Аккредитационно-симуляционный центр. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Аккредитационно-симуляционный центр

Повышение эффективности образовательного процесса

Улучшение качества медицинской помощи населению – один из приоритетов системы здравоохранения РФ. Аккредитационно-симуляционный центр, созданный в Ставропольском крае на базе Пятигорского медицинского колледжа, играет важную роль в этом процессе.

Об авторах

фото Вера Васильевна Трунаева

Вера Васильевна Трунаева

Директор Пятигорского медицинского колледжа, кандидат педагогических наук

фото Юлия Владимировна Шаталова

Юлия Владимировна Шаталова

Завотделением дополнительного профессионального образования – руководитель АСЦ Пятигорского медицинского колледжа, кандидат фармацевтических наук

БОЛЬШОЕ значение в профессиональной подготовке медицинских специалистов среднего звена к предстоящей трудовой деятельности имеет практико-ориентированное симуляционное обучение. Этого требуют ФГОС СПО и объективные условия реальной практики в здравоохранении.

Согласно государственной программе Ставропольского края «Развитие здравоохранения» в соответствии с региональным проектом «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» региональным министерством здравоохранения инициировано создание аккредитационно-симуляционных центров (АСЦ) на базе всех подведомственных ему медицинских колледжей. По мнению министра В.Н. Колесникова, деятельность АСЦ направлена на подготовку будущих специалистов среднего медицинского звена, студентов медколледжей, а также действующих работников сферы здравоохранения как к первичной, так и первичной специализированной аккредитации. Закрепление профессиональных навыков в условиях, максимально приближенных к трудовым реалиям, позволяет быть уверенным в готовности медиков своевременно и качественно выполнять свои обязанности.

Так на основании приказа Минздрава Ставропольского края от 9 февраля 2021 года, № 01-05/167 на базе Пятигорского медицинского колледжа был создан АСЦ. Это единое учебно-симуляционное функциональное подразделение, которое в своей деятельности руководствуется нормативными документами и иными законодательными актами РФ и региона, реализует современные методы обучения, проводит оценку практических навыков и профессиональных компетенций при аккредитации специалистов.

Основные задачи АСЦ:

  • обеспечение реализации основных и дополнительных профессиональных программ подготовки специалистов среднего звена здравоохранения в части освоения практических навыков, общих и профессиональных компетенций в симулированных условиях;
  • создание условий для самостоятельной и внеаудиторной учебной работы по закреплению профессиональных компетенций;
  • организация деятельности аккредитационных подкомиссий по допуску выпускников колледжа и специалистов со средним медицинским образованием к профессиональной деятельности;
  • развитие кадрового потенциала отрасли здравоохранения Ставропольского края.

ЦЕНТР представлен блоками, где проходит отработка и оценка практических навыков в симулированных условиях. А также – независимая процедура, проводимая с целью определения соответствия квалификации получившего медицинское образование лица требованиям к квалификации медицинского работника в соответствии с профессиональными стандартами для самостоятельного осуществления медицинской деятельности.

В настоящее время колледж успешно внедряет инновационные технологии симуляционного обучения по ведущим специальностям. Основными аккредитационными площадками являются сес­тринское, акушерское, лечебное дело, фармация, диетология, лечебная физкультура, медицинский массаж, организация сестринского дела, сестринское дело в педиатрии, скорая и неотложная помощь.

Интеграция информатизации и симуляционного обучения в образовательный процесс предоставляет преподавателям новые возможности учить эффективнее, а обучающимся позволяет учиться безопасно и с минимальным риском для пациентов.

ПЯТИГОРСКИЙ колледж оснащен муляжами, анатомическими моделями, тренажерами, а также манекенами и современными симуляторами. В центре выделены специализированные зоны, где обучающиеся имеют возможность отрабатывать практический опыт оказания медицинской помощи и ухода за взрослым пациентом и за ребенком в соответствии с перечнем компетенций по каждой специальности, наличие которых необходимо контролировать на каждом из этапов подготовки. Обучающиеся также могут отработать умение ухода за новорожденным и ребенком до года.

В следующей зоне отрабатываются более сложные медицинские манипуляции: уход за взрослым пациентом, пункция вен, промывание желудка и кишечника, все виды инъекций, постановка постоянного мочевого катетера Фолея и другие.

Трудности, как правило, выявляются в процессе реанимации и ведения пациента в экстренных ситуациях, когда время для принятия решения сводится к минимуму. Средний медицинский работник должен быть готов первым прийти на помощь больному при внезапной остановке сердца и дыхания. Поэтому одна из зон имитационного кабинета предназначена для отработки на манекенах приемов базовой сердечно-легочной реанимации. Выполнение манипуляций дает возможность приобрести необходимые практические навыки, не нанося вред здоровью человека.

При симуляционном обучении профессиональное действие может неоднократно повторяться для выработки уверенности выполнения и ликвидации ошибок. Также на базе АСЦ обучающиеся могут проходить учебную практику. Система обучения построена на методе получения знаний от простого к сложному: от манипуляционной техники до отработки действий в симулированных клинических ситуациях. Гибкость системы позволяет применять ее для обучения и моделирования множества ситуаций: научить работе в соответствии с современными алгоритмами оказания неотложной помощи, повысить уровень выполнения сложных медицинских манипуляций, выработать командное взаимодействие и координацию, оценить эффективность собственных действий. Главное преимущество – полнота и реалистичность моделирования объекта.

АСЦ является профессиональной площадкой, позволяющей объединить требования ФГОС СПО и профессиональных стандартов подготовки специалистов среднего звена. В образовательном процессе созданный в Пятигорском медицинском колледже центр имеет высокий потенциал дальнейшего развития.

Наверх