БОЛЬШОЕ значение в профессиональной подготовке медицинских специалистов среднего звена к предстоящей трудовой деятельности имеет практико-ориентированное симуляционное обучение. Этого требуют ФГОС СПО и объективные условия реальной практики в здравоохранении.
Согласно государственной программе Ставропольского края «Развитие здравоохранения» в соответствии с региональным проектом «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» региональным министерством здравоохранения инициировано создание аккредитационно-симуляционных центров (АСЦ) на базе всех подведомственных ему медицинских колледжей. По мнению министра В.Н. Колесникова, деятельность АСЦ направлена на подготовку будущих специалистов среднего медицинского звена, студентов медколледжей, а также действующих работников сферы здравоохранения как к первичной, так и первичной специализированной аккредитации. Закрепление профессиональных навыков в условиях, максимально приближенных к трудовым реалиям, позволяет быть уверенным в готовности медиков своевременно и качественно выполнять свои обязанности.
Так на основании приказа Минздрава Ставропольского края от 9 февраля 2021 года, № 01-05/167 на базе Пятигорского медицинского колледжа был создан АСЦ. Это единое учебно-симуляционное функциональное подразделение, которое в своей деятельности руководствуется нормативными документами и иными законодательными актами РФ и региона, реализует современные методы обучения, проводит оценку практических навыков и профессиональных компетенций при аккредитации специалистов.
Основные задачи АСЦ:
ЦЕНТР представлен блоками, где проходит отработка и оценка практических навыков в симулированных условиях. А также – независимая процедура, проводимая с целью определения соответствия квалификации получившего медицинское образование лица требованиям к квалификации медицинского работника в соответствии с профессиональными стандартами для самостоятельного осуществления медицинской деятельности.
В настоящее время колледж успешно внедряет инновационные технологии симуляционного обучения по ведущим специальностям. Основными аккредитационными площадками являются сестринское, акушерское, лечебное дело, фармация, диетология, лечебная физкультура, медицинский массаж, организация сестринского дела, сестринское дело в педиатрии, скорая и неотложная помощь.
Интеграция информатизации и симуляционного обучения в образовательный процесс предоставляет преподавателям новые возможности учить эффективнее, а обучающимся позволяет учиться безопасно и с минимальным риском для пациентов.
ПЯТИГОРСКИЙ колледж оснащен муляжами, анатомическими моделями, тренажерами, а также манекенами и современными симуляторами. В центре выделены специализированные зоны, где обучающиеся имеют возможность отрабатывать практический опыт оказания медицинской помощи и ухода за взрослым пациентом и за ребенком в соответствии с перечнем компетенций по каждой специальности, наличие которых необходимо контролировать на каждом из этапов подготовки. Обучающиеся также могут отработать умение ухода за новорожденным и ребенком до года.
В следующей зоне отрабатываются более сложные медицинские манипуляции: уход за взрослым пациентом, пункция вен, промывание желудка и кишечника, все виды инъекций, постановка постоянного мочевого катетера Фолея и другие.
Трудности, как правило, выявляются в процессе реанимации и ведения пациента в экстренных ситуациях, когда время для принятия решения сводится к минимуму. Средний медицинский работник должен быть готов первым прийти на помощь больному при внезапной остановке сердца и дыхания. Поэтому одна из зон имитационного кабинета предназначена для отработки на манекенах приемов базовой сердечно-легочной реанимации. Выполнение манипуляций дает возможность приобрести необходимые практические навыки, не нанося вред здоровью человека.
При симуляционном обучении профессиональное действие может неоднократно повторяться для выработки уверенности выполнения и ликвидации ошибок. Также на базе АСЦ обучающиеся могут проходить учебную практику. Система обучения построена на методе получения знаний от простого к сложному: от манипуляционной техники до отработки действий в симулированных клинических ситуациях. Гибкость системы позволяет применять ее для обучения и моделирования множества ситуаций: научить работе в соответствии с современными алгоритмами оказания неотложной помощи, повысить уровень выполнения сложных медицинских манипуляций, выработать командное взаимодействие и координацию, оценить эффективность собственных действий. Главное преимущество – полнота и реалистичность моделирования объекта.
АСЦ является профессиональной площадкой, позволяющей объединить требования ФГОС СПО и профессиональных стандартов подготовки специалистов среднего звена. В образовательном процессе созданный в Пятигорском медицинском колледже центр имеет высокий потенциал дальнейшего развития.