Конвергентная сетевая среда. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Конвергентная сетевая среда

Ярославский колледж управления и профессиональных технологий

С 2018 года на базе Ярославского колледжа управления и профессиональных технологий функционирует ресурсный учебно-методический центр в системе среднего профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Целью деятельности РУМЦ является методическое и экспертное сопровождение системы инклюзивного профессионального образования на межрегиональном уровне посредством совершенствования образовательной, инновационной, методической деятельности ПОО, реализующих программы СПО, ПО и ДПО для инвалидов и лиц с ОВЗ.

Об авторах

фото ЦВЕТАЕВА Марина Владимировна

ЦВЕТАЕВА Марина Владимировна

Директор Ярославского колледжа управления и профессиональных технологий

фото Екатерина Васильевна Клюкина

Екатерина Васильевна Клюкина

Методист Ярославского колледжа управления и профессиональных технологий

СЕТЕВАЯ информационная революция ознаменовала новую эпоху развития цивилизации, в которой главным продуктом человечества стало знание. Одновременно произошёл сдвиг от узкой специализации отраслевого принципа организации экономики и науки к их конвергенции на основе IT. Сетевой характер современной жизни и деятельности человека определил мобильность, гибкость и адаптивность новой социальной общности, в которой к работникам в первую очередь предъявляют личностные требования, такие как креативность, умение работать в команде, продуктивно сотрудничать и другие, а требования к состоянию здоровья уходят на второй план. Это определяет новые возможности, в том числе для людей с особыми образовательными потребностями, и в то же время ставит перед системой образования серьёзные вызовы.

Процессы непрерывной подготовки специалистов, создания и развития образовательных программ, электронных образовательных ресурсов при постоянно меняющихся требованиях образовательных стандартов и работодателей тесно связаны и требуют комплексной синхронизации и автоматизации для повышения качества образования. Это достигается за счёт внедрения и использования: мобильных устройств и технологий мобильного обучения; технологий облачного обу­чения; социальных сетей для взаимодействия преподавателей и обучающихся; технологий смешанного обучения в реальных аудиториях и в виртуальной среде; технологий геймификации для реализации игровой формы учебного процесса.

Новые технологии определяют конвергентную модель интеллектуальной сетевой (цифровой) образовательной среды (С(Ц)ОС) для интеграции и синхронизации образовательных ресурсов иобучающих систем в рамках поддержки технологий электронного, мобильного, облачного, смешанного и повсеместного обучения.

Конвергенция образования означает процесс сближения образовательных стандартов, образовательных программ, электронных образовательных ресурсов, систем управления обучением иразличных образовательных технологий, обусловленный необходимостью внедрения междисциплинарного обучения в процессе непрерывной подготовки специалистов, в том числе с особыми образовательными потребностями, что определяет развитие инклюзивного образования. В широком смысле под инклюзивным образованием понимается включение особых обучающихся в единый общий для всех процесс образования (воспитания) на основе признания ценностей разнообразия, уникальности каждого для развития всех. Особыми обучающимися могут быть люди с инвалидностью и ОВЗ; представители других культур и народов; люди, находящиеся на длительном лечении (восстановлении); неуспевающие по дисциплинам и прочие. Само понятие инклюзии расширяется. В настоящее время инклюзивная культура – это высший уровень развития педагогической культуры образовательной организации (в противоположность культуре эксклюзивной).

Конвергентное сетевое образование способствует решению следующих задач: персонализация и индивидуализация образовательного процесса на разных уровнях образования; переход к диагностико-консультирующим, развивающим формам оценивания в контексте индивидуализации обучения; формирование у обучающихся уровня функциональной грамотности, адекватного современным международным требованиям; решение дидактической задачи «полного усвоения» заданных результатов обучения (знаний, умений, навыков, компетенций) на основе индивидуализированного закрепления.

В настоящее время происходит конвергенция основного и дополнительного, общего и профессионального образования; формального, неформального и информального образования; контактного образования в аудиторном пространстве и онлайн-образования в сетевой (цифровой) среде. От «обучения по программе» всё чаще переходят к «обучению по запросу», особенно в проектной деятельности; роли обучающего и обучающегося смешиваются; учебная деятельность становится проектной; педагогические технологии всё больше перемешиваются с цифровыми технологиями и средствами.

Являясь инструментом преодоления образовательного неравенства, конвергентная С(Ц)ОС позволяет учитывать психофизиологическое состояние обучающихся (с помощью системы непрерывной диагностики состояния, встроенной в учебный процесс в С(Ц)ОС); возрастные особенности (психофизиологические ограничения; санитарно-гигиенические требования); индивидуальные особенности (особенности восприятия, памяти, мышления, учебных стратегий; особенности обучающихся с инвалидностью и ОВЗ); учебную самостоятельность (готовность обучающихся к самостоятельной работе в С(Ц)ОС; готовность обучающихся к проектированию индивидуальной образовательной траектории и обучению по индивидуальному учебному плану); техническую оснащённость (наличие персональных устройств у всех обучающихся; наличие оснащённых функциональных зон в образовательных организациях).

На наших глазах происходит трансформация образования. Предметно-дисциплинарная модель содержания образования замещается конвергентной (меж-, трансдисциплинарной), проблемно-проектной, персонализированной. Оболочки содержания образования, разработанные специалистами для управленцев и преподавателей, превращаются в собственные оболочки-«облака», формируемые обучающимися (при проектировании индивидуальной образовательной траектории в различных учебных ситуациях) с участием педагога на основе ресурсов С(Ц)ОС. Меняется структура учебного процесса: от классно-урочной системы мы переходим к расширенному понятию урока как гибкой единицы учебного содержания, определяемой возможностями обучающегося и дидактической логикой. Меняется ведущая функция образования: от трансляции культурного опыта к подготовке к жизни в меняющемся мире на основе культурного опыта, что особенно важно для категории людей с особыми образовательными потребностями.

Наверх