Эмоции через цифру. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Эмоции через цифру

Практика педагогического дизайна в Институте искусств и информационных технологий

Применение возможностей педагогического дизайна в Институте искусств и информационных технологий (Московский областной филиал Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов) создает комфортные условия для глубокого погружения студентов в дисциплину, облегчает процедуры и техники оценки качества сформированных компетенций.

Об авторе

фото Татьяна Константиновна Солодухина

Татьяна Константиновна Солодухина

Заведующая кафедрой рекламы и социально-культурных технологий Института искусств и информационных технологий – Мос­ковского областного филиала СПбГУП (г. Солнечногорск), доктор педагогических наук, профессор

Возможности современных форм обучения

Заочное обучение рассматривается сегодня как одна из эффективных, открытых и демократичных форм получения высшего образования. Привлекательность вызвана рядом факторов. Во-первых, заочное обучение позволяет студентам без отрыва от профессиональной деятельности получать высшее образование. Во-вторых, условия пандемии сдерживают образовательные стремления молодежи получать профессию в очном формате. В-третьих, заочное обучение особенно интересно выпускникам колледжей и вузов, желающим усовершенствовать уровень своего образования или поменять направление подготовки. В-четвертых, тенденции интеграции заочной и дистанционной форм обучения расширяют возможности повышения качества профподготовки благодаря применению современных информационных технологий.

Актуальность применения педагогического дизайна определяется связью с информационно-образовательными технологиями и техническими средствами обучения. Так, в цифровом режиме обеспечивается чтение лекций преподавателями вуза, проведение семинарских и практических занятий, консультаций для студентов с использованием аудио и видеоизображений, организуются просмотры творческих заданий и проектов в группе. 

Создаем собственный курс

Понимая педагогический дизайн как деятельность, включающую алгоритм организации познавательных, мотивирующих образовательных ситуаций, в Институте искусств и информационных технологий определили его как:

  • разработку образовательного сценария, легенды; 
  • описание условий и ресурсов внутри сценария;
  • разработку объекта – логотипа, слогана, декорации;
  • создание разного рода кейсов.

Педагогический дизайн делает учебный процесс эмоциональным и мотивированным. Создание образовательного пространства, которое априори должно быть пластичным, открытым, партнерским, событийным, призывающим к познанию, – вот основная цель использования такого подхода.

Для этого могут использоваться некоторые модели: например, SAM, SMART, ALD и другие. Наиболее популярной признана модель «ADDIE». Ее востребованность понятна, ведь для студентов-заочников практически не создается учебной литературы и методических материалов с учетом специфики этой формы обучения.

Реализуя данную модель, преподаватель вуза как педагогический дизайнер должен произвести анализ студенческой аудитории, определить цели и задачи, структурировать образовательные материалы и соотнести их с целями обучения, подобрать наиболее эффективные средства и методы учебной работы, разработать контрольно-измерительные материалы. Все это учитывается при создании курса, который затем загружается в систему управления обучением. 

Преподавателю необходимо помнить, что обучающие материалы должны привлекать внимание студентов, пробуждать интерес к процессу в целом и изучаемым проблемам. При этом важно учитывать тенденции развития цифрового поколения: преобладание виртуального общения над личным, общение с внешним миром преимущественно посредством гаджетов, увеличение скорости восприятия информации и уменьшение времени удержания внимания, клиповость мышления и ряд других особенностей. 

Разработка новых материалов должна происходить таким образом, чтобы используемые учебные технологии позволили удержать внимание студента, закрепить полученный материал в долгосрочной памяти. Приоритеты в создании практических ситуаций помогут студенту четко понять возможность применения полученных знаний в профессиональной деятельности. 

Практика использования кейс-методов

Студент-заочник должен иметь возможность выбора задания и способа его выполнения. Примером может служить кейс-метод, основанный на обучении через решение конкретных задач-ситуаций (исследовательских, бизнес ориентированных). Кейс нужен для накопления личного опыта, который переживается как собственная профессиональная история. Преподаватели института используют в своей практике учебные и исследовательские кейсы. 

Основной смысл исследовательского кейса заключается в том, что он выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Это, прежде всего, обучение навыкам научного исследования: например, посредством моделирования. Доминирование исследовательской функции позволяет эффективно использовать подобные кейсы и в научно-исследовательской деятельности.

Бизнес-кейс подразумевает поиск студентами решения в реальных деловых задачах, используя при этом теоретические знания, фреймворки, финансовые и математические расчеты. Каждый кейс включает технологическую и техническую задачи – разработка продукта, маркетинговую – его продвижение. Чаще всего решение таких кейсов повторяет модель реального бизнеса, в котором несколько отделов ищут выход из проблемной ситуации.

С позиций педагогического дизайна кейс должен быть написан простым и доходчивым языком, обозначать проблему, выразительно определять ее суть, соответствовать потребностям аудитории.

Таким образом, как теория педагогический дизайн – область науки, занимающаяся исследованием эффективности учебных материалов и средств, которые создают благоприятные ситуации, условия и среду обучения. Как практика – это процесс разработки, создания, применения и оценки учебно-методических материалов. С помощью подобной технологии можно решить целый комплекс образовательных задач, учитывая специфику современного заочного обучения.

Наверх