Интернационализация образования: о чем должны знать вузы-экспортеры. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Интернационализация образования: о чем должны знать вузы-экспортеры

Российское представительство Россотрудничества во Вьетнаме

В рамках долгосрочного информационного партнерства продолжаем публикацию цикла выступлений руководителей и специалистов представительств Россотрудничества1, действующих в разных странах мира. Наши гости рассказывают о национальных кадровых потребностях и популярных у молодежи разных стран профессиях, о ключевых параметрах при выборе страны и вуза для поступления, эффективных рекрутинговых стратегиях образовательного экспорта и типичных ошибках. Экспертные комментарии и оценки представителей Россотрудничества актуальны для ректоров и проректоров по международной деятельности, сотрудников вузовских международных служб. Сегодня слово российскому представительству во Вьетнаме.

Об авторе

фото Елена ВИШНИЦКАЯ

Елена ВИШНИЦКАЯ

И.о. руководителя представительства Россотрудничества в Социалистической Республике Вьетнам

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА ВЬЕТНАМ

В 2018-2019 академическом году в российских вузах на очной форме обучались 4 749 граждан Вьетнама (в 2009-2010 академическом году – 3 311)*.

Взаимоотношения России и Вьетнама – это замечательная иллюстрация той роли, которую способно сыграть образование в достижении высокого уровня взаимного доверия и дружбы между странами и народами.

В 2021 году исполняется семьдесят лет с момента, когда на учебу в Москву, после установления официальных дипломатических отношений между нашими странами, прибыла первая группа студентов из Вьетнама. За эти годы в советских и российских вузах были подготовлены более 50 тыс. специалистов для различных отраслей народного хозяйства СРВ. Многие из них занимали и занимают руководящие посты в министерствах и ведомствах Вьетнама, крупнейших компаниях и корпорациях.

Академическое сотрудничество и сегодня остается важнейшим направлением всеобъемлющего стратегического партнерства между РФ и СРВ. Так, на протяжении последних лет Социалистическая Республика Вьетнам находится в числе стран-лидеров по количеству российских образовательных квот, ежегодно выделяемых Российской Федерацией на основании соответствующего межправительственного соглашения. Например, в 2019-2020 учебном году право на обучение в России в рамках квоты получили 965 вьетнамских граждан по таким направлениям, как финансово-банковская сфера, международные отношения, информационно-коммуникационные технологии, энергетика, сельское хозяйство.

В активном развитии академического сотрудничества заинтересовано и само профессиональное сообщество. Ярким тому подтверждением стало проведение первого в истории наших стран совместного форума ректоров российских и вьетнамских университетов (г. Ханой, 2019), задавшего новые контуры научно-образовательного парт­нерства. В работе этого значимого мероприятия приняли участие руководители 29 российских и 35 вьетнамских вузов, по итогам – заключены более 15 стратегических документов о взаимодействии между высшими учебными заведениями России и Вьетнама.

* * *

Продвижение российского образования – приоритетное направление деятельности представительства Россотрудничества во Вьетнаме.

Как показывает опыт, одним из самых популярных и эффективных инструментов такого продвижения являются олимпиады. Так, отборочные испытания на часть (примерно 1/5) квотных мест для обучения в российских вузах талантливой вьетнамской молодежи осуществляются преимущественно через олимпиадное движение. Школьники участвуют в соревнованиях по нескольким предметам: русскому языку, математике, физике, информатике. Для проведения олимпиад по каждому предмету в состав рабочих групп приглашаются представители – как преподаватели конкретных дисциплин, так и сотрудники международных служб – ведущих российских вузов, заинтересованных в приеме вьетнамских студентов. Ежегодно количество вузов-участников олимпиад Россотрудничества увеличивается: в прошлом году достигло трех десятков. Это ведущие российские университеты: такие как РАНХиГС при Президенте РФ, НИТУ «МИСиС», НИУ Томский госуниверситет, НИУ МФТИ, РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, МГТУ «Станкин», НИУ МГСУ, МГТУ им. Н.Э. Баумана и многие другие.

 

* * *

При анализе критериев выбора вьетнамскими абитуриентами вуза обучения необходимо учитывать, намерение получить образование на платной основе или по линии межгосударственных соглашений (квоты). Так, для категории «платников» важными являются следующие позиции (вне зависимости от страны, где расположен вуз):

  • данные международных рейтингов (QS World University Rankings, Times Higher Education, Academic Ranking of World Universities);
  • имидж страны, куда планирует отправиться на обучение абитуриент (экономическая, политическая ситуация);
  • наличие грантовой системы с соответствующими выплатами, то есть возможность участия в олимпиадах и других конкурсах отбора на обучение;
  • отношения Вьетнама с конкретной страной (градус дружбы и доверия);
  • наличие образовательных программ на анг­лийском языке;
  • материально-техническое обеспечение и инфра­структура самого вуза;
  • возможность дальнейшего трудоустройства и получения гражданства по окончанию обучения.

Для молодежи (как правило талантливой, но малообеспеченной) единственной возможностью получения образования за рубежом остается отбор «по государственной линии». Так, помимо российских квот, Вьетнам является получателем стипендий от Венгрии, Украины, Польши, Лаоса, Камбоджи, Китая, Болгарии и других стран. При этом для выезда в каждую из вышеперечисленных стран Министерство образования и подготовки кадров СРВ располагает конкретным списком требований, которым должен соответствовать абитуриент.

Среди стран, предоставляющих образовательные квоты, Россия занимает лидирующие позиции как по количеству таких мест, так и по качеству образовательных услуг. Этот фактор является одним из главных при принятии абитуриентом (и его родителями) положительного решения об обучении в российских вузах.

 

* * *

Популярность российских образовательных программ, несомненно, зависит от спроса на специалистов на рынке труда в самом Вьетнаме и за его ближними и дальними пределами. Так, согласно открытому перечню отраслей национальной экономики Вьетнама, нуждающихся в высококвалифицированных кадрах или подлежащих частичной или полной модернизации, относятся:
1) сельское хозяйство и передовые технологии в 2) агрокомплексах;
3) ветеринария;
4) медицина (всех направлений);
5) сфера IT-технологий и коммуникаций;
6) управление в государственном секторе;
7) архитектура, строительство и инжиниринг;
8) биотехнологии, экология, техносферная безо­пасность;
9) туризм;
10) подготовка специалистов в сфере педагогики (преподаватели, учителя, в том числе с наличием степени кандидата или доктора наук).

Соответственно, при определении своей будущей профессии каждый абитуриент учитывает все упомянутые выше факторы.

 

* * *

Для развернутого ответа на вопрос о факторах, способствующих успеху российских вузов-экспортеров и, напротив, являющихся барьером для экспорта российского образования, необходимо детально проанализировать состояние отечественной системы образования и состояние кампусов российских университетов. Но если кратко, необходимо отметить следующее.

Во-первых, образование по естественным, техническим, информационно-коммуникационным, медицинским, гуманитарным (частично) наукам в нашей стране пока остается на достаточно высоком конкурентоспособном уровне. Однако состояние кампусов, жилых блоков оставляет желать лучшего. По отзывам вьетнамских студентов (а также магистрантов и аспирантов), большая часть общежитий российских вузов нуждается в капитальном ремонте. При этом ситуация почти не меняется, несмотря на поступающие из года в год жалобы и публикации непрезентабельных фотографий в соцсетях.

Во-вторых, отрицательному решению при выборе способствует неразвитая логистика и сложная транспортная доступность ряда регионов внутри Российской Федерации. Так, выбирая вуз за Уралом, студент рискует находиться в дороге несколько суток, поскольку планировать маршрут неизбежно приходится через Москву.


Вьетнамский контингент относится к числу наиболее желаемых: студенты демонстрируют прекрасную успеваемость и усидчивость при обучении. Но и весьма привередливых в выборе страны обучения. Поэтому положительные результаты возможны только после одного-двух лет постоянной рекрутерской работы в стране.


В-третьих, в продолжение уже обозначенной проблемы, – очевидна необходимость учреждения в РФ единого координационного студенческого центра, который поддерживал бы иностранных студентов как в организационном, так и в логистическом аспектах. Например, располагая списками распределенных по конкретным вузам страны студентов из Азии, Европы, СНГ и других стран, такой центр мог бы консультировать молодых людей по возможным оптимальным маршрутам до точек обуче­ния, встречать в аэропортах прибывающих, размещать (при необходимости и за дополнительную плату) в гостиницах тех, рейс/поезд которых уходит на следующий день и прочее. Сейчас прибывающие в страну студенты в лучшем случае попадают к сотрудникам посольств своих стран. Также некоторые (не более трех десятков из общего числа) российские вузы устанавливают контакт со своими будущими студентами посредством переписки. Но большая часть студентов, увы, вынуждена метаться по стране в попытках добраться до нужного российского города.

В-четвертых, несмотря на анонсированную работу на этом направлении, нерешенной остается проблема с трудоустройством иностранных студентов (причем возможность трудоустройства является одним из наиболее привлекательных факторов при выборе страны для обучения).


На протяжении последних лет Социалистическая Республика Вьетнам находится в числе стран-лидеров по количеству российских образовательных квот.
 


В-пятых, существует проблема информационного вакуума. Ресурсов, которыми обладает представительство (несколько человек) недостаточно, чтобы охватить страну с населением в 100 млн. человек с целью предоставления информации о возможностях получения образования в России. Например, американские рекрутеры вкладывают огромные средства для проведения централизованных образовательных акций, организуемых едва ли не в «каждом вьетнамском селе». Российские же образовательные организации сильно ограничены в финансовых возможностях, поэтому поставленная руководством вуза задача – «добиться результатов в виде гарантированного контингента из Вьетнама после первой же поездки в страну» – для российского вузовского «посланца» зачастую трудно достижима. Действительно, вьетнамский контингент относится к числу наиболее желаемых: студенты демонстрируют прекрасную успеваемость и усидчивость при обучении. Но и весьма привередливых в выборе страны обучения. Поэтому положительные результаты возможны только после одного-двух лет постоянной рекрутерской работы в стране.


Регулярный мониторинг образовательных рынков в мире, анализ успешных практик зарубежных партнеров будут способствовать актуализации образовательной повестки в среде самих российских вузов, а значит и дальнейшей популяризации отечественного образования за рубежом. 


* * *

Среди пользующихся популярностью механизмов рекрутинга во Вьетнаме наиболее распространены:
– образовательные выставки (частных агентств/при господдержке);
– олимпиады/конкурсы аттестатов;
– агитационная работа в школах;
– совместная работа иностранного вуза и конкретной вьетнамской школы по организации каких-либо образовательных проектов, в ходе реализации которых происходит знакомство вьетнамских школьников с вузом;
– академические обмены (выезды на летние/зимние школы за рубеж).
Надо отметить, что представительство Россотрудничества – Российский центр науки и культуры в г. Ханое – располагает богатым опытом популяризации российского образования во Вьетнаме. Основными сегодня являются следующие проектные направления:

  • дважды в год проводится образовательный проект «Вузы России» (аналог образовательной выставки, не предполагающей участие каких-либо других иностранных вузов, кроме российских);
  • организация индивидуальных образовательных визитов (миссий) конкретных российских вузов, в рамках которых проходят лекции, семинары, марафоны, олимпиады, другие мероприятия;
  • собственная агитационная работа среди школьников и студентов, изучающих русский язык (суммарно более 30 учебных заведений Вьетнама), в форматах страноведческих викторин, конкурсов талантов, волонтерской работы;
  • олимпиадное движение по четырем дисциплинам (русский язык, математика, информатика и физика), победители которого имеют возможность получить образовательную квоту в любой из российских вузов.

 

* * *

К сожалению, сотрудники международных служб российских образовательных организаций порой допускают ошибки, которые отрицательно влияют на дальнейшую динамику развития двусторонних связей конкретного вуза с вьетнамскими партнерами, а также отсрочивают возможный заезд в этот вуз вьетнамского контингента. Во избежание этого несколько рекомендаций:

  • тщательно прорабатывайте предстоящий визит (с предварительным ознакомлением со страновой спецификой, повесткой переговоров, особенностями вузов-партнеров);
  • готовьте контент презентационных материалов и отдельных презентаций с учетом аудитории, особенностей ее интересов и восприятия (скажем, презентации, рассчитанные для подачи ректорату вуза, будут совершенно не восприняты школьниками);
  • заполняйте и обновляйте англоязычную версию сайта вуза (а также на других языках) для возможного изучения иностранными партнерами.

Важно. Учитывая продолжающуюся пандемию коронавируса в мире, необходимо усиленно развивать онлайн-обучение и интерактивные формы работы с иностранным контингентом.

Также полагаем, что регулярный мониторинг образовательных рынков в мире, анализ успешных практик зарубежных партнеров будут способствовать актуализации образовательной повестки в среде самих российских вузов, а значит и дальнейшей популяризации отечественного образования за рубежом.

Наверх