«Остается надеяться на возрождение роли общественности в жизни высшей школы России»*. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

«Остается надеяться на возрождение роли общественности в жизни высшей школы России»*

К юбилею Н.И. Максимова

В октябре 2021 года восемьдесят лет со дня рождения отметил советский и российский учёный, специалист в области оценки качества высшего образования, технологии и проектирования текстильных изделий Николай Иванович Максимов. Поздравляем с юбилеем!

Максимов Николай Иванович – кандидат технических наук, профессор.

Президент Гильдии экспертов. Член Национального аккредитационного совета по профессионально-общественной и международной аккредитации профессиональных образовательных программ.

Заслуженный работник высшего образования. Почетный работник высшего профессионального образования. Член-корреспондент Петровской академии наук и искусств. Награжден рядом орденов и медалей.

Долгие годы являлся первым проректором – проректором по учебной работе МГТУ (сейчас РГУ) им. А.Н. Косыгина, возглавлял Координационный совет УМО и НМС высшей школы.

  • Инициатор подготовки специалистов-инженеров из числа выпускников техникумов в сокращенные сроки обучения.
  • Руководитель и участник разработки системы интеграции высшего и среднего профессионального образования (техникум – вуз), методик оценочных средств для ГИА выпускников вузов, макетов ФГОС ВПО и другой нормативно-методической документации.
  • Преподаватель с более чем сорокалетним стажем научно-педагогической деятельности.
  • Автор свыше 150 научных и научно-методических работ.
  • Внес значительный вклад в:
    – развитие структуры и содержания российского высшего образования;
    – формирование и эффективную координацию сети УМО;
    – разработку и внедрение новых подходов к систематизации содержания подготовки студентов с учетом новых достижений науки и технологий, тенденций развития высшего образования в России и за рубежом.

C 2010 года Н.И. Максимов – автор и герой публикаций в журналах «Аккредитация в образовании» и «Имена в образовании». Заметим, что за эти годы его высказывания ничуть не потеряли актуальность.


– 2010 –

Качество подготовки определяется квалификацией преподавателя, активным участием в учебном процессе самого обучающегося, образовательными технологиями, материально-технической базой учебного процесса.
Увы, в России еще с советских времен осталась традиция делать все в режиме аврала. Но аврал и качество несовместимы. Остается надежда на высокую квалификацию профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений.
«Аврал и качество несовместимы» / «АО», №5 (40).

 

– 2012 –

Обширные свободы, которые предоставляют вузам федеральные государственные образовательные стандарты, вряд ли позволят разработать единые оценочные средства для проверки степени сформированности профессиональных компетенций по видам деятельности. Скорее всего, целесообразно будет разработать типовую методику разработки оценочных средств, которая стала бы основой для создания системы оценки качества подготовки обучающихся в каждом конкретном вузе.
«Сентенции о компетенциях» / «АО», №3 (55).

 

– 2015 –

Качество образования зависит от столь большого числа факторов – материальных и нематериальных, что однозначного ответа дать нельзя. Можно говорить, что качество образования в ближайшее время может улучшиться в каком-то отдельном вузе (где сегодня сохранились и созданы соответствующие условия). Это может произойти и в 2020 году. Но глобально по всей системе образования об улучшении качества можно говорить лишь позднее 2030 года.
«Жизненные ценности профессора Максимова»/ «ИО», №4.

 

– 2017 –

Новое положение об УМО не содержит даже какого-либо намека на финансовое обеспечение его деятельности со стороны государственных органов власти. А разработка проекта примерной образовательной программы, содержащей сотни страниц, требует немалого труда профессорско-преподавательского состава вуза. Теперь стало совершенно понятно, почему учебно-методические объединения относятся к «государственно-общественным объединениям». Называются они так потому, что государство дает УМО задания, а они выполняют их на общественных началах.
«Становление и развитие системы учебно-методических объединений вузов» / «АО», №6 (98)

Нэлли Михайловна Розина

Кандидат педагогических наук, почетный работник высшего образования РФ

woman avatar

– Что бы я хотела сказать о Николае Ивановиче Максимове, вспоминая все годы общения с учебно-методическим активом высшей школы России? Прежде всего, отмечу скромность, уважительное отношение ко всем коллегам, спокойную доброжелательность и мягкий юмор как в речах, так и в стихах, которые он мастерски слагает.

Отличает этого человека глубокое знание жизни вуза во всех аспектах: как свидетельство – многолетнее руководство учебной и методической работой в Московском государственном текстильном институте, а также активная работа в качестве заместителя председателя Учебно-методического объединения вузов России в области легкой и текстильной промышленности на протяжении двадцати с лишним лет. Это знание позволяло ему активно участвовать в демократической перестройке всего высшего профессионального образования в 90-е годы прошлого столетия и новом тысячелетии, а также возглавлять работу всех проректоров в УМО РФ.

Руководители, работавшие в разные годы на ниве перестройки высшей школы – В.Д. Шадриков , Ю.Г. Татур, Г.К. Шестаков, А.Г. Асмолов, В.И. Кружалин, другие – считали Н.И. Максимова своим доверенным лицом, организатором научных разработок и общественного обсуждения всей нормативной правовой базы: проектов федеральных законов, постановлений Правительства РФ, приказов.

Неоценим его вклад и всего актива УМО вузов РФ в становление новой культуры стандартизации подготовки специалистов, введения новых перечней направлений подготовки, борьбе за сохранение традиционной для России подготовки по специальностям при организации магистратуры. Велик его вклад и в становление процедур лицензирования и государственной аккредитации программ высшего образования.

Человеческое обаяние, умение шутить к месту и по поводу, собрать вокруг себя друзей, не забыть поздравить или посочувствовать – эти неоценимые качества позволяли ему многие годы тактично и ненавязчиво возглавлять Координационный совет УМО, быть другом и наставником молодых проректоров и начинающих специалистов в федеральных органах высшего образования.

Неугасающий оптимизм и любовь к жизни позволяют Николаю Ивановичу Максимову справляться с постигшим его недугом. Мы любим Вас, дорогой Николай Иванович, и ждем новых дружеских встреч и общения!

В кругу методистов

Виктор Петрович Соловьев

Профессор Старооскольского технологического института им. А.А. Угарова (филиала) Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», кандидат технических наук

woman avatar

– В октябре 2021 года мы, друзья и коллеги Николая Ивановича Максимова, поздравили его с юбилеем – восьмидесятилетием со дня рождения. Конечно, вспомнили совместные дела, встречи, обсуждения.

Для меня Николай Иванович – друг, коллега, сподвижник на протяжении почти полувека. Подружились мы в 70-е годы прошлого века. Потом работали в своих институтах проректорами по учебной работе и УМО. Объединяло нас не только близкое расположение наших вузов на Ленинском проспекте, но и стремление к новому, к улучшениям.

Талантливый организатор, Николай Иванович Максимов особенно ярко проявил свои способности и компетентности при руководстве Координационным советом проректоров УМО высшей школы. Он никогда не был банальным начальником, а всегда – лидером, умеющим увлечь, помочь, поддержать. Следовал напутствию министра В.П.  Елютина: «То, что непреодолимо одному, легко преодолеть коллективом».

Можно по праву считать Николая Ивановича настоящим борцом за качество высшего образования в нашей стране. Он принимал самое активное участие в разработке новых для нас нормативных документов: ГОСов, ФГОСов, перечней специальностей и направлений. И нужно отдать должное: именно он часто спасал наши «нормативки». Так было со стандартами третьего поколения, когда из них изъяли перечень дисциплин. Благодаря Н.И. Максимову удалось ввести в стандарты перечень учебников и учебных пособий, ориентирующих вузы на содержание образования.

Сегодня Н.И. Максимов и многие из его коллег вытеснены из активной научно-методической деятельности, нас начинают забывать. Однако нельзя предать забвению те наши наработки, на которых стоит современная профессиональная высшая школа. Не следует забывать и выражение Шекс­пира: «Прошлое – черновик будущего».

Поздравляя Николая Ивановича Максимова с юбилеем, выражаю надежду на его долголетие и продолжение сотрудничества!

Галина Николаевна Мотова

Главный редактор «АО», доктор педагогических наук

woman avatar

– Мудрость, открытость, доброжелательность и великодушие – все это о Николае Ивановиче Максимове как о человеке. Доскональное, до мелочей и запятых, знание нормативных документов и широкая осведомленность о реальной ситуации по организации учебного процесса во многих вузах страны, удивительная работоспособность, трудолюбие и выдержка – это о Николае Ивановиче как профессионале своего дела.

Почти десять лет Н.И. Максимов является президентом Гильдии экспертов в сфере профессионального образования. Созданная в 2006 году, сегодня гильдия – состоявшаяся и признанная общественная организация, объединяющая свыше тысячи научно-педагогических работников не только российских, но и зарубежных вузов. Все её самые знаковые мероприятия – конференции, форумы – проходят с непременным участием Н.И. Максимова. Все эти годы он представляет гильдию и в Национальном аккредитационном совете по международной и профессионально-общественной аккредитации.

Его рекомендации ценны, предложения продуктивны. Общение с ним непременно заряжает окружающих позитивом и оптимизмом. Сочиненные им с юмором стихи на самые серьезные темы расходятся на цитаты.

«Старая школа» – говорим мы о людях, обладающих фундаментальными знаниями и широким кругозором, привнесших значительный вклад в формирование высокой репутации и доверия к российской высшей школе. Николай Иванович – один их тех, кто искренне заинтересован в повышении качества подготовки специалистов, стабильности системы отечественного образования и признании ее достижений за рубежом.

Ценим, любим, гордимся, работая с Вами!

* Из статьи Н.И. Максимова «Становление и развитие системы учебно-методических объединений вузов». – «АО», № 6(98).

Наверх