ПРОЕКТИРОВАТЬ АИС начали более семи лет назад, когда в университете приняли решение об использовании универсальной электронной карты гражданина в качестве идентификатора сотрудника/обучающегося вуза. Уже тогда в систему были интегрированы возможности взаимодействия с системой контроля и управления доступом, «скидочного» приложения для работников и обучающихся, доступа к библиотечным ресурсам.
Практика симбиоза кампусного приложения и универсальной электронной карты (УЭК) – уникальный проект не только для республики, но и в масштабах страны. В 2017 году получено соответствующее свидетельство о регистрации программы для ЭВМ.
КАМПУСНАЯ система ориентирована на повышение эффективности управленческой и образовательной деятельности университета. С её помощью реализуются мероприятия по комплексной безопасности через обеспечение доступа пользователей к электронным информационным ресурсам СГУ им. Питирима Сорокина; ориентацию на предоставление услуг в электронном виде (справки, выписки и прочее) в рамках взаимодействия с электронным правительством региона; проведение единой технической и технологической политики управления вузом.
Сегодня процесс управления такой сложной организацией как университет невозможен без широкого использования цифровых технологий. Проводимый почти повсеместно реинжиниринг предполагает переход от старых, в основном бумажных технологий, к новым – электронным, базирующимся на строгой формализации управляющих воздействий, регламентации всех аспектов менеджмента, максимально активном погружении в ИТ.
Реализация проекта приведёт к созданию электронного университета. Речь идёт о формировании единого информационного пространства в защищённом исполнении для обеспечения информационного взаимодействия управленческой и образовательной инфраструктуры университета, автоматизации управленческой (повышение эффективности управления административной деятельностью вуза) и образовательной деятельности (формирование информационных решений стандартизованных операций).
Эти решения должны способствовать созданию условий успешной реализации ФГОС в образовательных программах и услугах университета, обновлению форм, средств, технологий и методов реализации ОП и соответствующих услуг, преподаванию дисциплин и распространению знаний, расширению доступности качественного образования.
Разрабатываемая информационная система не должна иметь ограничений к дальнейшему количественному и качественному росту функциональных возможностей, связанных с достижением основной цели её разработки.
Интеграция с сервисами электронного правительства осуществляется на основе использования технологии единой системы идентификации и аутентификации (портал госуслуг РФ).
ВНЕДРЕНЫ на базе кампусной информационной системы следующие пользовательские сервисы.
Для студентов – расписание занятий; доступ к библиотечным электронным ресурсам; успеваемость; справка об обучении; заявления об оказании социальной поддержки и материальной поддержки; портфолио; доступ к Wi-Fi; рабочие программы дисциплин; личные сообщения (общение с преподавателями и студентами своей группы).
Для преподавателей – личные сообщения (общение со студентами и другими преподавателями); расписание учебных занятий, ГИА, промежуточной аттестации; журнал посещаемости.
Для сотрудников институтов – новостные объявления для групп; портфолио обучающегося; работа с заявлениями об оказании материальной поддержки; загрузка расписания; информация о зарегистрированных в системе студентах; сведения о ППС; информация по аудиторному фонду с указанием оборудования и ПО для каждой аудитории.
Для сотрудников других подразделений – массовая рассылка на почтовые ящики зарегистрированных в кампусной системе студентов (студенческий городок, управление по связям с общественностью); СМС-сервис (отдел кадров); информация об онлайн-платежах (студенческий городок, автошкола, плавательный бассейн, издательский центр, ботанический сад, санаторий-профилакторий); выгрузка информации об онлайн-платежах (бухгалтерия); учет данных энергосервисного контракта (департамент по эксплуатации материальной базы); табель учета использования рабочего времени (для всех подразделений); график отпусков сотрудников (для отдельных подразделений).
Общие сервисы – это защищенный доступ к кампусной информационной системе и онлайн-оплата (общежитие, автошкола, бассейн и спортзал, услуги издательского центра, ботанический сад, проживание в санатории-профилактории).
Сейчас перерабатывается личный кабинет преподавателя, чтобы можно было использовать вносимую информацию для всех видов отчётности, идёт настройка прозрачной авторизации и синхронизации между кампусной информационной системой и системами управления обучением (Moodle).
РЕАЛИЗАЦИЯ проекта позволила создать множество новых сервисов. Обеспечить контроль и прозрачность всех ключевых процессов в вузе. Оперативно принимать управленческие решения. Соединить в единый комплекс разнородные по своим задачам и функциям информационные системы институтов, приемной комиссии, аспирантуры, дистанционного обучения, бухгалтерии, отдела кадров, библиотеки и других подразделений. Организовать электронный документооборот внутри университета и электронный документооборот с электронным правительством Республики Коми. Использовать электронную подпись в системе электронного документооборота. Интегрироваться в кампусную информационную систему в учебных корпусах и общежитиях университета.
В 2020 году внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс привело к формированию единой системы информационных сервисов на базе ЭИОС вуза. Наибольшую роль среди них сыграла модернизация системы дистанционного обучения на базе LMS Moodle и кампусной информационной системы.
В условиях действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения особое значение приобрела возможность организации взаимодействия с обучающимися в дистанционном формате.
Спроектирован и реализован комплекс технологических решений, в том числе внедрение обеспечивающих дистанционное взаимодействие студента и служб вуза онлайн-сервисов. Так, на базе личного кабинета студента в кампусной информационной системе организован функционал «онлайн-зачетки», позволяющий отслеживать успеваемость, разработан «онлайн-обходной лист» с целью организации дистанционного взаимодействия со службами СГУ для получения документа об образовании, организована система тестирования в LMS Moodle с системой прокторинга и системой выбора экзаменационного билета в ЭИОС университета.