Сетевое объединение – объективная необходимость
Современные ресурсы не должны быть доступны обучающимся только одной организации, обладающей ими. Тогда значимыми становятся не только результаты создания новых высоко оснащенных учебных мест, но и обновление технологий и механизмов их использования. Реализуя стратегию интегрированного роста, Ярославский градостроительный колледж нарабатывает практику создания сетевых объединений (СО) по разным направлениям деятельности и специальностям.
В течение четырех лет на базе колледжа функционирует СО «СетьГрад» в сфере информационных технологий (ИТ). В состав входят 7 колледжей, ИТ-предприятия и другие организации. ЯГК является региональной площадкой сетевого взаимодействия.
Сетевые объединения – это совокупность образовательных и иных организаций, совместно разрабатывающих и реализующих образовательные программы и мероприятия в сетевой форме. При этом наиболее затратная часть программы реализуется на базе одного колледжа, имеющего современное ресурсное обеспечение.
Именно совместная реализация образовательных программ в сетевой форме отличает понятие «сетевого объединения» от «сетевого взаимодействия», «регионального учебно-методического объединения», «образовательного кластера».
Прогнозируемый рост потребности в ИТ-специалистах, повышение требований к содержанию, условиям и качеству реализации образовательных программ в сфере ИТ, введение демонстрационного экзамена, высокая конкуренция за педагогические кадры со сферой ИТ-бизнеса – основные причины, которые заставили коллектив колледжа искать новые механизмы управления качеством через СО.
Как создать сетевое объединение?
Шаг 1. Сформировать сетевую структуру управления. СО не обладает статусом юридического лица, но требует определенной структуры управления. Для организации деятельности была сформирована соответствующая структура. Это управляющий совет, представленный первыми лицами организаций, осуществляющими стратегическое управление деятельностью СО; экспертно-методический совет, представленный заместителями руководителя и менеджерами, отвечающими за соответствующее направление деятельности; сетевые учебно-методические комиссии, определяющие содержание реализуемых в сетевой форме программ, осуществляющие анализ и экспертизу лучших практик, организующие взаимодействие педагогических работников и представителей работодателей.
Шаг 2. Сформировать нормативную базу. Для работы СО потребовалось разработать и апробировать механизмы взаимодействия организаций (соглашение о создании СО, положения о СО, сетевых органах управления); совместной реализации программ (договор о сетевой реализации программ, порядок организации образовательного процесса в сетевой форме, подготовка к демонстрационному экзамену); учебно-методического обеспечения реализации программ (положения о банке электронных учебно-методических материалов, фонде оценочных средств, прочем); финансового обеспечения сетевых программ. Положение о СО приобрело статус регионального документа и было рекомендовано департаментом образования для создания иных сетевых объединений.
Шаг 3. Разработать учебно-методические материалы для реализации программ в сетевой форме. Сетевые учебно-методические комиссии создают электронные учебно-методические комплексы общего пользования. Полный комплект материалов собран на виртуальной площадке ЯГК.
Для реализации программ в сетевой форме мы выделяем их уникальное содержание, требующее особых условий реализации. Ядро сетевых программ – сетевой модуль, формируемый методом экспертной оценки. На его основе мы далее создаем сетевые календарные графики, расписание, просчитываем затраты для финансового обеспечения реализации сетевых программ.
Шаг 4. Обучить педагогический состав СО. Помимо формального повышения квалификации, особое значение в сетевом сообществе приобретает горизонтальное обучение, возникающее при совместной разработке сетевых программ и их учебно-методического обеспечения, совместной подготовке обучающихся к демонстрационным экзаменам, чемпионату WorldSkills. В результате конкурентная среда между преподавателями и мастерами сменяется на поддерживающую, развивающую.
Шаг 5. Обеспечить финансирование реализации программ. Закупка оборудования для региональной площадки ЯГК осуществлялась за счет средств федеральной и региональной субсидий. Обновление оборудования происходит за счет средств площадки. Реализация программ в сетевой форме – за счет средств государственного задания направляющего колледжа.
Шаг 6. Реализовать сетевые мероприятия и программы. Для стабильного функционирования СО создаются дорожные карты, в которых предусмотрена работа коллегиальных органов управления, взаимодействие с работодателями, графики реализации сетевых модулей, проведения демонстрационных экзаменов, конкурсов профессионального мастерства.
Каковы результаты?
По сетевым программам обучается порядка 200 студентов в год, за весь период – более 500. Создано сетевое сообщество более чем из 20 преподавателей.
Практика создания СО продолжается в рамках региональной системы среднего профессионального образования: уже существуют СО в сфере электроэнергетики и общественного питания. На базе ЯГК функционирует сетевое объединение «Град‑Профессий» по непрерывному технологическому образованию школьников. Создаются СО в сфере дизайна и туризма. Разработанные механизмы переносятся на воспитательную модель работы со студентами колледжа.