Технополис «Политех» – университет нового технологического уклада

Технополис «Политех» – университет нового технологического уклада

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Программа развития как гарант качества

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого – один из ведущих вузов страны, осуществляющий подготовку высококвалифицированных кадров, выполняющий инновационные разработки в интересах высокотехнологичных отраслей, обеспечивающий развитие молодежи и сообществ университета. Это крупнейший вуз в Северо-Западном федеральном округе. Здесь обучается более 32 тыс. студентов, поэтому качество подготовки выпускников чрезвычайно важно для социально-экономического развития страны. В своей программе развития возможность выполнять крупные научные проекты с индустриальными партнерами и НИИ и развивать новые междисциплинарные направления СПбПУ видит через формирование устойчивых отраслевых коллабораций и интеллектуальной экосистемы, но в первую очередь – ведущих научно-технологических инженерных команд. 

И необходимое условие формирования таких команд – реализация образовательной подготовки в соответствии с мировыми трендами, лучшими практиками, ориентиром на высокое качество. Только это позволит как отвечать на отраслевые и глобальные технологические вызовы, так и эффективно решать социально-экономические проблемы.

Андрей Рудской
– Именно лучшее образование: доступное, открытое, но в то же время качественное, высококлассное, ориентированное на новые форматы, на раскрытие талантов, всегда было приоритетом Санкт-Петербургского политеха. Закрепление этого приоритета в программе развития до 2030 года было обязательным требованием. Мы строим университет успешной карьеры.
Андрей Рудской
Ректор СПбПУ, доктор технических наук, профессор, академик РАН
Елена Разинкина
– Основная задача для образовательной политики Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого – развитие масштабируемой образовательной экосистемы, способной к быстрой адаптации, реагированию на запросы обучающихся, преподавателей, индустриальных партнеров, компаний и общества в целом в условиях цифровой трансформации.
Елена Разинкина
Проректор по образовательной деятельности СПбПУ, доктор педагогических наук, профессор
Алексей Боровков
– Залог успеха и конкурентоспособности сегодня – в умении оперативно собирать из отдельных научных групп и центров компетенций с участием индустриальных партнеров эффективные консорциумы, способные создать лучший в мире по техническим и потребительским характеристикам продукт. Что для этого нужно? Новый образ мышления, новая организация деятельности, кадры мирового уровня, передовые цифровые технологии и платформы, новые бизнес-модели и экосистема инноваций с потенциалом саморазвития, способная обеспечивать конвергенцию и генерировать синергетические эффекты для создания и вывода на высокотехнологичные рынки глобально конкурентоспособных продуктов.
Алексей Боровков
Проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель научного центра мирового уровня «Передовые цифровые технологии»

Реализация образовательной подготовки в соответствии с мировыми трендами, лучшими практиками, ориентиром на высокое качество позволит отвечать на отраслевые и глобальные технологические вызовы и эффективно решать социально-экономические проблемы.

Цели Политеха в образовании до 2030 года

С учетом высокоуровневых целей в стратегии СПбПУ сформулировано следующее видение образа будущего в области образования: 

  • быть на шаг впереди в инженерной подготовке специалистов для экономики нового технологического уклада;
  • осуществлять подготовку и переподготовку инженеров-исследователей и разработчиков, обладающих компетенциями мирового уровня и способных совершать технологический прорыв; 
  • обеспечивать конкурентоспособное и востребованное на рынке, инклюзивное и доступное образование с проблемно-ориентированным подходом, включающим интеграцию с реальным сектором экономики.

Ключевые подходы и мероприятия

Формируя стратегию в области образования, СПбПУ применяет комплексный подход. Цели университета включают и работу с кадрами, и развитие ДПО, и усиление международной составляющей, и вовлечение молодежи. Приоритетами образовательной политики являются:

  1. Развитие индивидуальных образовательных траекторий через расширение линейки цифровых сервисов, обучение цифровым и языковым компетенциям, обучение действием через проектную деятельность и междисциплинарный подход.
  2. Создание условий для получения дополнительной квалификации в рамках ООП через микростепени, в том числе за счет онлайн-специализаций.
  3. Усовершенствование модели гибридного обучения (развивает возможности удаленной подготовки инженеров, основанной на использовании высокотехнологичного оборудования лабораторий в удаленном доступе).
  4. Обновление форматов смешанного обучения, разработка онлайн-программ магистратуры, цифровых программ профессиональной переподготовки, сетевых онлайн-программ (планируется трансформировать магистратуру с более масштабным привлечением индустриальных партнеров, чтобы сделать учебный процесс максимально практико-ориентированным, большое внимание будет уделено развитию предпринимательских и исследовательских треков в магистратуре и аспирантуре совместно с высокотехнологичными компаниями).
  5. В области экспорта образования переориентация вектора интернационализации вуза с внешнего на внутренний – «internationalization at home» – с акцентом на развитие конкурентоспособных международных образовательных программ и создание современной динамичной системы привлечения и сопровождения иностранных молодых талантов.

Важно отметить, что СПбПУ готовит кадры не только для экономики, но и для своих научных и образовательных потребностей. Погружение в реальные задачи уже во время обучения, демонстрация возможностей – один из инструментов привлечения наиболее талантливых студентов на работу в университет. Для достижения этого эффекта в программе развития СПбПУ запланирован ряд мероприятий: например, создание маркетплейса по НИОКР. Это цифровая платформа, которая позволит в короткие сроки собирать команды под научно-исследовательские проекты, в том числе из студентов и аспирантов. Такая инициатива позволит облегчить получение студентами живого опыта в сфере исследований и разработок, перевести вовлечение обучающихся в НИОКР из единичных случаев в массовое явление.

Мария Врублевская
– Политех в своей программе развития не отстает от мировых трендов и федеральных приоритетов. Мы постарались заложить в программу как наши наиболее перспективные практики – наработки по кастомизации образования, индивидуальным образовательным трекам, онлайн-программам и проектной деятельности, так и лучший международный опыт – agile-инструменты в управлении, социальный скоринг для развития кадров, новые финансовые инструменты.
Мария Врублевская
Начальник управления стратегического планирования и программ развития СПбПУ

Ориентиры программы развития Политеха

Проектирование и реализация программы, которая обеспечит прорывное развитие университета на десять лет, невозможно без ориентации на существующий российский и международный опыт. 

На институциональном уровне Политех активно изучал и адаптировал под себя подходы признанных технических вузов за рубежом: Университета Аризоны (корпоративный подход к науке и образованию), Технологического университета Делфта (модель стимулирования технологического предпринимательства), Технического университета Мюнхена (модели работы с интеллектуальной собственностью), Миланского политехнического университета (кастомизация в образовании).

Политех опирается и на свои лучшие практики, прежде всего, на уникальные достижения в области онлайн-обучения и интернационализации, а также на положение тренд-сеттера в области инженерного образования. Так, например, Политех уже длительное время сотрудничает с платформой Coursera, являясь одним из 8 вузов-парт­неров в России. Также СПбПУ получил категорию «5 звезд» в рамках международной оценки потенциала онлайн-обучения, проводимого Международным рейтинговым агентством QS. Вуз привлекает более 8500 иностранных студентов и даже в пандемию сохранил лидерство в области летних и зимних школ. Кроме того, СПбПУ является руководителем Координационного совета Минобрнауки России «Инженерное дело, технологии и технические науки».

Планируемые результаты

Реализация запланированной программы развития приведет к стопроцентной кастомизации образования для каждого студента СПбПУ и такому же охвату цифровыми компетенциями. Созданная уникальная среда для проектной деятельности сможет максимально приблизить обучение к работе над реальными задачами. За десять лет врамках реализации новой модели магистратуры будет создано 93 новых программы или модуля совместно с индустриальными партнерами. Еще 65 новых образовательных программ будет запущено в сетевом формате. Активная политика в сфере интернационализации позволит сохранить роль лидера экспорта образования среди технических вузов России, увеличив доход от него не менее, чем в два раза.

Роль Программы «Приоритет-2030» в стратегии развития образования

По итогам конкурса по программе «Приоритет-2030» СПбПУ вошел в число университетов, которые в 2022 году получат около 1 млрд. рублей на реализацию программы развития. Участие позволило комплексно подойти к планированию траектории развития образовательных процессов и проектов в университете. Дополнительное финансирование в рамках программы позволит на максимально высоком уровне реализовать сформулированные вузом четкие проекты, которые окажут влияние на качество подготовки. Планируется, что большой вклад в развитие образования внесут и стратегические проекты «Приоритета-2030», в том числе через развитие консорциумов.

Качество образования – залог успешного развития университета по всем направлениям. В программе любого вуза первостепенное значение должно быть уделено инициативам, направленным на обновление ОП, подходов к обучению, повышению качества набора. СПбПУ со всей ответственностью отнесся к формированию этого направления в своей стратегии. При поддержке программы «Приоритет-2030» можно ожидать значительных эффектов, которые в перспективе способны оказать влияние на социально-экономическое развитие не только региона, но и всей страны.

СПбПУ занимает положение тренд-сеттера в области инженерного образования, являясь руководителем Координационного совета Минобрнауки РФ «Инженерное дело, технологии и технические науки».

16.11.2021
Наверх