«Teaching is the greatest act of optimism»
«Обучение – это самый большой оптимизм»
Colleen Wilcox / Коллин Уилкокс
Дигитализация высшего образования
В настоящее время государственная политика и развитие общества в новой картине мира диктуют необходимость генезиса цифровой образовательной среды (ЦОС) на основе реализации социально-культурных и научно-педагогических условий. Это, безусловно, свидетельствует о том, что на современном этапе отечественная система высшего образования переживает период серьезных трансформаций.
Изменение парадигмы профессиональной подготовки лингвистов, переводчиков, филологов, педагогов, специалистов в области рекламы и туризма ввиду интеграции ИКТ, «больших данных», машинного обучения, «интернета вещей» и искусственного интеллекта в образовательный процесс предполагает постоянное совершенствование методологической составляющей обучения. Вследствие этого основной акцент падает на цифровую трансформацию вузов.
Сегодня Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, как и любой другой в России, должен принять участие в реализации цифровой трансформации. Она заключается не только во внедрении IT-решений, но и в целом является существенным структурно-организационным и в известной мере культурным трендом образовательной политики вузов. Переход к «цифровому университету» предполагает внедрение более гибких и бесшовных процессов, изменение корпоративной культуры, оптимизацию всех аспектов системы высшего образования. Миссия развития педагогического образования университетского типа – гармоничная интеграция науки, инноваций и практики.
Основной задачей для НГЛУ является повышение эффективности и качества преподавания иностранных языков в свете требований законодательства об обязательном использовании информационных технологий, которое весьма актуально для всего педагогического сообщества страны. Поэтому исследование эффективности генезиса ЦОС вуза способствует решению этой задачи и удовлетворяет спрос «цифрового поколения» на дигитализацию образования.
На современном этапе педагогу необходимо опираться в своей профессиональной деятельности не столько на готовые технологии, сколько на собственные знания и профессионализм. Он должен уметь правильно оценивать ситуацию и в соответствии с ее пониманием выбирать наиболее адекватные методы, средства, приемы обучения, в том числе разрабатывать собственные, авторские технологии деятельности.
Цифровая образовательная среда
Цифровая образовательная среда НГЛУ – совокупность электронных информационных и образовательных ресурсов, информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ или их частей, взаимодействие с педагогами, учебно-вспомогательным и административно-хозяйственным персоналом и другими студентами. Основное требование к ЦОС университета – цифровизация учебного процесса, в том числе за счет использования системы искусственного интеллекта. Цель – организация процесса обучения, дифференцированного с учетом конкретных потребностей, индивидуальных достижений и уровня сформированности компетенций каждого обучающегося в отдельности.
ЦОС университета играет важную роль компьютерного интеллектуального медиатора. В обязательном порядке учитываются индивидуальные параметры пользователей для моделирования персонального маршрута обучения и индивидуальных образовательных траекторий. Цифровое обучение обусловливает необходимость электронной зачетной книжки, поскольку электронный документооборот в целом облегчает самодиагностику и рефлексию студентов. Чат, обеспечивающий синхронное и асинхронное взаимодействие между студентами и преподавателями, гарантирует поддержку организационного, методического и профессионального характера. Кроме того, свободный доступ студентов к учебным материалам и электронным курсам оптимизирует автономную и самостоятельную работу. Академическая успешность и оценки, которые аккумулируются в электронном журнале, позволяют преподавателям, учебному управлению и членам ректората осуществлять регулярный мониторинг успеваемости.
Базовым компонентом ЦОС университета, обеспечивающим реализацию учебного процесса, является платформа Moodle. Студенты-вечерники и студенты-заочники обучаются в дистанционном формате в Институте дистанционного обучения НГЛУ.
Этапы цифровой трансформации
Внедрение элементов цифрового университета предполагает следующие этапы: планирование и проектирование, наполнение и разработку, апробацию альфа-версии, экспертизу, тиражирование.
Первый этап (2019-2020) включал автоматизацию управления учебным процессом посредством внедрения программного комплекса «MMISLAB» и электронной поддержки процесса обучения с использованием платформы Moodle.
Второй этап (2020-2021) совпал с реализацией национального проекта по повышению педагогического мастерства «Учитель будущего». Более 500 преподавателей и учителей школ прошли в НГЛУ повышение квалификации за 2020-2021 учебный год. Были внедрены разработанные университетом такие программы дополнительного профобразования с применением цифровых инс-трументов обучения, как «Ключевые компетенции и цифровая грамотность лидеров образования», «Онлайн-обучение. Управление цифровым классом», «Инновационные подходы к образованию», «Цифровые инструменты в обучении иностранным языкам», «Использование современных онлайн-игр на уроке иностранного языка в условиях дистанционного обучения», «Веб-квест проект по иностранным языкам: от планирования к реализации», «Учитель иностранного языка – игропедагог».
Третий этап (2021-2022) включает определение основных подходов достижения цифровой зрелос-ти НГЛУ. По результатам мониторинга наиболее успешных стратегий цифровой трансформации (цифровизации) в сфере науки и высшего образования стран с наиболее развитыми образовательными системами, исследований российских и мировых практик внедрения цифровых решений в университете проведена модернизация в системе цифровых образовательных сервисов, IT-инфраструктуры, управления кадровым потенциалом и повышения качества данных для принятия управленческих решений. Представлен целый ряд направлений, ориентированных на цифровую трансформацию НГЛУ, внедрение новых высокотехнологичных образовательных решений, модернизацию образовательных программ.
Сотрудниками университета была создана и апробирована новая магистерская ОПОП «Цифровая педагогика в современном лингвообразовании» по направлению подготовки (профилю) 44.04.01 «Педагогические науки и образование» с преподаванием всех дисциплин программы на английском языке. Дополнительно были разработаны и внедрены инновационные цифровые проекты, которые прошли экспертизу в Торгово-промышленной палате Нижегородской области в 2021 году, а также депонированы как объекты авторских прав. Это программы ДПО «Управление цифровым классом», «Подготовка педагогических кадров с применением инновационных технологий», «Методика применения авторской анимации в раннем обучении иностранным языкам», «Технология работы с VR симулятором первого урока английского языка в школе», «Совершенствование педагогического мастерства (английский язык в сфере педагогики и методики преподавания иностранных языков)».
Для целей реализации рассматриваемого этапа цифровизации НГЛУ разработана дорожная карта формирования у студентов цифровых компетенций: предметных, методических, психолого-педагогических и коммуникативных. Алгоритм формирования компетенций включает, в том числе, интернационализацию в форме сетевого взаимодействия вузов, создание электронных учебных курсов в ЭИОС, анализ учебно-методической литературы по дисциплинам, систематизацию организации прохождения педагогической практики студентов, углубление партнерства и взаимодействия всех участников и заинтересованных сторон (вузов, работодателей, абитуриентов и других).
Интеграция «цифрового университета» в НГЛУ – непростая задача, требующая разностороннего осмысления и постепенного внедрения новых технологий в постоянно работающий механизм.
Внедряя цифровую систему в образование, важно не растратить накопленный десятилетиями успешный опыт и научный потенциал, сохранить ценные педагогические кадры. Основной посыл цифровой трансформации – не замена преподавателя компьютерными технологиями, а применение IT-решений в управлении, обеспечении образовательного процесса и дальнейшее повышение цифровой грамотности научно-педагогических кадров.
В соответствии с Программой стратегического развития НГЛУ (2020-2025) в университете продолжается активная реализация элементов системного проекта «Цифровой университет», в том числе «Цифровой реинжиниринг» (Lunn.CDO), «Цифровой профиль профессионала» (Lunn.Tracker), «Центр разработки и патентирования продуктов цифрового образования» (Lunn.Edtech).
Таким образом, в соответствии с политикой Мин-обрнауки РФ, стратегией развития НГЛУ, подготовленной педагогическим коллективом университета во главе с ректором Ж.В. Никоновой, интеграция «цифрового университета» в образовательный процесс НГЛУ носит плановый характер и имеет положительную динамику. Университет реализует успешные цифровые проекты и демонстрирует значимые результаты, которые могут вызвать интерес широкой общественности.