УСТОЙЧИВОЕ функционирование университета в условиях быстро меняющейся внешней среды требует применения новых клиентоориентированных подходов и технологий, которые позволят упрочить его конкурентные позиции и обеспечат движение в направлении намеченных целевых ориентиров.
Перспективным инструментом развития университета является бережливое производство (БП). Главной задачей системы управления вузом становится непрерывное совершенствование «потока создания ценности» для потребителя, основанное на рациональном сочетании во времени и пространстве всех основных, вспомогательных и обслуживающих процессов. Основная идея бережливого вуза состоит в постоянном стремлении исключить любые виды издержек, не добавляющих ценности образовательному и научному процессам.
C октября 2017 года МГТУ является активным участником пилотного проекта «Эффективный регион» (ранее – «Бережливое правительство») Республики Адыгея под кураторством Госкорпорации «Росатом». На базе вуза создана Фабрика процессов с целью подготовки лидеров в области БП для организаций и предприятий различных сфер деятельности в регионе. На сегодня прошли обучение около 2,5 тыс. человек из Адыгеи и еще 23 регионов России. В феврале 2018 года МГТУ получил статус бережливого вуза.
Задача применения принципов и инструментов БП в улучшении реальных процессов в сфере образования является относительно новой. Для ее решения требуются кадры с соответствующей квалификацией и компетенциями. Высокая потребность в таких кадрах наблюдается и в сфере производства и государственного и муниципального управления. Это обусловило появление вузов, начавших обучение БП и взявших за основу своей деятельности его базовые принципы. Как правило, такие вузы возникали в регионах реализации масштабных бережливых проектов Росатома. Стремление представителей вузовского сообщества к активизации обмена опытом, координации действий, совместному определению перспектив развития привели к созданию в ноябре 2018 года при поддержке Росатома Ассоциации бережливых вузов.
Главные цели ассоциации: развитие российской управленческой школы научной организации труда на платформе БП и других прогрессивных управленческих моделей; объединение всех заинтересованных в развитии и применении бережливых технологий, создание условий для эффективного обмена опытом; распространение идей бережливости на основе использования возможностей системы образования.
АССОЦИАЦИЯ бережливых вузов – динамично развивающаяся структура, и если количество ее участников пока измеряется десятками, то число реализованных проектов – сотнями, а обученных БП специалистов – уже тысячами.
За два года работы ассоциации выполнено более 350 бережливых проектов. На базе 10 вузов созданы и успешно работают фабрики процессов, реализующие более 50 различных курсов и модулей. На этих фабриках БП обучились более 12 тыс. человек. Создано несколько смешанных рабочих групп, работающих по конкретным задачам: разработка курсов, сертификация фабрик и прочие. Разработаны и апробированы основанные на инновационных педагогических технологиях программы курсов «Управление проектами в бережливом производстве», «Лин-тренер: повышение эффективности работы организаций в условиях применения бережливых технологий».
Происходят и качественные изменения в работе ассоциации: от реализации простых проектов к комплексной работе, системным решениям, позволяющим создавать готовые к тиражированию образцы лучших практик, охватывающих практически все сферы деятельности современных вузов.
УНИВЕРСИТЕТ успешно прошел конкурсный отбор инновационных образовательных проектов/программ, проводившийся Департаментом государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ. На базе созданной в университете федеральной инновационной площадки «LeanSkills.lab» реализуется проект по совершенствованию системы и технологий обучения БП с целью ее тиражирования в масштабах России.
Успех распространения и широкого внедрения идей БП определяется накопленным объемом знаний, являющихся результатом исследований и обобщения опыта применения бережливых технологий, и кадрами с востребованными бережливыми компетенциями. Эти сферы традиционно относятся к компетенции университетов – наука и развитие человеческого капитала.
Формирование бережливых компетенций рассматривается в ассоциации на различных горизонтах: краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном.
Краткосрочный включает обучение на фабриках процессов, среднесрочный – подготовку в рамках образовательных программ. В МГТУ по 22 направлениям подготовки преподается обязательный предмет «Основы бережливого производства». Ожидается, что выпускники придут в реальный сектор экономики, систему государственного и муниципального управления с определенными бережливыми компетенциями. И произойдет это в среднесрочной перспективе двух-пяти лет.
Долгосрочная сфера, призванная развивать бережливое мышление и закреплять в обществе бережливую культуру, нацелена на формирование специальных многоуровневых образовательных систем, объединяющих детские сады, школы, вузы и предприятия. Такие системы формируются с участием бережливых вузов в Адыгее и ряде других регионов.
СИСТЕМНАЯ поддержка процессов подготовки кадров для бережливой экономики, распространения идеологии БП во все сферы жизнедеятельности общества, формирования в стране бережливой культуры – вот что необходимо в настоящее время. Университет может и должен стать главным звеном в решении этой задачи.