Операция «Трансформация». О переходе в цифровое будущее российских образовательных организаций

Операция «Трансформация». О переходе в цифровое будущее российских образовательных организаций

Заочный круглый стол

Цифровая трансформация – национальная цель развития РФ. Для её достижения необходимо подготовить от 700 до 1 млн. IT-специалистов. Как подчеркнул зампредседателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко на стратегической сессии «Кадры для будущего» в Иннополисе, ключевая роль здесь принадлежит образовательным организациям. О практической реализации озвученных на мартовской встрече «цифровых» поручений мы попросили рассказать представителей образовательных организаций.

1. Единая цифровая зрелость российского высшего образования возможна при соблюдении ряда условий. Прежде всего, это «присутствие цифры и передовых технологий во всех критически важных внутренних процессах. От самого образования и работы с контентом до работы с кадровым составом и студентами» [1]. Как бы вы оценили степень цифровой зрелости и перспективы цифровой трансформации в возглавляемом вами вузе? Какие барьеры препятствуют или способствуют выполнению упомянутого условия?
2. Тесное сотрудничество вузов с компаниями, занятыми онлайн-образованием, – ещё один важный компонент цифрового «созревания». И речь здесь идет о взаимовыгодном партнерстве «частей одной системы», где каждый из игроков выполняет свою роль. Расскажите, пожалуйста, об опыте подобного взаимодействия, если таковой имеется.
3. Цифровые дисциплины и модули, не связанные с информационными технологиями, должны появиться в образовательных программах. Это потребует обновления ФГОС в максимально короткие сроки, причём необходимо соблюсти баланс – «изменить стандарты и сохранить при этом лучшие традиции фундаментального образования» [2]. Как будет проходить, или уже проходит, перестройка и обновление содержания ОП в контексте объявленной повестки? Какие точки опоры предполагается использовать для сохранения баланса?
4. По мнению экспертов, любая цифровая трансформация немыслима без индивидуального подхода к решению и удовлетворению образовательных потребностей [3]. Согласно этой логике, обучать следует необходимым для практической деятельности навыкам и компетенциям. Цифровые же инструменты университета должны быть направлены на самореализацию человека, обеспечивая конкурентоспособность страны. Какие инструменты (прежде всего, управленческие модели) и ресурсы будут использованы для воплощения этой задачи?
5. До 2024 года необходимо подготовить около 80 тыс. преподавателей по цифровым специальностям, в том числе в 2021 году должно быть переподготовлено 16 тыс. преподавателей вузов. Как решаете эту задачу на базе вашей образовательной организации? Перечислите цифровые компетенции, которых остро не хватает ППС вуза.
6. В университетах введут должность проректора по цифровизации. Первоочередная задача для них на этом этапе – «собрать четкую программу цифровой трансформации и всех цифровых инициатив, а также защитить её в Минобрнауки и Минцифре» [4]. Каким образом будет проводиться работа по исполнению этого поручения? Если такой опыт уже есть, расскажите о нём (реализация, результаты, эффективность).

ШЕПЕЛЬ Михаил Олегович
ШЕПЕЛЬ Михаил Олегович
Директор Института дистанционного образования Национального исследовательского Томского государственного университета

– (1) Степень цифровой зрелости университета оценили в полной мере в 2020 году, когда в связи с пандемией Covid-19 ТГУ перешёл на дистанционное обучение.

На тот момент в университете была создана и успешно функционировала ЭОС «Электронный университет – Moodle». С 2015 года вуз первым в Сибири и одним из первых в России начал работу по производству МООК и их интеграции в учебный процесс. Сейчас банк МООК ТГУ насчитывает более 80 онлайн-курсов.

Одновременно с разработкой курсов в ТГУ проводится обучение ППС и других категорий сотрудников компетенциям, связанным с использованием технологий смешанного и онлайн-обучения. Помогают преподавателям адаптироваться к измененным условиям образовательного процесса и заместители декана по электронному обучению (должность официально ввели в университете еще до начала пандемии), цифровые кураторы.

Заместители деканов по ЭО осуществляют методическую и консультационную поддержку преподавателей, цифровые кураторы – техническую. Для ППС созданы онлайн-ресурсы с информацией о цифровых инструментах и методических приемах. На каждом из 23 факультетов/институтов оборудована аудитория, предназначенная для самостоятельной работы по созданию цифрового контента и проведения занятий в онлайн-формате.

В 2020 году запущена глобальная перестройка образовательной стратегии университета, сформулированы основные направления развития онлайн-образования. Началом преобразований можно считать проект «Акселерация программ смешанного и онлайн-обучения в ТГУ»{1}.

В ближайшей перспективе – работа по нескольким направлениям для повышения качества смешанного и онлайн-обучения. Планируем проработку и адаптацию нормативной базы университета под новые процессы, популяризацию онлайн-обучения внутри студенческого и преподавательского сообществ, а также тиражирование моделей перепроектирования ООП и ДПО, взращивание и развитие компетенций педагогического дизайна в учебных подразделениях.

– (2) На платформах Лекториум, Stepik, Национальной платформе открытого образования Казахстана и Coursera размещаются МООК ТГУ. С весны 2020 вуз входит в число участников программы Coursera for Campus, а с марта 2021 года – Coursera for Campus for Partners.

Среди проектов в области передовых технологий обучения, сочетающих новейшие тенденции цифровизации и активных образовательных технологий, особое место занимает проект по созданию адаптивной образовательной онлайн-платформы ТГУ. В рамках проекта совместно с IT-компанией ENBISYS создана платформа Plario. ru – первая в России система адаптивного обучения математике, своего рода индивидуальный цифровой репетитор. Система апробирована в весеннем семестре 2019 года на группе из 360 человек. Среднее приращение степени освоения навыков составило от 24 до 68% (в зави­симости от категории результатов входного теста). Максимальные показатели приращения навыков – до 96%, по сравнению с диагностическим тестом.

Если говорить о других проектах, то это запущенный ТГУ в 2018 году совместно с IT‑компанией RUBIUS «Виртуальный университет 4.0»{2}. Виртуальные лаборатории по химии, биологии, микробиологии и другим отраслям, внедряемые на естественнонаучных направлениях подготовки в рамках сотрудничества с компанией Labster. Единственный в России программно-аппаратный комплекс «Актру», разработанный ТГУ и компанией «Брюллов Консалтинг» для реализации смешанного обучения. Разрабатываемый в текущем году совместно со SberX онлайн-курс по self skills, а также разработанная и запущенная совместно с компанией DI-Group биржа микроконтента LMS Odin.

– (4) Реакция университета на индивидуальные образовательные потребности может происходить на разных уровнях взаимодействия с субъектом образовательной деятельности.

В первую очередь мы учимся распознавать образовательный запрос абитуриентов, встраивая в профориентационную работу с ними технологии интеллектуального анализа цифрового следа. Моделирование профиля образовательных интересов школьника по его открытым пользовательским данным из социальных сетей очень часто помогает в профессиональном самоопределении и выборе ОП в вузе. Для реализации этой миссии мы создали приложение для социальной сети «Робот-профориентатор»{3} и уже шестой год реализуем программу персонифицированного рекрутинга абитуриентов через социальные сети{4}.

Индивидуализация образования для студентов ТГУ обеспечивается несколькими реше­ниями.

Так, в ядре образовательной программы бакалавриата{5} предусмотрено несколько точек самоопределения: студент может выбрать практический курс из достаточно широкого списка «мастерских». К выбору тщательно готовят на протяжении семестра, предлагая в специальных курсах различные «картины мира».

Для всех уровней подготовки доступны так называемые «кампусные курсы»{6} и онлайн-курсы (более 90 собственных, а также размещенных на платформе Coursera).

Индивидуализация может обеспечиваться управленческими моделями и цифровыми инструментами не только на уровне программы, но и отдельно взятой дисциплины. Убедительным доказательством этому является платформа адаптивной математики «Plario», которая с помощью алгоритмов обучения формирует индивидуальную программу тренировки для каждого ученика.

В этом году планируем запустить инструмент для реализации ИОТ в таких (новых) дисциплинах, как «Физика», «История», «Философия». Эта образовательная платформа реализуется по принципам микрообучения на базе LMS «Odin»{7} и позволяет студентам и преподавателям собирать в специальном конструкторе свой курс из готовых фрагментов огромного каталога образовательных ресурсов. При этом в качестве цели обучения может устанавливаться вполне конкретный образовательный результат, а не овладение знаниями в той или иной предметной области: например, навык «построения системы аргументов в защиту предложенного тезиса».

В построении собственной образовательной траектории студентам ТГУ помогают тьюторская служба и биржа труда{8}, а также созданное совместно с сервисом Hh.ru цифровое приложение, позволяющее студентам в личном кабинете университетской LMS просматривать учитывающие профиль подготовки релевантные вакансии. Здесь можно наблюдать два эффекта. С одной стороны, формирование у обучающегося еще со студенческой скамьи представления о возможной профессиональной траектории, с другой – процесс актуализации знаний и навыков, полученных в университете и востребованных работодателем. Без такого двойного фокуса студентам не всегда понятно прикладное значение изучения той или иной дисциплины, формирование того или иного универсального или профессионального навыка.

ОРЛОВ Сергей Александрович
ОРЛОВ Сергей Александрович
Директор центра «Цифровой университет» Томского государственного университета

– (4) Если рассматривать цифровую трансформацию как кардинальную смену бизнес-моделей, крайне важным становится изменение образовательного, исследовательского и, для некоторых университетов, инновационного процессов.

Сегодня в образовании на первый план выходят сервисы индивидуальной навигации по образовательной траектории и адаптивные технологии. Становится возможным автоматически записывать лекции из аудитории, с видеопотоками с нескольких камер, встроенной навигацией по видеоконтенту, переводить видеолекции в аудиоподкасты и тексты для чтения, что позволяет студентам получать доступ к контенту максимально удобно и быстро, да ещё и в асинхронном режиме.

Изменение базового процесса образования неразрывно связано с изменением процесса исследовательского. Таким образом, запуск университетского центра прикладного анализа данных, которому ставится задача анализировать потоки больших структурированных и неструктурированных данных, является одним из ключевых преимуществ вуза для выхода на исследовательские фронтиры большинства наук.

Ключевая особенность трансформации управленческих процессов – обязательное улучшение качества получения услуги или повышение комфорта пребывания в университетской среде всех действующих лиц. Начиная со студентов, которых чат-бот регистрирует в университетской wi-fi сети, прокладывает маршрут до библиотеки и помогает выбрать научного руководителя, заканчивая ректором, которому автоматический голосовой помощник оформляет командировку, а чат-бот автоматически заказывает машину ко времени вылета и помогает составлять график встреч.

При цифровой трансформации крайне важно именно трансформировать базовые процессы и модели, а не оцифровывать существующие. Кроме того, не следует сваливаться в решение задач администрирования, а трансформировать управленческие. Важно соблюдать баланс между основными процессами и их участниками, а также стейкхолдерами университета. Помнить о том, что трансформация есть процесс последовательной проверки управленческих гипотез, а значит без исследований не обойтись. Так как цифровая трансформация строится на данных, вузу необходим центр компетенций в области анализа этих самых данных.

– (6) На мой взгляд, цифровая трансформация в университете строится вокруг трансформации пяти основных составляющих (см. рис. 1).

  • Сотрудник университета (преподаватель, административный, вспомогательный). Сюда отнесем цифровой профиль, перечень компетенций, опыта работы, степени занятости, карьерной траектории – в принципе, все данные, которые мы знаем или можем узнать о человеке.
  • Студент, или обучающийся (так как есть ещё аспиранты и докторанты): разработка цифрового профиля, но, возможно, под другим углом, с большим количеством данных о процессе его обучения и прочем подобном.
  • Сервисы: разработка и внедрение для студентов и сотрудников сервисов 24/7 с полным исключением взаимодействия с административным аппаратом. Здесь важно наладить сервисы, принципиально отличающиеся от электронного документооборота, с помощью которых возможно упростить процесс этого взаимодействия, и которые могут стать его инструментом. Увы, но нередко подобные сервисы лишь усложняют дело из-за ситуативности внедрения, отсутствия полной картины при проектировании, а также отсутствия адекватного custom development.
  • Среда: образовательная онлайн-среда, кампус, вся инфраструктура, облака с софтом и вычислительными ресурсами, цифровые двойники ОП, научные репозитории, цифровые гербарии и прочее.
  • Культура: самое сложное – это трансформация культурных и поведенческих норм – как внутри вуза, так и снаружи.

Трансформация студентов и сотрудников – это в большей степени описание с помощью данных и набор инструментов для работы с этими данными и их интерпретации. Сервисы – это бизнес-процессы, переведённые в цифру. Среда – по сути инфраструктура, на которой строятся сервисы, а культура – набор мероприятий, регламентов и управленческих решений, ведущих к естественному формированию этой культуры (и что важно, не насильственному с усложнением жизни).

В результате получается три уровня, на которых происходит трансформация.

Первый – инфраструктурный (серверное оборудование, датчики, метки разного рода, например, RFID, NFC). Инфраструктурный слой в большой степени соприкасается со средой и является базисом, на котором строится все остальное. В то же время он генерирует потоки данных о среде и взаимодействии пользователя со средой.

Второй – уровень данных (системы хранения и обработки данных, облака и озёра данных обо всём, что происходит в университете). На этом уровне формируются дата-сеты, он является ключевым с точки зрения трансформации, потому как именно здесь накапливается объективная информация об университете, сотрудниках и студентах. Поступающие сюда из всех источников данные обогащаются, дополняются, трансформируются и выдаются для разработки сервисов.

Третий – уровень сервисов. Это видимый уровень взаимодействия цифрового университета с «пользователем – любым человеком или организацией. Сервисы строятся на основе данных, описанных или смоделированных бизнес-процессов.

ВЕЛЕДИНСКАЯ Светлана Борисовна
ВЕЛЕДИНСКАЯ Светлана Борисовна
Директор центра повышения квалификации и переподготовки Томского государственного университета

– (5) В условиях, когда рабочее место стремительно погружается в цифровые технологии, становится очевидным, что и подготовка к рабочему месту должна осуществляться с использованием «цифры» и динамично меняться под ее воздействием.

Построение цифровой среды обучения, использование и разработка цифрового открытого контента (МООК, ООР), организация горизонтального обучения в технологии взаимного комментирования и рецензирования («peer-to-peer»), настройка инструментов и заданий для совместного обучения (например, ментальные карты, интерактивные доски) – вот элементы нового компетентностного профиля преподавателя и точки приложения усилий в переподготовке ППС ТГУ. С марта 2020 по апрель 2021 года реализовано 18 наименований (29 запусков) программ повышения квалификации (в том числе 3 массовые летние школы), связанных с проблематикой цифровых технологий. По ним прошли обучение более 700 слушателей.

Поскольку цифровые технологии кардинально перестраивают процесс обучения, смещают акценты деятельности с преподавания на управление, самой остро необходимой компетенцией преподавателя становится педагогическое проектирование (дизайн) интегрированного учебного процесса и цифровой среды обу­чения.

Так, программа ТГУ «Школа педагогического дизайна в смешанном обучении» за 3 запуска собрала аудиторию более 250 участников. Выпускниками школы, в том числе, стали 93 сотрудника ТГУ. Осознавая критическую важность новой компетенции, в университете создали отдел педагогического дизайна (НОЦ «Передовые образовательные технологии»), сотрудники которого сегодня работают с коллективами 17 ОПОП по проектированию программ и дисциплин в формате смешанного и онлайн-обучения.

Компетенции, которые необходимо прокачать ППС.

Работа с цифровыми ресурсами: отбор открытых образовательных ресурсов (в том числе МООК), разработка и распространение, публикация цифровых ресурсов, интеграция цифровых ресурсов и внешнего контента в дисциплину.

Разработка цифровой обучающей среды: подбор и владение инструментами онлайн-оценивания, построение систем навигации между внутренними и внешними образовательными ресурсами, платформами, обеспечение эргономики и дизайна образовательной среды, прочее.

Проектирование и реализация смешанного обучения: перераспределение времени на аудиторное и внеаудиторное взаимодействие, перераспределение методов обучения с вертикальных моделей «преподаватель – студент» на горизонтальные «студент – студент» – взаимное, «peer-to-peer» – взаимодействие, командные, групповые и проектные методы обучения.
Управление обучением студентов на основе цифровой обучающей среды: поддержка горизонтальных (сетевых) обучающих сообществ (проектирование сценария обучения, модерирование проектной деятельности в сети, поддержка совместного обучения на основе элементов «peer-to-peer», поддержка групповой и проектной работы).

ШАМИН Алексей Анатольевич
ШАМИН Алексей Анатольевич
Директор института информационных технологий и систем связи Нижегородского государственного инженерно-экономического университета (Княгининский университет)

– (1) Княгининский университет – вуз молодой и динамично развивающийся, именно поэтому внедрение цифровых инструментов в его основную деятельность началось практически с момента создания образовательной организации. Сегодня большая часть процессов университета автоматизирована, однако мы понимаем, что цифровая трансформация не может быть выражена только в количественном отношении – подход должен быть комплексным.

Так как вуз есть объект сложный и многогранный, для его цифровой трансформации требуется проработанная архитектура, способная выдержать постоянно растущий объём информации, а также обладающая гибкостью к постоянно развивающимся технологиям и нормативно-правовой базе.

В рамках одного из научных направлений института информационных технологий и систем связи Княгининского университета мы работаем над созданием архитектурных моделей цифровой экономики. Модели цифровой трансформации вуза можно рассматривать как движение к большой и сложной архитектуре цифрового университета, важнейшего элемента цифровой экономики{9}. Подходы к созданию архитектурных моделей основаны на концепции «сетецентризма», в основе которой лежит стремление накрыть объект управления сетью, способной проводить в реальном времени комплексные измерения параметров этого объекта; создать единую среду сохранения, распространения и обработки данных, получаемых в результате измерений; принимать комплексные управляющие решения, анализируя все существующие данные.

Цифровой университет строится на балансе децентрализации при сборе данных и централизации при принятии решений. На рисунке 1 приведена базовая архитектурная модель цифрового вуза.

Сегодня мы находимся на пути создания единой цифровой экосистемы Княгининского университета, знаем, что должны получить в итоге и уверенно движемся в этом направлении.

– (2) Мы стараемся постоянно расширять список наших партнеров по различным отраслям деятельности, в том числе сотрудничаем с большим количеством организаций, занимающихся онлайн-образованием. Наш вуз также представлен на многих онлайн-платформах, где мы делимся своими курсами и перенимаем опыт коллег.

Одним из ярких и показательных достижений считаем участие в реализации нацпроекта «Кадры для цифровой экономики». В 2020 году Нижегородская область впервые стала регионом-участником федеральной программы «Цифровые персональные сертификаты», в рамках которой граждане могли бесплатно повысить квалификацию по более чем 20 востребованным в цифровой экономике направлениям.

В 2020 году в проекте участвовали жители 48 регионов. Из Нижегородской области на курсы в различных субъектах РФ записались свыше 3 тыс. человек, программы своего региона выбрали более 400, то есть 14%. От Нижегородской области наряду с 5 другими организациями в проекте участвовал и Княгининский университет. Вуз анонсировал 16 программ, 9 из которых прошли отбор и успешно реализуются: 10-е место по количеству принятых программ в РФ. Почти за два месяца на площадке Университета 2035 по нашим ОП обучились более 3 тыс. человек. Проект дал колоссальный опыт, планируем и в дальнейшем участвовать в подобных мероприятиях.

– (3) Чтобы обеспечить «нужное» образование, важно не только внедрять цифровые дисциплины в непрофильные направления, но и приземлять IT-направления к проблемным областям деятельности. Обновление ОП должно быть непрерывным и отражать реальные потребности отрасли.

Например, мы реализовали ОП «Агро­инфор­матика» в рамках направления «Информа­ционные системы и технологии», в основу легли запросы реального сектора экономики Нижегородской области на IT-специалистов со знаниями тонкостей сельскохозяйственного производства. Программа стала примером коллаборации АПК, информационных технологий, науки и образования. На наш взгляд, искомый баланс будет существовать в том случае, если при разработке ОП учтут потребности всех заинтересованных сторон.

– (5) В нашем вузе очень серьезно относятся к повышению квалификации сотрудников. Наличие специализированного структурного подразделения – института информационных технологий и систем связи – упрощает решение вопроса обучения по цифровым компетенциям.

Во-первых, на нашей базе функционируют более десятка учебных центров ведущих IT-компаний, что подразумевает наличие сертифицированных преподавателей. Во-вторых, профильные направления научной деятельности подкрепляют актуальность нового знания. В-третьих, в университете функционирует институт дополнительного образования, где при использовании цифровых инструментов обеспечивается «бесшовное» получение ДПО как с отрывом от производства, так и без него.

Подтверждением вышесказанного является стопроцентное повышение квалификации и переподготовки ППС вуза по программам «Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе», «Формирование цифровой образовательной среды», «Формирование цифровой образовательной среды: основы онлайн-обучения», а также обучение необходимым цифровым технологиям: таким как, например, искусственный интеллект, большие данные, WEB-разработка.

ГРИГОРЬЕВ Сергей Сергеевич
ГРИГОРЬЕВ Сергей Сергеевич
Начальник от- дела программно-технического сопровождения Якутского колледжа инновационных технологий

– (1) Развитие информационной среды занимает одно из ключевых мест в образовательной организации. Очень важно быть в полной мере готовыми к таким ситуациям, как, например, пандемия коронавируса или использовать ЭИОС в качестве инструмента дополнительного образования, источника знаний для обучающихся.

Для реализации и продвижения образовательных услуг мы стараемся использовать все популярные информационные ресурсы: системы веб-конференций, платформы дистанционного обучения, социальные сети и мессенджеры. Занимаемся разработкой собственных веб-инструментов и ПО.

Основные барьеры здесь – ежегодное удорожание компьютерного оборудования, различные санкционные меры, которые в той или иной мере влияют на рынок ИТ. Ещё одна большая для негосударственных образовательных организаций проблема – высокая стоимость на специализированное ПО и оборудование. И, естественно, нехватка квалифицированных кадров в сфере ИТ. Те же профильные специалисты, которые имеют хороший уровень подготовки, не стремятся преподавать из-за низкой заработной платы.

– (2) Сейчас мы прорабатываем этот вопрос. Активно взаимодействуем с крупными вузами страны (например, Российским новым университетом, Сибирским университетом потребительской кооперации). Заинтересованы в сотрудничестве с занимающимися онлайн-образованием организациями – для обмена опытом, проведения курсов повышения квалификации с их платформами на нашей базе. Как образовательная организация, работающая на территории со своей спецификой продвижения, мы знаем особенности местного рынка и можем привлекать потребителей услуг.

Привлекаем и работодателей. Например, представителей Центра защиты информации «Север», где студенты проходят разные виды практики. В колледже читают курсы специалисты компаний, являющихся резидентами IT-парков региона. Обладая достаточным опытом и знаниями, эти преподаватели-практики могут внести весомый вклад в багаж знаний обучающихся при реализации системы онлайн-образования.

– (3) Никто не отменяет классику, но, как видим, сегодня большая часть дисциплин переходит в онлайн, оцифровывается. В этой связи необходимо перевести традиционную часть в цифру, не забыв при этом о специфике практической части традиционных дисциплин, которые проблематично перенести полностью в новый формат. Здесь как раз будет необходимо сохранить тот самый баланс, и особенно это касается практической части многих дисциплин.

Перенос дисциплин в онлайн-формат позволяет читать лекции через видеоконференции. Можно проводить и некоторые практические занятия, не требующие наличия специального оборудования или других условий.

– (4) Прежде всего, это разработка ОП с акцентом на информационных образовательных системах, направленных большей частью на интер­активность и обратную связь при обучении и развитии личности.

Здесь, несомненно, большую роль играет движение WorldSkills, в проектах и исследованиях которого можно почерпнуть практические рекомендации и ознакомиться с актуальными направлениями по развитию и повышению конкурентных преимуществ участников соревнований.

На наш взгляд, образовательной организации стоит развивать и улучшать качественную составляющую обучения. Это, прежде всего, разработка различного мультимедийного и методического контента для размещения и интегрирования в информационно-образовательной среде. Студент должен иметь доступ не только к стандартному материалу, согласно ФГОС, но также получить в своем роде «википедию» и обратную связь, контролировать ход своего обучения. Такие инструменты мы усматриваем в платных образовательных ресурсах онлайн-обучения.

Чтобы выпускать конкурентные квалифицированные кадры, все упомянутые задачи должны решаться при развитии IТ в программной и материальной составляющей.

– (5) В первую очередь приглашать специалистов актуальных направлений для проведения курсов повышения квалификации ППС. Необходимо выстроить систему обучения и раскрыть потенциал сотрудников, чтобы определить четкие критерии возможностей для обу­чения, восполнить пробелы в компетенциях. Преподаватели должны уметь решать разно­образные задачи в области использования ИКТ; использовать и создавать контент при помощи цифровых технологий (включая поиск и обмен информацией) и современных инструментов коммуникаций в образовании; ориентироваться в различных веб-сервисах и традиционных программах для создания качественного образовательного продукта.

Несколько раз в году в центре проводятся курсы по информационной грамотности для ППС, определяющие набор знаний и умений, необходимых для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов. Программа включает такие разделы, как работа с оргтехникой и компьютерным оборудованием, с прикладными и офисными программами для создания образовательного медиаконтента, со специализированными информационно-коммуникационными системами, применяемыми в нашем образовательном процессе, информационная безопасность и работа в сети интернет.

– (6) В планах ввести ставку заместителя директора по цифровизации. Он будет отвечать за вопросы не только технической и программной части, как принято во многих технических отделах при образовательных учреждениях, но и заниматься вопросами интегрирования и развития ИОС на всех ее этапах: от приемной комиссии до обучения и выпуска.

Применение ИКТ на всех этапах образовательной деятельности позволяет ускорить многие организационные процессы путем их автоматизации, освободить кадры от рутины, бросив на цели и задачи, повышающие качество услуги именно там, где нужен человек. Сейчас мы активно автоматизируем организационные процессы в приёмной комиссии: разрабатываем и совершенствуем ПО, веб-сервисы, работающие с базой абитуриентов, составляющие автоматизированные формы отчётов, на которые раньше уходило много человекочасов, переводящие контингент абитуриентов дальше в сервисы деканата, системы дистанционного обучения и другие подразделения.

ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Из выступления ректора «Университета 20.35» Н.О. Яныкиной на пленарной сессии «Цифра в образовании эпохи постпандемии» форума «Университеты и развитие геостратегических территорий России».
[2] Из выступления главы Минобрнауки РФ В.Н. Фалькова на стратегической сессии «Кадры для будущего» (Иннополис, 06.03.2021).
[3] См. материалы круглого стола «Цифровая трансформация и формирование интеллектуальной экономики университета» (форум «Университеты и развитие геостратегических территорий России», 18-19.03.2021).
[4] Из выступления вице-премьера Д.Н. Чернышенко на стратегической сессии «Кадры для будущего» (Иннополис, 06.03.2021).


{1} Подробнее dpo.tsu.ru/rss_news.php?id=23449.
{2} Подробнее innomap.tsu.ru/Projects/Info/1171.
{3} Подробнее vk.com/app6877638.
{4} Подробнее www.riatomsk.ru/article/20190621/proekt-rekrutinga-abiturientov-s-pomoschjyu-big-data-i-socsetej-tgu/.
{5} Подробнее tsu-bcore.tilda.ws.
{6} Подробнее lk.student.tsu.ru/campus_courses.
{7} Подробнее odin.study.
{8} Подробнее profi.tsu.ru.
{9} Подробнее elibrary.ru/item.asp?id=38691696.

17.06.2021
Наверх