Цифра для прогресса. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Цифра для прогресса

Уфимский колледж статистики,информатики и вычислительной техники

Образовательный процесс в УКСИВТ совершенствуется благодаря внедрению цифровых технологий. В организации обучения незаменимы сайт, ИКТ, электронные образовательные платформы, библиотечные системы, базы данных, мессенджеры, другие ресурсы и инструменты. При этом важно отметить, что лидирует колледж в сфере образовательных методик и технологий и во многом благодаря компетентным сотрудникам.

Об авторах

фото ПУСТОВАЛОВА Элла Усмановна

ПУСТОВАЛОВА Элла Усмановна

Начальник информационно- методического отдела Уфимского колледжа статистики, информатики и вычислительной техники

фото МИРАСОВА Ирина Владимировна

МИРАСОВА Ирина Владимировна

Председатель совета кураторов Уфимского колледжа статистики, информатики и вычислительной техники

фото ИЛЬЯСОВА Алия Раисовна

ИЛЬЯСОВА Алия Раисовна

Заведующий библиотекой Уфимского колледжа статистики, информатики и вычислительной техники

фото ГАЛЛЯМОВ Рушан Рахимзянович

ГАЛЛЯМОВ Рушан Рахимзянович

Учёный секретарь научного совета Уфимского колледжа статистики, информатики и вычислительной техники

ЦЕНТР сосредоточения современных технологий обучения в колледже – информационно-методический отдел. Методисты помогают педагогам спланировать и провести урок, внеклассное мероприятие. Так как при подготовке к уроку преподаватель использует широкий набор цифровых инструментов, педагоги постоянно повышают свою цифровую компетентность на обучающих семинарах, курсах и практикумах.

За 2020-2021 учебный год все педагогические работники УКСИВТ повысили квалификацию в отношении использования новых методов обучения. Материально-техническая база отдела позволяет применять современные цифровые методики работы, с которыми знакомятся и внедряют в профессиональную деятельность молодые преподаватели в школе молодого педагога УКСИВТ, а в педагогической мастерской преподаватели-наставники транслируют лучшие практики работы молодым и обмениваются опытом с коллегами. В целом система наставничества колледжа реализуется по векторам «педагог – педагог», «педагог – студент», «студент – студент», «работодатель – педагог», «работодатель – студент». В контексте цифровизации рассмотрим один из них.

КУРАТОР находится в эпицентре инновационной деятельности образовательной организации. От него ждут работы, наполненной новым содержанием, новыми технологиями проектирования учебного процесса.

Педагоги-кураторы колледжа активно используют ЭОР. Например, с помощью электронного журнала – своего рода базы данных событий с иллюстрациями и вложениями, куратор реализует план работы – формирует отчёт по работе с обучающимися и родителями, ведет учет идеологической и воспитательной работы, динамики основных показателей группы. Базу данных методических материалов педагоги ведут в программе «1С. Колледж».

Цифровые навыки помогают разнообразить работу, сделать ее яркой, интересной и познавательной. На веб-сервисе «PREZI.COM» создаются интерактивные мультимедийные презентации с нелинейной структурой. Для создания викторин и опросов используется портал-конструктор интерактивных заданий «TRIVENTY». Эти материалы презентуются на информационно-ознакомительных классных часах, усиливают интерес студентов к обсуждаемым темам.

Сплотить коллектив и выстроить эффективное командное взаимодействие в группе кураторам помогают виртуальные площадки: блоги, сайты. Включить родителей в общую с детьми деятельность, проводить родительские собрания – платформы «Zoom», «Discord» и «Skype». Кроме того, каждому студенту кураторы стремятся привить навыки цифровой этики.

САЙТ образовательной организации разработан преподавателями отделения информатики и программирования. Благодаря ресурсу студенты, преподаватели и родители могут быть в курсе новостей из жизни колледжа, узнавать о предстоящих событиях, знакомиться с актуальной учебно-методической документацией, иными источниками. Авторизованным пользователям доступен электронный журнал куратора. Также можно загрузить отчеты о прохождении производственной практики, заполнить лист самооценки по показателям эффективности работы преподавателей, воспользоваться другими электронными документами.

С требующими особого подхода студентами с ОВЗ и инвалидами преподаватели колледжа работают в ЭИОС на основе LMS Moodle{1} СДО УКСИВТ, а также в группах электронного мессенджера и почтовом электронном сервисе по расписанию и замене, обеспечивая обратную связь обучающихся с преподавателем. Каждым преподавателем-предметником разработан электронный курс по дисциплинам и МДК, включающим фонды оценочных средств.

Для проведения онлайн-занятий и консультаций, зачетов и даже защит дипломных проектов молодые преподаватели отделения вычислительной техники зарегистрировали сервер УКСИВТ на базе платформы Discord, где были созданы чаты и комнаты с разными правами доступа. Так заработал «виртуальный колледж» со своими конференциями, видеопрезентациями, трансляциями дисплеев. Ресурс, который был создан в 2019-2020 учебном году, остается востребованным и сегодня. Более того, коммуникация с использованием ДОТ является одним из инструментов цифрового обучения в колледже.

БИБЛИОТЕКА колледжа играет значимую роль в совершенствовании качества информационно-методического обеспечения образовательного процесса.

Обязательный элемент формирования фонда библиотеки – электронно-бибилотечная система (ЭБС). В период пандемии, когда занятия проводились с использованием ДОТ и читатели имели круглосуточный доступ к любому изданию со своих гаджетов, образовательные ресурсы ЭБС оказались очень полезными.

Приобретать ЭБС в качестве внешней коллекции электронных версий книг и периодических видов изданий необходимо не только для комплектования фонда библиотеки колледжа. Это важно и с точки зрения абсолютного обеспечения студентов качественными учебными изданиями в соответствии с ФГОС. Как результат, в 2020-2021 учебном году педагогические работники и обучающиеся получили доступ к ЭБС различных российских издательств, суммарные содержательные характеристики которых удовлетворяют лицензионным нормативным показателям и потребностям читателей.

С преподавателями и обучающимися в колледже проводят серьезную работу по ознакомлению с ЭБС. В течение сентября студенты нового набора учатся работать с электронными системами и базой правовой информации Консультант Плюс, созда­вать в ЭБС индивидуальные виртуальные книжные полки с учебниками по изучаемым дисцип­линам.

Количество пользовательских обращений к ЭБС – важный показатель востребованности электронных изданий. Этот критерий также свидетельствует об эффективности не только трансформации цифры в образование, но и работы библиотеки по предоставлению качественного электронного контента. В 2020 году УКСИВТ занял почётное второе место в глобальном рейтинге наиболее активных пользователей ЭБС учреждений СПО РФ. Необходимо также отметить, что в целом подписка на ЭБС различных издательств отразилась и на статистических показателях деятельности библиотеки, что свидетельствует о значительной роли ЭБС в обеспечении учебного процесса.

ЦИФРОВИЗАЦИЮ в подготовке юристов{2} обсуждали на организованной УКСИВТ в конце апреля этого года всероссийской конференции «Право в условиях цифровой трансформации»{3}.

Участники, в частности, отметили, что квалифицированный специалист должен владеть цифровыми технологиями, использовать в своей деятельности новейшие достижения digital-индустрии. При этом абсолютизировать навыки не следует, так как это полностью разрушает единую и гармоничную систему правовых знаний студента.

Цифровизация не делает будущего юриста лишь приложением к компьютеру, а, наоборот, разгружает от неэффективной, рутиной работы, оставляя больше места для креативной правовой деятельности. Поскольку цифровизация на порядок повышает доступность правовой информации, студенту важно овладеть навыками анализа, умения сформулировать и донести свою позицию, развивать юридическую интуицию. С этой целью в учебный процесс необходимо внедрять новейшие педагогические технологии.

Эксперты особо подчеркивают, что в определенных обстоятельствах цифровые технологии могут играть положительную роль при обучении и профессиональном становлении юриста, как это случилось, например, в период пандемии. Здесь необходим постоянный поиск и совершенствование методов дистанционного обучения.

Практика показывает, что цифровые технологии способствуют эффективной инклюзии в образовательный процесс обучающихся с ОВЗ. Создание условий для системного повышения качества и расширения возможностей инклюзивного образования должно быть реализовано именно за счет цифрового образовательного пространства и доступности онлайн-обучения, направлено на выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов. Это направление образовательной деятельности также требует дальнейшей теоретической проработки и внедрения новейших педагогических и цифровых технологий.


{1} Подробнее lms.uksivt.ru.
{2} Наряду с другими образовательными программами, в УКСИВТ реализуют ОП по специальностям «Право и организация социального обеспечения», «Правоохранительная деятельность», «Право и судебное администрирование».
{3} Подробнее www.youtube.com/watch?v=A1BpDVwbUsw.

Наверх