Большая идея для КФУ

Большая идея для КФУ

или Классический университет в эпоху трансформации

«Университет для меня – дело жизни», – подчеркивает ректор КФУ. И это не фраза... когда тебя назначают руководителем одного из старейших – с историей и традициями – отечественных вузов, к тому же всего за неделю до этого получившего статус федерального, на практике никем еще не опробованный… когда твой вуз – становой кадровый хребет для одного из самых продвинутых российских регионов и неизменный участник всех самых значимых федеральных образовательных проектов последнего десятилетия… когда он каждый новый учебный год превращается в альма-матер для нескольких десятков тысяч студентов… Такое по плечу лишь тогда, когда университет действительно становится «делом жизни» лидера и его команды. А что еще по плечу большому сообществу КФУ? Об этом сегодня наш разговор.

Эффект глобальных вызовов

АО. Ильшат Рафкатович, позвольте для начала задать вам вводный вопрос. В начале 2010 года вышла известная книга «Дорога к академическому совершенству» под редакцией Ф. Альтбаха и Дж. Салми. В предисловии авторы отмечали: «Мир с нетерпением ждет появления новой большой идеи в управлении научным сообществом и трансформации университетов как образовательного пространства». Теперь, спустя десятилетие, можно ли сказать, что такая мировая «новая большая идея» – некие ясные общемировые маяки, критерии, концепты изменений – наконец появилась? Есть на что опираться ректорам-практикам трансформации вузов?

– Да, полагаю, что современные тенденции развития науки, общества и рынка труда позволяют обозначить некоторые ключевые ориентиры для развития образования.
Касательно развития науки и общества можно выделить главный тренд, который набирает все большие обороты. Цифровизация – перенос значительной части социальной жизни в цифровую среду – становится очевидной. Это обуслав­ливает, в том числе, стремительное развитие IT-направлений в науке и практике. Особенно очевидный вызов обществу в части внедрения цифровизации во все сферы социальной жизни был брошен в период борьбы с новой коронавирусной инфекцией – COVID-19. Задача ректора-трансформатора в данном контексте – поощрять и развивать цифровизацию в образовании, внедрять новые образовательные технологии, инициировать научные исследования.
В рамках потребности современного рынка труда также выделяется тенденция в подготовке специалистов широкого профиля, компетентных в различных междисциплинарных областях, способных, исходя из своих личных профессиональных устремлений, грамотно осуществлять трудовую деятельность. Такая тенденция диктует второй глобальный тренд в образовании, который невозможно проигнорировать. Индивидуализация – предоставление возможности обучающимся реализовать индивидуальные образовательные потребности – становится необходимым вектором развития конкурентоспособного вуза.

АО. В продолжение предыдущего вопроса… «Большая идея» для КФУ – в чем она сегодня состоит?

– Большая идея КФУ состоит в трансформации (при сохранении преемственности богатого опыта классического вуза) в университет как экономически самодостаточный центр образования «в течение всей жизни», центр науки и технологий, являющийся драйвером развития региона посредством создания и продвижения глобальных ценностей в приоритетных областях развития страны.

АО. Сейчас много говорят о дизрапшн-технологиях как своеобразных взрывателях старых моделей и технологий, и потому заставляющих меняться всех, кто хочет выжить и войти в экономику нового уклада. В сфере высшей школы дизрапшн-эффект, дизрапшн-шок возможны ли? Или… это уже произошло в виде, например, пандемии и необходимости срочного перевода образования в иные форматы? Как должен реагировать вуз, его команда и лидер, чтобы обратить дизрапшн-шоки себе во благо? 

– Дизрапшн-шоки время от времени случаются во всех сферах общественной жизни. Образование, как одна из самых чувствительных к социальным изменениям сфер, не является исключением.

Пандемия стала глобальным вызовом для человечества, что послужило ощутимым толчком к развитию новых образовательных технологий и трендов в вузах. Полагаю, что главным её последствием стало изменение сознания человека, а в контексте образовательных отношений – обучающихся, преподавателей и администрации. Например, до пандемии использование цифровых образовательных технологий воспринималось основными участниками профильных отношений скорее как дополнение к основному образовательному процессу – допустимое и желательное, но не обязательное. Во время пандемии необходимость внедрения и использования цифровых образовательных технологий прочно укоренилась в сознании как преподавателей и администрации, так и студентов. В настоящее время представляется уже немыслимым осуществление образовательного процесса без цифровых образовательных технологий вне зависимости от пандемии.

В целом любой дизрапшн-шок является толчком для развития, и, полагаю, задача ректора как руководителя вуза и его команды – не противиться неизбежным изменениям, а принять вызов, получить максимальный положительный эффект от данного развития для университета и общества. Своевременное реагирование на современные вызовы позволило университету максимально адаптировать и масштабно внедрить цифровые образовательные технологии, создать виртуальные лаборатории, разработать новые образовательные программы высшего и дополнительного образования, запустить перспективные научно-исследовательские проекты в сфере геномных технологий здоровьесбережения, развития энергетики, цифровой геномики материалов, IT-сфере и других.

Программный, глобально ориентированный подход позволил нам последовательно осуществить системные преобразования, запустить значимые международные проекты, сформировать перспективные точки роста – в биомедицине, в сфере добычи и переработки углеводородного сырья, в ИТ и космических технологиях, а также педагогических исследованиях.

В КФУ Владимир Путин обсудил со студентами будущее российского образования

Мотивировать на созидание

АО. Вы физик по первому высшему образованию и экономист по второму. Согласны ли с позицией ряда экспертов, советующих трансформационные университетские процессы проводить, используя современные управленческие бизнес-модели? Используете ли их в своей ректорской практике?

– Отчасти согласен. Только университет для меня не бизнес, а дело жизни. Бережное отношение к традициям классического вуза, людям, которые здесь работают и учатся, уважение и любовь к своему делу – главное. Любой руководитель осознанно или бессознательно использует ту или иную модель управления. Полагаю, что модель управления КФУ представляет собой сочетание классической административно-хозяйственной и проектного подхода с различными принципами построения задач и формами аналитики.

АО. Успех университетских изменений во многом зависит от мотивации на изменения его сотрудников. Так, по вашей личной инициативе в КФУ будет выплачиваться порядка 1,5 тыс. грантов ученым и студентам вуза для поддержки развития и реализации прорывных научных исследований и разработок. Какие еще мотивационные инструменты задействованы в федеральном университете?

– Стараемся мотивировать работников и обучающихся как при помощи материального стимулирования, так и посредством развития личностной мотивации созидать, воплощать в реальность лучшие практики. В университете действует система премирования и материального поощрения работников за добросовестный труд, разработку и внедрение инноваций. Следим, чтобы ни одно значимое достижение наших работников не осталось без материального поощрения. Скажем, в период пандемии научно-педагогические работники были премированы за разработку цифровых образовательных ресурсов в размере 30 тыс. рублей за каждый. 

Также в университете применяется система нематериального поощрения работников. С целью стимулирования достижения высоких результатов в труде, научной, творческой и общественной деятельности работники КФУ могут быть представлены к награждению профильными, ведомственными и государственными наградами – как Республики Татарстан, так и Российской Федерации. В КФУ существует система присвоения почетных званий работникам, внесшим наиболее крупный вклад в развитие науки, образования, культуры. Так, ежегодно почетные звания заслуженного работника, преподавателя, научного работника, профессора, почетного профессора, почетного доктора Казанского университета присваиваются порядка 10 выдающимся работникам. Вручение наград происходит в торжественной обстановке на заседаниях Большого ученого совета, либо на приуроченных к важным датам мероприятиях.

И самое важное – это внутренняя мотивация работников университета, нацеленная на достижение общего блага. Уже в этом году КФУ планирует запустить ежегодный конкурс на создание новых лабораторий мирового уровня по приоритетным направлениям научных изысканий в рамках стратегических проектов в области геномных исследований и биотехнологий в сельском хозяйстве, «зеленой» энергетики, дизайна новых материалов, искусственного интеллекта и специальной робототехники, комплексных социогуманитарных исследований. Размер гранта будет варьироваться от 10 до 15 млн. рублей в зависимости от масштабности решаемых задач, а также уровня участвующих специалистов и ученых. При этом КФУ планирует привлекать к научным исследованиям молодых специалистов из числа магистров и аспирантов. 

В целом в интересах сохранения кадрового потенциала КФУ из собственных средств финансирует деятельность 35 научно-исследовательских лабораторий, в которых трудоустроено свыше 300 человек.

Другой пример – это запуск акселерационных программ и стартап-студий для развития студенческого предпринимательства в социальной и технологической сферах, которые впоследствии могут стать резидентами создаваемого в настоящее время университетского технопарка. Здесь хочу выразить отдельные слова благодарности председателю попечительского совета КФУ и Президенту Республики Татарстан Рустаму Нургалиевичу Минниханову, который содействовал передаче КФУ объекта МВЦ «Казань-Экспо» общей площадью 19 тыс. кв. метров для реализации проекта.

На прогулке по территории университета

Сегодня мы ставим перед собой цель – содействовать развитию Татарстана, улучшению его позиций на международном уровне, делая акцент на научной, инновационной и образовательной составляющих.

Запрос на качество: пакет решений

АО. Судя по итогам нынешней приемной кампании, в КФУ поступило немало сильных абитуриентов. С одной стороны, таких студентов не надо уговаривать хорошо учиться – они и так к этому готовы. С другой – уровень требовательности к качеству образования, ожиданий от университета у них также высок. Какие решения команда КФУ готовит для ответа на этот вызов? 

– Приемная кампания 2021 года прошла на привычно высоком уровне. В этом году КФУ было выделено на 1671 бюджетное место больше, чем в предыдущем. Увеличение мест обусловлено, в пер­вую очередь, высокой потребностью страны в спе­циалистах с высшим образованием и высокими показателями качества и комфортных условий обучения в КФУ.

Действительно, ежегодно университет фиксирует рост качества абитуриентов. Так, в 2021 году доля отличников составила почти 54% от всего бюджетного приема. Это позитивный сигнал на перспективу, потому что те, кто поступил в вуз с хорошим уровнем школьного образования, будут мотивированными студентами, заинтересованными в собственном профессиональном развитии.

В свою очередь, КФУ, отвечая на высокие запросы к качеству образования, осуществляет ряд мероприятий. Например, речь идет о персонализации (индивидуализации) образования. Основной целью персонализированного подхода является формирование экосистемы вуза под личностные потребности каждого обучающегося. В рамках такого подхода в КФУ сегодня реализуется пилотный проект «Открытая модель образования: формирование универсальных компетенций». В нём принимают участие около 2,5 тыс. обучающихся по 15 направлениям подготовки. Планируется сформировать уникальные траектории развития как для одаренных учащихся, так и для молодых людей с особыми образовательными потребностями. Также разрабатываются образовательные сервисы, позволяющие обеспечивать индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Реализация подобного подхода позволит выпускать на рынок труда специалистов с индивидуальным набором компетенций и в сфере профессиональ­ной деятельности, и востребованных сегодня так называемых soft skills. Способствует достижению этой цели и оперативный отклик КФУ на потребности рынка труда: университет ежегодно разрабатывает новые и актуализирует существующие образовательные программы. Так, планируется к реализации ряд программ, позволяющих обучающимся бесплатно получить дополнительную квалификацию, а также междисциплинарных образовательных программ, ориентированных на подготовку специалистов широкого профиля. 

Также, в соответствии с современными трендами, КФУ развивает смешанный формат обучения, когда наряду с лучшими практиками традиционного обучения используются инструменты онлайн-обучения. Их применение позволяет эффективно структурировать образовательный контент и обеспечивать его доступность для обучающихся в режиме 24/7.

С целью обеспечения международной и внутрироссийской академической мобильности продолжает развиваться сотрудничество с ведущими отечественным и зарубежными партнерами. КФУ открывает совместные программы двойных дипломов, в рамках которых обучающимся предлагается освоить часть учебного контента в образовательных организациях России и за рубежом.

Необходимо подчеркнуть, что качество образования невозможно обеспечить без качества условий образовательного процесса. Поэтому КФУ проводит капитальный ремонт зданий, общежитий, развивает систему материального стимулирования обучающихся. В частности, уже не первый год в КФУ действует специальная стипендия «Стобалльник», в рамках которой наиболее талантливым первокурсникам выплачивается единовременная стипендия в размере 100 тыс. и  80 тыс. рублей, что является хорошей поддерживающей мерой для студентов.

Бесценный опыт: об академическом доверии и не только

АО. КФУ являлся участником Проекта 5-100. Если кратко, какие важные, ключевые выводы вы лично как ректор вынесли из этого проекта? Какой опыт приобрел университет? 

– Благодаря реализации Проекта 5-100 наша команда получила действительно бесценный опыт в рамках перспективного моделирования, целеполагания и достижения, а главное – понимание, что вместе мы можем сделать цель достижимой в определенном временном диапазоне даже при сравнительно скромном целевом финансировании. В рамках проекта сумма федеральной субсидии для реализации программных мероприятий составляла в диапазоне 3-5% от общего бюджета университета. Тем не менее КФУ успешно реализовал поставленную Правительством РФ задачу и входит в настоящее время в топ-100 лучших университетов мира в предметных областях «Нефтегазовое дело» (рейтинг QS) и «Образование» (рейтинг THE).

Вообще, за последние десять лет КФУ серьезно упрочил свои позиции на рынке образовательных услуг. В университете были открыты новые уровни подготовки, начиная от начального образования и заканчивая ординатурой. Расширение спектра подготовки привело не только к более чем двукратному увеличению контингента обучающихся (с 20 тыс. до 50 тыс.), но и повлияло на качественный состав будущих выпускников. Так, средний балл ЕГЭ абитуриентов, поступающих на бюджетной основе, возрос более чем на 10 баллов, и в 2020 году составил 80,6. В несколько раз возросло количество программ дополнительного образования, результатов научных исследований, улучшился качественный состав научно-педагогических работников и многое другое. В 2021 году в качестве структурного подразделения КФУ был открыт детский сад для детей с расстройствами аутистического спектра «Мы вместе». Это уникальная федеральная и региональная площадка трансфера инновационных моделей и технологий образования детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. С сентября 2021 года был объявлен набор воспитанников в группы кратковременного пребывания, и на данный момент здесь уже обучаются 16 воспитанников.

Ежегодно университет фиксирует рост качества абитуриентов. Так, в 2021 году доля отличников составила почти 54% от всего бюджетного приема.

В целом опыт участия в проекте подтвердил важность доверия к членам академического коллектива. Приведу такой пример. Еще на старте программы повышения конкурентоспособности КФУ запустил инициативу по реализации научных стартапов – так называемых OpenLab («Открытые лаборатории по приоритетным направлениям исследований»). В рамках этого проекта предоставлялся на конкурсной основе доступ научным группам и ведущим ученым к подготовленным инфраструктурным площадкам, оснащенным на уровне мировых стандартов. Исследователи приходили к нам с прорывными научными идеями и сами формировали необходимый им коллектив, точечно докупали необходимое оборудование и расходные материалы. В итоге такой подход в полной мере себя оправдал: за период реализации проекта запущено около 80 таких старт­апов, большинство из которых сегодня вышло на уровень самоокупаемости, активно участвует в грантовых программах и выполняет научные исследования для нужд реального сектора экономики. И в 2020 году КФУ стал победителем по двум грантам Правительства РФ. В результате победы мы получили право создания на базе КФУ НЦМУ «Рациональное освоение запасов жидких углеводородов планеты».

Полагаю, что любое развитие – поэтапный, последовательный процесс, который не происходит на пустом месте или сам по себе. Ему предшествует долгая подготовительная работа, неутомимый труд. Нашей команде реализация Проекта 5-100 позволила вывести университет на качественно новую ступень развития, наметить долгосрочные перспективы на следующее десятилетие. В том числе – участвовать и рассчитывать на победу в программе «Приоритет-2030», войти в число вузов-финалистов по треку «Территориальное (отрас­левое) лидерство».

Ректор КФУ Ильшат Гафуров выступил с речью на XI Международном фестивале школьных учителей в Елабуге 

КФУ-2030: пять векторов преобразований

АО. Участие КФУ в программе «Приоритет-2030» открывает следующий этап университетских изме­нений. Расскажите подробнее, какие новые программные цели поставлены университетом? Какие дальнейшие – перво­очередные и долгосрочные стратегические – изменения ожидают вуз? 

– Команда КФУ разработала и успешно защитила проект программы «Приоритет 2030». О победе КФУ в рамках трека «Территориальное (отраслевое) лидерство» программы «Приоритет-2030» стало известно в начале октября. В целом могу сказать, что КФУ продолжает путь в качестве академического и стратегического лидера развития региона на принципе «образование в течение всей жизни» в соответствии с экономическими и духовно-нравственными потребностями нашего государства. Университет планирует внедрять новые образовательные подходы, проводить глобальные научные исследования, развивать научно-образовательное партнерство и академическую мобильность обучающихся. Прежде всего необходимо оговориться, что в программе «Приоритет-2030» КФУ выбрал трек «территориального лидерства». Почему? Объединив усилия с регионом, мы ставим перед собой цель – обеспечить органичную адаптацию и трансформацию экономики региона в современный научно-образовательный мейнстрим и обеспечение лидирующих позиций страны в мире по приоритетным направлениям.

В области образования КФУ нацелен на развитие модели массового университета c широкой линейкой уникальных образовательных программ, индивидуализации образовательной траектории, в развитии у каждого обучающегося углубленных цифровых и предпринимательских компетенций, навыков критического мышления, способности к обучению, обеспечения высокого уровня экологической и финансовой грамотности.

Также КФУ планирует существенно повысить эффективность системы продвижения и коммерциализации результатов научной деятельности. Для успешной реализации этой инициативы мы запускаем, как я уже упоминал, университетский технопарк, а также будем содействовать развитию 3 профильных инжиниринговых центров, полный пакет акций которых с общими активами свыше 1 млрд. 112 млн. рублей нам передала Республика Татарстан.

В качестве векторов преобразований КФУ выбраны 5 стратегических проектов:

Первый – ориентирован на внедрение новых технологий здоровьесбережения. Уникальность этого проекта в его комплексности и мультидисциплинарности, которая открывает окно возможностей по созданию технологий сохранения здоровья в онтогенезе. Решения строятся на анализе «омиксных» данных, то есть многочисленных молекулярно-биологических маркеров различных систем внутри и вокруг человека. Продуктом будут оригинальные платформенные решения средств диагностики, профилактики и лечения, разработанные с использованием инструментов искусственного интеллекта.

Второй – «Российский энергетический переход: баланс природного потенциала и глобальных трендов» – призван содействовать переходу к низкоуглеродной экономике с использованием действующей нефтегазовой инфраструктуры и гигантского российского природного потенциала. Уникальность проекта в том, что мы используем этот опыт для разработки технологий получения водорода внутри залежей, оставляя все нежелательные компоненты в пласте.

Третий – «Цифровая геномика материалов» – направлен на формирование ведущего в стране кластера дизайна материалов с заданными свойствами. Нишевая специализация здесь – новые возможности оксида графена, углеродных нанотрубок и синтез материалов пост-кремниевой электроники, стимул-чувствительных биоматериалов.

Четвертый проект сфокусирован на информационных технологиях. Планируется к 2030 году лидировать в России по специальной робототехнике. Ноу-хау основаны на использовании принципов живых систем в разрабатываемом «железе» и программном обеспечении. И, наоборот, технологии киберфизических систем используются для конструирования инновационных биомедицинских комплексов.

Пятый проект включает разработку и внедрение комплекса образовательных платформенных решений, обеспечивающих эффективное развитие востребованных компетенций, индивидуализацию и интеллектуальное управление обучением. Проект выстроен в логике действующей Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года и создает условия для опережающего формирования высококонкурентного человеческого капитала.

Реализация мероприятий программы КФУ позволит содействовать качественным преобразованиям в социально-экономическом каркасе Татарстана, предполагающим не только увеличение к 2030 году ВРП в 2,6 раза, но и, что более важно, диверсификацию структуры экономики в технологических фронтирах индустрий 4.0 и 5.0.

АО-блиц: 5 вопросов лидеру 

1. Назовите, пожалуйста, несколько обязательных компетенций ректора-реформатора.

– Доброта. Прогнозирование и формирование образовательных трендов. Способность создать и сплотить команду единомышленников. Умение принимать решения и нести за них ответственность. Нацеленность на социальное благо.

2. Сформулируйте трансформационный девиз КФУ.
– Бережно храня традиции, вместе формируем будущее.

3. Назовите несколько ключевых преобразовательных событий для университета, которые состоялись в период вашего руководства.

– Пожалуй, главный трансформационный вызов – это собственно создание федерального университета на базе объединения семи вузов и формирование единой экосистемы с созидательной корпоративной культурой.

Второй – создание первой в России собственной университетской клиники на базе переданных Правительством Республики Татарстан трех учреждений здравоохранения и ее органичная интеграция в научно-образовательный процесс КФУ.

Третий – создание конкурентоспособных на международном уровне структурных подразделений. К ним относятся: Институт фундаментальной медицины и биологии, Институт информационных технологий и интеллектуальных систем, Институт геологии и нефтегазовых технологий и другие подразделения. Кроме того, огромный потенциал демонстрирует Институт дизайна, который мы открыли в начале этого года.

И, наконец, внедрение новых образовательных технологий и подходов, связанных с переходом на дистанционный и смешанный форматы обучения.

4. Как считаете, каково ваше главное профес­сиональное достижение на посту ректора?

– Это современный облик и академическая репутация университета. Полагаю, что профессиональным достижением для меня является способность мыслить в масштабе большого вуза как целостного организма, прогнозировать и анализировать его развитие в контексте существующих социально-экономических общественных отношений, особенности взаимодействия с партнерами на уровне региона, государства и международного сотрудничества.

5. Целевая модель вуза, к которой стремитесь?

– Если кратко, КФУ-2030 – экосистема, где каждый имеет возможности самореализации и капитализации своего потенциала.

16.11.2021
Наверх