1. Единая цифровая зрелость российского высшего образования возможна при соблюдении ряда условий. Прежде всего, это «присутствие цифры и передовых технологий во всех критически важных внутренних процессах. От самого образования и работы с контентом до работы с кадровым составом и студентами» [1]. Как бы вы оценили степень цифровой зрелости и перспективы цифровой трансформации в возглавляемом вами вузе? Какие барьеры препятствуют или способствуют выполнению упомянутого условия?
2. Тесное сотрудничество вузов с компаниями, занятыми онлайн-образованием, – ещё один важный компонент цифрового «созревания». И речь здесь идет о взаимовыгодном партнерстве «частей одной системы», где каждый из игроков выполняет свою роль. Расскажите, пожалуйста, об опыте подобного взаимодействия, если таковой имеется.
3. Цифровые дисциплины и модули, не связанные с информационными технологиями, должны появиться в образовательных программах. Это потребует обновления ФГОС в максимально короткие сроки, причём необходимо соблюсти баланс – «изменить стандарты и сохранить при этом лучшие традиции фундаментального образования» [2]. Как будет проходить, или уже проходит, перестройка и обновление содержания ОП в контексте объявленной повестки? Какие точки опоры предполагается использовать для сохранения баланса?
4. По мнению экспертов, любая цифровая трансформация немыслима без индивидуального подхода к решению и удовлетворению образовательных потребностей [3]. Согласно этой логике, обучать следует необходимым для практической деятельности навыкам и компетенциям. Цифровые же инструменты университета должны быть направлены на самореализацию человека, обеспечивая конкурентоспособность страны. Какие инструменты (прежде всего, управленческие модели) и ресурсы будут использованы для воплощения этой задачи?
5. До 2024 года необходимо подготовить около 80 тыс. преподавателей по цифровым специальностям, в том числе в 2021 году должно быть переподготовлено 16 тыс. преподавателей вузов. Как решаете эту задачу на базе вашей образовательной организации? Перечислите цифровые компетенции, которых остро не хватает ППС вуза.
6. В университетах введут должность проректора по цифровизации. Первоочередная задача для них на этом этапе – «собрать четкую программу цифровой трансформации и всех цифровых инициатив, а также защитить её в Минобрнауки и Минцифре» [4]. Каким образом будет проводиться работа по исполнению этого поручения? Если такой опыт уже есть, расскажите о нём (реализация, результаты, эффективность).
– (1) Степень цифровой зрелости университета оценили в полной мере в 2020 году, когда в связи с пандемией Covid-19 ТГУ перешёл на дистанционное обучение.
На тот момент в университете была создана и успешно функционировала ЭОС «Электронный университет – Moodle». С 2015 года вуз первым в Сибири и одним из первых в России начал работу по производству МООК и их интеграции в учебный процесс. Сейчас банк МООК ТГУ насчитывает более 80 онлайн-курсов.
Одновременно с разработкой курсов в ТГУ проводится обучение ППС и других категорий сотрудников компетенциям, связанным с использованием технологий смешанного и онлайн-обучения. Помогают преподавателям адаптироваться к измененным условиям образовательного процесса и заместители декана по электронному обучению (должность официально ввели в университете еще до начала пандемии), цифровые кураторы.
Заместители деканов по ЭО осуществляют методическую и консультационную поддержку преподавателей, цифровые кураторы – техническую. Для ППС созданы онлайн-ресурсы с информацией о цифровых инструментах и методических приемах. На каждом из 23 факультетов/институтов оборудована аудитория, предназначенная для самостоятельной работы по созданию цифрового контента и проведения занятий в онлайн-формате.
В 2020 году запущена глобальная перестройка образовательной стратегии университета, сформулированы основные направления развития онлайн-образования. Началом преобразований можно считать проект «Акселерация программ смешанного и онлайн-обучения в ТГУ»{1}.
В ближайшей перспективе – работа по нескольким направлениям для повышения качества смешанного и онлайн-обучения. Планируем проработку и адаптацию нормативной базы университета под новые процессы, популяризацию онлайн-обучения внутри студенческого и преподавательского сообществ, а также тиражирование моделей перепроектирования ООП и ДПО, взращивание и развитие компетенций педагогического дизайна в учебных подразделениях.
– (2) На платформах Лекториум, Stepik, Национальной платформе открытого образования Казахстана и Coursera размещаются МООК ТГУ. С весны 2020 вуз входит в число участников программы Coursera for Campus, а с марта 2021 года – Coursera for Campus for Partners.
Среди проектов в области передовых технологий обучения, сочетающих новейшие тенденции цифровизации и активных образовательных технологий, особое место занимает проект по созданию адаптивной образовательной онлайн-платформы ТГУ. В рамках проекта совместно с IT-компанией ENBISYS создана платформа Plario. ru – первая в России система адаптивного обучения математике, своего рода индивидуальный цифровой репетитор. Система апробирована в весеннем семестре 2019 года на группе из 360 человек. Среднее приращение степени освоения навыков составило от 24 до 68% (в зависимости от категории результатов входного теста). Максимальные показатели приращения навыков – до 96%, по сравнению с диагностическим тестом.
Если говорить о других проектах, то это запущенный ТГУ в 2018 году совместно с IT‑компанией RUBIUS «Виртуальный университет 4.0»{2}. Виртуальные лаборатории по химии, биологии, микробиологии и другим отраслям, внедряемые на естественнонаучных направлениях подготовки в рамках сотрудничества с компанией Labster. Единственный в России программно-аппаратный комплекс «Актру», разработанный ТГУ и компанией «Брюллов Консалтинг» для реализации смешанного обучения. Разрабатываемый в текущем году совместно со SberX онлайн-курс по self skills, а также разработанная и запущенная совместно с компанией DI-Group биржа микроконтента LMS Odin.
– (4) Реакция университета на индивидуальные образовательные потребности может происходить на разных уровнях взаимодействия с субъектом образовательной деятельности.
В первую очередь мы учимся распознавать образовательный запрос абитуриентов, встраивая в профориентационную работу с ними технологии интеллектуального анализа цифрового следа. Моделирование профиля образовательных интересов школьника по его открытым пользовательским данным из социальных сетей очень часто помогает в профессиональном самоопределении и выборе ОП в вузе. Для реализации этой миссии мы создали приложение для социальной сети «Робот-профориентатор»{3} и уже шестой год реализуем программу персонифицированного рекрутинга абитуриентов через социальные сети{4}.
Индивидуализация образования для студентов ТГУ обеспечивается несколькими решениями.
Так, в ядре образовательной программы бакалавриата{5} предусмотрено несколько точек самоопределения: студент может выбрать практический курс из достаточно широкого списка «мастерских». К выбору тщательно готовят на протяжении семестра, предлагая в специальных курсах различные «картины мира».
Для всех уровней подготовки доступны так называемые «кампусные курсы»{6} и онлайн-курсы (более 90 собственных, а также размещенных на платформе Coursera).
Индивидуализация может обеспечиваться управленческими моделями и цифровыми инструментами не только на уровне программы, но и отдельно взятой дисциплины. Убедительным доказательством этому является платформа адаптивной математики «Plario», которая с помощью алгоритмов обучения формирует индивидуальную программу тренировки для каждого ученика.
В этом году планируем запустить инструмент для реализации ИОТ в таких (новых) дисциплинах, как «Физика», «История», «Философия». Эта образовательная платформа реализуется по принципам микрообучения на базе LMS «Odin»{7} и позволяет студентам и преподавателям собирать в специальном конструкторе свой курс из готовых фрагментов огромного каталога образовательных ресурсов. При этом в качестве цели обучения может устанавливаться вполне конкретный образовательный результат, а не овладение знаниями в той или иной предметной области: например, навык «построения системы аргументов в защиту предложенного тезиса».
В построении собственной образовательной траектории студентам ТГУ помогают тьюторская служба и биржа труда{8}, а также созданное совместно с сервисом Hh.ru цифровое приложение, позволяющее студентам в личном кабинете университетской LMS просматривать учитывающие профиль подготовки релевантные вакансии. Здесь можно наблюдать два эффекта. С одной стороны, формирование у обучающегося еще со студенческой скамьи представления о возможной профессиональной траектории, с другой – процесс актуализации знаний и навыков, полученных в университете и востребованных работодателем. Без такого двойного фокуса студентам не всегда понятно прикладное значение изучения той или иной дисциплины, формирование того или иного универсального или профессионального навыка.
– (4) Если рассматривать цифровую трансформацию как кардинальную смену бизнес-моделей, крайне важным становится изменение образовательного, исследовательского и, для некоторых университетов, инновационного процессов.
Сегодня в образовании на первый план выходят сервисы индивидуальной навигации по образовательной траектории и адаптивные технологии. Становится возможным автоматически записывать лекции из аудитории, с видеопотоками с нескольких камер, встроенной навигацией по видеоконтенту, переводить видеолекции в аудиоподкасты и тексты для чтения, что позволяет студентам получать доступ к контенту максимально удобно и быстро, да ещё и в асинхронном режиме.
Изменение базового процесса образования неразрывно связано с изменением процесса исследовательского. Таким образом, запуск университетского центра прикладного анализа данных, которому ставится задача анализировать потоки больших структурированных и неструктурированных данных, является одним из ключевых преимуществ вуза для выхода на исследовательские фронтиры большинства наук.
Ключевая особенность трансформации управленческих процессов – обязательное улучшение качества получения услуги или повышение комфорта пребывания в университетской среде всех действующих лиц. Начиная со студентов, которых чат-бот регистрирует в университетской wi-fi сети, прокладывает маршрут до библиотеки и помогает выбрать научного руководителя, заканчивая ректором, которому автоматический голосовой помощник оформляет командировку, а чат-бот автоматически заказывает машину ко времени вылета и помогает составлять график встреч.
При цифровой трансформации крайне важно именно трансформировать базовые процессы и модели, а не оцифровывать существующие. Кроме того, не следует сваливаться в решение задач администрирования, а трансформировать управленческие. Важно соблюдать баланс между основными процессами и их участниками, а также стейкхолдерами университета. Помнить о том, что трансформация есть процесс последовательной проверки управленческих гипотез, а значит без исследований не обойтись. Так как цифровая трансформация строится на данных, вузу необходим центр компетенций в области анализа этих самых данных.
– (6) На мой взгляд, цифровая трансформация в университете строится вокруг трансформации пяти основных составляющих (см. рис. 1).
Трансформация студентов и сотрудников – это в большей степени описание с помощью данных и набор инструментов для работы с этими данными и их интерпретации. Сервисы – это бизнес-процессы, переведённые в цифру. Среда – по сути инфраструктура, на которой строятся сервисы, а культура – набор мероприятий, регламентов и управленческих решений, ведущих к естественному формированию этой культуры (и что важно, не насильственному с усложнением жизни).
В результате получается три уровня, на которых происходит трансформация.
Первый – инфраструктурный (серверное оборудование, датчики, метки разного рода, например, RFID, NFC). Инфраструктурный слой в большой степени соприкасается со средой и является базисом, на котором строится все остальное. В то же время он генерирует потоки данных о среде и взаимодействии пользователя со средой.
Второй – уровень данных (системы хранения и обработки данных, облака и озёра данных обо всём, что происходит в университете). На этом уровне формируются дата-сеты, он является ключевым с точки зрения трансформации, потому как именно здесь накапливается объективная информация об университете, сотрудниках и студентах. Поступающие сюда из всех источников данные обогащаются, дополняются, трансформируются и выдаются для разработки сервисов.
Третий – уровень сервисов. Это видимый уровень взаимодействия цифрового университета с «пользователем – любым человеком или организацией. Сервисы строятся на основе данных, описанных или смоделированных бизнес-процессов.
– (5) В условиях, когда рабочее место стремительно погружается в цифровые технологии, становится очевидным, что и подготовка к рабочему месту должна осуществляться с использованием «цифры» и динамично меняться под ее воздействием.
Построение цифровой среды обучения, использование и разработка цифрового открытого контента (МООК, ООР), организация горизонтального обучения в технологии взаимного комментирования и рецензирования («peer-to-peer»), настройка инструментов и заданий для совместного обучения (например, ментальные карты, интерактивные доски) – вот элементы нового компетентностного профиля преподавателя и точки приложения усилий в переподготовке ППС ТГУ. С марта 2020 по апрель 2021 года реализовано 18 наименований (29 запусков) программ повышения квалификации (в том числе 3 массовые летние школы), связанных с проблематикой цифровых технологий. По ним прошли обучение более 700 слушателей.
Поскольку цифровые технологии кардинально перестраивают процесс обучения, смещают акценты деятельности с преподавания на управление, самой остро необходимой компетенцией преподавателя становится педагогическое проектирование (дизайн) интегрированного учебного процесса и цифровой среды обучения.
Так, программа ТГУ «Школа педагогического дизайна в смешанном обучении» за 3 запуска собрала аудиторию более 250 участников. Выпускниками школы, в том числе, стали 93 сотрудника ТГУ. Осознавая критическую важность новой компетенции, в университете создали отдел педагогического дизайна (НОЦ «Передовые образовательные технологии»), сотрудники которого сегодня работают с коллективами 17 ОПОП по проектированию программ и дисциплин в формате смешанного и онлайн-обучения.
Компетенции, которые необходимо прокачать ППС.
Работа с цифровыми ресурсами: отбор открытых образовательных ресурсов (в том числе МООК), разработка и распространение, публикация цифровых ресурсов, интеграция цифровых ресурсов и внешнего контента в дисциплину.
Разработка цифровой обучающей среды: подбор и владение инструментами онлайн-оценивания, построение систем навигации между внутренними и внешними образовательными ресурсами, платформами, обеспечение эргономики и дизайна образовательной среды, прочее.
Проектирование и реализация смешанного обучения: перераспределение времени на аудиторное и внеаудиторное взаимодействие, перераспределение методов обучения с вертикальных моделей «преподаватель – студент» на горизонтальные «студент – студент» – взаимное, «peer-to-peer» – взаимодействие, командные, групповые и проектные методы обучения.
Управление обучением студентов на основе цифровой обучающей среды: поддержка горизонтальных (сетевых) обучающих сообществ (проектирование сценария обучения, модерирование проектной деятельности в сети, поддержка совместного обучения на основе элементов «peer-to-peer», поддержка групповой и проектной работы).
– (1) Княгининский университет – вуз молодой и динамично развивающийся, именно поэтому внедрение цифровых инструментов в его основную деятельность началось практически с момента создания образовательной организации. Сегодня большая часть процессов университета автоматизирована, однако мы понимаем, что цифровая трансформация не может быть выражена только в количественном отношении – подход должен быть комплексным.
Так как вуз есть объект сложный и многогранный, для его цифровой трансформации требуется проработанная архитектура, способная выдержать постоянно растущий объём информации, а также обладающая гибкостью к постоянно развивающимся технологиям и нормативно-правовой базе.
В рамках одного из научных направлений института информационных технологий и систем связи Княгининского университета мы работаем над созданием архитектурных моделей цифровой экономики. Модели цифровой трансформации вуза можно рассматривать как движение к большой и сложной архитектуре цифрового университета, важнейшего элемента цифровой экономики{9}. Подходы к созданию архитектурных моделей основаны на концепции «сетецентризма», в основе которой лежит стремление накрыть объект управления сетью, способной проводить в реальном времени комплексные измерения параметров этого объекта; создать единую среду сохранения, распространения и обработки данных, получаемых в результате измерений; принимать комплексные управляющие решения, анализируя все существующие данные.
Цифровой университет строится на балансе децентрализации при сборе данных и централизации при принятии решений. На рисунке 1 приведена базовая архитектурная модель цифрового вуза.
Сегодня мы находимся на пути создания единой цифровой экосистемы Княгининского университета, знаем, что должны получить в итоге и уверенно движемся в этом направлении.
– (2) Мы стараемся постоянно расширять список наших партнеров по различным отраслям деятельности, в том числе сотрудничаем с большим количеством организаций, занимающихся онлайн-образованием. Наш вуз также представлен на многих онлайн-платформах, где мы делимся своими курсами и перенимаем опыт коллег.
Одним из ярких и показательных достижений считаем участие в реализации нацпроекта «Кадры для цифровой экономики». В 2020 году Нижегородская область впервые стала регионом-участником федеральной программы «Цифровые персональные сертификаты», в рамках которой граждане могли бесплатно повысить квалификацию по более чем 20 востребованным в цифровой экономике направлениям.
В 2020 году в проекте участвовали жители 48 регионов. Из Нижегородской области на курсы в различных субъектах РФ записались свыше 3 тыс. человек, программы своего региона выбрали более 400, то есть 14%. От Нижегородской области наряду с 5 другими организациями в проекте участвовал и Княгининский университет. Вуз анонсировал 16 программ, 9 из которых прошли отбор и успешно реализуются: 10-е место по количеству принятых программ в РФ. Почти за два месяца на площадке Университета 2035 по нашим ОП обучились более 3 тыс. человек. Проект дал колоссальный опыт, планируем и в дальнейшем участвовать в подобных мероприятиях.
– (3) Чтобы обеспечить «нужное» образование, важно не только внедрять цифровые дисциплины в непрофильные направления, но и приземлять IT-направления к проблемным областям деятельности. Обновление ОП должно быть непрерывным и отражать реальные потребности отрасли.
Например, мы реализовали ОП «Агроинформатика» в рамках направления «Информационные системы и технологии», в основу легли запросы реального сектора экономики Нижегородской области на IT-специалистов со знаниями тонкостей сельскохозяйственного производства. Программа стала примером коллаборации АПК, информационных технологий, науки и образования. На наш взгляд, искомый баланс будет существовать в том случае, если при разработке ОП учтут потребности всех заинтересованных сторон.
– (5) В нашем вузе очень серьезно относятся к повышению квалификации сотрудников. Наличие специализированного структурного подразделения – института информационных технологий и систем связи – упрощает решение вопроса обучения по цифровым компетенциям.
Во-первых, на нашей базе функционируют более десятка учебных центров ведущих IT-компаний, что подразумевает наличие сертифицированных преподавателей. Во-вторых, профильные направления научной деятельности подкрепляют актуальность нового знания. В-третьих, в университете функционирует институт дополнительного образования, где при использовании цифровых инструментов обеспечивается «бесшовное» получение ДПО как с отрывом от производства, так и без него.
Подтверждением вышесказанного является стопроцентное повышение квалификации и переподготовки ППС вуза по программам «Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе», «Формирование цифровой образовательной среды», «Формирование цифровой образовательной среды: основы онлайн-обучения», а также обучение необходимым цифровым технологиям: таким как, например, искусственный интеллект, большие данные, WEB-разработка.
– (1) Развитие информационной среды занимает одно из ключевых мест в образовательной организации. Очень важно быть в полной мере готовыми к таким ситуациям, как, например, пандемия коронавируса или использовать ЭИОС в качестве инструмента дополнительного образования, источника знаний для обучающихся.
Для реализации и продвижения образовательных услуг мы стараемся использовать все популярные информационные ресурсы: системы веб-конференций, платформы дистанционного обучения, социальные сети и мессенджеры. Занимаемся разработкой собственных веб-инструментов и ПО.
Основные барьеры здесь – ежегодное удорожание компьютерного оборудования, различные санкционные меры, которые в той или иной мере влияют на рынок ИТ. Ещё одна большая для негосударственных образовательных организаций проблема – высокая стоимость на специализированное ПО и оборудование. И, естественно, нехватка квалифицированных кадров в сфере ИТ. Те же профильные специалисты, которые имеют хороший уровень подготовки, не стремятся преподавать из-за низкой заработной платы.
– (2) Сейчас мы прорабатываем этот вопрос. Активно взаимодействуем с крупными вузами страны (например, Российским новым университетом, Сибирским университетом потребительской кооперации). Заинтересованы в сотрудничестве с занимающимися онлайн-образованием организациями – для обмена опытом, проведения курсов повышения квалификации с их платформами на нашей базе. Как образовательная организация, работающая на территории со своей спецификой продвижения, мы знаем особенности местного рынка и можем привлекать потребителей услуг.
Привлекаем и работодателей. Например, представителей Центра защиты информации «Север», где студенты проходят разные виды практики. В колледже читают курсы специалисты компаний, являющихся резидентами IT-парков региона. Обладая достаточным опытом и знаниями, эти преподаватели-практики могут внести весомый вклад в багаж знаний обучающихся при реализации системы онлайн-образования.
– (3) Никто не отменяет классику, но, как видим, сегодня большая часть дисциплин переходит в онлайн, оцифровывается. В этой связи необходимо перевести традиционную часть в цифру, не забыв при этом о специфике практической части традиционных дисциплин, которые проблематично перенести полностью в новый формат. Здесь как раз будет необходимо сохранить тот самый баланс, и особенно это касается практической части многих дисциплин.
Перенос дисциплин в онлайн-формат позволяет читать лекции через видеоконференции. Можно проводить и некоторые практические занятия, не требующие наличия специального оборудования или других условий.
– (4) Прежде всего, это разработка ОП с акцентом на информационных образовательных системах, направленных большей частью на интерактивность и обратную связь при обучении и развитии личности.
Здесь, несомненно, большую роль играет движение WorldSkills, в проектах и исследованиях которого можно почерпнуть практические рекомендации и ознакомиться с актуальными направлениями по развитию и повышению конкурентных преимуществ участников соревнований.
На наш взгляд, образовательной организации стоит развивать и улучшать качественную составляющую обучения. Это, прежде всего, разработка различного мультимедийного и методического контента для размещения и интегрирования в информационно-образовательной среде. Студент должен иметь доступ не только к стандартному материалу, согласно ФГОС, но также получить в своем роде «википедию» и обратную связь, контролировать ход своего обучения. Такие инструменты мы усматриваем в платных образовательных ресурсах онлайн-обучения.
Чтобы выпускать конкурентные квалифицированные кадры, все упомянутые задачи должны решаться при развитии IТ в программной и материальной составляющей.
– (5) В первую очередь приглашать специалистов актуальных направлений для проведения курсов повышения квалификации ППС. Необходимо выстроить систему обучения и раскрыть потенциал сотрудников, чтобы определить четкие критерии возможностей для обучения, восполнить пробелы в компетенциях. Преподаватели должны уметь решать разнообразные задачи в области использования ИКТ; использовать и создавать контент при помощи цифровых технологий (включая поиск и обмен информацией) и современных инструментов коммуникаций в образовании; ориентироваться в различных веб-сервисах и традиционных программах для создания качественного образовательного продукта.
Несколько раз в году в центре проводятся курсы по информационной грамотности для ППС, определяющие набор знаний и умений, необходимых для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов. Программа включает такие разделы, как работа с оргтехникой и компьютерным оборудованием, с прикладными и офисными программами для создания образовательного медиаконтента, со специализированными информационно-коммуникационными системами, применяемыми в нашем образовательном процессе, информационная безопасность и работа в сети интернет.
– (6) В планах ввести ставку заместителя директора по цифровизации. Он будет отвечать за вопросы не только технической и программной части, как принято во многих технических отделах при образовательных учреждениях, но и заниматься вопросами интегрирования и развития ИОС на всех ее этапах: от приемной комиссии до обучения и выпуска.
Применение ИКТ на всех этапах образовательной деятельности позволяет ускорить многие организационные процессы путем их автоматизации, освободить кадры от рутины, бросив на цели и задачи, повышающие качество услуги именно там, где нужен человек. Сейчас мы активно автоматизируем организационные процессы в приёмной комиссии: разрабатываем и совершенствуем ПО, веб-сервисы, работающие с базой абитуриентов, составляющие автоматизированные формы отчётов, на которые раньше уходило много человекочасов, переводящие контингент абитуриентов дальше в сервисы деканата, системы дистанционного обучения и другие подразделения.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Из выступления ректора «Университета 20.35» Н.О. Яныкиной на пленарной сессии «Цифра в образовании эпохи постпандемии» форума «Университеты и развитие геостратегических территорий России».
[2] Из выступления главы Минобрнауки РФ В.Н. Фалькова на стратегической сессии «Кадры для будущего» (Иннополис, 06.03.2021).
[3] См. материалы круглого стола «Цифровая трансформация и формирование интеллектуальной экономики университета» (форум «Университеты и развитие геостратегических территорий России», 18-19.03.2021).
[4] Из выступления вице-премьера Д.Н. Чернышенко на стратегической сессии «Кадры для будущего» (Иннополис, 06.03.2021).
{1} Подробнее dpo.tsu.ru/rss_news.php?id=23449.
{2} Подробнее innomap.tsu.ru/Projects/Info/1171.
{3} Подробнее vk.com/app6877638.
{4} Подробнее www.riatomsk.ru/article/20190621/proekt-rekrutinga-abiturientov-s-pomoschjyu-big-data-i-socsetej-tgu/.
{5} Подробнее tsu-bcore.tilda.ws.
{6} Подробнее lk.student.tsu.ru/campus_courses.
{7} Подробнее odin.study.
{8} Подробнее profi.tsu.ru.
{9} Подробнее elibrary.ru/item.asp?id=38691696.