Внедрение элементов «цифрового университета» в образовательный процесс: динамика – положительная

Внедрение элементов «цифрового университета» в образовательный процесс: динамика – положительная

Опыт Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова: проекты, ресурсы, первые результаты

«Teaching is the greatest act of optimism»
«Обучение – это самый большой оптимизм»
Colleen Wilcox / Коллин Уилкокс 

Дигитализация высшего образования

В настоящее время государственная политика и развитие общества в новой картине мира диктуют необходимость генезиса цифровой образовательной среды (ЦОС) на основе реализации социально-культурных и научно-педагогических условий. Это, безусловно, свидетельствует о том, что на современном этапе отечественная система высшего образования переживает период серьезных трансформаций.

Изменение парадигмы профессиональной подготовки лингвистов, переводчиков, филологов, педагогов, специалистов в области рекламы и туризма ввиду интеграции ИКТ, «больших данных», машинного обучения, «интернета вещей» и искусственного интеллекта в образовательный процесс предполагает постоянное совершенствование методологической составляющей обучения. Вследствие этого основной акцент падает на цифровую трансформацию вузов. 

Сегодня Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, как и любой другой в России, должен принять участие в реализации цифровой трансформации. Она заключается не только во внедрении IT-решений, но и в целом является существенным структурно-организационным и в известной мере культурным трендом образовательной политики вузов. Переход к «цифровому университету» предполагает внедрение более гибких и бесшовных процессов, изменение корпоративной культуры, оптимизацию всех аспектов системы высшего образования. Миссия развития педагогического образования университетского типа – гармоничная интеграция науки, инноваций и практики. 

Основной задачей для НГЛУ является повышение эффективности и качества преподавания иностранных языков в свете требований законодательства об обязательном использовании информационных технологий, которое весьма актуально для всего педагогического сообщества страны. Поэтому исследование эффективности генезиса ЦОС вуза способствует решению этой задачи и удовлетворяет спрос «цифрового поколения» на дигитализацию образования.

На современном этапе педагогу необходимо опираться в своей профессиональной деятельности не столько на готовые технологии, сколько на собственные знания и профессионализм. Он должен уметь правильно оценивать ситуацию и в соответствии с ее пониманием выбирать наиболее адекватные методы, средства, приемы обучения, в том числе разрабатывать собственные, авторские технологии деятельности.

Цифровая образовательная среда

Цифровая образовательная среда НГЛУ – совокупность электронных информационных и образовательных ресурсов, информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ или их частей, взаимодействие с педагогами, учебно-вспомогательным и административно-хозяйственным персоналом и другими студентами. Основное требование к ЦОС университета – цифровизация учебного процесса, в том числе за счет использования системы искусственного интеллекта. Цель – организация процесса обучения, дифференцированного с учетом конкретных потребностей, индивидуальных достижений и уровня сформированности компетенций каждого обучающегося в отдельности. 

ЦОС университета играет важную роль компьютерного интеллектуального медиатора. В обязательном порядке учитываются индивидуальные параметры пользователей для моделирования персонального маршрута обучения и индивидуальных образовательных траекторий. Цифровое обучение обусловливает необходимость электронной зачетной книжки, поскольку электронный документооборот в целом облегчает самодиагностику и рефлексию студентов. Чат, обеспечивающий синхронное и асинхронное взаимодействие между студентами и преподавателями, гарантирует поддержку организационного, методического и профессионального характера. Кроме того, свободный доступ студентов к учебным материалам и электронным курсам оптимизирует автономную и самостоятельную работу. Академическая успешность и оценки, которые аккумулируются в электронном журнале, позволяют преподавателям, учебному управлению и членам ректората осуществлять регулярный мониторинг успеваемости.

Базовым компонентом ЦОС университета, обеспечивающим реализацию учебного процесса, является платформа Moodle. Студенты-вечерники и студенты-заочники обучаются в дистанционном формате в Институте дистанционного обучения НГЛУ.

Этапы цифровой трансформации

Внедрение элементов цифрового университета предполагает следующие этапы: планирование и проектирование, наполнение и разработку, апробацию альфа-версии, экспертизу, тиражирование.

Первый этап (2019-2020) включал автоматизацию управления учебным процессом посредством внедрения программного комплекса «MMISLAB» и электронной поддержки процесса обучения с использованием платформы Moodle.

Второй этап (2020-2021) совпал с реализацией национального проекта по повышению педагогического мастерства «Учитель будущего». Более 500 преподавателей и учителей школ прошли в НГЛУ повышение квалификации за 2020-2021 учебный год. Были внедрены разработанные университетом такие программы дополнительного профобразования с применением цифровых инс-трументов обучения, как «Ключевые компетенции и цифровая грамотность лидеров образования», «Онлайн-обучение. Управление цифровым классом», «Инновационные подходы к образованию», «Цифровые инструменты в обучении иностранным языкам», «Использование современных онлайн-игр на уроке иностранного языка в условиях дистанционного обучения», «Веб-квест проект по иностранным языкам: от планирования к реализации», «Учитель иностранного языка – игропедагог».

Третий этап (2021-2022) включает определение основных подходов достижения цифровой зрелос-ти НГЛУ. По результатам мониторинга наиболее успешных стратегий цифровой трансформации (цифровизации) в сфере науки и высшего образования стран с наиболее развитыми образовательными системами, исследований российских и мировых практик внедрения цифровых решений в университете проведена модернизация в системе цифровых образовательных сервисов, IT-инфраструктуры, управления кадровым потенциалом и повышения качества данных для принятия управленческих решений. Представлен целый ряд направлений, ориентированных на цифровую трансформацию НГЛУ, внедрение новых высокотехнологичных образовательных решений, модернизацию образовательных программ.

Сотрудниками университета была создана и апробирована новая магистерская ОПОП «Цифровая педагогика в современном лингвообразовании» по направлению подготовки (профилю) 44.04.01 «Педагогические науки и образование» с преподаванием всех дисциплин программы на английском языке. Дополнительно были разработаны и внедрены инновационные цифровые проекты, которые прошли экспертизу в Торгово-промышленной палате Нижегородской области в 2021 году, а также депонированы как объекты авторских прав. Это программы ДПО «Управление цифровым классом», «Подготовка педагогических кадров с применением инновационных технологий», «Методика применения авторской анимации в раннем обучении иностранным языкам», «Технология работы с VR симулятором первого урока английского языка в школе», «Совершенствование педагогического мастерства (английский язык в сфере педагогики и методики преподавания иностранных языков)».

Для целей реализации рассматриваемого этапа цифровизации НГЛУ разработана дорожная карта формирования у студентов цифровых компетенций: предметных, методических, психолого-педагогических и коммуникативных. Алгоритм формирования компетенций включает, в том числе, интернационализацию в форме сетевого взаимодействия вузов, создание электронных учебных курсов в ЭИОС, анализ учебно-методической литературы по дисциплинам, систематизацию организации прохождения педагогической практики студентов, углубление партнерства и взаимодействия всех участников и заинтересованных сторон (вузов, работодателей, абитуриентов и других).
Интеграция «цифрового университета» в НГЛУ – непростая задача, требующая разностороннего осмысления и постепенного внедрения новых технологий в постоянно работающий механизм.

Внедряя цифровую систему в образование, важно не растратить накопленный десятилетиями успешный опыт и научный потенциал, сохранить ценные педагогические кадры. Основной посыл цифровой трансформации – не замена преподавателя компьютерными технологиями, а применение IT-решений в управлении, обеспечении образовательного процесса и дальнейшее повышение цифровой грамотности научно-педагогических кадров.

В соответствии с Программой стратегического развития НГЛУ (2020-2025) в университете продолжается активная реализация элементов системного проекта «Цифровой университет», в том числе «Цифровой реинжиниринг» (Lunn.CDO), «Цифровой профиль профессионала» (Lunn.Tracker), «Центр разработки и патентирования продуктов цифрового образования» (Lunn.Edtech).

Таким образом, в соответствии с политикой Мин-обрнауки РФ, стратегией развития НГЛУ, подготовленной педагогическим коллективом университета во главе с ректором Ж.В. Никоновой, интеграция «цифрового университета» в образовательный процесс НГЛУ носит плановый характер и имеет положительную динамику. Университет реализует успешные цифровые проекты и демонстрирует значимые результаты, которые могут вызвать интерес широкой общественности.

01.03.2022
Сергей Владимирович Фролов
Сергей Владимирович Фролов, Проректор по цифровизации Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова, кандидат юридических наук, доцент
Читать полностью
Наталья Хайдаровна Фролова
Наталья Хайдаровна Фролова, Директор института дистанционного обучения Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова, кандидат педагогических наук, доцент
Читать полностью
Наверх