Иностранные выпускники России: сила сплочения

Иностранные выпускники России: сила сплочения

Интервью президента Всемирной ассоциации выпускников высших учебных заведений

Создание объединений иностранных выпускников началось в нашей стране во второй половине 60-х годов, и к 1991 году в мире действовали 72 ассоциации выпускников советских вузов. После распада СССР почти две трети из них прекратили свое существование. Однако сегодня проходит активный процесс не только возрождения, но и организации новых объединений. Так, если в 2015 году ассоциации выпускников советских и российских вузов действовали в 68 странах, то на сегодняшний момент – уже более чем в 80. Координатором деятельности национальных объединений является Всемирная ассоциация выпускников высших учебных заведений. Насколько велик сегодня корпус иностранных выпускников оте­чественных вузов, и какова его роль и возможности в продвижении позиций российского образования – эти и другие вопросы мы задали президенту ассоциации Владимиру ЧЕТИЮ.
ЧЕТИЙ Владимир Владиславович
ЧЕТИЙ Владимир Владиславович
Президент Всемирной ассоциации выпускников высших учебных заведений, федеральный эксперт, член ряда экспертно-консультационных советов: при Россотрудничестве, Росмолодежи, Комитете Госдумы РФ по образованию и науке

– Владимир Владиславович, если позволите, вновь приведем некоторые цифры. Отсчет числа иностранных студентов в отечественных вузах, согласно официальной статистике, начинается с 1950 года. И если за все первое десятилетие – с 1950 по 1960 годы – в советских вузах обучились около 6 тыс. иностранных студентов, то в 1990 году было принято на обучение уже более 126 тыс. иностранцев. В те годы СССР занимал третье место в мире по экспорту образования. На сегодняшний день и этот советский рекорд побит более чем вдвое: для справки, в «доковидном» 2019 году в России обучались более 327 тыс. студентов из разных стран мира. Судя по этим данным, иностранный корпус выпускников отечественных вузов должен быть весьма внушительным, не так ли?
– Действительно, за более чем полувековой период отечественная высшая школа подготовила не одно поколение иностранных специалистов. Многие из них стали видными общественными, политическими, государственными деятелями: президентами – например, Гайана, Азербайджан, премьер-министрами – Казахстан, Гвинея-Бисау, министрами – Гайана, Мали, Руанда, послами – Бразилия, Ангола, Эфиопия, Иордания, Сирия, Руанда, Бенин, Буркина-Фасо. Десятки выпускников сегодня занимают посты заместителей министров, руководителей управлений, департаментов министерств; являются сотрудниками президентских администраций и дипломатических миссий. Среди них немало также сенаторов и депутатов национальных парламентов, руководителей государственных учреждений и коммерческих компаний. Наконец, тысячи наших иностранных выпускников сегодня составляют научную и преподавательскую элиту своих стран.

В целом к настоящему времени более двух миллионов выпускников российских и советских учебных заведений успешно работают в 186 странах мира. Это огромный профессиональный, интеллектуальный, человеческий потенциал для развития сотрудничества России с другими странами в разных сферах: политической, экономической, гуманитарной, культурной, научно-технической, что в нынешних условиях международной напряженности приобретает особую ценность. В полной мере это относится и к образовательной сфере, в частности, к вопросу продвижения российской высшей школы в мире. Для иностранных абитуриентов убедительным источником информации о российских вузах являются их земляки, ранее учившиеся в нашей стране Именно это обуславливает особую важность работы образовательных организаций со своими иностранными выпускниками.

Причем надо отметить, что не только мы заинтересованы в подобном сотрудничестве. Это взаимный интерес, и о стремлении иностранных выпускников поддерживать связи с Россией свиде­тельствуют созданные и действующие по всему миру национальные ассоциации.

На сегодняшний день важной и актуальной задачей является формирование единой системы взаимодействия с иностранными выпускниками отечественных высших учебных заведений. Это является важным не только с точки зрения распространения в мире русского языка и культуры, но и развития академического, образовательного сотрудничества, а также привлечения в страну квалифицированных специалистов.

Медиапроект «Выпускники России» – серия видеофильмов о ярких личностях – иностранцах, выпускниках российских и советских вузов.

– Продвижение международных позиций оте­чественного образования заявлено государством как один из национальных приоритетов. Какие проекты, отвечающие целям и контексту этой политики, реализуются вашей ассоциацией? Какое участие в них принимают или могут принимать российские вузы?
– Миссия Всемирной ассоциации выпускников – укрепление позиций русского языка и культуры за рубежом, повышение конкурентоспособности российских вузов как международных научно-образовательных центров за счет формирования положительного имиджа российского образования на мировом образовательном рынке. И мы воспринимаем иностранных выпускников как наших активных и надежных партнеров в решении этих задач. С этой точки зрения показательным примером является медиапроект «Выпускники России». Это серия видеофильмов о ярких личностях: иностранцах, выпускниках российских и советских вузов. Проект реализуется Всемирной ассоциацией выпускников высших учебных заведений при поддержке Фонда президентских грантов, МИД России, Министерства науки и высшего образования России, федеральных агентств «Россотрудничество» и «Росмолодежь».

К настоящему времени более двух миллионов выпускников российских и советских учебных заведений успешно работают в 186 странах мира.

Российское образование всегда высоко ценилось в мире: приведенные в начале нашей беседы данные еще раз это подтверждают. Но нам необходимо помнить и о том, что иностранные студенты, которые сегодня учатся здесь и поедут завтра представлять в своих государствах российское образование, конечно же, нуждаются в поддержке: в планомерных, продуманных вузом мерах по социокультурной адаптации (особенно важной на первых порах), по дальнейшему академическому сопровождению. Логика здесь проста: если мы сегодня много вкладываем в студентов, то завтра получим отличные результаты.

Надо сказать, российские вузы сегодня прилагают для этого немало усилий, в том числе в партнерстве со Всемирной ассоциацией выпускников. Ежегодно проводятся совместные форумы, конференции, международные олимпиады по русскому языку, в которых могут принимать участие не только студенты, но и школьники из разных уголков мира.

Например, один из последних широкомасштаб­ных проектов – Первый Молодежный Россий­ско-Африкан­ский Общественный Форум, проведенный в онлайн-режиме 19 декабря 2020 года. Его организаторами, помимо Всемир­ной ассоциации выпускников, выступили также Минобр­науки России, Национальный совет молодёжных и детских объединений России, Российский технологический университет – МИРЭА при поддержке союза «Африканская деловая инициатива». Главным партнёром с африканской стороны выступил Панафриканский союз молодёжи. Кстати, декабрьский молодежный саммит стал своеобразным продолжением Российско-Африканского Общественного Форума (РАОФ) – уникального масштабного формата для ведения российско-африканского общественного диалога. Первая встреча РАОФ состоялась в 2018 году и получила огромный позитивный резонанс. Вторая – прошла в ноябре 2020 года, и вновь стала подтверждением наших дружеских связей с африканским континентом, превратившись в значимый ресурс для всестороннего развития отношений России и Африки во всех сферах деятельности. Продолжая диалог, участники Первого Молодежного Российско-Африканского Общественного Форума детально обсудили актуальные вопросы наращивания сотрудничества России со странами Африки в сфере молодежной политики, образования, других. Более того, принято совместное решение о ежегодном проведении такой встречи.

– Государством сегодня ставится задача по привлечению в Российскую Федерацию «талантливых иностранных студентов, лиц без гражданства и иностранных выпускников российских образовательных организаций высшего образования». Вопрос вам как эксперту: какие обязательные условия необходимы для ее эффективного выполнения?
– Назову, по меньшей мере, два из них – это государственная поддержка и информационная открытость. Радует, что по этим направлениям уже принят ряд значимых решений. В частности, о необходимости увеличения ежегодной бюджетной квоты по приему иностранных студентов в экспертном сообществе говорилось давно. Теперь такой документ принят: подписанное премьер-министром М. Мишустиным постановление Правительства Российской Федерации преду­сматривает увеличение квоты для иностранцев и лиц без гражданства, в том числе проживающих за рубежом соотечественников: в 2021 году – до 18 тыс. человек, в 2022-м – до 23 тыс., а начиная с 2023 года квота на бесплатное образование иностранцев в Российской Федерации будет составлять 30 тыс. человек ежегодно.

Что касается информационной открытости как одного из обязательных условий по обеспечению притока в нашу страну активных талантливых молодых людей, упомяну о другом важном событии – запланированном на 2021 год запуске Россотрудничеством супер-сервиса «Образование в России для иностранцев». Причем тут важно подчеркнуть: когда мы говорим об информационной открытости, речь идет уже не о простом информировании ауди­торий в традиционном узком смысле слова. Современные цифровые технологии значительно расширяют эти рамки. Например, супер-сервис предполагает повышение прозрачности конкурсного отбора (за счет публикации результатов конкурса на всех этапах поступления) и возможность подать апелляцию в электронном виде. А это значит, что на этапе поступления иностранным абитуриентам больше не придется тратить деньги на промежуточные поездки и проживание.

Планируется, что уже в течение первого года с момента пуска супер-сервис «Образование в России для иностранцев» привлечет не менее 1 млн. пользователей: иностранных школьников и их родителей, абитуриентов, выпускников, сотрудников коммерческих и некоммерческих организаций.

– Выступая на панельной дискуссии 14-й Ассамблеи «Русского мира» (ноябрь, 2020), ректор МГИМО А. Торкунов обратил внимание на необходимость поддерживать ассоциации выпускников российских вузов, которые объединяют не только самих выпускников, «но и в целом население стран, помогая строить взаимоотношения между Россией и зарубежьем». Действительно, в какой конкретной и насущной поддержке нуждаются сегодня сами нацио­нальные ассоциации?
– Однажды ступившие на российскую землю, проникшиеся духом ее культуры и традиций, академическими идеалами и устремлениями, иностранные выпускники стремятся и в дальнейшем поддерживать контакты или возвращаться в альма-матер на правах профессионалов, экспертов, успешных наставников. Сообщества выпускников, объединенных желанием активно участвовать в формировании делового и творческого, политического и научного, образовательного и спортивного мирового пространства – это великая сила соучастия. Ежегодные форумы, международные встречи, семинары – место встречи выпускников, способ заявить о желании и готовности быть полезным в качестве специалистов и амбассадоров российской образовательной среды. Такие мероприятия оказываются не только вдохновляющими и ностальгическими, но приводят к конструктивному диалогу и новым формам международного сотрудничества.

Наша работа со страновыми ассоциациями – это взаимодействие с открытыми, удивительными людьми, активными и творческими. Каждая ассоциация – это отдельный живой организм, и Всемирная ассоциация выпускников должна объединять эти живые миры в единое пространство, где быстрее реализуются совместные проекты, устанавливаются доверительные деловые, научные, творческие контакты.

Ассоциация оказывает консультационную, информационную, организационную, методическую, материальную поддержку, в том числе в проведении обучающих программ, семинаров, школ. Например, с 2019 года мы реализуем проект «Международный ресурсный медиацентр», направленный на поддержку НКО и ассоциаций.

– Традиционный заключительный вопрос: несколько слов о ближайших событиях и планах...
– На 2021 год ассоциация запланировала большой перечень просветительских и обучающих мероприятий, отвечающих запросам со стороны иностранных выпускников и их объединений. Одно из запланированных событий уже состоялось – с 25 по 29 апреля, уже во второй раз, прошел крупный форум «URAL FEST», посвященный поддержанию и развитию сообщества иностранных студентов и выпускников Уральского федерального округа и ближайших регионов. Эксперты, тренеры и участники форума обсудили специфику обучения и проживания иностранцев в новых для них условиях, особенности межкультурной коммуникации, эффективное взаимодействие студентов, выпускников и вуза, многие другие вопросы. Стратегическая сессия, образовательные тренинги, культурно-развлекательная и спортивная программы позволили по-новому взглянуть на развитие международных связей в области образования, завязать перспективные знакомства и внести вклад в интернационализацию вузов России.

Также в планах проведение Второго Молодежного Российско-Африканского Общественного Форума, о котором говорилось выше. Как только будет согласована точная дата, мы опубликуем информацию на официальном сайте ассоциации.

Отдельным большим направлением в 2020‑2021 году является работа по адаптации и поддержке иностранных студентов (проект «Центр адаптации иностранных студентов и выпускников г. Москвы»). 

И, конечно, не прекращается наша ежедневная работа: встречи с представителями вузов, заключение соглашений о сотрудничестве и взаимодействии в гуманитарной, социальной и культурной сферах.

17.06.2021
Наверх