таким образом: 
– «высокоразвитые регионы» – Москва, Московская область, Республика Коми, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Саха;
– «развитые регионы» – Новгородская, Тюменская, Белгородская, Кемеровская, Самарская, Вологодская, Свердловская и Томская области, Красноярский край и Татарстан; 
– «среднеразвитые регионы» (первые 10 позиций): Тамбовская и Оренбургская области, Хабаровский край, Марий Эл, Хакасия, Смоленская область, Чувашия, Мордовия, Алтайский край, Брянская область;
– «менее развитые регионы» – Республика Алтай и Забайкальский край. 

Эти субъекты РФ в своих группах, с точки зрения проведенного исследования, максимально ориентированы на региональные экономики и рынки труда.

Татьяна Клячко
Татьяна Клячко
Директор центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС

Огромный приток молодежи

Один из ключевых комментариев по исследованию дала директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Татьяна Клячко. Поток учащихся в системе СПО в последние годы очень быстро растет. Настолько, что в 2020 году уровень приема в систему среднего профобразования впервые превысил уровень приема в вузы. Более того, сегодня быстро развивается частная сеть СПО – этот сектор составляет уже 11% от общего числа учебных заведений среднего профобразования. Поэтому система, считает Татьяна Клячко, сейчас находится под очень серьезным напряжением в силу огромного притока молодежи. 

Говоря о классификации регионов, эксперт подчеркнула, что в богатых – которые могут направлять существенные ресурсы на развитие системы среднего профобразования – ее развитие упирается в структуру их экономик. Это заметно, например, по Ямало-Ненецкому автономному округу, который в интегральном рейтинге оказался на замыкающих позициях. То есть богатство регионов не определяет эффективность развития системы среднего профобразования. 

Также директор ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС высказалась об индексе востребованности рынком труда выпускников системы СПО, глядя на который важно принимать во внимание сложившееся расположение учебных заведений. Так, выбирая место учебы, молодежь часто отдает предпочтение колледжу, находящемуся ближе к дому, и не всегда задумывается о том, насколько потом это отразится на поиске работы. Примерно 30% молодежи выбирает учебное заведение случайно, а потом не работает по специальности или даже не выходит на рынок труда. Использование же СПО как системы дополнительного профобразования характерно, прежде всего, для менее развитых регионов. «То есть, если у вас есть выбор, вы выбираете не систему среднего профобразования для получения дополнительных квалификаций, – комментирует Татьяна Клячко. – Кроме того, я бы сказала, что нагрузка на систему среднего профобразования является сейчас ограничивающим фактором, поскольку ей уже, скажем так, не до программ дополнительного образования. Ей бы справиться с потоком молодежи, который в нее приходит». 

Также максимум внимания Т. Клячко рекомендует сфокусировать на развитии учебно-производственной практики и взаимодействии колледжей с работодателями. Несмотря на то, что ориентированность на практику важна для современного работодателя, он практически не включается в развитие системы СПО. С учетом перспективы развития профессионалитета, который должен включать работодателя напрямую в СПО, практико-ориентированность становится очень актуальной задачей, хотя, судя по рейтингу, наблюдается недостаточная нацеленность регионов на этот параметр (индекс 3). Впрочем, это не касается Мос-квы и Санкт-Петербурга. 

– Наша задача – понять управленческие практики и задачи, которые вытекают из сложившейся реальности, – рассуждает Татьяна Клячко. – Как мы можем использовать этот рейтинг уже в управленческой практике, чтобы улучшить и положение системы среднего профобразования в регионах, с одной стороны, и ее нацеленность не только на экономическое развитие регионов, но и на потребности молодежи. Молодежь хочет как можно быстрее выйти на рынок труда, и это тоже важно учитывать. Мне хочется подчеркнуть именно практико-ориентированность рейтинга и потребность в гибкости системы СПО, что очень важно для ее развития.

Елена Комарницкая
Елена Комарницкая
Проректор Института развития профессионального образования
Федор Дудырев
Федор Дудырев
Директор центра развития навыков и профессионального образования Института образования НИУ ВШЭ

Наладить взаимодействие

Проректор Института развития профессионального образования Елена Комарницкая высказалась о межведомственном взаимодействии, без которого системе СПО сложно строить отношения: 

– Есть неоспоримые лидеры в регионах далеко не богатых, где нет развитой экономической сос-
тавляющей, но именно там жизнь заставляет взаимодействовать. И очень важный показатель – насколько выстроено межведомственное взаимодействие внутри самого региона. Можно одному колледжу или одной отрасли биться, но, если не выстроено взаимодействие, результата не будет. В основу федерального проекта «Профессионалитет» положено развитие этого взаимодействия, создание управления системой образования и образовательными кластерами с активным включением в этот процесс работодателей. Задачи стоят достаточно сложные, но понятно, что выигрывает и быстрее реагирует именно та система и тот регион, которые смогли выстроить взаимодействие с основными ключевыми игроками: и работодателями, и социальными партнерами. Только в налаженном взаимодействии появляются результаты. 

Директор центра развития навыков и профессионального образования Института образования НИУ ВШЭ Федор Дудырев акцентировал внимание участников брифинга на том, что даже в международном масштабе система СПО сталкивается с максимальными трудностями в области объективного соразмерения ресурсов отдельных образовательных организаций. Если в университетском образовании рейтинги существуют и активно используются управленцами, если в системе школы тоже есть сопоставительные исследования, то СПО пока не может похвастаться удачным опытом в этой сфере. А подобных исследований должно быть много – с разными подходами и качественной аналитикой, которая дает возможность управленцам, экспертам и широкой общественности работать с данными и лучше понимать, с какой системой СПО мы имеем дело и какова ее перспектива.

– Важный вопрос, который будет нас преследовать при разработке подобного рода метрик, касается того, как мы учитываем хотя бы среднесрочную составляющую будущего, в какой степени система СПО работает не только на текущие, но и на хотя бы на среднеперспективное развитие экономики региона, – высказался Федор Дудырев. – Мне кажется, что коллеги сделали несколько шагов в этом направлении. И второй вопрос – о востребованности выпускников. Когда мы говорим на эту тему, показатели трудоустройства очень важны, но не менее важны и показатели зарплатной премии. Когда студенты идут в колледж, они совершенно обоснованно надеются на достойную экономическую отдачу от диплома и приобретенной квалификации. Роструд уже агрегировал данные о зарплатной премии выпускников СПО, и мне кажется, это было бы очень важным дополнением к проделанной аналитике. Главное, что должно произойти, – чтобы через год или через два был опубликован новый рейтинг, в котором можно было бы посмотреть динамику, когда напротив каждого региона появится красная или зеленая стрелочка с показателем, куда он сдвинулся по прошествии времени. Такой динамический параметр – самый ценный. Это и будет показателем того, что регионы работали с этими данными, воспользовались ими. 

Рисунок 1 Интегральный рейтинг субъектов РФ по уровню направленности систем СПО на потребности социально-экономического развития региона

Рисунок 2 Средние значения тематических индексов по группам регионов

Лариса Голубева
Лариса Голубева
Заместитель начальника Управления образования и науки Тамбовской области

Кластерный принцип управления

Из среднеразвитых регионов Тамбовская область по уровню синхронизации своей системы СПО лидирует с серьезным отрывом с максимальными значениями. И неслучайно к участию в брифинге пригласили заместителя начальника Управления образования и науки Тамбовской области Ларису Голубеву. Конечно же, всем было интересно, что же такого особенного происходит здесь, чтобы программы СПО были максимально состыкованы с региональным рынком труда, а выпускники были востребованы. 

– Максимально гибкая и рациональная система, соответствующая потребностям экономики Тамбовской области, сложилась в силу того, что более двенадцати лет, начиная с момента передачи организаций среднего профобразования на уровень региона, мы постоянно шлифуем систему управления и инструменты, которыми пользуемся для управления этой сетью, – поделилась Лариса Голубева. – Мы первыми в России перестроили абсолютно всю систему по кластерному принципу управления. Проанализировав ключевые отрасли экономики, мы создали шесть кластеров: в промышленности, IT-технологиях, социальной, сельскохозяйственной и других сферах. И ключевыми игроками в этих кластерах стали работодатели. 

Тамбовская область – регион с ярко выраженной агропромышленной специализацией, и сельскохозяйственный кластер является для него жизнеобеспечивающим. Он объединил 11 организаций среднего профобразования, 2 вуза, более 500 работодателей, начиная от крупнейших агрохолдингов и заканчивая хозяйствами, которые можно отнести к уровню малого и среднего предпринимательства. И СПО работает со всеми. При формировании системы управления СПО именно кластерам перешла большая часть полномочий – например, в сфере оценки качества образования, построения инфраструктуры, – так работодателей приблизили непосредственно к организациям СПО. Теперь уже не регион, по сути, руководил их работой. Внутри кластера представители разных сторон за одним столом обсуждают проблемы развития СПО. 

Острейшая проблема формирования потребности в профессиональных кадрах со стороны работодателей на Тамбовщине сглажена тем, что здесь существует алгоритм взаимодействия структур. Данные о кадровой потребности отраслевые управления подают в управление труда и занятости, оно спускает в управление образования, которое направляет их в кластеры. И уже там при непосредственном участии работодателей ищется решение кадрового спроса на среднесрочную перспективу – от трех до семи лет. Когда работодатели не могут сформулировать перспективы своего развития, им помогают это сделать по областным макроэкономическим показателям и тенденциям развития. 

Важную роль кластеры играют и в инновационном развитии системы СПО. Именно в них формируются новые образовательные программы. Так, за последние четыре года введены 12 абсолютно новых программ подготовки – это как раз пример гибкой реакции на потребность экономических партнеров. Временной промежуток между перспективной и оперативной кадровой потребностью работодателей компенсирует развитая система дополнительного профобразования: в регионе более 300 коротких программ профессионального обучения, которые активно реализуют через центр опережающей профподготовки. Кроме того, область серьезно работает над быстрым выходом работников на рынок труда, в том числе через проект «Первые профессии». 

Тамбовской области, как среднеразвитому региону, приходится много работать над привлечением финансовых ресурсов, поэтому здесь не пропускают ни одной федеральной инициативы. Так, область вошла в десятку лучших по программе «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста» и получила статус наставника, находится в числе 16 регионов, показавших высокий уровень в проекте по синхронизации системы СПО и экономики субъектов РФ; занимает девятое место в мотивирующем мониторинге субъектов РФ, проводившемся Минпросвещения. Другим регионам есть чему поучиться у Тамбовской области.

Александр Мочалов
Александр Мочалов
Руководитель Управления профессионального образования и науки Минобрнауки Самарской области

ЦП для СПО

Из развитых регионов поделиться опытом пригласили представителя Самарской области, занявшей в интегральном рейтинге пятое место в своей группе. Регион в последнее время демонстрирует активные темпы роста в системе СПО, являясь в стране одним из лидеров и в высшей школе. По словам руководителя Управления профессионального образования и науки Минобрнауки Самарской области Александра Мочалова, синхронизация системы среднего профобразования с потребностями региональной экономики – главная цель. Она обеспечивается за счет прогнозирования кадровой потребности региональной экономики. 

С 2012 года в области действует среднесрочный прогноз кадровой потребности региональной экономики, составляющийся на три-пять лет и утверждающийся постановлением областного правительства. На основании этого прогноза формируются контрольные цифры приема (КЦП) для СПО с учетом и прогноза, и корректировок со стороны органов исполнительной власти, союзов и ассоциаций работодателей. В основе структуры КЦП учитывается еще также топ профессий и специальностей среднего профобразования, утверждающийся приказом регионального министерства труда. После этого Совет по развитию квалификаций Самарской области утверждает структуру контрольных цифр приема с учетом всех обстоятельств. 

Показателем соответствия этой структуры реальности Александр Мочалов считает то, что сейчас 57% КЦП – это контрольные цифры приема по техническим профессиям и специальностям. По мнению регионального министерства экономики – это оптимальная доля, в том числе на ближайшую перспективу. Между прочим, за последние семь лет она выросла с 27 до 57%, причем не только за счет сокращения количества бюджетных мест в сервисе, экономике и отраслях подготовки, не востребованных региональным рынком труда, но и за счет роста приема в учебные заведения СПО. Ежегодно он увеличивается примерно на 1 тыс. студентов. 

Следующий инструмент, который обеспечивает синхронизацию – содержание профобразования в соответствии с квалификационными требованиями местных предприятий и организаций. Чтобы предметно понимать и знать об этих требованиях, создан региональный центр трудовых ресурсов, являющийся разработчиком и оператором системы «Кадры Самарской области». Здесь сформированы личные кабинеты более 600 предприятий реального сектора экономики, колледжей, техникумов, школ, вузов, а также студентов и выпускников. Это один из источников изучения квалификационных требований. 

– Изучение этих требований происходит на стыке предприятия и колледжа, когда мы говорим о развитии дуального обучения, – говорит Александр Мочалов. – Мы понимаем дуальное обучение не только как технологию обучения на производстве, прежде всего речь идет о синхронизации квалификационных требований и их учете в образовательной программе, формировании образовательного результата с участием предприятий. Такое обучение предусматривает трудоустройство на конкретные постоянные рабочие места до завершения обучения в образовательном учреждении. И тогда об экономическом результате для студентов, которые учатся по дуальной системе, мы можем говорить еще до завершения их обучения. Таких ребят у нас сегодня почти 24% от общего числа обучающихся в учреждениях: и государственных, и негосударственных, и находящихся в структуре федеральных вузов. 

На презентации рейтинга регионов по уровню среднего профобразования (18 января 2022, пресс-центр МИА «Россия сегодня»).
 

Куда обращаться за опытом?

Лидеры интегрального рейтинга субъектов РФ по уровню направленности их систем СПО на потребности социально-экономического развития региона:
- Тамбовская, Новгородская и Оренбургская области

Лидеры рейтингов субъектов РФ по индексам:
- востребованности рынком труда выпускников системы СПО – Костромская и Омская области, Республика Татарстан;
- востребованности работодателями программ СПО для повышения квалификации персонала – Амурская область, Чувашская Республика, Новгородская область;
- сближения условий обучения в профессиональных образовательных организациях с требованиями рабочих мест в региональной экономике – Оренбургская и Новгородская области, г. Москва;
- соответствия образовательных технологий требованиям гибкости и мобильности программ СПО – Тамбовская область, Республика Хакасия, Кемеровская область;
- оперативности системы СПО в обеспечении краткосрочных потребностей экономики – Хабаровский край, Оренбургская область, Республика Коми;
- соответствия квалификации педагогических кадров системы СПО производственным технологиям – Республика Коми, Тюменская и Свердловская области;
- целевой управленческой фокусировки системы СПО на потребности социально-экономического развития региона – Калужская и Свердловская области, Краснодарский край.

Непрерывный процесс

Конечно же, при обсуждении рейтинга возник вопрос о регулярности исследования, чтобы можно было видеть динамику предполагаемых изменений. Виктория Прудникова сослалась на то, что исследование выполнено в рамках государственного задания, которое РАНХиГС получает от Правительства РФ: 

– В этом году точно у нас такого задания нет. Но вопросы о том, что можно сделать это на постоянной основе, мы вполне можем обсуждать и рассматривать. Мы, в принципе, могли бы продолжить это исследование через год, через такого рода рейтинги – обновляя или формируя их в зависимости от дополнительных метрик.

Пока же исследователи подготовили рекомендации региональным органам управления образованием по организационно-управленческому обеспечению направленности системы СПО на потребности социально-экономического развития субъекта РФ. Поскольку рейтинги составляли для бенчмаркинга, эксперты рекомендуют для детального анализа успешной практики обратиться непосредственно к лидерам. Для этого можно сделать запрос по интересующим темам или отправить в командировку по обмену опытом специалистов региональной системы СПО: методистов, руководителей профессиональных образовательных организаций, специалистов органа управления образованием, других. Или же устроить совместные интернет-конференции, онлайн-семинары, дистанционные экспертные консультации, видеоуроки, виртуальные дискуссионные площадки или даже организовать интернет-сообщества по вопросам модификации ресурсов региональных систем СПО. 

Вариантов много. Но прежде рекомендуется внимательно изучить рейтинги и выявить свои слабые места в синхронизации деятельности региональной системы СПО с потребностями экономики. Следующая стадия бенчмаркинга связана с реализацией изменений и применением технологии грамотного заимствования передового опыта в своем регионе. При этом для эффективности рекомендуется постепенно превратить бенчмаркинг в непрерывный процесс, когда один из специалистов региональной системы СПО будет отслеживать передовые практики, заимствуя технологии и способы работы для внедрения в собственном регионе, а, возможно, и самостоятельно разрабатывать инновационные решения. В условиях ограниченных ресурсных возможнос-тей региональных систем СПО и усиливающейся неопределенности социально-экономического развития особое значение придается «самонас-
тройке» колледжей, что подразумевает быструю реакцию на конъюнктуру спроса и запросы предприятий на освоение востребованных квалификаций и компетенций. Ну, и без целевой управленческой фокусировки тоже, разумеется, не обойтись. Фокусироваться же необходимо на главном – на потребностях региона и его жителей.

Подготовил
Алексей Батанов


[1] Здесь и далее источник рисунков и таблиц: https://firpo.ru/wp-content/uploads/2022/01/Рейтинг.pdf

01.03.2022
Наверх