Проекты и эффекты. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Проекты и эффекты

Результаты программы Erasmus+ в России по направлениям «Jean Monnet», «Международная академическая мобильность» и «Магистерские программы Erasmus Mundus Joint Master Degrees»

В №125 журнала «АО» опубликована статья о результатах программы Erasmus+ по направлению «Повышение потенциала вузов»{1}. Об итогах по другим направлениям проекта читайте в предлагаемом материале.

Об авторах

фото ОЛЕЙНИКОВА Ольга Николаевна

ОЛЕЙНИКОВА Ольга Николаевна

Руководитель Национального офиса Erasmus+ в России, доктор педагогических наук, профессор

фото МУРАВЬЕВА Анна Александровна

МУРАВЬЕВА Анна Александровна

Заместитель руководителя Национального офиса Erasmus+ в России, кандидат филологических наук

фото АКСЁНОВА Наталья Михайловна

АКСЁНОВА Наталья Михайловна

Администратор Национального офиса Erasmus+ в России

фото ВИКТОРОВА Анна Олеговна

ВИКТОРОВА Анна Олеговна

Администратор Национального офиса Erasmus+ в России

Направленная на исследование происходящих в Европейском Союзе процессов программа Jean Monnet существует с 1989 года, в 2014‑м – интегрирована в Erasmus+. На данный момент участниками программы (более 100 вузов из 87 стран) реализовано свыше 5 тыс. проектов. С 2016 года Россия является одним из лидеров по количеству подаваемых на конкурс заявок.

Устойчивый интерес к программе обусловлен относительно несложными процедурами подачи заявок, небольшими объемами заявочной документации, а также тем, что российские университеты и организации могут самостоятельно подавать заявки и реализовывать гранты, не привлекая зарубежных партнеров в качестве грантозаявителей. Эти проекты решают задачи, связанные с распространением лучших практик ЕС по широкому перечню тем, включая преподавание и исследования, развитие и укрепление диалога между академическим сообществом и обществом в целом; содействие внедрению инноваций; формирование открытых образовательных ресурсов, расширение сетевого взаимодействия университетов.

Тематические области программы постоянно расширяются и в настоящее время включают европейские исследования по экономике, праву, политике и управлению, международным и дипломатическим отношениям, межкультурному диалогу, информации и коммуникации, социологии, культуре и искусству, философии, литературе, научной деятельности, вопросам окружающей среды и другим сферам.

Содержательные причины интереса к программе со стороны вузов РФ – это процессы интернационализации в российском высшем образовании, а также стремление университетов расширить области сотрудничества и укрепить взаимопонимание с ближайшим соседом – Европейским Союзом. Наработанные в ЕС подходы и методики помогают актуализировать оте­чественные методики и программы обучения, расширить тематические области преподавания и исследований, сформировать новые знания и умения у ППС, повысить конкурентоспособность выпускников. Кроме того, лучшие европейские практики в различных областях могут быть успешно использованы для решения конкретных социальных проблем и для ответов на современные вызовы: например, в области устойчивого развития и цифровизации.

Особое внимание уделяется привлечению молодых ученых к преподаванию и исследованиям по европейской тематике. Гранты в рамках этой программы предоставляют широкие возможности для творчества. Например, снимаются фильмы, проводятся конкурсы, организуются фестивали и праздники по выбранной тематике, виртуальные экскурсии, проводятся интернет-форумы, создаются площадки для обсуждения проблем и распространения информации. Иными словами, гранты открывают широкие возможности для реализации накопленного потенциала в области европейских исследований, вовлечения самых широких целевых групп, творческой совместной работы и общения. Ниже приведена статистика проектов (см. рис.1).

Новые возможности для студентов, преподавателей и сотрудников предусматривают проекты международной академической мобильности (Key Action 1: Learning Mobility of Individuals).

Так, на основании межвузовских соглашений возможно обучение студентов от трёх до двенадцати месяцев в университетах-партнерах с последующим признанием зачетных единиц в собственном вузе, а также стажировки/практика на предприятиях принимающей стороны длительностью от двух до двенадцати месяцев. Кроме того, преподаватели и сотрудники образовательной организации могут посещать вузы-партнеры для проведения исследований, преподавания, стажировок, реализации проектов, изучения практики работы иностранных университетов.

Совместные магистерские программы Eras­mus Mundus (Erasmus Mundus Joint Master De­grees) направлены на развитие интернационализации вузов; повышение привлекательности европейского пространства высшего образования для обучающихся, поддержку международных инициатив EC в области высшего образования через предоставление полных стипендий лучшим студентам из всех стран мира и развитие компетенций, умений и потенциала трудоустройства выпускников магистратуры.

Совместные магистерские программы продолжительностью 12, 18 или 24 месяца (60, 90, 120 ECTS) реализуются консорциумами вузов стран программы и других государств. Обучение проходит как минимум в двух разных университетах стран программы, по завершению присуждаются двойные/многосторонние дипломы. Обязательными участниками консорциума должны быть 3 вуза из 3 разных стран программы.

Российские университеты могут войти в консорциум по приглашению партнеров из стран программы при условии, что внесут вклад в реализацию проекта и необходимость их участия будет четко обоснована. Отобранные консорциумы получают возможность набирать студентов на стипендиальные программы в течение четырёх лет, сама же программа добавляется в каталог магистерских программ.

Помимо полноправных участников консорциума, могут быть задействованы и ассоциированные партнеры. Не являясь членами объединения с юридической точки зрения, они не могут получать финансирование, однако могут участвовать в реализации программы: предоставлять возможности для практики, краткосрочных стажировок и так далее.

В таблице 2 приведены количественные данные по отбору консорциумов в конкурсах за 2014-2020 годы.

Каталог магистерских программ обновляется ежегодно. На 2021-2022 академический год в нём представлено 146 таковых.

Любой желающий, имеющий первое высшее образование (диплом бакалавра или специалиста), может подать заявку на получение стипендии для обучения по магистерской программе Erasmus Mundus Joint Master Degrees.

На рисунке 3 представлено количество выигранных российскими участниками магистерских программ.

В текущем году Россия и другие страны-партнёры смогут участвовать в конкурсах новой программы Erasmus+, а именно «Jean Monnet» (модули, кафедры и центры совершенства); «Erasmus Mundus Joint Masters – совместные магистерские программы Erasmus Mundus»; «Erasmus Mundus Design Measures – подготовка магистерских программ Erasmus Mundus». Подробности – на официальном сайте Национального офиса Erasmus+ в России.


{1} Подробнее akvobr.ru/new/publications/168.
{2} Подробнее eacea.ec.europa.eu/erasmus-plus/library/emjmd-catalogue_en.
{3} Подробнее www.erasmusplusinrussia.ru.

Наверх